5. План-конспект Обобщающего военно-исторического урока по ОБЖ на 1-ом курсе. Военные реформы России
учебно-методический материал по обж на тему

Савинов Михаил Николаевич

Тема: Военные реформы России

  Учебные цели:

1. Расширить и укрепить знания, учащихся по истории нашей Родины

2. Расширить кругозор учащихся                                                                                                       

3. Повторить и закрепить знания по военной истории России.

Воспитательные цели:

 1. Формировать серьёзное и осознанное отношение к вопросам защиты Родины.

 2. Воспитывать чувство коллективизма.

 3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Обеспечение урока: мультимедийный проектор, ноутбук, тетради учащихся..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennye_reformy_vs_rossii.pptx1.36 МБ
Файл voennye_reformy_rossii.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Военные реформы Вооруженных Сил России

Слайд 2

18 апреля 1242 год День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)

Слайд 3

Дмитрий Донской 21 сентября День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

Слайд 4

Иван IV Грозный 1550 – 1571гг. - проведение реформ. Иван Грозный положил начало реформам Указом от 3 октября 1550 года - эта дата предполагается в качестве Дня создания Российской армии. Основное содержание реформы: -Упорядочение комплектования поместного войска ; -Организация централизованного управления и снабжения армии; -Создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе Поместное войско, дворянская конница, составлявшая основной род русского войска 15-17 веков, имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни.

Слайд 5

Петр I 1701 - 1711 Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, ещё при Алексее I . Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной Войне 1700 – 1721 г.г .. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 г. произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у Преображенцев и Семёновцев . Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 г. каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов . Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия. В 1617 г. был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс .

Слайд 6

Полтавская битва — крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтава на Украине (Левобережье Днепра). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе . 10 июля является Днём воинской славы России — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении

Слайд 7

Военная реформа Александра II (1860-70 гг ), проведённая военным министром Д.А. Милютиным . Суть и основные моменты: замена рекрутства на "призывную" систему комплектования, создание военных округов (15 на то время), перевооружение армии новыми видами вооружений (нарезное стрелковое оружие и артиллерия), замена военных школ на юнкерские училища и военные гимназии, изменение военно-судебной системы . Срок службы с пожизненной снижен до 15 лет. Александр II Милютин Дмитрий Алексеевич

Слайд 8

Военная реформа 1905-12 гг . Последовала вслед за поражением России в войне с Японией. Суть реформы сводилась к увеличению роли центрального командования, введению территориальной системы комплектования; наряду с этим, уменьшены сроки службы. Значительные изменения коснулись артиллерии (новые виды орудий, образована тяжелая полевая артиллерия); увеличены нормы материального обеспечения. Николай II

Слайд 9

Военная реформа 1937-39 гг. В соответствии с ней, увеличивается число военных комиссариатов и округов, вводится институт военкомов (до августа 1940 г), которых позже переименовали в заместителей командиров по политической части. Помимо этого были увеличены сроки службы и снизился призывной возраст, удлинён срок нахождения в запасе. Военная реформа периода Великой Отечественной войны В ылившиеся в изменение организации командования и создание на фронтах оперативных соединений, корпусов и объединений. Объявлена тотальная мобилизация всех мужчин в возрасте от 19 до 55 лет; произошло усложнение структурной организации вооруженных сил, которая отныне включала в себя цепочку фронт - армия - корпус - дивизия - бригада - полк - батальон - рота - взвод - отделение; появление в 1942 г. Боевого устава пехоты , создание Главного управления тыла, введение новых знаков различия и др. Сталин И.В. Жуков Г. К.

Слайд 10

Современная военная реформа в России ( начата в 2008 году) ставит своей целью проведение комплексных мероприятий для изменения структуры, численности и состава Вооружённых Сил. В настоящее время находится в стадии практической реализации. Путин В.В.



Предварительный просмотр:

  1. План-конспект

Обобщающего военно-исторического  урока по ОБЖ на 1-ом курсе. (Приложение №5)

Тема: Военные реформы России

  Учебные цели: 1. Расширить и укрепить знания, учащихся по истории нашей Родины

   2.Расширить кругозор учащихся                                                                                                           3Повторить и закрепить знания по истории России.

Воспитательные цели:

 1. Формировать серьёзное и осознанное отношение к вопросам защиты Родины.

 2. Воспитывать чувство коллективизма.

 3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Обеспечение урока: мультимедийный проектор, ноутбук, тетради учащихся..

   

Ход урока.

Организационная часть. (5 мин)

  1. Построение, уход в кабинет, подготовка к уроку.
  2. Проверка явки учащихся.

Основная часть.  (35 мин.)

Тема урока: Военные реформы Вооружённых Сил России.

Цели :

1. Познакомить обучающихся с историей создания вооруженных сил России.       2.Сформировать представление о содержании военных реформ как условии создания армии.

3. Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оборудование: компьютерный слайд-фильм, таблицы, раздаточный материал, портреты.

ХОД УРОКА.

Орг. момент.

Вступительное слово учителя.

Приближается славная дата, 75-летие великой победы над фашистской Германией. Наша армия показала пример стойкости и мужества для всего человечества. Чтобы стать такой, она прошла долгий путь становления.

Вам предстоит узнать, какие реформы обеспечили победу русского оружия, как они изменяли вооруженные силы и кто стоял во главе этих реформ.

В этом нам поможет таблица "Реформы русской армии", которую вы будете заполнять по ходу лекции.

Любая реформа предполагает результат. Что может стать результатом реформ армии? Конечно, победы, если реформа была правильной.

Перед вами несколько карточек. Ваша задача – подобрать те карточки, которые подтверждали бы результативность проведения тех или иных преобразований. Чтобы правильно выполнить задания, обращайте внимание на даты проведения реформ.

Группа аналитиков. А вы, заполняя таблицу, постарайтесь выделить основные направления реформ. Что чаще всего меняется?

Обратимся к некоторым словам, которые встретятся в лекции:

служивый

ополчение

рекрут

стрельцы

драгуны

регулярные войска

артикул

Устав

единоначалие

централизация

Значение каких слов вам непонятно?

II. Работа по теме урока. Лекция. Заполнение таблиц. Работа в группах.

История знает много примеров побед, но ни одна победа не обходилась без проведённых реформ. И сегодня мы вместе разберём самые яркие и эффективные реформы, заполним таблицу.

Реформы русской армии.

Год проведения реформы        

Руководитель проводимых реформ        

Основная цель реформы        

Виды вооружения        

                           

                           

                           

                           

Потом сделаем вывод и прогноз, какие приоритеты может иметь реформа армии в настоящее время, и какой, на ваш взгляд, должна быть современная армия.

Разговор наш пойдет по плану:

1. Организация вооруженных сил Московского государства времён Ивана IV Грозного.

2. Военная реформа Петра I.

3. Военные реформы 1860—1870 под руководством военного министра Д. А. Милютина.

4. Военные реформы Николая II в 1912 году.

5. Создание Советских Вооруженных Сил.

Включается слайд-фильм (см. файл “Приложение”)

Слайд.

18 апреля 1242г. Александр Невский. (Чудское озеро).

21 сентября 1380 г Дмитрий Донской.

--- Развитие и становление Вооруженных Сил России, их предназначение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты государства от внешней агрессии.

Истоки зарождения в нашем Отечестве новой военной организации приходятся на период правления Ивана III Великого.

Слайд

Иван Грозный.

1550 – 1571гг. проведения реформ.

Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации продолжил Иван IV, создавший крупную по численности армию в Европе, 250-300 тыс. человек (около 3% от населения России того времени). Иван Грозный положил начало реформам Указом от 3 октября 1550 года - эта дата предполагается в качестве Дня создания Российской армии.

Основное содержание реформы:

упорядочение комплектования поместного войска;

организация централизованного управления и снабжения армии;

создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе;

Поместное войско, дворянская конница, составлявшая основной род русского войска 15-17 веков, имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни.

Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.

Стрелецкое войско - это первое постоянное войско в Русском государстве. Организационно вначале состояло из приборов (отрядов), приказов (по 500-1000 человек). В период 1632 – 1634 гг. века было реорганизовано в полки “нового строя”. Постепенно полки нового строя вытесняли старое войско. К 1680 г. полки нового строя составляли 67% всего войска, в них числилось 90 тыс. человек.

Эти полки носили уже черты регулярного войска, они разделялись на роты, был определен порядок назначения офицерских чинов, с личным составом проводились строевые и тактические занятия.

Итак, каково содержание реформ Ивана Грозного?

Основное содержание реформы:

упорядочение комплектования поместного войска;

организация централизованного управления и снабжения армии;

создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе.

Каков результат этой реформы?

Слайд 7 ноября 1612г. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Расформированы по указу Петра I в начале 18-го века.

Слайд. Пётр I.

Реформы Петра I.

1701 – 1711г.

Основное содержание реформы:

введение рекрутского набора;

создание регулярной армии;

военное обучение;

создание русского флота.

Реформы Петра I начались после поражения русских войск под Нарвой от шведской армии. Тогда русская армия потеряла более 6 тыс. человек, а стрелецкие полки и дворянская конница показали свою беспомощность. Петр ввел новую систему комплектования войск. Это были в полном смысле регулярные войска.

Кто из вас вспомнит, по какой причине Петр I расформировал стрелецкое войско? Основная причина - в бунте стрельцов из-за уменьшение им денежного довольствия, и длительностью войн в тот период,  а также из-за недовольства по поводу проводимых реформ, которые ущемляли права стрельцов..

Слайд.

“Утро стрелецкой казни”.

Рекрутский набор.

--10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Этим самым Петр I увеличил численность армии. Кроме рекрутов, были еще и “охочие люди” из числа лично свободных подданных различных званий.

--Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия во главе с Федором Головиным и Вейде (вместе с ними работал Иван Суворов – дед будущего полководца). В итоге было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка. 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий.

--Этот день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России (официально подтверждено при Николае I в “ Хронике Российской Императорской армии 1852 года ”). Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчинённая ему Военная коллегия ( прообраз министерства обороны ).

--В сравнении с западными армиями, где комплектование проходило по наемно-вербовочному типу, в русской армии был однородный национальный состав.

Военное обучение.

--Военное обучение при Петре проводилось не по ратному обучению, а “артикулу”, по единому строевому уставу. Были составлены два уставных документа: “Ротные пехотные чины” и “Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться”.

--Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. “Всякий начальный человек и солдат должен и обязан товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и знамя свое, елико возможно, боронять так коль ему люб живот и честь его”,-говорится в “Воинских статьях”.

--Для поощрения отличившихся в бою Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты. Первый российский орден – святого Андрея Первозванного- был учрежден в 1698 году. Награду №1 получил генерал-адмирал Федор Андреевич Головин 10 марта 1699 году. Сам Петр I получил награду под №7 в 1703 году за взятие шведских кораблей “Астрильд” и “Гедан”.

--Главной заслугой Петра I стало создание русского флота на Балтике. Это позволило России заявить о себе еще как о морской державе.

Итак, реформы Петра I это:

Основное содержание реформы:

введение рекрутского набора;

создание регулярной армии;

военное обучение;

создание русского флота.

А теперь назовите победы русской армии этого времени.

Слайд. 10 июня 1709 г. Полтавское сражение

Слайд. 9 августа 1714г. мыс Гангут.

24 декабря 1780г. крепость Измаил,

11 сентября 1790г. победа русской эскадры Ф.Ф Ушакова.

8 сентября 1812г. День Бородинского сражения М.И. Кутузова.

1 декабря 1853г мыс Синоп эскадра П.С. Нахимова.

При Екатерине II продолжилось совершенствование вооруженных сил.

