Игры и соревнования в школьном пневматическом тире
методическая разработка по обж на тему

Для поддержания повышенного интереса кзанятиям по стрельбе в конце тренировки рекомендуется использовать игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igry_i_sorevnovaniya_v_shkolnom_pnevmaticheskom_tire.zip65.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и соревнования в школьном пневматическом тире

Тренировочная стрельба только на большее количество очков по мишеням быстро утомляет, особенно молодежь. Стрелкам становится скучно, и они допускают ошибки, теряют интерес к занятиям, ждут их окончания.
Для поддержания повышенного интереса к стрельбе в конце занятий рекомендуется использовать игры. Они способствуют активизации внимания учащихся, создают спортивный азарт, помогают избежать однообразия в тренировках, а также вырабатывают выносливость, скоростные навыки и психологическую устойчивость во время стрельбы, воспитывают волю к победе во время соревнований.

Стрелковые игры

«Дуэльная» стрельба на скорость при заданном качестве

Условия стрельбы устанавливаются в зависимости от подготовки стрелков. Например: количество выстрелов – 3, 5 или 10; мишень – «П» школьная, № 8 и № 9; дистанция стрельбы – 5 м или 10 м; положение для стрельбы – сидя, стоя, лежа.

Двое стрелков или две, три пары стрелков – «дуэлянтов» начинают стрельбу одновременно по команде судьи (руководителя стрельбы). Выигрывает «дуэль» тот, кто первым закончит упражнение (при условии, что все пули попадут в «яблочко» или в круг, ограниченный позициями «7» или «5»).

На основе этой игры можно организовать турнир, в котором будут участвовать несколько стрелков. Зачетную таблицу можно сделать по типу футбольной или шахматной: например, за победу записывать 2 очка, за ничью – 1 очко, за поражение – 0 очков. Все стрелки играют между собой, стремясь набрать наибольшее количество очков или, по крайней мере, не оказаться последними.

«Дуэльная» стрельба на лучшее качество без ограничения времени

Условия те же. Выигрывает «дуэль» тот стрелок, у которого будет лучший результат самого худшего попадания. Эта игра заставляет стрелков тщательно, с полным напряжением производить все выстрелы, что весьма важно и для воина, и для спортсмена, так как вырабатывает выносливость и ответственность за каждый выстрел. На основе этой игры можно также организовать турнир.

«Ипподром с барьерами»

Игра решает специальную задачу: развитие психологической выносливости к длительным напряжениям в условиях повышенного эмоционального возбуждения.

Рис. 1. Стрелковая игра «Ипподром»:

Рис. 1. Стрелковая игра «Ипподром»: 1 – барьер «41 очко»; 2 – дорожка; 3 – десятая ступень дорожки; 4 – флажок первого стрелка; 5 – барьер «40 очков»; 6 – сменный бумажный протокол игры; 7 – барьер «42 очка»; 8 – фанерный подвесной стенд.

Обозначения:

  • флажки пунктирными линиями – положение игроков после первой серии стрельбы;
  • флажки сплошными линиями – положение игроков после второй серии стрельбы.

Схема игры изображается в виде стенда для длительного пользования на фанере или толстом листе картона размером около 600?800 мм и вывешивается на видном месте. В центре закрепляется сменный лист бумажного протокола стрельбы на предстоящую игру. Каждый стрелок получает бирку с номером (например, Коля Петров – № 1 и т.д.). Ее можно временно закреплять (подвешивать) в клетках дорожки и перемещать от «старта» до «финиша» по мере выполнения стрельб (всего 24 ступени).

У этой игры много вариантов. Все условия надо заранее обсудить со стрелками. Например, если они имеют хорошую подготовку, то условия будут следующие: положение для стрельбы – стоя без опоры; дистанция – 5 м; мишень – «П» школьная; количество выстрелов – 5; пули – «ДЦ»; время – не ограничено; «проходной» балл – 35 очков из 50; первый барьер – 40 очков, второй – 41 и третий – 42 очка. Количество участников – несколько человек. Стрельба ведется до тех пор, пока ктолибо из стрелков не достигнет «финиша». При этих условиях расстановка бирок на дорожке «ипподрома» покажет успехи остальных стрелков в данной серии стрельб. Поэтому все соревнующиеся будут стрелять с максимальным старанием.

Игра проводится следующим образом. Вначале все бирки закрепляются на линии старта. Затем стрелки, согласно условиям игры, производят первую стрельбу по мишени. Например: после подсчета очков оказалось, что Коля Петров имеет 36 очков, – значит, его бирку надо установить на вторую ступень (35 очков – «проходной» балл плюс еще 1 очко, т.е. еще одна ступень). Толя Сидоров имеет 35 очков – значит, его бирку надо установить на первую ступень, Саша Иванов имеет 32 очка, т.е. он не набрал «проходной» балл, и поэтому его бирка остается на старте, и т.д.

Затем производится вторая серия стрельб. После подсчета, например, оказалось, что Коля Петров имеет 40 очков и должен переместиться на седьмую ступень. Но на пути первый барьер – 40 очков, и он преодолевает этот барьер. Толя Сидоров имеет 33 очка – значит, его бирка остается на первой ступени. Саша Иванов имеет 39 очков – значит, его бирка устанавливается на пятую ступень, и т.д.

Сначала можно играть без барьеров, затем – с двумя, тремя барьерами. Рекомендуется всегда обсуждать суммы «проходных» и «барьерных» баллов со всеми участниками игры, постепенно ужесточая нормы по мере повышения мастерства стрелков. Эти нормы должны быть высокими, но при старании выполнимыми.

Игра обеспечивает существенное увеличение нагрузки на стрелка при сохранении эмоционального возбуждения в течение всей тренировки за счет его повышенной заинтересованности и азарта. Во время игры с барьерами школьники учатся еще и максимальной мобилизации сил для достижения заданной цели.

Разновидностью этой игры может быть и вариант «Ипподром командный», когда перемещение флажка производится в зависимости от суммы очков, набранных всей командой. В этом варианте стрелки испытывают еще и ответственность перед товарищами: ведь каждый плохой выстрел может сорвать передвижение командного флажка. «Проходной» балл должен соответствовать достигнутому стрелками уровню подготовки.

«Лось и волки»

Игра проводится на том же стенде «Ипподром». Ее рекомендуется проводить, если среди стрелков есть один сильный (опытный или талантливый) спортсмен, значительно опережающий по уровню подготовки всех остальных. Сильный стрелок – «лось» – борется один против всех остальных, которые будут «волками». Условия стрельбы примерно те же, что и в игре «Ипподром», но отличие – в том, что «лось» передвигает флажок по ступеням «Ипподрома» один и надеяться ему можно только на свои силы. Остальные стрелки – «волки» – двигают общий для всех флажок, но в зачет от них идет только один результат – самый лучший. Естественно, что каждый участник старается стрелять лучше своих товарищей. Такое соперничество создает высокий эмоциональный подъем и здоровый азарт. А сильному стрелку не хочется уступать лидерство, и он старается хорошо выполнять задания от начала до конца.

«Турнир»

Игра решает следующие задачи: закрепление навыков техники стрельбы, развитие решительности и настойчивости, умения полностью мобилизовать силы в стремлении к победе.

Все участники соревнуются между собой, и победителем становится стрелок, набравший больше всех очков в данной встрече. Результаты записываются в таблицу. Игра полезна тем, что стимулирует стрелков улучшать свои результаты в каждой встрече, особенно тогда, когда уровень подготовки участников примерно одинаковый. Так что напряженная борьба идет между всеми участниками, а не только за первые места, как на соревнованиях. Более слабые стрелки стараются занять не последние места.

«График»

Игра решает следующие задачи: тренировка выносливости в условиях длительного напряжения, развитие умения мобилизовать силы для выполнения каждого выстрела, формирование навыков самоконтроля.

Количество участников – 3–4 человека. Демонстрационный стенд оформляется в виде графика согласно рисунку (см. рис. 2).

Рис. 2. График результатов участников

Для игры подбирают стрелков примерно одинакового уровня подготовки и договариваются о минимальном результате (например, 41 очко из 50 при стрельбе стоя без опоры), ниже которого никто не должен опускаться в течение пяти стрельб. На графике этот результат обозначается пунктирной линией. Для большей наглядности результаты стрельб каждого участника лучше обозначить различными цветными карандашами в виде соответствующих точек. Затем эти точки соединяются цветными линиями. Таким образом, каждый стрелок может ясно видеть результаты своих и чужих стрельб.

Эта игра создает повышенную напряженность при каждой стрельбе и ответственность за каждый выстрел. Наглядность результатов создает атмосферу соперничества, которая делает игру похожей на соревнования. Кроме того, каждый стрелок сам проверяет свою собранность и настойчивость в выполнении условленной посильной нормы. Самыми трудными, конечно, будут последние стрельбы, так как усталость постепенно накапливается и от стрелка будет требуется все большее напряжение сил – как физических, так и моральных. Постепенно увеличивая количество стрельб в игре, стрелки будут бороться с усталостью и тренировать выносливость.

«Выбывание»

Игра решает те же задачи, что и «Турнир». Демонстрационная доска имеет вид следующей таблицы (см. табл. 1):

Таблица 1

Стенд стрелковой игры «Выбывание»

Имя, фамилия

Стрельбы

1

2

3

4

5

Саша Иванов

37

40

42

44

43

Коля Петров

35

Костя Сенин

41

37

Леня Шумко

39

41

43

45

44

Костя Федько

44

42

43

41

Сергей Гуркин

42

40

41

Возьмем для примера игру с шестью участниками. Допустим, что после первой стрельбы самый низкий результат (35 очков) показал стрелок Коля Петров, и он выбывает из игры. После второй стрельбы среди оставшихся пяти участников самый низкий результат – у Кости Сенина (37 очков), и он также выбывает из игры, и т.д. Победителем, как видно из таблицы, стал стрелок Леня Шумко.

Если самый низкий результат окажется у двух или более участников, то выбывает тот, у кого наиболее дальний отрыв пробоины от центра мишени.

Эту игру рекомендуется проводить только тогда, когда уровень подготовки у всех ее участников будет примерно одинаковый. Вариантом этой игры для начинающих можно сделать другое условие выбывания – только после повторного худшего результата, а за первый худший результат делать предупреждение и в таблице рядом с числом очков записывать, например, букву «П».

Можно также договориться, что выбывать после каждой стрельбы будут сразу два участника, показавшие самые низкие результаты. Этот вариант рекомендуется применять в том случае, если в игре много участников или есть необходимость уменьшить время ожидания для выбывших стрелков. При этом игра становится более напряженной.

Можно предложить, чтобы в игре участвовали команды, составленные из стрелков разных классов (групп). Чем ровнее состав команд, тем интереснее и азартнее будет игра, а значит, будут вырабатываться качества, необходимые для более точной стрельбы.

Биатлон с бегом

Целью игры является развитие скоростных навыков точной стрельбы после интенсивного бега. В зависимости от условий конкретной местности правила устанавливаются отдельно для различных групп и с учетом пола.

Для юношей 16–17 лет – бег на 5000 м на школьном стадионе по кругу или вокруг здания с финишем в тире и сразу – скоростная стрельба по круглым мишеням. Засчитывается попадание, например, в «яблочко». Количество пуль должно соответствовать количеству мишеней, чтобы стрелок чувствовал ответственность за каждый произведенный выстрел. За промахи устанавливаются солидные штрафы, например, 2 мин. добавочного времени, в зависимости от подготовки участников.

Разновидностью этой игры может еще быть, например, преодоление полосы препятствий во время бега. Не будут лишними и другие спортивные упражнения.

Соревнования по биатлону с бегом проводятся следующим образом. Юноши 10го класса (5–15 человек) соревнуются между собой: каждый играет поочередно со всеми остальными. Результаты записываются в таблицу. Учащиеся других классов образуют другие соревнующиеся группы стрелков.

В этой игре целесообразно вести учет рекордного времени класса, школы и т.п.

Для сильных стрелков зачетный круг мишеней можно ограничить большим достоинством пробоин. В этом случае следует присуждать победу тому участнику, у которого будет выбито больше очков при одинаковом времени.

Триатлон с бегом и метанием гранат поочередно обеими руками

Игра развивает качества, необходимые для защитника Отечества. Она отличается от предыдущей тем, что кроме бега и стрельбы включает метание гранат поочередно правой и левой рукой. Зачет метания гранат производят по сумме результатов обоих бросков.

Победитель определяется по наименьшей сумме мест всех трех видов состязаний, а при равенстве сумм предпочтение отдается тому, у кого лучший результат по стрельбе.

Соревнования по стрельбе

Цели и задачи

Проводить соревнования надо как можно чаще, посвящая их знаменательным событиям в жизни нашей страны и своего учебного заведения, а также в целях сдачи разрядных норм. Именно во время соревнований вырабатываются и закрепляются все необходимые физические, технические и психологические качества стрелка, повышается ответственность за каждый выстрел, появляется желание быть отличным стрелком и добиваться все лучших и лучших результатов.

Хорошо проведенное соревнование – это пропаганда занятий стрельбой, содействие организации новых встреч молодежи и ветеранов, повышению мастерства школьников в стрелковом спорте, а значит, и вклад в укрепление обороноспособности страны.

Как организовать?

В каждом коллективе надо составить календарный план соревнований по физкультуре. При этом необходимо ориентироваться на календарные планы соревнований вышестоящих организаций с таким расчетом, чтобы заканчивать соревнования заранее и иметь время потренировать лучших стрелков, уделив им максимум внимания.

В календарном плане надо наметить отдельные соревнования в зависимости от возраста, пола, уровня подготовки стрелков. Нельзя допускать, чтобы начинающие состязались вместе с опытными стрелками, – это не только неинтересно, но и вредно как первым, так и вторым.

Положение о соревнованиях необходимо разработать заранее, утвердить и вывесить на доске информации, чтобы его изучило как можно больше людей. В Положении надо указать: цель соревнований, состав участников по количеству, возрасту, полу; программу и условия проведения; состав судейской коллегии; определение и награждение победителей; срок подачи заявок и др.

Программа проводимых соревнований не должна точно копировать программу соревнований вышестоящих организаций – она должна быть простой и доступной для большинства участников. А потом уже можно будет готовить сильнейших стрелков по более сложной программе, в соответствии с которой будет участвовать в соревнованиях сборная команда учебного заведения.

При проведении командных соревнований по пулевой стрельбе не рекомендуется учитывать только количество очков, выбитых зачетным количеством стрелков, так как оно не отражает массовости занятий стрельбой и их эффективности. В учебных заведениях в целях пропаганды занятий пулевой стрельбой и повышения мастерства стрелков рекомендуется допустить к участию в командных соревнованиях учебных классов (групп) всех желающих.

Определение победителей

Определять победителей можно, например, исходя из наименьшей суммы мест по следующим трем показателям:

1) массовость участия в соревнованиях, т.е. процент принявших участие от списочного состава класса (группы);

2) процент учащихся от списочного состава класса (группы), сдавших разрядные нормы по стрельбе;

3) сумма выбитых очков зачетного количества стрелков (5–8 человек), показавших лучшие результаты среди всех участников.

Рекомендуется по возможности увеличивать зачетное количество участников соревнований, чтобы все желающие могли попробовать свои силы.

Техника безопасности

Успех соревнований зависит от подготовки, организации и четкости судейства. При подготовке соревнований необходимо:

а) подготовить тир в соответствии с требованиями программы соревнований и мер безопасности;
б) проверить и подготовить все оружие к соревнованиям;
в) уточнить количество участников;
г) в соответствии с пропускной способностью тира и временем для выполнения упражнения составить календарь соревнований по дням и часам, предварительно согласовав его с участниками;
д) согласовать с судейской коллегией дни и часы судейства и распределить обязанности судей;
е) заготовить мишени, пули, а также дипломы, призы, картон, клей и бланки протоколов.

За подготовку и проведение соревнований отвечает главный судья. Чтобы не было несчастных случаев, необходимо систематически напоминать всем без исключения правила обращения с оружием, настойчиво требовать выполнения всех мер безопасности – только тогда будут исключены чрезвычайные происшествия. Нарушителей мер безопасности надо немедленно отстранять от стрельбы, наказывать и оповещать об этом других стрелков.

На что обратить внимание?

Рекомендуется следующий метод определения пробоин в мишенях и подсчета выбитых очков. После выполнения упражнения всеми стрелками смены главный судья (судья линии мишеней) идет к линии мишеней вместе с секретарями и стрелками. Стрелки стоят напротив своих мишеней. Судья и секретарь поочередно обходят все мишени и тут же публично определяют результаты и качество пробоин, а секретарь записывает результаты в протокол соревнований (журнал учета стрельбы). Все неясности уточняются на месте. Стрелки видят свои и чужие результаты, что является преимуществом этого метода проведения соревнований. Судья отмечает пробоины; при необходимости мишень заменяется.

Для ускорения выполнения стрельбы в тире соревнования можно проводить и скоростным методом. Он заключается в следующем. Перед соревнованием каждый стрелок должен заготовить для себя картонку с наклеенными, например, шестью мишенями (два ряда по три мишени) и четко надписать дату, свои фамилию, имя, отчество и класс (группу), номер школы.

Перед стрельбой очередной смены руководитель стрельбы (главный судья) подает команду: «Вставить мишени!», и стрелки вставляют свои картонки с наклеенными мишенями в пулеулавливатели заданных щитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки - игры и соревнования по математике

Уроки - игры  по математике для учащихся  5, 7 9,10 классов коррекционной школы, с использованием интерактивной доски....

Игры и соревнования с моделями планеров

Возможные варианты проведения игр и соревнований с моделями планеров....

Игра "Веселые соревнования"

Мтематическая игра...

Игра-соревнование «Малые школьные Зимние Олимпийские игры»

На торжественный парад открытия игр приглашаются команды 4 – 3 классов.                 Звучит музыка входят команды 4а,...

Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...

Исследовательская работа - Подготовка студентов к успешной игре на соревнованиях по футболу

Исследовательская работа - Подготовка студентов к успешной игре на соревнованиях по футболу...