Методическая разработка Тема: «Поэтапная работа с родителями учащихся, пропускающих уроки по неуважительным причинам, для привлечению их к ответственности за неисполнение родительских обязанностей»
методическая разработка на тему
В настоящее время обучение детей происходит не так гладко как хотелось бы нам, учителям. И дело даже не в том, что поколение плохое, а в том, что это самое поколение не готово обучаться. Поток информации, который получает современный школьник, настолько велик, что ничего другого ребёнок просто не хочет. У ребят сейчас есть телефоны, компьютеры, планшеты и тому подобные гаджеты. И информацию, которую получает ребёнок в школе, уже не воспринимают как нечто ценное, набрал в «гугле» вопрос – и получил на него 158 тысяч ответов. То есть ходить в школу за получением информации теперь ненужно. И тем чаще учащиеся стали пропускать уроки. Приболел – сиди дома, олимпиада или конкурс – освобождают с урока, устал – иди домой…. И таких причин, по которым современное поколение детей не ходит в школу, найдётся целая сотня, а то и больше. Но самые опасные «прогульщики» - это те, кто уроки не посещает просто так, а родители ничего с этим сделать не могут, или не хотят. И учителя ничего не могут сделать, или не знают, что можно в такой ситуации сделать. Для того, чтобы привлечь родителя к ответственности за неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению ребёнка, необходимо пройти определённые стадии, каждая из которых подразумевает огромную работу классного руководителя совместно с учителями предметниками и заместителем директора по воспитательной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка Сиводед Ю.А.//2015 г.
Методическая разработка
Тема: «Поэтапная работа с родителями учащихся, пропускающих уроки по неуважительным причинам, для привлечения их к ответственности за неисполнение родительских обязанностей»
Автор: учитель истории Сиводед Юлия Александровна
В настоящее время обучение детей происходит не так гладко как хотелось бы нам, учителям. И дело даже не в том, что поколение плохое, а в том, что это самое поколение не готово обучаться. Поток информации, который получает современный школьник, настолько велик, что ничего другого ребёнок просто не хочет. У ребят сейчас есть телефоны, компьютеры, планшеты и тому подобные гаджеты. И информацию, которую получает ребёнок в школе, уже не воспринимают как нечто ценное, набрал в «гугле» вопрос – и получил на него 158 тысяч ответов. То есть ходить в школу за получением информации теперь ненужно. И тем чаще учащиеся стали пропускать уроки. Приболел – сиди дома, олимпиада или конкурс – освобождают с урока, устал – иди домой…. И таких причин, по которым современное поколение детей не ходит в школу, найдётся целая сотня, а то и больше. Но самые опасные «прогульщики» - это те, кто уроки не посещает просто так, а родители ничего с этим сделать не могут, или не хотят. И учителя ничего не могут сделать, или не знают, что можно в такой ситуации сделать. Для того, чтобы привлечь родителя к ответственности за неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению ребёнка, необходимо пройти определённые стадии, каждая из которых подразумевает огромную работу классного руководителя совместно с учителями предметниками и заместителем директора по воспитательной работе.
Я попробовала разработать алгоритм действий учителя (классного руководителя, завуча, или просто предметника), у которого ученик прогуливает уроки.
Этап 1. Определение типа пропусков учащегося.
Этот этап требует от учителя терпения. Каждый раз, когда ученик пропускает уроки, необходимо выяснить почему. Для этого совершаются звонки родителям или законным представителям, отслеживаются пропуски каждого урока в журнале, опрашиваются одноклассники и учителя предметники. В результате первого этапа учитель будет иметь представление о причинах пропусков уроков учащегося (по болезни, по симуляции болезни, без уважительной причины и т.д.)
Этап 2. Работа с учеником-прогульщиком.
Этот этап идёт параллельно с первым. И на этой стадии можно добиться успеха. Ведь воздействие бесед, контроль пропусков, для некоторых учеников является достаточным, чтобы перестать прогуливать уроки. Данный этап подразумевает проведение бесед с учащимся, который прогуливает уроки. Каждая беседа фиксируется в журнал. Этот журнал можно сделать самостоятельно.
(Пример 1.)
Шаг 3. Работа с родителями ученика-прогульщика.
На этом этапе учитель может:
- Записывать в дневник информацию о пропусках (страницы с записями сканировать обязательно, и вкладывать в папку, отдельно созданную для каждого ученика-прогульщика)
- Информировать родителей по телефону. Обязательно фиксировать все звонки или составлять акт, о беседе с родителями учащегося по телефону. В случае, если родитель не берет трубку, или номер не доступен, так же составляется акт о произведённом действии.