Основное в реформе:

создание военного министерства;

новая тактика ведения боевых действий.

Это позволяло быстро перестраивать войска, но реформы Петра I, организация вооруженных сил и управление ими принесли русским войскам немало побед в отдельных сражениях и целых компаниях.

Военная коллегия перестала зависеть от сената и стала превращаться в военное министерство.

Слайд. Милютин Д.А.

1864 – 1874 г.

Военная реформа Д.А.Милютина.

Основное содержание реформы:

создание мобилизационного запаса на время войны;

повышение профессиональной подготовке;

обучение грамоте солдат;

перевооружение армии.

В 1861 году на должность военного министра был назначен граф Дмитрий Алексеевич Милютин. По его инициативе была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время - максимальной за счет обученного состава. За три года численность войск уменьшилась почти в 2 раза. Проводилась первая демобилизация в армии.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21-40 лет. В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из них 7 на действительной службе и 3 года в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава Расширена сеть специальных военных учебных заведений, а также стала обязательным обучение грамоте солдат.

Важной составной частью преобразований в армии является ее перевооружение. На вооружение была принята нарезная винтовка Мосина калибра 7.62 мм. На вооружение артиллерии поступили орудия с нарезным стволом, что позволило увеличить дальность стрельбы.

Особое место в перевооружении занял флот, на смену парусному флоту пришел паровой. К концу столетия Россия имела 107 боевых паровых судов различного водоизмещения.

Итак, в чем состояли реформы Милютина ?

Основное содержание реформы:

создание мобилизационного запаса на время войны;

повышение профессиональной подготовке;

обучение грамоте солдат;

перевооружение армии.

Граф Д.А.Милютин вспоминал: “Самые записные враги мои должны были признать, что никогда русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной”. Это высказывание относится к русско-турецкой войне 1877-1878гг., где проявились положительные стороны проводимых реформ. Главный итог – это возвращение к государственной жизни болгарского народа, несколько веков находившегося под турецким игом. В городе Плевен есть панорама, которая рассказывает о взятии перевала Шипка. Я, посетив панораму, ощутил запах боя, услышал звуки выстрелов, крики ура. Это потрясающее зрелище.

Слайд. Николай II.

Основное содержание реформы:

усилена централизация военного управления;

сокращены сроки службы; омоложен офицерский состав;

приняты новые программы для военных училищ, новые уставы;

новые образцы артиллерийских орудий;

улучшена материальное снабжение.

В истории развития вооруженных сил России были и поражения. Самое горькое – это поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. Япония к войне подготовлена была лучше и, несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Каждая неудача влечет за собой кризис, который без дополнительных реформ невозможно преодолеть.

Николай II принял меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. Необходимость и своевременность преобразований диктовалась надвигающейся первой мировой войной.

Но первая мировая война стала для России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

Военная реформа 1917-1918 гг.

Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии в декабре 1917 г.

Совет Народных Комиссаров принял декреты;

отменены воинские чины, звания, отличия;

отменено единоначалие;

выбор командиров на общих собраниях;

командиры выше полкового уровня – на съездах соединений или на совещании комитетов соединений;

формирование армии на добровольных началах.

В январе 1918 г. СНК издал декрет “О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии”. Армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным руководящим органом становится СНК. Но такой принцип не оправдал себя так, как в частях не было должного порядка. В апреле 1918 перешли от принципа добровольности – к принципу воинской повинности, от выборов командиров – к их назначению. В мае же проводится воинская повинность.

Слайд. Троцкий.

Основным ядром новых вооруженных сил стала Красная Армия. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В 1925 г. был принят Закон “Об обязательной военной службе”, а в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии были введены воинские звания, боевые награды, была установлена строгая дисциплина.

Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935 г.-903 тыс., в 1938 г. – 1,5 млн. и к началу 1941 г. – 5,7 млн. человек. А скажите, за счет чего выросла численность армии.

Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения, (танк Т-34, Катюша, штурмовики и др.).

