Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.
учебно-методический материал по теме

Аракелян Анаит Николаевна

Основные преимущества использования проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ-iya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.

Личностно-ориентированные педтехнологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивая ему комфортные, бесконфликтные условия развития.  Г.К.Селевко и  Е.С.Полат считали наиболее адекватными целям обучения и изучения иностранных языков такую личностно-ориентированную педагогическую технологию, как « Метод проектов».

Возникнув в 20-е годы прошлого века, «Метод проектов» (метод проблем), связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником, В.Х.Килпатриком. «Метод проектов» предполагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащихся, сообразуясь с их личными интересами. Таким образом, цель данной педагогической технологии — предоставление  учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. В своей книге “Projects with young learners”, Даяна Филипс пишет: “A project is a recognizable product, working with which, children can gain a real sense of achievement. At the successful completion of the project, both teacher and the pupils have something they can be proud of”.

В огромном спектре научной и методической литературы мы можем найти разнообразные варианты типологизации проектов. Наиболее полной классификацией проектов, с нашей точки зрения, в современной отечественной методике является классификация, предложенная  Е. С. Полат. Она выделяет следующие группы проектов:

1) По методу, доминирующему в проекте – исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные;

2) По характеру контактов – внутренние (региональные), международные;

3) По количеству участников – личностные, парные, групповые;

4) По продолжительности во времени – краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках завершения темы или раздела программы. Проекты  также могут быть,  и уже становятся, устной частью итоговой аттестации школьников по иностранным языкам.

Каковы же преимущества проектной технологии?

1) Высокая мотивация учащихся;

2) Интеграция всех 4-х видов РД;

3) Формирование  «автономии учащихся»;

4) Содержание проекта—личностно-ориентированно;

5) Развитие творческих и организационных навыков учащихся;

6) Развитие навыков моторики, особенно у младших школьников;

7) Развитие интеллектуальных умений у старшеклассников;

8) Возможна помощь и участие родителей.

Какие основные требования при использовании Метода проектов?

1) Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;

2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3) Самостоятельная деятельность учащихся;

4) Структуирование (этапность) содержательной части;

5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

а) определение проблемы и задач;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования ( статистических, экспериментальных и др.);

г) выбор способов представления конечного продукта;

д) сбор, систематизация и анализ полученных данных;

е) подведение итогов, оформление результатов, презентация;

ж) выводы и оценка.

Любой проект, по мнению многих ученых и методистов – это «продуманная во всех деталях совместная деятельность Учащихся и Учителя». Роль каждого из участников хорошо просматривается в схеме, предложенной В.В. Гузеевым

Проект может быть оценен по следующим позициям:

  1. Содержание
  2. Оформление
  3. Грамотное языковое оформление
  4. Устная презентация

Стадии проекта

Содержание работы на стадии

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Подготовка

Определение темы (проблемы), целей и задач

Обсуждают тему с учителем, получа-

ют допинформа-

цию, определяют

цели и задачи

Знакомит уча-

щихся со смыслом проектной технологии,

помогает в постановке целей

Планирование

Определение источников инф-и;

Определение способов сбора и анализа инф-и;

Определение способа представления результатов;

Определение критериев оценки

конечного продукта;

Распределение обязанностей

Обсуждают идеи;

Формулируют цели и задачи;

Вырабатывают план действий

Представляет идеи;

Высказывает предложения;

Подсказывает

возможные

источники

инф-и

Исследование

Сбор информации;

Решение промежуточных задач4

Инструментарий: интервью, опросы, наблюдения, эксперимент

Выполняют исследования

Наблюдает,

Дает советы, при обраще-

нии

Обработка материалов

Анализ полученных результатов;

Оформление их в  проект

Анализируют,

Делают выводы,

Оформляют проект

Наблюдает,

Советует,

Предлагает,

Дает заключение

Представление

(защита) проекта

Возможные формы: устная защита, постер, письменный отчет, демонстрация с помощью ИТ и др.

Представляют (описывая, обосновывая, делая выводы)

Слушает, задает вопросы

Оценка,

рефлексия

Самооценка и выводы

Доказывают практическую и теоретическую значимость проекта  для каждого участника

Дает свою оценку проекту, роли и усилиям каждого

участника

Проект может быть оценен по следующим позициям:

  1. Содержание
  2. Оформление
  3. Грамотное языковое оформление
  4. Устная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики»

Инновационный  проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».Живодерова Н.В., учитель математики, МСОШ № 30, г. НижневартовскАдресация проекта:проект может быть использ...

Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"

Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...

Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».

Сущность опыта состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной деятельности на основе самообразования, саморазвити...

ДОКЛАД "Использование личностно -ориентированной современной образовательной технологии на тренировке по волейболу"

Педагогическая технология - этот описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...