Методическая разработка тема: «Контроль качества усвоения знаний учащимися на уроках ОБЖ»
учебно-методический материал по обж (8 класс) на тему

Чистякова Лидия Федоровна

Актуальность темы «Контроль качества знаний учащихся на уроках ОБЖ» обусловлена тем, что зачастую преподавателю сложно объективно оценивать учащихся соответственно, чем понятнее и подробнее требования и критерии оценки, тем оценка будет объективнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khlor._metod._razrabotka.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 266 с углубленным изучением французского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

_________________________________________________________

190005, Санкт-Петербург,  5-я Красноармейская улица, дом 23, лит. А   тел.(812)316-08-65,

факс (812) 417-36-30,  e-mail:school266@spb.edu.ru

Методическая разработка

тема:

«Контроль качества усвоения знаний учащимися

на уроках ОБЖ»

Выполнила: преподаватель-организатор ОБЖ

                   высшей категории ГБОУ СОШ 266

                    Адмиралтейского района

                   Чистякова Лидия Фёдоровна

Санкт-Петербург

2013г.

Контроль качества усвоения знаний учащимися

на уроках ОБЖ

Актуальность темы «Контроль качества знаний учащихся на уроках ОБЖ» обусловлена тем, что зачастую преподавателю сложно объективно оценивать учащихся соответственно, чем понятнее и подробнее требования и критерии оценки, тем оценка будет объективнее.

Цель учета и контроля знаний, умений и навыков – формирование у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к успехам и недостаткам в работе, а также развитие способности к творчеству и привычки к самоконтролю. Отметка в классном журнале – это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свою работу.

Проверка и оценка качества подготовки учащихся – важная часть обучения. Особое значение она приобретает в процессе изучения курса ОБЖ, когда преподаватель встречается с классом один раз в неделю.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. Основной целью контроля является определение качества усвоения школьниками изученного материала и повышение ответственности к учебе. В процессе контроля происходит окончательное осмысление, систематизация и обобщение приобретенных учащимися знаний. Правильно организованная проверка знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету, желанию успешно учиться.

Контроль и оценка результатов учебной деятельности побуждает ребят своевременно и старательно выполнять порученные задания, совершенствовать свои знания, умения и навыки, т.е. проверка, стимулирует учащихся к самостоятельной деятельности, предупреждает пробелы в знаниях, способствует выявлению путей повышения эффективности обучения. Результаты контроля помогают наметить, что необходимо сделать для того, чтобы каждый ученик действительно усвоил требуемый учебной программой материал.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся должна проводиться на основе научно-обоснованных и проверенных опытом принципов. К ним относятся: объективность, всесторонность, систематичность.

Проверка – сложный элемент процесса обучения, требующий от преподавателя творчества и мастерства. Она должна быть быстрой, мобильной, проводиться разнообразными методами и приемами.

Проверить и оценить объективно – значит предупредить случаи субъективных и ошибочных мнений и суждений учителей и учащихся. Для реализации принципа объективности, широко используется комментирование оценок и обсуждение на уроках ошибок допущенных при выполнении заданий.

Для оперативной проверки знаний можно использовать тесты, которые позволяют систематически контролировать усвоение материала, оценивая знания учащихся всего класса за короткое время.

После изучения определенной темы или раздела курса желательно провести тематическую проверку, которая будет способствовать приведению в систему и закреплению знаний учащихся. Она может быть письменной и устной.

Для того чтобы ускорить процесс проверки качества знаний учащихся можно использовать шаблонные таблицы с верными ответами, позволяющие быстро определить количество верных ответов.

В таблицах для преподавателя напротив вопросов указаны ответы на них, в таблицах для учащихся – ответы размещены рядом с не соответствующими им вопросами.

Предлагаемые таблицы для тематического контроля позволяют проводить как устный, так и письменный опрос.

Для удобства проведения устных и письменных опросов желательно, чтобы каждая таблица была напечатана на одной стороне листа.

При письменном опросе вместе с таблицами учащимся выдаются бланки, в которые они будут вписывать номера верных, на их взгляд, ответов. Нормы оценок за количество верных ответов устанавливает преподаватель. При этом необходимо принимать во внимание сложность вопросов по теме, разделу и количество часов, отведенных на их изучение. Рекомендуется до начала работы ознакомить учащихся с нормами оценок.

Для наглядности хочу привести пример использования таблицы для учащихся 8-х классов  по теме «Аварии на объектах экономики с выбросом хлора и действия населения»:

  • таблицы для учащихся и для преподавателя (с правильными ответами)
  • бланки для письменного опроса – шаблон без ответов для учащихся и шаблон с правильными ответами для преподавателя.

 Аварии  на  объектах  экономики  с  выбросом  хлора

и  действия  населения  (8 класс)

(для  преподавателя)

Вопросы

Ответы

1

Какое  вещество  является  химически  опасным  для  человека?

