Личностно-ориентированные технологии.
материал по обж (11 класс) по теме

вылиток жанна сергеевна

использование на уроках ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orient._tekhnologii_word_2007.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ОБЖ МБОУ Бекасовской сош: Ж.С.Вылиток

Применение личностно-ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Как же можно сделать ребенка центром педагогического процесса и источником собственного обучения?

Прежде всего, обучение должно строиться на основе возрастных психологических особенностей детей.

Когда я готовила статью на тему «Традиции отечественного образования как платформа духовно-нравственного воспитания в начальной школе»  мне пришлось перечитать много литературы.  Для себя я выделила такую мысль.

Многие дети в начале ХХ века начинали обучаться лишь в гимназии, куда брали ребенка ,  начиная с 9-10 лет, то начальную школу значительное количество детей проходили дома, с гувернерами и репетиторами. Что отличало такое обучение? Обучающий хорошо знал проблемы и интересы своего подопечного и поэтому строил обучение, опираясь на личный опыт ребенка. Это помогало осуществлять неотчужденное обучение – обучение, с помощью которого маленький ученик мог решать собственные проблемы – как написать записку папе или другу, уехавшему за границу, как посчитать, сколько денег надо еще скопить, чтобы купить игрушку. Любое неотчужденное обучение всегда будет носить личностно-ориентированный характер .

Если ребенку нужно что-то написать или посчитать и он попросит взрослого помочь ему – показать как пишется та или иная буква или как проверить верность решенной им задачи, - то не нужно ничего предпринимать, чтобы он запомнил это, чтобы он мог использовать новую информацию в самых  разных  ситуациях.

Современным детям не хватает опыта собственной жизни, и как следствие этого, собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются  логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач. Поэтому они не задумываются над возникающими перед ними проблемами и не имеют собственных задач.

Личностно –ориентированное . обучение поможет учителю справиться с некоторыми сложными вопросами, которые возникают перед ним каждый день.

Сравнительный анализ традиционной системы обучения и  личностно –ориентированного . обучения.

 

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

 

 единая программа, требования  

  вариативность.

  от простого к сложному ,от частного к целому .

  индивидуальный подход   и проблемность.

Цель обучения

 

  Дать определенный объем знаний 

 Развитие индивидуальных способностей  

Дать общее образование по единой программе.

Создание условий для развития личности.

Формирование ЗУН  

Развитие нравственности и образованности  

 

 

Позиция ученика

 

Пассивность.

Активность

Отсутствие мотива к личностному росту.

Интерес к деятельности .

Функция учителя

 

Выдать определенный объем знаний

Научить мыслить

 Развивать познавательную активность

Научить учиться

Обучать, воспитывать

Координировать и  консультировать

Контролировать

Организовывать

Формы обучения

 

 Иллюстративно-объяснительные , информационные .

Проблемные ,поисковые, исследовательские.

Урок, лекция, беседа , объяснение .

Игра, диспут, семинар ,урок .

Стиль взаимодействия

 

Авторитарность и  требовательность

Сотрудничество и  доверительность, открытость

 

Из всего этого можно сделать вывод, что сходство адаптивной  и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование  одного и того же базового содержания образования.

Отличие же состоит в том, что в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.

 В основе модели личностного образования лежит научная психолого- педагогическая концепция.

Модель  личностного  образования  отвечает принципам природосообразности, реализует принципы гуманитарного образования, индивидуального подхода.

 

 Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятный характер, и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. Какие же

 основные требования к личностно-ориентированному уроку ?

Личностно – ориентированный урок  - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности.

Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков  человеческого сознания.

Целью урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

 Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

- наличие      учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Технологическая схема  урока при личностно-ориентированном обучении. 

Сравнивая   урок традиционный  и личностно-ориентированный урок

  можно увидеть различия .

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.

Признаки лично-ориентированного обучения

Признаки традиционной классно-урочной технологии

Использование субъективного опыта ребенка

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач

Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха

Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом

Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс

Для домашней работы применяют учебники

 

  Итак, урок в традиционной системе  имеет  следующие этапы. 

1. Организационный момент.

2 .Повторение пройденного.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление.

5.Вывод.

Урок  в  личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация ,   противоречие.

 Ученики предлагают свои версии решения  проблемы ,чем больше версий ,тем лучше.

Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану. 

Итог урока  -рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.

Основные преимущества использования проектной технологии....

Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор». Тема: «Семейный досуг».

Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспи...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Презентация " Личностно-ориентированный урок" ТЕХНОЛОГИЯ

•Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Личностно - ориентированные педагогические технологии на уроках истории

Данный материал о направлениях и возможностях личностно-ориентированного образования в школе при преподавании уроков истории. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с ...