(Пример 2)
Акт о беседе с родителями ученика 5 класса Иванова Ивана. Беседа состоялась по телефону. Мать учащегося Мария Петровна была поставлена в известность о пропусках уроков сына. Оправдательных документов (справок) семья не имеет. Мария Петровна обещала провести воспитательную работу с сыном. Дата звонка 23.10. 2014 18.43 Подпись классного руководителя Сидорова И.А. |
(Пример 3)
Акт о беседе с родителями ученика 5 класса Иванова Ивана. Беседа по телефону 8-914-145-67-34 не состоялась. Телефон матери учащегося Марии Петровны находился вне зоны действия сети. Дата звонка 24.11. 2014 17.15 Подпись классного руководителя Сидорова И.А. |
- Приглашать на индивидуальную беседу родителей. Обязательно составлять протокол проведённой беседы. В случае неявки родителя (родителей) на беседу, так же составляется документ.
(Пример 4)
Протокол беседы с родителями учени__ ___ класса ФИ _____________________ ФИО родителей __________________________________________ Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии администрации школы; Беседа состоялась (подчеркнуть) - в присутствии ребёнка; В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц; Основные вопросы беседы: 1)____________________________ Принятые решения: 1)____________________________ Подпись родителей учащегося Мать __________________________________ роспись ____ Отец __________________________________ роспись ____ Подпись классного руководителя Сидорова И.А. |
(Пример 5)
Акт о беседе с родителями ученика 5 класса Иванова Ивана. Беседа с родителями не состоялась, по причине их неявки. Приглашение на беседу было передано лично по телефону 8-914-145-67-34 13.03.2015 в 15.00. На данное приглашение, матерью ученика Марией Петровной был дан положительный ответ. Беседа была назначена на 14.03.2015 г. в 14.00. Дата 14.03. 2015 15.00 Подпись классного руководителя Сидорова И.А. Подпись третьего лица (засвидетельствовавшего ожидание) __________ |
- Приглашение родителей учащегося пропускающего уроки без уважительной причины на заседание родительского комитета. Во время которого составляется протокол заседания и фиксируются принятые решения. Формы актов или других документов могут составляться в любой форме, удобной классному руководителю.
Этап 4. Административные действия.
Если все предыдущие действия не имеют положительного результата, тогда необходимо переходить на новый уровень решения проблемы – с помощью администрации. Но тогда, действия ученика и его родителей подпадает под правонарушение, поскольку пропусками уроков без уважительной причины ученик нарушает устав школы, а родители непосредственно закон.
Пример 6.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" в Статье 44. Предусматривает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. |
(Пример 7)
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195 ФЗ в статье 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями предусматривает: 1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. |
Основные действия административного этапа.
Действия | Результаты | |
1 | Приглашение родителей учащегося на педагогический совет школы | Протокол заседания педсовета, либо акт о неявке родителей; |
2 | Приглашение родителей на Совет профилактики школы с участием инспектора ПДН, постановка учащегося на внутришкольный учёт. | Протокол заседания Совета профилактики, либо акт о неявке родителей |
3 | Обращение в инспекцию (комитет) по делам несовершеннолетних (при УВД) | -постановка на учёт в КПДН - определение учащегося в специализированное учебное учреждение - выписка административного штрафа |
Привлечь к административной ответственности может не школа, а инспекция по делам несовершеннолетних. Для того, чтобы инспектор ПДН смог действовать, школе необходимо предоставить определённые документы.
Основные документы, предоставляемые образовательным учреждением для подтверждения необходимости привлечения родителей к ответственности.
1.Документы подтверждающие профилактическую работу классного руководителя:
- Психолого-педагогическая характеристика класса (на основании успеваемости, социометрии, поведения учащихся).
- Психолого-педагогическая характеристика ученика.
- План профилактических мероприятий классного руководителя и анализ участия в нем учащегося:
- индивидуальные беседы с учениками и их родителями попавших в группу риска;
- классные часы о вреде курения, наркомании, употреблении алкоголя;
- классные мероприятия, направленные на установление контакта и улучшение климата в классе (совместные тематические вечера, походы в кино, театр, выезды на природу);
- Лист успеваемости учащегося с количеством пропущенных уроков и дней.
- Копии медицинских справок или иных документов легализующих отсутствие учащегося, записок и заявлений от родителей, приказов по школе.
- Докладные от учителей-предметников.
- Распечатки телефонных звонков, подтверждающих попытки классного руководителя установить контакт с родителями ученика.
- Копии дневника учащегося с записями классного руководителя (оценка поведения учащегося, приглашение родителей в школу)
- Протоколы заседания родительского комитета.
- Протоколы бесед с учащимся, его родителями, объяснительные.
2. Документы подтверждающие профилактическую работу школы:
- Протоколы бесед с родителями учащегося
- Протоколы заседаний педсовета, совета профилактики школы
- Локальные акты о продлении четверти, отстранении от занятий.
- Протоколы бесед с инспектором ПДН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тема: «Контроль качества усвоения знаний учащимися на уроках ОБЖ»
Актуальность темы «Контроль качества знаний учащихся на уроках ОБЖ» обусловлена тем, что зачастую преподавателю сложно объективно оценивать учащихся соответственно, чем понятнее и подробнее требования...
Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин
Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин...
Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...
Методическая разработка. "Темы рефератов по физкультуре для учащихся 5-11 классов"
темы рефератов по физкультуре...
Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики."
quot;Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики."...
Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании...