Исследовательская работа - Подготовка студентов к успешной игре на соревнованиях по футболу
учебно-методический материал по физкультуре (11 класс) на тему
Исследовательская работа - Подготовка студентов к успешной игре на соревнованиях по футболу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_studentov_k_uspeshnnoy_igre_na_sorevnovaniyah_po_futbolu.docx | 273.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы обучения школьников старших классов и студентов технике футбола для успешного выступления на соревнованиях
Преподаватель физической культуры: Андреева Ю.Ю.
Характеристика технических приемов в футболе
Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.
Технические приемы - это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.
К критериям технического мастерства футболистов можно отнести следующие количественные и качественные показатели:
1. Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их широкое сочетание.
2. Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач.
5. Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью эффективности.
Техника футбола за более чем столетнюю историю развития игры претерпела определенные изменения диалектическое противоречие между защитой и нападением, разработка прогрессивных тактических систем являются основным фактором появления использования и совершенствования новых средств ведения игры. Кроме того, на критерии оценки техники оказывают влияние постоянное повышение уровня подготовленности футболистов, а в некоторых случаях и изменения в правилах игры.
Основные направления эволюции техники сводятся к следующему:
появились новые технические способы и разновидности (резаные удары,
остановки с переводами, отбор мяча в подкате); существенно сократилось применение нерациональных приемов и способов (удары боковой частью головы, остановки мяча без переводов); повысился коэффициент использования удара внешней частью подъема, остановок мяча средней частью подъема, бедром и грудью, бросков мяча руками (техника вратаря); расширился круг обманных движений (финтов).
Технические приемы в современном футболе характеризуются целесообразной, с точки зрения биомеханики специализированной системой одновременных и последовательных движений направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. К внешним силам, действующим на тело футболиста, относятся: сила тяжести собственного веса, сила реакции опоры, сопротивление среды и внешних тел (мяч, противник). Внутренними силами являются: активные и пассивные силы опорно- двигательного аппарата (сила тяги мышц, вязкость мышц и связок, сопротивление костей и т.д.), а также реактивные силы, возникающие в процессе взаимодействия частей тела, в том числе и сила инерции.
Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же время системно структурный анализ дает возможность выделить и части технического приема, элементы во времени, которые называются фазами. В самом общем виде различают подготовительную, основную (рабочую) и завершающую фазы. Они имеют четко выраженные границы и отличаются одна от другой как целевой направленностью, так и определенными характеристиками движений. Целью подготовительной фазы является создание наиболее выгодных условий для реализации смысловой задачи в основной фазе. Это достигается за счет целесообразного исходного положения, создания необходимой инерции, использования предварительного растяжения мышц и т.д. Основная фаза направлена на решение двигательной задачи данного технического приема, способа. В завершающей фазе футболист стремится занять устойчивое исходное положение необходимое для дальнейших действий.
При анализе техники раскрываются общие требования к различным характеристикам, рассматривается стандарт (образец), на который нужно ориентироваться при построении системы движений. Однако техника у большинства футболистов имеет индивидуальный характер, на который влияют две особенности: телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела относятся: рост, длина и пропорции звеньев тела, величина масс тела и их распределение (моменты инерции). Сила, ловкость быстрота, выносливость и другие качества, характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на двигательную структуру.
Индивидуальная техника только в деталях отличается от образцовой стандартной техники, но в целом соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при их реализации в тренировочных и игровых условиях. Следует отметить, что соотношение меры стандартизации и индивидуализации подвижно. С ростом спортивного мастерства все больше сказывается влияние индивидуальных особенностей и возможностей, которые часто носят устойчивый характер и называются стилем. Стилевые особенности в футболе свойственны не только отдельным игрокам, но и командам, странам, регионам.
С точки зрения психологии отдельный технический прием рассматривается как двигательный навык, как автоматизированный произвольный способ управления системой движений. Однако в сложных вариативных условиях соревновательной деятельности, при наличии постоянных сбивающих помех эффективное и надежное применение технических приемов невозможно без отчетливых двигательных ощущений, представлений, целенаправленного наблюдения за ходом игровых действий и их результатом, волевых усилий на достижение цели, осознанного восприятия ведущих, основных фаз системы движения.
Техника влияет на все разделы подготовки футболистов. Между техникой, с одной стороны, и развитием двигательных качеств, морфофункциональными и психологическими особенностями футболистов – с другой существует
органическая взаимосвязь. Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и её реализации, и, наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества.
В процессе соревновательной деятельности футболисту необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями соответственно тактической обстановке. Требованиями сегодняшнего дня применительно к технике футбола являются быстрота и надежность, простота и эффективность.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы
Когда мяч катится на игрока, его удобнее всего останавливать внутренней стороной стопы. Перед тем как коснуться мяча, нужно, чтобы стопа согнутой опорной ноги была параллельна линии, по которой катится мяч. Ногу, которой вы хотите остановить мяч, в момент касания мяча следует немного отвести назад, за опорную ногу. Если стопа ноги, которой делается остановка, ставится под прямым углом к линии, по которой катится мяч, то мяч, коснувшись ноги, откатится назад прямо перед игроком. Если же стопа встретит мяч под другим углом, мяч после остановки может покатиться чуть вправо или влево. Чем мягче получится остановка, тем меньшим будет отскок мяча от ноги. А чтобы остановка получилась мягкой, нужно расслабить ногу в коленном и голеностопном суставах.
Остановка катящегося мяча подошвой
Для выполнения этого приема необходимо ногу, немного согнутую, выставить навстречу катящемуся мячу так, чтобы мяч коснулся подошвы. Стопа в этот момент обращена носком вверх. Мягкость остановки мяча достигается отведением ноги чуть назад в момент сближения мяча с подошвой. Вынесение ноги вперед приведет к отскоку мяча от игрока. Туловище в момент остановки мяча должно быть немного наклонено вперед.
Остановка внешней частью подъема
Остановка опускающегося мяча внешней частью подъема с одновременным переводом его в сторону. По мере приближения мяча нужно поднять ногу и отвести ее в сторону опорной, немного наклонится в сторону ноги, которой удобнее останавливать мяч. Когда мяч приближается к земле, поднятая нога движется в его сторону. В момент отскока мяча от земли она накрывает мяч внешней стороной подъема.
Остановка внутренней частью подъема
Остановка опускающегося мяча внутренней частью подъема с одновременным переводом его в сторону. Чтобы выполнить этот прием, надо во время движения навстречу мячу точно рассчитать место приземления мяча. Сближаясь с мячом, замедлить бег (или совсем остановиться) и, как бы загребая мяч, не дать ему отскочить от земли: сразу же начинать ведение мяча в ту или иную сторону. Выполняя этот прием, нужно не только рассчитать место приземления мяча, но и так проделать загребающее движение, чтобы пронос ноги над мячом, касание мяча и рывок вперед или в сторону следовали друг за другом без всякого промедления.
Остановка опускающегося мяча подошвой
Чтобы выполнить этот прием, игрок должен рассчитать место приземления мяча. В момент отскока мяча от земли опорная нога должна стоять немного за точкой приземления мяча. Другую ногу нужно невысоко поднять, с таким расчетом, чтобы подошва преградила путь мячу. Во избежание отскока мяча следует в момент касания мяча подошвой немного поднять ногу, как бы чуть уступая "стремлению" мяча двигаться вверх.
Но делать это надо не спеша. Те, кто начал недавно играть в футбол часто допускают техническую ошибку, поднимая ногу преждевременно. Мяч в таких случаях часто не долетает до места, где находится игрок, или перелетает это место. И даже если он опускается у ноги, то проскальзывает под ней раньше, чем игрок успеет коснуться мяча. Это частая погрешность в технике выполнения приема у начинающих.
Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы
Мячи, опускающиеся не спереди, а немного сбоку, можно, так же как и подошвой, останавливать и внутренней стороной стопы. До остановки мяча носки обеих ног обращены вперед - навстречу летящему мячу. Нужно рассчитать место приземления мяча и в момент, когда мяч приблизится к земле, слегка отвести ногу, которой удобнее его остановить, назад - к точке приземления мяча. Одновременно развернуть ногу носком наружу так, чтобы ступня образовала прямой угол с линией полета мяча. В момент приземления мяча эта нога немного приподнимается и накрывает мяч внутренней стороной стопы.
Остановка мяча в воздухе
Остановка мяча в момент его касания земли наиболее целесообразна, поскольку мяч при этом остается на земле и овладевший им может сразу выполнить самые различные приемы (ведение, обводку, удар). Но во время игры часто нет времени ждать, пока мяч приземлится. Поэтому игрок вынужден, бывает применить футбольные технические приемы остановки мяча в воздухе. Остановить мяч в воздухе можно разными частями стопы и бедром. Для этого надо в прыжке или в положении стоя поднять ногу вверх (вперед или в сторону) и подставить ту или иную ее часть к мячу, а чтобы смягчить удар, - отвести ногу (вместе с мячом) вниз или в сторону. Мяч, потеряв скорость, опустится к ногам.
Остановка мяча бедром
Нужно рассчитать место приземления мяча и, согнув одну ногу, поднять ее вверх примерно на уровень живота. Туловище отклонить немного назад. Когда мяч коснется бедра, уступающим движением опустить ногу, оставляя ее согнутой. Мяч потеряет скорость и скатится к ногам.
Остановка мяча грудью
По мере приближения мяча вынести грудь чуть вперед и развести руки в стороны и немного вверх. Когда мяч коснется груди, быстро отвести туловище назад, согнув колени. Мяч, как с горки, скатится с груди и упадет. Чтобы мяч упал вправо или влево, в момент касания мяча с грудью нужно повернуть туловище в
«нужную» сторону.
Остановка мяча головой
Как и приемы остановок мяча, ногой, основана на выполнении уступающего движения. Когда мяч приближается, нужно устремится ему навстречу, встать на носки и вытянуть к мячу туловище и голову. В последний момент согнуть колени (как бы присаживаясь) и втянуть голову в плечи. Присаживаясь, нужно ставить ноги одну перед другой: при таком выполнении приема мяч почти не отскочит от головы.
Передачи мяча — это нити, связывающие действия футболистов в единую картину игры, объединяющие игроков в команду. Они во многом определяют темп игры, составляют суть комбинационной игры, позволяют беспрепятственно преодолевать значительные расстояния и решать задачи как наступательного, так
и оборонительного характера. Передачи мяча различают по дистанции, направлению, траектории и характеру.
передачи мяча
по дистанции по направлению
продольная диагональная
короткая средняя длинная
(5-10м) (10-20м) (свыше 20м)
по траектории
поперечная дугообразная
низом высокая
по назначению
длинная средняя короткая
на свободное место в зону в ноги
Классификация передач мяча в футболе
Передачи по дистанции
Короткая (на 5—10 м). Позволяет игроку комбинировать передачу с партнером, освобождаться от атаки соперника, преодолевать небольшое расстояние. Отличается высокой точностью, не требует сильного удара, удобна для приема, незаменима в завершающей стадии атаки по центру и в то же время опасна вблизи своих ворот. Злоупотреблять такой передачей не следует, так как она приводит к потере игрового времени и к снижению темпа игры.
Средняя (на 10—20 м). Ценность этой передачи — в универсальности и способности решать многие игровые задачи. Сохраняя довольно высокую точность, такая передача помогает решать задачи преодоления пространства, смены направления атаки, обеспечения безопасности своих ворот. Применима во всех стадиях игры. Не требует больших усилий. Ее можно считать основной в футболе.
Длинная (свыше 20 м). Главное ее назначение — преодоление пространства. Как правило, для нее характерна высокая траектория полета мяча, позволяющая мячу практически беспрепятственно лететь в намеченный адрес. Эффективна при переводе мяча из центра на фланг, с края на край и с фланга в центр. Особое значение приобретает на завершающей стадии атак с фланга. Ею часто пользуются обороняющиеся (переадресуют мяч в линию нападения или с целью обезопасить атакуемые ворота) и крайние нападающие (для перевода мяча в центр или в зону удара). Недостаток длинных передач — длительное время полета мяча и сравнительно невысокая точность.
Передачи по направлению
Продольная. Самая эффективная для преодоления пространства. При этом длинная и высокая передача незаменима в решении данной задачи. Этим способом пользуются для передачи мяча партнеру, «предложившему» себя на активном свободном месте, или при обеспечении безопасности ворот отбойной (без адреса) передачей. Она может способствовать повышению темпа игры. К недостаткам следует отнести неудобный (почти всегда в борьбе) прием мяча.
Диагональная. Способна решить ряд задач: преодолеть пространство, изменить направление атаки, провести комбинацию, обезопасить свои ворота. Удобна для приема мяча партнером (позволяет принимающему видеть значительную часть поля и выбирать вариант дальнейших действий). Неудивительно, что именно диагональную передачу принимают на вооружение игроки любого амплуа.
Поперечная. Малоэффективна, т.к. не решает задачу продвижения атакующих вперед — в сторону ворот соперника, резко снижает темп игры, а в
случае перехвата мяча может отрезать от обороны группу игроков или создать реальную угрозу воротам атакующих. Поэтому применять поперечную передачу в зоне обороны не рекомендуется. В последние годы она нашла довольно широкое применение в нашем футболе. Ее популярность возросла потому, что против четырех защитников, как правило, играют два-три нападающих. А при таком соотношении сил защитникам легко контролировать мяч. Есть у этой передачи и положительные стороны. Она позволяет переносить акценты в начальной стадии атаки, проводить комбинацию «стенка». Поперечная передача незаменима в завершающей стадии с фланга (так называемый прострел вдоль ворот: сильная поперечная передача по земле или на небольшой высоте, по воздуху).
Передачи могут быть направлены не только вперед, но и назад, в сторону своих ворот. В некоторых случаях такие передачи необходимы и полезны. Например, если игрок получил мяч в ноги, но тут же был сблокирован соперником, то лучший вариант в такой ситуации — передать мяч назад свободному партнеру, который сможет осмотрительно им распорядиться. Лучше сделать шаг назад и два шага вперед, чем пытаться выбраться из сложной ситуации самостоятельно. Передача мяча назад имеет право на жизнь в игре, но злоупотреблять ею не следует.
Дугообразная. Обманчива, загадочна, необычна. Придает мячу боковое вращение. Чем оно сильнее, тем больше отклонение мяча от прямой линии, тем круче дуга передачи. Футболисты, в совершенстве владеющие таким ударом, свободно (и, как правило, успешно) пользуются такой передачей в игре. Достоинство ее в том, что мяч при такой передаче способен обойти соперника, находящегося на прямом пути к партнеру. При такой передаче соперник видит движение (полет) мяча, но не может перехватить мяч (как говорится: видит око, да зуб неймет). Очень опасны дугообразные передачи в завершающей стадии атаки с фланга и при угловых ударах. Недостатки дугообразных передач кроются в трудностях их исполнения и в сложностях приема мяча.
Передача по траектории
Низом. Лучшая передача. Прием мяча после нее не требует усилий. Для передачи мяча низом игрок имеет большой выбор ударов. Высока и точность передачи. Но передача мяча низом имеет и минус: мяч может попасть к партнеру, если на его пути не окажется соперника.
Высокая. Незаменима когда надо передать мяч на длинную дистанцию (позволяет миновать помехи — игроков соперника на пути мяча). Полезна и в случаях, когда мяч надо посылать туда, где его может выиграть партнер. Траектория полета мяча при такой передаче должна быть экономной (чтобы мяч долетал до цели с минимальной потерей времени и был удобен для приема). Высоко и далеко — это не совсем то. Такая передача еще и сегодня имеет место в игре — главным образом при выбивании мяча с рук вратарями. Высокую передачу мяча можно наблюдать всюду, ибо она помогает решать многие тактические задачи. Чаще всего высокая передача бывает длинной, средней, реже
— короткой.
