«Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ.»
опыты и эксперименты по обж на тему

Ермакова Людмила Ахсановна

Главным в курсе ОБЖ я считаю научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попасть в них, как выжить в условиях города и природы.

Есть знания, которые нужны каждому человеку, независимо от получаемой профессии.(Д.А.Медведев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей ОБЖ Пушкинского муниципального района

12.11.2014г.

МБОУ СОШ № 5

Выступление преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ СОШ № 5

Ермаковой Л.А.

Тема: «Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ.»

                Каждый предмет имеет свою специфику и значимость. Но нельзя забывать о важнейших правилах поведения в той или иной чрезвычайной обстановке. Забыл формулу по физике, химии, математике — жизнь не остановится! А вот в сложной обстановке в ЧС теряться и паниковать нельзя! Еще А.В.Суворов говорил, что от "немогузнаек" большие беды и они первыми гибнут в бою"! А у нас и в мирное время природа может (да и человеческий фактор!)такое "выкинуть", что сравнимо с боем за жизнь и спасение. Техногенные  катастрофы приобрели на сегодняшний день системный характер. Возьмите, например, ночной клуб "Хромая лошадь" или трагедию теплохода "Булгария". А это очень страшно. Так что статус ОБЖ безусловно нужно повышать, интегрируя его с другими дисциплинами и в целом с системой воспитательной работы учебного заведения.

 Бывший министр МЧС Сергей Шойгу на одной из встреч с педагогами сказал жесткие, но точные слова: «Математика и литература, конечно, нужны школьнику, но зачем и кому они пригодятся, если случится трагедия из-за незнания ребенком элементарных правил поведения в чрезвычайных ситуациях.»

 «Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.»( Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

Выбор данной темы мною не случаен, он обусловлен следующим:

Во-первых, в течение многих лет я наблюдала за поведением учащихся, оказавшихся в нестандартных ситуациях (спортивное ориентирование,  «Туристическая эстафета», «Школа выживания») видела как взрослеют и мужают ученики, как появляется у них чувство уверенности в себе, желание преодолеть возникшие трудности.

Во-вторых, в эпоху новых социально-экономических условий, жесточайшей конкуренции за жизнь, необходим такой человек, который мог бы суметь реализовать свои потенциальные способности и возможности, который был бы здоров не только физически, но и нравственно, другими словами, был бы конкурентоспособен в нашем мире. Именно такие качества: инициативность, сила воли, ответственность,            высокая   духовная   нравственность, гражданственность   помогает    формировать    предмет    «Основы безопасности жизнедеятельности», который я веду.

В-третьих, сами учащиеся подтверждают необходимость заниматься самопознанием, саморазвитием, самовоспитанием по данной теме вопросами, которые они мне задают в процессе обучения и воспитания.

В-четвертых, только здоровый во всех отношениях человек может строить общество, создавать новые интеллектуальные и материальные ценности.

Определение выпускника, владеющего компетенциями то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, -называют компетентностным подходом.

Согласно последней Концепции модернизации образования на период до 2015 года образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначается:

♦    для формирования компетентности человека в области безопасности жизнедеятельности, становящейся ключевой в наступающей постиндустриальной эпохе,

♦    для формирования нового сознания общества, необходимого для его выживания и развития вXXIвеке.

          Образовательная компетентность – следствие личностно – ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.

Модель предусматривает формирование компетенции школьника в четырёх направлениях:

·            формирование базовой компетенции, к которой относится умение использовать анализ, сопоставление, сравнение, систематизацию, принимать решения, прогнозировать, соотносить результаты действия с выдвигаемой целью;

·            формирование личностной компетенции, которая позволяет сформировать у ребенка такие качества, как ответственность, организованность, целеустремленность;

·            формирование социальной компетентности-  ребенок должен научиться безопасно организовывать свою жизнь, в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, уметь взаимодействовать в социуме, руководствуясь социально значимыми ценностями;

·            формирование профессиональной компетенции, позволяющей безопасно трудиться по выбранной профессии.

Компетентность в области основ безопасности жизнедеятельности

  • заключается в понимании и способности к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и рациональному поведению в случае их возникновения.
  • Означает осознание личной ответственности за благополучие окружающего мира и базирующееся на нем собственное благополучие.
  • Опирается на систему мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, нравственных норм, научных знаний, практических умений и навыков, закладывающую основы:

здорового образа жизни и физической культуры личности;

рационального поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

При попытках охватить курсом ОБЖ как можно больше знаний, нельзя допускать, чтобы он превратился только в теоретический курс. Считаю, что ни одна существенная тема ОБЖ не может обходиться без практики. Роль практики во многих темах ОБЖ исключительна. Где практика невозможна, я провожу ролевые игры, имитации, добиваюсь цели демонстрацией действий на экране телевизора, компьютера. Активная роль учащегося в овладении курсом представлена максимально, что приводит к повышению знаний. Я стою за практику как приоритет.