Химическое  вещество,  воздействие  которого  на  человека  может  вызвать  у  него  острые  и  хронические  заболевания  или  даже  привести  его  к  гибели.

1

2

Что  такое  химическая  авария?

Авария  на  химически  опасном  объекте,  сопровождающаяся  разливом  или выбросом  опасных  химических  веществ.

2

3

К  чему  приводит  химическая  авария?

К  гибели  или  химическому  заражению  людей,  продовольствия,  животных  и растений  или к химическому заражению  окружающей  природной  среды.

3

4

Как  называется  территория,  в  пределах которой  распространены  опасные  химические  вещества  в  концентрациях  и  количествах,  соз-дающих  опасность для  жизни  и  здоровья  людей, животных  и растений в течение какого-либо  времени?

Зона  химического  заражения.

4

5

Что  такое  очаг  химического  поражения?

Участок  местности,  на  котором  разлился  токсичный  продукт.

5

6

От  чего  зависят  размеры  очага  химического  поражения?

От  количества  разлившегося  химически  опас-ного  вещества, характера разлива,  метеоусло-вий,  токсичности  вещества  и  степени  защи-щенности людей.

6

7

Что  представляет  собой  хлор?

Зеленовато-желтый  газ  с  резким  удушливым  запахом,  тяжелее  воздуха.

7

8

Каковы  признаки  отравления  хлором?

Боль  в  груди,  сухой  кашель,  одышка, тошнота,  рвота,  резь  в  глазах,  слезотечение,  потеря  координации  движения.

8

9

Где  применяется  хлор?

При  хлорировании  воды;  в  бумажно-целлюлоз-ной  промышленности;  в  производстве  хлорной  извести.

9

10

В  каких  местах в городе  возможен  длительный  застой  химически  опасных  веществ:  хлора?

В  замкнутых  кварталах,  парках,  в  подъездах,  на  чердаках,  в  подземных  переходах.

10

11

При  аварии  на  химически  опасном  объекте  произошла  утечка  хлора.  Вы  можете  оказаться  в  зоне  заражения, живете  на  9-м  этаже  девятиэтажного  дома. Как  вы  поступите?

Останетесь  в  своей  квартире,  загерметизировав  все  окна,  двери  и  вентиляционные  каналы.

11

12

Как  надо  выходить  из  зоны  химического  заражения?

В  сторону,  перпендикулярную  направлению  ветра.  Быстрым  шагом,  но  не  бежать  и  не  поднимать  пыль.

12

13

Что  относится  к  простейшим  СИЗ  органов  дыхания?

ВМП  и  ПТМ-1

13

14

Какой  толщиной  кладут  слой  ваты  при  изготовлении  ВМП?

1 – 2 см.

14

15

Какой  размер  марли  необходимо  взять  для  изготовления  ВМП?

100 Х 50 см.

15

16

Какой  раствор  надо  приготовить,  чтобы  смочить  ватно-марлевую  повязку  при  аварии  с  утечкой  хлора?

2 %  раствор  соды.

16

17

Как  оказать  первую  помощь  при  поражении  хлором?

Одеть  противогаз  на  пострадавшего;  вынести  из  зоны  поражения;   промыть  глаза,  рот  2 %  раствором  соды;  давать  пить  теплое  молоко  с  содой.

17

18

Что  запрещается  в  зоне  химического  заражения?

Прислоняться  к  зданиям,  прикасаться  к  окружающим  предметам,  брать  что-либо  с  зараженной  местности,  садиться  на  землю;  снимать  средства  индивидуальной  защиты.

18

19

Как  правильно  действовать  после  выхода  из  зоны  химического  заражения?

Снимать  СИЗ  только  с  разрешения  сотрудника  ГО.  Пройти  санитарную  обработку  и  провести  дегазацию  одежды  и  обуви.

19

20

Что  такое  дегазация?

Удаление  или  химическое  разрушение  отравляющих  веществ.

20

Аварии  на  объектах  экономики  с  выбросом  хлора

и  действия  населения

Вопросы

Ответы

1

Какое  вещество  является  химически  опасным  для  человека?

Прислоняться  к  зданиям,  прикасаться  к  окружающим  предметам,  брать  что-либо  с  зараженной  местности,  садиться  на  землю;  снимать  средства  индивидуальной  защиты.

1

2

Что  такое  химическая  авария?

100 Х 50 см.

2

3

К  чему  приводит  химическая  авария?

В  замкнутых  кварталах,  парках,  в  подъездах,  на  чердаках,  в  подземных  переходах.

3

4

Как  называется  территория,  в  пределах которой  распространены  опасные  химические  вещества  в  концентрациях  и  количествах,  создающих  опасность для  жизни  и  здоровья  людей, животных  и растений в течение какого-либо  времени?

Надеть  противогаз  на  пострадавшего;  вынести  из  зоны  поражения;  дать  кислород;  промыть  глаза,  рот  2 %  раствором  соды;  давать  пить  теплое  молоко  с  содой.

4

5

Что  такое  очаг  химического  поражения?

В  сторону,  перпендикулярную  направле-нию  ветра.  Быстрым  шагом,  но  не  бежать  и  не  поднимать  пыль.

5

6

От  чего  зависят  размеры  очага  химического  поражения?

Химическое  вещество,  воздействие  кото-рого  на  человека  может  вызвать  у  него  острые  и  хронические  заболевания  или  даже  привести  его  к  гибели.

6

7

Что  представляет  собой  хлор?

ВМП  и  ПТМ-1

7

8

Каковы  признаки  отравления  хлором?

1 – 2 см.

8

9

Где  применяется  хлор?

2 %  раствор  соды.

9

10

В  каких  местах в городе  возможен длительный  застой  химически  опасных  веществ:  хлора?

Удаление  или  химическое  разрушение  отравляющих  веществ.

10

11

При  аварии  на  химически  опасном  объекте  произошла  утечка  хлора.  Вы  можете  оказаться  в  зоне  заражения, живете  на  9-м  этаже  девятиэтажного  дома. Как  вы  поступите?

К  гибели  или  химическому  заражению  людей,  продовольствия,  животных  и растений  или к химическому заражению  окружающей  природной  среды.

11

12

Как  надо  выходить  из  зоны  химического  заражения?

Снимать СИЗ  только  с  разрешения  сотруд-ника  ГО.  Пройти  санитарную  обработку  и  провести  дегазацию  одежды  и  обуви.

12

13

Что  относится  к  простейшим  СИЗ  органов  дыхания?

Участок  местности,  на  котором  разлился  токсичный  продукт.

13

14

Какой  толщиной  кладут  слой  ваты  при  изготовлении  ВМП?

При  хлорировании  воды;  в  бумажно-целлюлозной  промышленности;  в  произ-водстве  хлорной  извести.

14

15

Какой  размер  марли  необходимо  взять  для  изготовления  ВМП?

Зона  химического  заражения.

15

16

Какой  раствор  надо  приготовить,  чтобы  смочить  ватно-марлевую  повязку  при  аварии  с  утечкой  хлора?

Боль  в  груди,  сухой  кашель,  одышка, тошнота,  рвота,  резь  в  глазах,  слезоте-чение,  потеря  координации  движения.

16

17

Как  оказать  первую  помощь  при  поражении  хлором?

От  количества  разлившегося  химически  опасного  вещества, характера разлива,  метеоусловий,  токсичности  вещества  и  степени  защищенности людей.

17

18

Что  запрещается  в  зоне  химического  заражения?

Останетесь  в  своей  квартире,  загермети-зировав  все  окна,  двери  и  вентиляцион-ные  каналы.

18

19

Как  правильно  действовать  после  выхода  из  зоны  химического  заражения?

Авария  на  химически  опасном  объекте,  сопровождающаяся  разливом  или выбросом  опасных  химических  веществ.

19

20

Что  такое  дегазация?

Зеленовато-желтый  газ  с  резким  удушли-вым  запахом,  тяжелее  воздуха.

20

Бланк для преподавателя

(ответы  на  вопросы  теста)

№  вопроса

Верный  ответ

1

6

2

19

3

11

4

15

5

13

6

17

7

20

8

16

9

14

10

3

11

18

12

5

13

7

14

8

15

2

16

9

17

4

18

1

19

12

20

10

Бланк для ответов

Дата_____________________

Ф.И. учащегося_______________________________________________

Класс___________________

№  вопроса

Верный  ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Список литературы

  1. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981г.

  1. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000г.

  1. Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности». – М.: Новые технологии.

  1. Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007г.

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. – М: Высшее образование, 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как один из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.

Данная статья посвящена определению и характерным особенностям метода тестирования, как одного из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.В статье даны характеристики ...

Использование таблиц для проверки и контроля качества усвоения знаний учащихся

Проверка и оценка качества подготовки учащихся, выявления слабых мест в усвоении материала, а также работа с учебником по данной теме. В процессе обучения предмету ОБЖ, за 34-35 часов в год, терять вр...

Методическая разработка. «Заочно-зачетная система оценки знаний учащихся по химии для профессий и специальностей технического профиля. 1курс.»

Данная разработка позволяет заочно оценивать знания учащихся  1 курса НПО по химии, обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля....

Методическая разработка Тема: «Поэтапная работа с родителями учащихся, пропускающих уроки по неуважительным причинам, для привлечению их к ответственности за неисполнение родительских обязанностей»

В настоящее время обучение детей происходит не так гладко как хотелось бы нам, учителям. И дело даже не в том, что поколение плохое, а в том, что это самое поколение не готово обучаться. Поток информа...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...