На средней высоте. Ее преимущество в том, что мяч быстрее доходит до адресата, чем при высокой. Такой передачей пользуются на неровном грунте, на грязном и скользком поле. Но она создает повышенные трудности в укрощении мяча. Хорошо, если такая передача мяча идет на небольшой высоте и мяч можно принять ногой. Если же передача идет на грудь или в голову, тогда неудобства в приеме мяча увеличатся, также увеличится и потеря времени на то, чтобы мяч
поставить под контроль.
Передачи по назначению
К таким передачам относятся передачи мяча на свободное место в ноги, в зону и т. д.
Передача на свободное место, пожалуй, самая сложная, ибо требует от игрока высокой техники, острого «чувства мяча», тонкой согласованности действий с партнером. Выполнять ее надо так, чтобы партнер не тормозил свое продвижение, не метался из стороны в сторону, а встретился с мячом «в
согласованном месте». Всякая ошибка в передаче неизбежно ведет к срыву комбинации.
Передача в ноги особых умений не требует: адрес её ясен, а траектория полета мяча заставит партнера выйти именно на мяч, чтобы овладеть им. Лучше всего, если эта передача будет сделана по земле (низом). Эффективность передачи в ноги невысока, поскольку игрока, получившего мяч, в подавляющем большинстве случаев тут же атакует соперник.
Передача в зону. Эта передача не имеет персонального адреса, и мяч посылается в какую-то зону, где чаще всего будет оспариваться соперниками. Такие передачи могут иметь место при вводе мяча в игру, организации атаки, при отбойной игре, в завершающей стадии атаки с фланга, ложном маневре в освободившуюся зону.
Качество передач характеризуют точность, своевременность и маскировка. Точность передачи зависит от правильности выбора и выполнения технического приема. Так, например, удар внутренней стороной стопы обеспечивает точность передачи на короткую дистанцию, а удар внутренней и средней частью подъема больше подходит для средних и длинных передач. Для техничного игрока не имеет значения выбор технического приема — удара: чем выше техника, тем выше точность выполняемых игроком передач.
Вторая составная часть качества передач — своевременность: партнер должен получить мяч не раньше и не позже нужного мгновения. Этому способствует умение игрока быстро и верно оценивать действия партнера — скорость, направление и место, где находящийся в наиболее выгодной ситуации партнер хочет и может получить мяч. Если, к примеру, партнер предлагает получить мяч на свободном месте, он в это место стремится на высокой скорости, чтобы получить мяч в свободной позиции, без помехи со стороны соперника, который оспаривает с ним это место.
Задача владеющего мячом — передать мяч партнеру своевременно, так, чтобы партнер и мяч встретились именно в намеченном месте. Раньше будет
сделана передача — мяч пройдет это место и может быть потерян, позже —
партнеру придется тормозить или (еще хуже) возвращаться назад.
Точная и своевременная передача мяча экономит силы игроков, способствует успеху комбинации и решения тактических задач, а нередко и приводит команду к победе.
Место футбола в программах по физической культуре для школьников
Трудно дать полную оценку современному социальному значению футбола. Его уже нельзя рассматривать только как средство физического воспитания или предмет индустрии развлечений – он далеко шагнул за эти рамки. Футбол сегодня не только финансовое предприятие, но и центр, вокруг которого сосредоточены целые отрасли производства, сервиса, информации.
Футбол, как командная спортивная игра, в большей степени способствует разностороннему физическому развитию личности ребенка. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, непрерывная борьба за мяч связаны с самыми разнообразными движениями и техническо-тактическими действиями.
Современный футбол отличается сложностью и разнообразием технических приемов. Систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на детей: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятия способствуют также воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики.
Поэтому занятия футболом содействуют как физическому, так и нравственному развитию детей и подростков. Дают возможность постоянно развивать и совершенствовать работу мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Командный характер игры и высокий технико- тактический уровень современного футбола предъявляет повышенные требования
ко всем сторонам психики воспитанников. Футбол воспитывает не только силу, быстроту, ловкость, но и мужество, волю к победе, чувство коллективизма.
Таким образом, футбол является эффективным средством воспитания растущей личности. Футбол способствует развитию таких физических качеств как быстрота, сила, выносливость.
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, гандбол, волейбол или футбол.
В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретённых в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). С особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Был произведен анализ программ по физическому воспитанию на основе футбола В.И. Ляха и А.П. Матвеева, где представлены упражнения и комбинации
для обучения детей элементам футбола (табл.1).
Таблица 1
Сравнение программ В.И. Ляха и А.П. Матвеева на основе футбола
Комплексная программа физического воспитания Лях В.И., Зданевич А.А. 1- 11 классов | Физическая культура рабочие программы предметная линия учебников А. П. Матвеева 5—9 классы |
Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами, боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений | Футбол как спортивная игра, краткая историческая справка становления и развития. Характеристика основных приёмов игры в футбол |
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения) | Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы |
Удары по неподвижному мячу и катящему мячу | Техника удара по мячу внутренней стороной стопы. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники удара по мячу внутренней стороной стопы |
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы |
Ведение мяча по прямой с изменением направления без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой | Техника остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы |
Удары по мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема на точность (меткость), попадания мячом в цель | Ведение мяча, техника ведения мяча внешней стороной стопы. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники ведения мяча внешней стороной стопы |
Вырывание и выбивание мяча | Техника ведения мяча с ускорением (по прямой, по кругу, «змейкой» между стоек). |
Игра вратаря | Подводящие упражнения для самостоятельного освоения техники ведения мяча разными способами с ускорением. |
Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам | Техника передачи мяча в разных направлениях на большое расстояние. |
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | Техника удара с разбега по катящемуся мячу. Подводящие упражнения для самостоятельного освоения техники удара с разбега по катящемуся мячу |
Тактика свободного нападения, позиционные нападения без изменений позиций игроков | |
Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот | |
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров, игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 |
Особенности обучения элементам футбола в школьном возрасте для успешного выступления на соревнованиях
Основным средством подготовки являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи. Комплексный характер игры в футбол обуславливает и комплексную методику тренировок, которая включает в себя тактико-техническую и физическую подготовку.
Специальная физическая подготовка основывается на общей физической подготовке. Специальная физическая подготовка в первую очередь направлена на развитие таких качеств, как быстрота, сила, ловкость. Упражнения, применяемые в процессе физической подготовки, максимально приближены к характеру движений, свойственных футболу. Хорошая физическая подготовка создает необходимые предпосылки для выполнения тактико-технических задач во время
игры.
В центре внимания технической тренировки стоит работа с мячом. Учитель может использовать различные формы занятий. Обязательной предпосылкой для овладения элементами футбольной техники является развитие «чувства мяча».
Это осуществляется благодаря различным упражнениям с мячом. Эти упражнения играют большую роль в тренировке детей и подростков. Кроме того, используются групповые тренировки с несколькими мячами; комплексные упражнения, включающие технические и тактические элементы; технические, игровые формы тренировки (бег, эстафеты и т.д.).
Обучение футбольной технике должно осуществляться по следующим этапам:
• овладение основными приемами обращения с мячом на месте и в движении в облегченных условиях и при учете основных тактических правил;
• улучшение техники на большой скорости и при максимальной точности, с применением финтов;
• овладение техникой с помощью комплексных упражнений и игровых форм с определенной физической нагрузкой в условиях, максимально приближенных к условиям футбольного матча.
Во время технической тренировки одинаковое внимание следует уделять развитию обеих ног. Хорошая обувь, хорошие поля и безупречные мячи во многом определяют результаты тренировок. Игроки, овладевшие основами футбольной техники, переходят к тактическим тренировкам.
Количество применяемых в подготовке физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.
Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм учащихся, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.
Физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию. Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.
Специфические упражнения, применяемые в тренировке, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.
Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры.
Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.
К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.). Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.
Неспецифические упражнения включают в себя две группы:
общеподготовительные и специально-подготовительные.
Общеподготовительные упражнения – это двигательные действия, являющиеся преимущественно средством общей подготовки занимающихся. С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.
Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.
Специально-подготовительные упражнения - это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.
Методы обучения
Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод обучения - упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы:
практические, словесные и наглядные.
В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам
отдается предпочтение.
Практические методы
Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности занимающихся, подразделяются на методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
При использовании методов строго регламентированного упражнения деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Методы строго регламентированного упражнения имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде.
Метод целостного упражнения применяют при изучении, как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.
Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.
Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений. Сопряженный метод особенно важен в работе со школьниками, так как дает возможность развивать физические качества одновременно с совершенствованием технико-тактических действий. Таким образом, у занимающихся можно развивать силу, выносливость, ловкость. Благодаря применению в тренировке сопряженного метода навыки футболистов становятся более пригодными для использования в соревновательных условиях, то есть более устойчивыми к отрицательному влиянию утомления и эффективными ввиду совершенствования координационных механизмов.
Иную основу имеет метод избирательных воздействий. Характерная черта этого метода - преимущественная направленность воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).
Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий,
Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.
Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения.
Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п. Тренирующее воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы. Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.
Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха, длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач. Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.
Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха. Применение интервального метода требует осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.
В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.
Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены «станций» по замкнутому контуру. Большинство упражнений носит локальный характер, т.е. воздействует на определенную мышечную группу, на определенное физическое качество. В форме круговой тренировки совершенствуются также и отдельные технико-тактические навыки.
Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом. Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга. Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у учащихся не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
Словесные методы
Практически все стороны деятельности педагога связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют педагогу направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время «словесные» методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих учащихся.
Методы наглядности
Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.
К методам непосредственной наглядности относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).
Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий.
При обучении сложным действиям весьма полезны подводящие упражнения, которые помогают сформировать предварительные двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого сложного действия. Как правило, подводящие упражнения индивидуализированы.
Список литературы
1. Андреев С.Н. Играй в футбол. – М.: ТОО «ПОМАТУР», 1999. – 141 с.
2. Андреев, С.Н. Футбол в школе / С.Н. Андреев. – М.: Просвещение, 2006. –
144 с.
3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.:АСТ. Астрель,
2003. – С.8-18.
4. Бальсевич В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры: Актовая речь. –М.: Теория и практика физической культуры. – 2002. – 30 с.
5. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография /В.К. Бальсевич. – М.:НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с.
6. Безруких М.М. Школа и здоровье: В матер. Всероссийского Форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся».
4.1. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 21-30.
7. Варюшин B.B. Тренировка юных футболистов. – М.: Физкультура и спорт,
2007. – 112 с.
8. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.
– М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144 с.
9. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально- ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России,
2005. – 192 с.
10.Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 92-97.
11.Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола
Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола...
Статья: «Подготовка студентов к соревнованиям по спортивной игре волейбол»
Статья: «Подготовка студентов к соревнованиям по спортивной игре волейбол»Автор: Тимошенко Ж.А.Волейбол входит в программу по физической культуре колледжа, в соответствии с государственным образ...
Исследовательская работа по физической культуре "Эволюция футбольного мяча или любым ли мячом можно играть в футбол"
Введение.Сегодня, наверно, нет человека, который бы не знал, что такое футбол? Среди всех видов спорта, безусловно, особое место занимает футбол, который по справедливости называют «королем спорта». Э...
Рекомендации студентам по подготовке и защите научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа — это самостоятельное изучение какого-либо вопроса по определенной проблеме с последующими выводамиПри написании работы необходимо учесть следующие аспекты....
Темы научно - исследовательских работ для студентов
Темы научно - исследовательских работ для студентов...
«Цифровые технологии при проведении, подготовке и реализации исследовательских работ в рамках подготовки к соревнованиям по картингу»
В материале представлены возможности использования цифровых технологий в детском объединении "Картинг"...
Исследовательская работа «Подготовка космонавтов»
В отряд космонавтов попадают люди с отменным здоровьем. И дело не только в том, что человеку, отправляющемуся на орбиту, предстоит выдержать колоссальные перегрузки во время старта и приземления косми...