Ермакова Людмила Ахсановна

сайт учителя ОБЖ

Каждый в свое время на своем месте.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: здоровьесбережение

Увлечения: театр

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Пушкино

Место работы: МБОУ СОШ № 5

Звание, ученая степень: ветеран труда

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ermakova-lyudmila-akhsanovna
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Г. Песталоцци

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей,- это необычайно благородная и  благодарная роль. Результатом и наградой будет осознание, что ты внёс свой вклад в то, чтобы здоровье детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

О себе

Я работаю в самой замечательной школе г. Пушкино.

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.

                                     Г. Песталоцци

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
   Одним из приоритетных направлений предмета является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение ОБЖ позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.

   Мы живем, не всегда задумываясь, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Разве не должен каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому? Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависят не только здоровье, но зачастую и жизнь попавшего в беду человека. Вот почему этому необходимо учиться на уроках основ безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, о чем сообщается на уроках ОБЖ.

 

За время моей работы учителем ОБЖ я постоянно задумывалась над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ.

   Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. Всё это позволило определить выбор темы моей исследовательской работы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ», над которой я планирую работать и в дальнейшем.

    В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.

   Для себя я определила цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ.

   Задачи исследования:

· изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования;

· рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;

· дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения.

   Зная общую структуру процесса обучения, его методы, опираясь на опыт психологов и педагогов, продумываю, конструирую каждый урок.

   В своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся. Стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.

   В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:

Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

    При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    Хочу отметить совсем понятные вещи: здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.

    В своей деятельности стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня, в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства, изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ.

   Планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность. На основе этого виду отбор средств форм и методов обучения позволяющих добиваться повышения качества.

   В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

- Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.

- Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.

- Растет качество знаний.

- Возрос рейтинг предмета.

   Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ» я наблюдаю положительные результаты

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

классика

Мои достижения

Медаль "850-летие Москвы"

Моё портфолио

Педагогические технологии

используемые при формировании УУД на уроках ОБЖ

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить  метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции;

— на смыслообразование;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на учёт позиции партнёра;

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображению предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

— ролевые игры;

— групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения;

— на самоконтроль;

— на коррекцию.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

         А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по  формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.

Хочу рассказать о формировании УУД на конкретном уроке ОБЖ по теме «Ураганы, бури, смерчи».

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только узкопредметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают большой перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование всех УУД в рамках одного предмета невозможно. В рамках освоения курса ОБЖ, исходя из собственной практики, можно реализовать работу по формированию логических и познавательных УУД. А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по заданиям на формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД вкупе с работой по изучаемой теме. Также отражается связь с предыдущим уроком, результаты которого продемонстрированы классу на представленном уроке.

Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является "готовый продукт", о котором всё чаще говорят современные педагоги, и который будет использоваться на дельнейших уроках.

Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся, когда они сами создают материал для дальнейшего использования.

Ход урока

Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении. На прошлом уроке мы закончили говорить о геологических природных явлениях и начали самостоятельно рассматривать ураганы, смерчи. (. Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относятся ураганы? (заслушиваются ответы учеников). А кто может своими словами сказать, что же такое циклон и антициклон? (выслушиваются версии (это познавательные УУД)). Чем же опасны ураганы? (заслушиваются ответы, комментируются и дополняются учителем).

Выявление и формулировка цели.  (познавательные УУД) Постольку поскольку мы изучаем ураганы именно на уроках ОБЖ, то что будет целью изучения этого явления в рамках нашего урока?  Для чего именно на уроках ОБЖ мы их изучаем? (выслушиваются версии). А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при метеорологических ОПЯ? (ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, как человек может и должен действовать при заблаговременном оповещении об урагане и во время урагана).

Обучение элементам классификации (познавательные УУД) . На прошлом уроке вам предлагалось самостоятельно составить схему "Классификация метеорологических ОПЯ", используя материалы учебника. Кто может объяснить, что такое классификация? (заслушиваются версии учащихся). Затем учитель даёт правильные определение: "Классификация - это распределение на группы по каким-либо признакам". Классификацию какого-либо явления лучше отображать в виде схемы, на которой сначала отображены выделенные вами признаки явления, а под ними - названия, виды.

Вашему вниманию представлены на слайде виды метеорологических ОПЯ, но без признаков, по которым они распределены (ячейки с названиями признаков изначально пустые, заполняются по щелчку после ответов учащихся). Ваша задача - ответить, по каким признакам были разделены на группы представленные виды метеорологических ОПЯ  (заслушиваются ответы признакам(познавательные). На слайде шкала Бафорта, определите силу ветра согласно шкале Бафорта (заслушиваются версии, показывается ссылка на слайд ).

Выявление критериев изучения материала. Напомню, что основная задача изучения метеорологических ОПЯ - это определение порядка действий в случае их возникновения. Как вы думаете, что нам необходимо знать об ураганах, чтобы разработать порядок действий? (можно дать 2 мин на обсуждение в группе). Выслушиваются ответы, обсуждаются. (регулятивные)

Работа в группах по систематизации материала. (коммуникативные) Рассмотрев ваши предложения, можно сделать вывод о том, что правила поведения при метеорологических ОПЯ  зависят от их вида, от того, начались они или нет, от того, что или кого необходимо спасти. Теперь я предлагаю вам в группах создать плакат "Действия при ураганах", используя предложенные картинки (картинки распределяются поровну в четырех группах). Обратите внимание, что плакат составлять нужно согласно предложенным вам критериям, написанным на карточках с вашими фамилиями, но если вам не нравятся предложенный вариант, то разрешается придумать свой. В качестве примера показываю вам плакат, на котором изображен порядок действий при техногенной ЧС.

Распределение по ролям (коммуникативные): для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: "мозговой центр", который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат. (Согласно особенностям учащихся и определяется состав групп так, чтобы в каждую группу входил хотя бы один ученик, соответствующий вышеперечисленным ролям).

Защита плакатов, обсуждение. (коммуникативные) От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при наводнении согласно оформленному плакату.

Рефлексия.(регулятивные УУД) После ответов учащихся по действиям при угрозе и во время урагана, предлагается ответить на вопросы: какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать эти действия и правильно вести себя при метеорологических ОПЯ? Как можно развить у себя эти качества? С какого возраста необходимо работать над этими.

 

Добавить грамоту в портфолио