Уроки - игры и соревнования по математике
методическая разработка по алгебре по теме
Уроки - игры по математике для учащихся 5, 7 9,10 классов коррекционной школы, с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl.docx | 348.17 КБ |
7_kl.docx | 1.04 МБ |
9-10_kl.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра «Математический бой»
5 класс
Цель:
Развитие познавательного интереса, индивидуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике.
- Развивать умственные способности, память, внимание.
- Воспитывать волю к победе, товарищескую взаимопомощь.
- Расширять кругозор учащихся.
- Продолжить выработку вычислительных навыков.
Оборудование:
- компьютерная презентация,
- компьютерная техника,
- столы c трафаретами,
- конверты с заданиями,
- фишки,
- листы и ручки, простые карандаши,
- грамоты,
- два набора геометрических фигур,
- сладкие призы.
ХОД ИГРЫ
1 слайд: Зрители, участники, жюри рассаживаются.
2 слайд: Звучит музыка «Дважды два четыре».
Будь внимательней, дружок,
Начинаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Решать, отгадывать, считать.
Сегодня на конкурсе
Затеи, и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем всем удачи!
За работу, в добрый час!
Участники говорят название и девиз своей команды. Всех знакомят с членами жюри.
Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает,
Но мы желаем вам успеха,
Счастья, радости и смеха!
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Мы говорим все дружно
И здесь сомнений нет!
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!
3 слайд: РАЗМИНКА
Задание: командам предлагает по очереди назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные (за каждую пословицу команда получает 1 балл).
4 слайд: Назови числительные:
Одна голова – хорошо, а две лучше.
5 слайд: Назови числительные:
Семь раз отмерь – один отрежь.
6 слайд: Назови числительные:
Семь бед – один ответ.
7 слайд: Назови числительные:
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
8 слайд: БЛИЦ – ОПРОС
Задание: вопросы задаются по очереди каждой команде, начиная с команды, проигравшей в предыдущем конкурсе (за верный ответ команда получает 1 балл). Если участники не могут дать верный ответ, то вопрос отдается другой команде.
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
9 слайд:
- У родителей 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько детей в семье?
10 слайд:
Учись рассуждать
- У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?
а) 2; б) 3; в) 1; г) 4.
- Мама дала Пете конфеты. Себе он оставил 2 конфеты, сестре дал 3 конфеты. Сколько конфет дала Пете мама?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 10.
- В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр?
а) 4; б) 2; в) 3; г) 6.
- В корзине сидят котята. У всех 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?
а) 3; б) 5; в) 2; г) 6.
11 слайд:
Учись рассуждать
1) На ледяной горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?
а) 4; б) 6; в) 3; г) 8.
2) У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?
а) 4; б) 6; в) 8; г) 10.
3) У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой помещается 4 кубика. Смогут ли мальчики сложить в эту коробку все свои кубики?
а) да; б) нет.
4) Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый от конца. В одном ли вагоне они едут?
а) да; б) нет.
12 слайд: Третий «лишний»
Зачеркни «лишнее» слово:
1. Километр, центнер, сантиметр.
2. Прямоугольник, квадрат, круг.
3. Циркуль, линейка, тетрадь.
4. Сложение, математика, умножение.
13 слайд: Третий «лишний»
Зачеркни «лишнее» слово:
1. 70 х 8 35 : 5 60 х 9
2. 4 х 8 12 х 3 7 х 7
3. 45 : 9 63 : 9 99 : 9
4. 15 : 3 60 : 3 90 : 3
14 слайд: ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ
Задание: капитаны команд должны отгадать зашифрованное слово и правильно его написать (за каждое верное слово команда получает 3 балла, за ошибку лишается 1 балла).
Слова: отрезок, тысяча, периметр, треугольник, циркуль, ломаная.
15 слайд:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Задание: из предложенных 5 частей сложить кораблик (команда, первая справившаяся с заданием получает 2 балла).
16 слайд:
Задание: нарисовать любого сказочного героя используя как можно больше геометрических фигур, цифр, символов и математических знаков (за каждый знак команда получает по 1 баллу).
17 слайд: РЕБУС
Задача
18 слайд: РЕБУС
Восемь
19 слайд: Найди три числа зашифрованные в
Ответ:
20 слайд: Какой фигуры не хватает
Ответ:
21 слайд: Заполни схему
Какое число надо вписать в последнюю клетку цепочки?
:5 х 20 : 6 х 10 ответ: 300
22 слайд:
СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
Задание: решить каждый пример, выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу (команда, первая справившаяся с заданием получает 5 баллов).
23 слайд:
4 | 1 | 2 | 0 | 7 | 5 | 6 | 1 | 4 | 3 |
Так держать! |
КЛЮЧ:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
д | а | к | ь | т | р | ж | е |
24 слайд:
Пока жюри подсчитывает результаты, участникам предлагается последнее задание
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
Литература:
- В.Волина «Весёлая математика», изд-во АСТ, Москва, 1999.
- В.А.Гусев, А.П. Комбаров «Математическая разминка», Просвещение, Москва, 2005.
- Т. В. Алышева Рабочая тетрадь по математике, Просвещение, Москва, 2004.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
- Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.
- О. А. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. – М.: Росткнига, 2008.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок - соревнование
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ - РИНГ»
среди учащихся 9-10 классов
Цели и задачи:
- обобщение, систематизация и углубление знаний по математике;
- развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания;
- развивать логическое мышление учащихся, внимательность, сообразительность, умение рассуждать самостоятельно, прививать интерес к математике.
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи, коммуникативных навыков;
- создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению творческих заданий;
- развивать навыки работы в коллективе и группе, воспитание уважительного отношения к сопернику.
Оборудование:
- компьютерная презентация,
- компьютерная техника,
- столы c трафаретами: красный прямоугольник, жёлтый круг,
- конверты с заданиями,
- фишки,
- листы и ручки,
- грамоты,
- шоколадки.
ХОД ИГРЫ
1 слайд: Звучит музыка «Дважды два четыре». Зрители, участники, жюри рассаживаются.
Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна волшебная! Она – везде!
Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – МАТЕМАТИКА!!!
– А откуда пришло слово математика ?
– Из древнегреческого языка, мантеи'н, что означает в переводе – учиться приобретать знания. Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений и чей девиз «Хочу всё знать!». Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!
2 слайд:
Учитель: Добро пожаловать на нашу математическую игру: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ - РИНГ. Сейчас мы познакомимся с командами-участницами. Капитаны команд сами представят свои команды.
3 слайд: Капитаны команд представляют свои команды:
1 команда:
За красным столиком налево |
|
Наш девиз: Желаем всем победить, а себе - не проиграть.
2 команда:
Здесь разместится жёлтый “Круг”. |
|
Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»
4 слайд: Разминка
Задание выполняется на интерактивной доске; каждая из команд заполняет свой квадрат; затем появляется правильный ответ
5 слайд: За правильный ответ команда получает фишку.
Найди правильный ответ. Произведение чисел 18 и 3 равно… 54
6 слайд: За правильный ответ команда получает фишку.
Найди правильный ответ. Сколько минут в 3 часах… 180
7 слайд: I ТУР Звучит музыка.
8 слайд: Отвечает только 1 команда
Вопросы:
- Как называется результат сложения? (сумма)
- Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
- Одна ручка стоит 9 рублей. Сколько стоит 5 таких ручек? (45)
- 789 х 0 = 0
- Как называется треугольник, у которого все углы острые? (остроугольный)
Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.
9 слайд: Отвечает только 2 команда
Вопросы:
- Как называется результат при вычитании? (остаток или разность)
- Как называется прибор для измерения веса? (весы)
- Чему равна длина ломаной линии, у которой отрезки равны: 3 см 2 мм; 2 см; 5 см? (10 см 2 мм)
- Сколько сдачи получишь с 50 рублей, если купишь 2 порции мороженого по 10 рублей? (30 р.)
- Тупой угол – это … угол, (который больше прямого)
Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.
10 слайд: Снова отвечает только1 команда
Вопросы
- Как называется результат при умножении? (произведение)
- Как называется прибор для измерения температуры? (термометр или градусник)
- Чему равен периметр квадрата со стороной 3 см? (12 см)
- Сколько получишь сдачи со 100 р., если купишь килограмм яблок за 60 рублей и булку хлеба за 15 рублей? (25 р.)
- Развёрнутый угол – это … угол, равный 180°
Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.
11 слайд: Снова отвечает только 2 команда
Вопросы:
- Как называется результат при делении? (частное)
- Как называется прибор для измерения величины углов? (транспортир)
- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см? (20см2)
- Зарплата отца - 15 000 рублей, матери – 10 000 рублей. За коммунальные услуги семья платит 5 000 рублей. Сколько денег остаётся в семье? (20 000 р.)
- Полный угол – это …угол, равный 360°
Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.
12 слайд: ЖЮРИ подводит итоги I тура.
ЖЮРИ оглашает итоги I тура.
13 слайд: II ТУР. Звучит музыка.
Каждая команда получает листок с заданиями и листок для ответов. Даётся 5 минут на обсуждение. Работают две команды, если одна ошибается, другая может заработать балл, исправив ошибку соперников.
14 слайд: Вопросы 1 команде:
- Назвать разряды натурального числа. (Единицы, десятки, сотни, ед. тысяч)
- Найти разность самого маленького четырёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (999)
- На какое число делятся все числа без остатка? (на 1, на 0)
- Купили 200 г масла, 300 г сыра и 500 г колбасы. Каков общий вес покупки? (1000 г)
- Как называется линия, соединяющая центр окружности с любой точкой на окружности? (радиус)
15 слайд: Вопрос 2 команде:
- Сколько десятков в одной тысяче? (100)
- Найти сумму самого маленького трёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (101)
- Какое число делится на все числа без остатка? (0)
- Купили 500 г сосисок, 200 г творога и 300 г печенья. Каков общий вес покупки? (1000г = 1 кг)
- Как называется линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр? (диаметр)
Дополнительные вопросы командам.
16 слайд: Вопрос первой команде:
Найдите лишнюю единицу измерения: Квадратный метр.
Расположите единицы измерения по возрастанию: мм, см, дм, м, км.
17 слайд: Вопрос второй команде:
Найдите лишнюю единицу измерения: Километр.
Расположите единицы измерения по возрастанию: т, ц, кг, г.
18 слайд: Конкурс капитанов.
Задание для 1 команды:
Длина лопаты 1 м 15 см.
Выразите её длину:
в сантиметрах;
в дециметрах и сантиметрах: 115см; 11дм 5см.
Задание для 2 команды:
Масса цистерны 2 300 кг.
Выразите её массу:
в центнерах;
в тоннах и центнерах: 23ц; 2т 3ц.
Пока ЖЮРИ подводит итоги, командам предлагается исправить ошибки в задаче (конверты с заданиями).
19 слайд: ЖЮРИ подводит итоги и оглашает результаты игры, вручаются почётные грамоты и сладкие призы.
«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро, Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. | Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 метров. Пришел, закинул удочку, не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбку. Большущую – длиной 50 минут и весом 3 км/ч. |
20 слайд: звучит музыка, под которую зрители и участники расходятся.
Литература:
- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. / Сост. Н. И Удодова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Л. Чилингирова, Спиридонова Б. Играя, учимся математике. Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 2003.
- О. А. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. – М.: Росткнига, 2008.
- Ю.А. Аленков, 650 головоломок и задач на сообразительность. М., 2003.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Пифагор. Занимательная математика. Халамайзер А.Я. Москва
- Т. В. Алышева, Рабочая тетрадь по математике, Просвещение, Москва, 2004.
Вопросы 1 команде:
- Назвать разряды натурального числа.
- Найти разность самого маленького четырёхзначного числа и самого маленького однозначного числа.
- На какое число делятся все числа без остатка?
- Купили 200 г масла, 300 г сыра и 500 г колбасы. Каков общий вес покупки?
- Как называется линия, соединяющая центр окружности с любой точкой на окружности?
Вопрос 2 команде:
- Сколько десятков в одной тысяче?
- Найти сумму самого маленького трёхзначного числа и самого маленького однозначного числа.
- Какое число делится на все числа без остатка?
- Купили 500 г сосисок, 200 г творога и 300 г печенья. Каков общий вес покупки?
- Как называется линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"
Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перел...
Материалы к интегрированному уроку-игре по физике и математике в 9 классе
Материалы для интегрированного урока-игры по физике и математике в 9 классе. Авторы: Кашенцова Н.И., Суворова Н.Н.. МБОУ СОШ № 43 г.Архангельска...
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...
Урок-игра "В поисках Царицы-Математики"
Эта игра для 6 класса, которую можно проводить как на обычных уроках, так и на факультативах или классных часах....
Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс
Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)...
Урок-игра "Повторяем, Обобщаем, Закрепляем" математика 6 класс
Презентация к уроку повторения 6 кл...