Тематическое планирование по ОБЖ 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Мухарлямов Рамиль Шамилевич

Тематическое планирование по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_5_klass_2011-2012_gg.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Калинино Малмыжского района Кировской области

 

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО ________ Терентьева В.П.

Протокол №____ от «__» _______2013г.

«Рекомендована к утверждению »

Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ с. Калинино _____   Кунгурцева М.М.

      «___» _______________2013 г.

      «Утверждена»

       Директор МКОУ СОШ с. Калинино

      ___________ Мухарлямов Р.Ш.

      Приказ № ___ «__» ___________2013 г.

Рабочая программа

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель: Рукавишникова Н.И.

Год реализации программы: 2013/2014 учебный год

Класс: 5 .

Общее количество часов по плану: 34 часов

Количество часов в неделю:1 часа

Рабочая программа составлена в соответствии  с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе  комплексной программы по  «Основам  безопасности жизнедеятельности  для  1-11  классов»,   под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2008,

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5 класса А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Просвещение, 2010 г.

«___» ____________ 2013 год              __________________

                                                                  (подпись учителя)

                                                                                       Пояснительная      записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5  класса,  разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»,  в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по  «Основам  безопасности жизнедеятельности  для  1-11  классов»,   под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2008,

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 5 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1 час.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи курса

  • освоение знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении, о влиянии их последствий на безопасность; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие  качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; ответственного отношения к окружающей природной среде;
  • овладение умениями: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Механизмы формирования ключевых компетенций у учащихся

Формирование учебно-познавательных компетенций через обучение:

- постановке целей и организации её достижения;

- организации планирования, проведения анализа, рефлексии, самооценке своей учебно-познавательной деятельности;

- постановке познавательных задач и выдвижение гипотезы; использованию элементов вероятностных и статистических методов познания; умению описывать результаты, умению формулировать выводы.

Формирование коммуникативных компетенций через обучение:

- разным видам речевой деятельности (монолог, диалог, выступление);

- способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения.

Формирование информационных компетенций через обучение:

- навыкам работы с различными источниками информации: книгами, журналами, справочниками, энциклопедиями, Интернет;

- самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой информации для разработки памяток.

Средства обучения

 Таблицы и плакаты по «Безопасности от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени», «Гражданской обороне», «Правилам дорожного движения», «Оказанию первой медицинской помощи,     «Основам обороны государства», «Основам военной службы».                                                                    Средства оказания первой медицинской помощи, средства защиты органов дыхания и кожи, приборы радиационной и химической разведки, средства обработки, индивидуальные аптечки,  шансовый инструмент, знаки различия, воинские погоны и эмблемы, знаки различия, воинская форма.                                                                                                                                                             Пневматическое оружие; макеты АКМ, временных укрытий, костров; компасы.  Карты местности,                                                                           Мультимедийное оборудование с электронными носителями.                                                                                                                                            

Планируемые результаты:

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
  • основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

уметь:

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» , комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой);
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях и неотложных состояниях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдение мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или  ситуациях;  
  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Обстановка,  складывающаяся  в  стране  в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения  россиян  в  области  безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию  у них  современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет  способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на без- опасность жизнедеятельности личности, общества и  государства от внешних и внутренних  угроз,  связанных  с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркомании и военными угрозами.

   Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из  трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней». Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на улучшение собственного физического и психического здоровья; отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

Методы   и   формы   обучения:                                                                                                                                                                                        Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные  (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

                                                                                        

Виды и формы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

 

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

                          Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу

Форма промежуточной и итоговой аттестации

Практическая работа, контрольные работы, тестовые задания

 

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

5 класс

Раздел I.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ (16 часов)

Тема 1.        Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 часов)

 Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей.       Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды..

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Тема 2.        Опасные ситуации техногенного характера. (6часов)

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Опасные ситуации на дороге.

Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Опасные ситуации на транспорте.

Пешеход - участник дорожного движения. Правила дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Поведение пассажиров в общественном транспорте.  Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом. Транспортное средство и водитель. Правила дорожного движения.  Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель транспортного средства (велосипеда). Требования предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста. Правила его поведения на дороге.

Пожар. Пожар в жилище и возможные  причины его возникновения. Меры  пожарной безопасности, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре, правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. 

