Личностно-ориентированные технологии.
материал по обж (11 класс) по теме
использование на уроках ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orient._tekhnologii_word_2007.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель ОБЖ МБОУ Бекасовской сош: Ж.С.Вылиток
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.
Как же можно сделать ребенка центром педагогического процесса и источником собственного обучения?
Прежде всего, обучение должно строиться на основе возрастных психологических особенностей детей.
Когда я готовила статью на тему «Традиции отечественного образования как платформа духовно-нравственного воспитания в начальной школе» мне пришлось перечитать много литературы. Для себя я выделила такую мысль.
Многие дети в начале ХХ века начинали обучаться лишь в гимназии, куда брали ребенка , начиная с 9-10 лет, то начальную школу значительное количество детей проходили дома, с гувернерами и репетиторами. Что отличало такое обучение? Обучающий хорошо знал проблемы и интересы своего подопечного и поэтому строил обучение, опираясь на личный опыт ребенка. Это помогало осуществлять неотчужденное обучение – обучение, с помощью которого маленький ученик мог решать собственные проблемы – как написать записку папе или другу, уехавшему за границу, как посчитать, сколько денег надо еще скопить, чтобы купить игрушку. Любое неотчужденное обучение всегда будет носить личностно-ориентированный характер .
Если ребенку нужно что-то написать или посчитать и он попросит взрослого помочь ему – показать как пишется та или иная буква или как проверить верность решенной им задачи, - то не нужно ничего предпринимать, чтобы он запомнил это, чтобы он мог использовать новую информацию в самых разных ситуациях.
Современным детям не хватает опыта собственной жизни, и как следствие этого, собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач. Поэтому они не задумываются над возникающими перед ними проблемами и не имеют собственных задач.
Личностно –ориентированное . обучение поможет учителю справиться с некоторыми сложными вопросами, которые возникают перед ним каждый день.
Сравнительный анализ традиционной системы обучения и личностно –ориентированного . обучения.
Традиционное обучение | Личностно-ориентированное обучение |
Ведущий принцип педагогики
| |
единая программа, требования | вариативность. |
от простого к сложному ,от частного к целому . | индивидуальный подход и проблемность. |
Цель обучения
| |
Дать определенный объем знаний | Развитие индивидуальных способностей |
Дать общее образование по единой программе. | Создание условий для развития личности. |
Формирование ЗУН | Развитие нравственности и образованности |
|
Позиция ученика
| |
Пассивность. | Активность |
Отсутствие мотива к личностному росту. | Интерес к деятельности . |
Функция учителя
| |
Выдать определенный объем знаний | Научить мыслить |
Развивать познавательную активность | Научить учиться |
Обучать, воспитывать | Координировать и консультировать |
Контролировать | Организовывать |
Формы обучения
| |
Иллюстративно-объяснительные , информационные . | Проблемные ,поисковые, исследовательские. |
Урок, лекция, беседа , объяснение . | Игра, диспут, семинар ,урок . |
Стиль взаимодействия
| |
Авторитарность и требовательность | Сотрудничество и доверительность, открытость |
Из всего этого можно сделать вывод, что сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.
Отличие же состоит в том, что в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.
Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.
В основе модели личностного образования лежит научная психолого- педагогическая концепция.
Модель личностного образования отвечает принципам природосообразности, реализует принципы гуманитарного образования, индивидуального подхода.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятный характер, и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. Какие же
основные требования к личностно-ориентированному уроку ?
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.
Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.
Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
- наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Технологическая схема урока при личностно-ориентированном обучении.
Сравнивая урок традиционный и личностно-ориентированный урок
можно увидеть различия .
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.
Признаки лично-ориентированного обучения | Признаки традиционной классно-урочной технологии |
Использование субъективного опыта ребенка Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха | Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс Для домашней работы применяют учебники |
Итак, урок в традиционной системе имеет следующие этапы.
1. Организационный момент.
2 .Повторение пройденного.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление.
5.Вывод.
Урок в личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация , противоречие.
Ученики предлагают свои версии решения проблемы ,чем больше версий ,тем лучше.
Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.
Итог урока -рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии
Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...
Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.
Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...
Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.
Основные преимущества использования проектной технологии....
Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор». Тема: «Семейный досуг».
Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспи...
Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"
В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....
Презентация " Личностно-ориентированный урок" ТЕХНОЛОГИЯ
•Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...
Личностно - ориентированные педагогические технологии на уроках истории
Данный материал о направлениях и возможностях личностно-ориентированного образования в школе при преподавании уроков истории. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с ...