Основная цель: обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию. Необходимо учитывать, что специфика данного предмета предусматривает рассмотрение не столько самих процессов и явлений ,включая механизм формирования и территориальность распространения, сколько их способность нанести вред населению, экономики. Ключевая задача: формирование знаний о способах защиты, умении и навыков самоспасения при возникновении опасностей. Таким образом учить детей ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ  ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ  ЕЕ  ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ.

Традиционной и ведущей формой проведения уроков в старших классах является школьная лекция. Это эффективная форма при изучении нового материала, так как позволяет рассмотреть большой объем событий.  .

Любая лекция значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации я стараюсь использовать слайды и  видеофильмы. Использование видеоматериалов не только украшает урок, но делает информацию более доступной, привлекательной, запоминающейся.

Не менее эффективными в работе являются методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся:

·  практические работы, в ходе которых учащиеся приобретают определенные навыки и умения, основанные на теоретических знаниях. В дальнейшем  они помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях;

·  письменные творческие работы (доклады, рефераты, сочинения);

·  краеведческая и поисковая деятельность;

·  проблемно-нравственные ситуации;

·  самостоятельная работа. Целью таких работ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации;(НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС)

Вывод:  Методы обучения ОБЖ обуславливаются содержанием предмета и  обеспечивают его усвоение учащимися. Ошибка в выборе метода обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса. Я считаю, что соответствие метода изучаемого материала — важнейшее условие качества образования.

 Главным в курсе ОБЖ я считаю научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попасть в них, как выжить в условиях города и природы.

Есть знания, которые нужны каждому человеку, независимо от получаемой профессии.(Д.А.Медведев)

На своих уроках я практикую решение ситуационных задач на разных этапах.

Теория без практики — мертва и бесплодна, практика без теории — слепа и бесполезна. Это – истина, не требующая доказательств, ибо ее проверила сама жизнь.

          При планировании патриотического аспекта в курсе предмета ОБЖ я пришла к выводу, что урок является главным элементом исторического образования, однако и у него есть некоторые недостатки: во-первых — временные рамки; во-вторых, ограниченность содержания урока, обусловленная требованиями Эти недостатки урока компенсирует внеурочная деятельность по предмету.  Внеурочная деятельность является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции и  строится с учетом интересов учащихся, возможностей учителя и учебного заведения. Эта деятельность разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся. Это  участие в слетах-соревнованиях «Школа безопасности» , проведение «Фестиваля допризывной молодежи», работа с допризывной молодежью, военкоматом  (сбор характеризующего материала для постановки на воинский учет; контроль за прохождением медицинского освидетельствования; индивидуальные беседы с учащимися, желающими поступать в военные учебные заведения), планирование и проведение «Дня защиты детей», недели безопасности.

За многие годы своей деятельности я пришла к выводу, что ведение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует не только получению определенной суммы теоретических знаний и практических навыков, но в большей степени помогает личности расширить ее потенциальные возможности и способности, помогает разумно применять свои умения в экстремальных ситуациях.
Программа курса «Основ безопасности жизнедеятельности» позволяет формировать самосознание человека в позитивном направлении, способствует развитию высоконравственных качеств личности.

Поэтому, продолжая эту работу, я ставлю следующие задачи:

1.  Добиться более высоких показателей по таким нравственным  качествам,         как:   трудолюбие, целеустремленность, инициатива;

2.  В сотрудничестве с педагогическим коллективом, узкими специалистами школы, родителями учащихся продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, искоренению вредных привычек среди школьников (курение, алкоголизм, употребление психически активных веществ), пропаганде здорового образа жизни;

3.   Совершенствовать просветительскую работу среди родителей, учащихся школы по формированию гражданских, военно-патриотических качеств учащихся, как будущих защитников Отечества;

4.  Повышать свой профессиональный и методический уровень, активно участвовать в работе районного методического объединения преподавателей -организаторов ОБЖ, и во всех делах своей школы

Однако формирование нравственных начал процесс очень сложный и долгий и должен идти постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ

Компетентность в области ОБЖ соответствует базовым целям развития страны в XXI веке, способствуя обеспечению индивидуальной, национальной и глобальной безопасности при переходе цивилизации к постиндус...

Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин....

доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...

Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ

Выступление  на РМО учителей ОБЖ  преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ СОШ № 5 Ермаковой Л.А....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориента...

Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка.

Понятие "читательские умения". Классификация читательских умений младших школьников....