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и тд.  Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

Тема 3.        Опасные ситуации природного характера. (2 часа)

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Тема 4.        Опасные ситуации социального характера. (3 часа)

Криминогенные ситуации в городе, ситуации криминогенного характера, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации, меры предосторожности и правила поведения.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Элементарные способы самозащиты.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей ( в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах)

РАЗДЕЛ II.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (6 часов)

Тема 5.        Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (6 часов)

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (6 часов)

Тема 6.        Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. (3 часа)

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни. Факторы укрепляющие здоровье.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Тема 7.        Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. (3 часа)

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Факторы разрушающие здоровье.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя) их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье и их профилактика.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.

Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Собеседование на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек»

Раздел IV.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И
ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (6 часов)

 

Тема 8.         Первая медицинская помощь и правила ее оказания. (6 часов)

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:

ü при ушибах;

ü при ссадинах;

ü при носовом кровотечении, кровотечениях;

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:

ü медикаментами;

ü препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.

Учебно - тематический  план.

 

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

 

Раздел 1.Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

16

 

 

1

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

5

4

1

2

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера

6

5

1

3

Тема 3. Опасные ситуации природного характера

2

2

 

4

Тема 4. Опасные ситуации социального характера

3

3

 

 

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации.

6

 

 

5

Тема 5.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

4

2

 

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

6

 

 

6

Тема 6.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

3

 

7

Тема 7. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

3

3

 

 

Раздел 4. Основы медицинских знаний . Оказание ПМП.

6

 

 

8

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

6

3

3

 

 

 

Итого:

34

27

7

 

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе ученик должен знать:

ü потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

ü наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;

ü Знать правила обеспечения безопасности на современном транспорте;

ü Объяснять основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ДД;

ü Уметь правильно оценить ситуацию при пожаре;

ü Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

ü Уметь пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);

ü Иметь знания по оказанию первой медицинской помощи.

Ученик должен уметь:

ü предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных  ситуаций по их характерным признакам;

ü принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

ü пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

ü оказывать первую медицинскую помощь при неотложных  состояниях.

 Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

ü – обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

ü — подготовки и  участия в различных видах    активного отдыха в природных;

ü — оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

ü — выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

                                                                   

Учебно-методическое обеспечение

 

Учебник

                        Литература

Интернет-ресурсы

ОБЖ – 5 кл. /А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2010.

Методические рекомендации ОБЖ /А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2010.

Тестовый контроль ОБЖ /А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2010.

Методические рекомендации по преподаванию курса ОБЖ /А. Г. Волков, В.Н. Касьянов. КИПК и ПРО, 2011.

Правила дорожного движения 2011.

Законы Р.Ф.: «Конституция Р.Ф.». «О Гражданской обороне», «О защите населения и территорий от Ч.С. природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности».

1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;  http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

 

 

 

Календарно-тематический план предмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для  5 класса.

№ урока

Тема урока

(главы)

Количество часов

Тип,  форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Форма контроля

Дата факт

Дата план

Домашнее

задание

Знания

Умения, использования

1

1.1

Тема:  Человек, среда его обитания, безопасность человека

Город - как среда обитания человека.

5

1

      Комбинированный       

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей.       Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Понятия: зона, опасность.

Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения. Обеспечения личной безопасности на улицах

Устный опрос

П. 1.1

2

1.2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1

               

Комбинированный

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

Причины возникновения опасных ситуаций в жилище

Называть причины и  последствия опасных ситуаций.                             Пользование бытовыми приборами и инструментами

Устный опрос

П.1.2

3

1.3

Особенности природных условий в городе.  

1

Комбинированный

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Природные и антропогенные факторы

Умение работать с учебником, выделять главное, анализировать природные условия

Обеспечения личной безопасности на улицах

Устный опрос

П.1.3

4

1.4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1

Комбинированный

Особенности социальной среды в городе  с учетом его предназначения  (город- столица, город-порт). Зоны повышенной криминогенной опасности зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми  в городе (со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком)

 Зоны повышенной криминогенной опасности

 Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.

Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Устный опрос

П.1.4

5

1.5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

Комбинированный

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы  города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

ЧС, основные службы города, основные службы. И их задачи

01,02,03

Обращение использование экстренных служб помощи  безопасности по мере необходимости

                  Устный опрос

П.1.5

6

2.1

Тема:

Опасные ситуации техногенного характера

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

6

1

 Комбинированный          

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Опасные ситуации на дороге.

Опасные ситуации на дороге.

Дорожные знаки и их деление на группы.

Применять дорожные знаки на практике

Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

                               Устный опрос

П.2.1

7

2.2

Пешеход. Безопасность пешехода

1

Комбинированный

Пешеход- участник дорожного движения. Правила дорожного движения, общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пешеход

Правила дорожного движения, общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Тест

Зарис.

Дорож.

знаки

по группам

8

2.3

Пассажир. Безопасность пассажира. Опасные ситуации на транспорте.

1

Комбинированный

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного  поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Особенности перевозки пассажира грузовым транспортом.

Правила пользования транспортом.

Посадка в общественный транспорт, пожар в общественном транспорте

Использовать  умения для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Соблюдение мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте.

Устный опрос

П.2.3

9

2.4

Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства.

1

Комбинированный

Транспортное средство и водитель.  Правила дорожного движения, общие обязанности водителя. Велосипедист-водитель транспортного средства. Требования,  предъявляемые к техническому состоянию велосипеда, обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге. Опасные ситуации на транспорте.

Водитель, правила дорожного движения, общие обязанности водителя. Велосипедист-водитель транспортного средства. Требования,  предъявляемые к техническому состоянию велосипеда, обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге

правила поведения велосипедиста на дороге.

Умение работать с учебником, выделять главное

тест

П.2.4

10

2.5

Пожарная безопасность

1

Комбинированный

Пожар. Пожар в жилище и возможные причины его возникновения.  меры пожарной безопасности, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Причины возгорания в жилище. Личная безопасность при пожаре. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Владеть основными правилами поведения при пожаре.

Обращение использование экстренных служб помощи  безопасности по мере необходимости

Тест

2.5

11

2.6

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1

Комбинированный

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и тд... Профилактика травм при занятия физической культурой и спортом.

Общие правила безопасного поведения в быту. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и тд...

Правила поведения при затоплении жилища.

Действия при разрушении зданий

Правильно пользоваться препаратами бытовой химии

Пользование бытовыми приборами и инструментами

Устный опрос

П.2.6

12

3.1

Тема: Опасные ситуации природного характера

Метеоусловия и безопасность человека

2

1

                     

Комбинированный

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза. гололед, снежный занос, метель)и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Погода, природные явления

правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

 Устный опрос,

П. 3.1

13

3.2

Безопасность на водоемах

1

         

Комбинированный

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное врем  года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде.

Правила перехода по льду, игра на льду

Правильно действовать в случае опасной ситуации на воде и водном транспорте.

Правила безопасного поведения на льду водоема

                                   тест

3.2

14

4.1

Тема: Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации и личная безопасность    

3

1

комбинированный

Криминогенные ситуации в городе. Ситуации криминогенного характера .Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми  и профилактика возникновения криминогенной ситуации, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы защиты.

Ситуации криминогенного характера .Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми  и профилактика возникновения криминогенной ситуации, меры предосторожности и правила поведения.

Соблюдать правила поведения в криминальных ситуациях

Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Устный опрос

П.4.1

15

4.2

Обеспечение личной безопасности дома

1

комбинированный

Некоторые  общие правила безопасного поведения дома  для профилактики криминогенных ситуации.  Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Элементарные способы защиты.

Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Элементарные способы защиты.

Правила поведения, если ты один в квартире, пользование телефоном, если дверь квартиры кто-то пытается открыть

Обеспечения личной безопасности дома

     Тест

4.2

16

4.3

Обеспечение личной безопасности на улице

1

комбинированный

. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей ( в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах) Взрывное устройство на улице.

             

Безопасные зоны.

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей ( в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах) Взрывное устройство на улице.

Снижение риска самому стать жертвой преступления.

Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

      Тест

4.3

17-

5.1

Тема: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера

6

1

комбинированный

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясение, наводнения,  ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия.

Обеспечение личной безопасности в условиях Ч.С. природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера.

Устный опрос

П.5.1

18

5.2

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

комбинированный

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясение, наводнения,  ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия.

Обеспечение личной безопасности в условиях Ч.С. природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Умение действовать и обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера.

Тест

5.1

19-

5.3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

комбинированный

ЧС техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных  объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в условиях Ч.С. техногенного характера.

ЧС  техногенного характера

Обеспечение личной безопасности  в ЧС

Устный опрос

П.5.2

20

5.4

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

комбинированный

Обеспечение личной безопасности в условиях Ч.С. техногенного характера.

ЧС  техногенного характера

Умение действовать и обеспечение личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.

Устный опрос

5.2

21

5.5

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения Ч.С. природного и техногенного характера

1

Практическое

Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Действия населения при оповещении  об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения. Правила  безопасного поведения при проживании на радиоактивно зараженной местности.

Действия населения при оповещении  об угрозе возникновения ЧС.  эвакуация

Обеспечение личной безопасности  в ЧС

Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Устный опрос

5.3

22

5.6

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения Ч.С. природного и техногенного характера

1

Практическое

Правила  безопасного поведения при проживании на радиоактивно зараженной местности. Средства защиты.

Действия населения при оповещении  об угрозе возникновения ЧС.  Использование СИЗ

Обеспечение личной безопасности  в ЧС

Устный опрос

5.3

23

6.1

Тема: Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

О здоровом образе  жизни

3

1

   

комбинированный    

ЗОЖ как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие ЗОЖ. Факторы укрепляющие здоровье. Режим дня и умение рационально распределять свое время, как основные составляющие ЗОЖ.

Основные составляющие ЗОЖ, режим дня

 рационально распределять  свое время как основная составляющая ЗОЖ

Тест

П. 6.1

24

6.2

Двигательная активность и закаливание организма -необходимые условия укрепления здоровья.

1

   

комбинированный

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования  физических и духовных качеств человека. Систематические занятия спортом.

Двигательная активность

Факторы укрепляющие здоровье

Систематические занятие физической культурой в повседневной жизни

         Устный опрос

П. 6.2

25

6.3

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

комбинированный

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода.

Гигиена питания.

Углеводы, жиры, белки, витамины,  минеральные вещества,  вода

Факторы укрепляющие здоровье

Приводить примеры продуктов, содержащих: углеводы, жиры, белки, витамины,  

Систематические занятие физической культурой в повседневной жизни

Устный опрос

6.3

26

7.1

Тема: Вредные привычки и их влияние на человека.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

3

1

                 

Комбинированный

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Факторы разрушающие здоровье.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье и их профилактика.

Факторы разрушающие здоровье.

Вредные привычки.

Никотин. Алкоголь.

Профилактику вредных привычек

Уметь называть возможные последствия вредных привычек

Использовать знания в повседневной жизни

Устный опрос                                                                       

         

П.6.4

27

7.2

Курение

1

комбинированный

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного на организм курящего и на окружающих.

Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления  курения

Использовать знания в повседневной жизни

        Устный опрос                                                                       

П. 6.4

28

7.3

Употребление алкоголя

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

комбинированный

Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления  алкоголя

Использовать знания  для укрепления здоровья

Устный опрос                                                                       

П. 6.5

28

8.1

Тема: ПМП и правила ее оказания

ПМП при различных видах повреждений.

6

1

комбинированный

ПМП, общее положение по оказанию ПМП.  Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь» правила ее вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Оказание ПМП

Шина, гипс, повязка

Правила вызова «скорой помощи»

Использовать знания при травмах

Устный опрос

П.7.1

29

8.2

Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

1

Практическая работа

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи: при ушибах, ссадинах, при носовом кровотечении.

 оказание первой медицинской помощи: при ушибах, ссадинах, при носовом кровотечении.

ПМП при ушибах

Использовать знания при травмах.

Обращение использование экстренных служб помощи  безопасности по мере необходимости

Устный опрос

7.2

30

8.3

Оказание первой медицинской помощи при вывихе.

1

Практическая работа

Вывих, признаки вывиха, его проявления. ПМП при вывихе

Вывих, признаки вывиха, его проявления.

ПМП при вывихе

Использовать знания при травмах

Устный опрос

7.2

31

8.4

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах.

1

Практическая работа

Правила оказания ПМП при ссадинах.

ссадина

ПМП при ссадинах

Использовать знания при травмах

Обращение использование экстренных служб помощи  безопасности по мере необходимости

Устный опрос

7.2

32

8.5

ПМП при носовом кровотечении.

1

Практическая  работа

Носовое кровотечение. ПМП при носовом кровотечении.

Носовое кровотечение

Отработать практически последовательность оказание ПМП при носовом кровотечении.

Использовать знания при кровотечениях

Устный опрос

7.2

33

8.6

ПМП при отравлениях.

1

Практическая работа

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:

ü медикаментами;

ü препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.

Оказывать  ПМП при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином угарным газом.

Использовать знания при различных видах отравлений

Обращение использование экстренных служб помощи  безопасности по мере необходимости

Устный опрос

П.7.3

34

ПМП при отравлениях.

1

Практическая работа

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:

ü медикаментами;

ü препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.

Оказывать  ПМП при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином угарным газом.

Использовать знания при различных видах отравлений

Устный опрос

7.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование 7-8 класс,1 класс, 5-6 класс (вариативная часть плание , аэробика

планирование для 5-6 класса написано с учетом того , что проведение 3 часа физической культуры может быть в форме уроков плавания и аэробики....

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....