Какие основные победы Великой Отечественной войны можете назвать?

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны. В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников - Г.К. Жуков, К.К. Рокосовский, А.М. Василевский, И.С. Конев и др., искусно осуществляющие военные операции, приводящие к разгрому противника.

Слайд.

5 декабря 1941 года - День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

2 февраля 1943г.- День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Находясь в командировке, я был проездом в Волгограде и посетил Мамаев Курган. Мемориал производит неизгладимое впечатление своим масштабом и людским потоком, посещающим этот комплекс.

23 августа 1943г. - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

27 января 1944г. – День снятия блокады города Ленинград.

8 мая 1945г. – Подписание акта капитуляции.

8 мая 1945 г. был подписан Акт о капитуляции сил нацисткой Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неисчерпаемые возможности русского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.

В середине 50-х гг. началось коренное преобразование Советских Вооруженных Сил, оснащение новейшими видами оружия и военной техники.

Эти преобразования мы рассмотрим на следующих уроках.

В 1960 г. был создан новый вид Вооруженных Сил СССР – Ракетные войска стратегического назначения.

В состав ВС СССР входили виды: РВСН, Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно – Воздушные Силы (ВВС), Военно – Морской Флот (ВМФ).

После распада СССР правопреемником ВС Советского Союза стала Российская Федерация, Были созданы ВС РФ.

Необходимость военной реформы обусловлена коренными изменениями, которые происходят в экономическом и государственном строе Российской Федерации. Это требует пересмотра основ военной политики, то есть военной доктрины. О военной доктрине мы тоже поговорим на следующих уроках.

III. Самоконтроль – проверка знаний.

Теперь проведем самооценку своей работы во время урока, проверим заполненные таблицы.

Слайд правильного заполнения таблиц.

А теперь слово аналитикам:

Какие вы выделили основные направления реформ?

Что чаще всего меняется ?

А теперь попробуйте составить прогноз реформ современной армии.

Какие основные моменты содержат современные военные реформы?

Какие реформы на ваш взгляд должны проводиться?

Слайд: главные приоритеты современной реформы.

Приоритеты реформы современной армии:

оптимизация структуры, боевого состава и численности ВС;

качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса;

подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитание войск, укрепление правопорядка и воинской дисциплины;

повышение качественного уровня технической оснащенности войск;

создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и инфраструктуры;

обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, их семей.

IV. Дискуссия.

Какой на Ваш взгляд должна быть современная армия?

Какая армия по своей форме ближе вам:

только контрактная;

только на основе всеобщей воинской обязанности

комбинированной - контрактной и на основе всеобщей воинской обязанности. Почему?

Презентация сборника "Как стать военным".

V. Итог.

На мой взгляд, работа нам удалась, все работали с пониманием поставленной задачи и результат или вывод сделали правильный. Повторите дома содержание этой таблицы

Реформы способствуют усилению армии, становятся основой побед, которые теперь составляют календарь Дней боевой славы России.

Музыка и слайды.

Ещё один вопрос. Кто из вас знает, какие регалии носит воинская часть, в которых служили ваши родители? Узнаете и на следующий урок расскажете.

Когда командир нашей части докладывал командиру дивизии: Товарищ генерал майор, Кенигсбергский, Краснознамённый, ордена Кутузова, ордена Богдана Хмельницкого, Гвардейский 308 ракетно-ядерный полк для строевого смотра построен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

План-конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 класс

План - конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 классВ ходе урока используются ЦОР и ЭОР.Материал практической работы посвящен Дню космонавтики.Приложения: материалы ЦОР и ...

План-конспект урока обобщающего повторения.

Тема урока:  Виды и уровни географического положения России.Цели и задачи:- обобщить знания о географическом положении России...

Travelling in Time. План-конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе.

Данный урок рзработан к учебнику К.Кауфман "Happy English.ru" Целью урока является повторение и обобщение употребления времени Future Simple....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»

Программа курса «Военная история России» направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению...