Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.
учебно-методический материал по теме
Основные преимущества использования проектной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publ-iya.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.
Личностно-ориентированные педтехнологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивая ему комфортные, бесконфликтные условия развития. Г.К.Селевко и Е.С.Полат считали наиболее адекватными целям обучения и изучения иностранных языков такую личностно-ориентированную педагогическую технологию, как « Метод проектов».
Возникнув в 20-е годы прошлого века, «Метод проектов» (метод проблем), связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником, В.Х.Килпатриком. «Метод проектов» предполагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащихся, сообразуясь с их личными интересами. Таким образом, цель данной педагогической технологии — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. В своей книге “Projects with young learners”, Даяна Филипс пишет: “A project is a recognizable product, working with which, children can gain a real sense of achievement. At the successful completion of the project, both teacher and the pupils have something they can be proud of”.
В огромном спектре научной и методической литературы мы можем найти разнообразные варианты типологизации проектов. Наиболее полной классификацией проектов, с нашей точки зрения, в современной отечественной методике является классификация, предложенная Е. С. Полат. Она выделяет следующие группы проектов:
1) По методу, доминирующему в проекте – исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные;
2) По характеру контактов – внутренние (региональные), международные;
3) По количеству участников – личностные, парные, групповые;
4) По продолжительности во времени – краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках завершения темы или раздела программы. Проекты также могут быть, и уже становятся, устной частью итоговой аттестации школьников по иностранным языкам.
Каковы же преимущества проектной технологии?
1) Высокая мотивация учащихся;
2) Интеграция всех 4-х видов РД;
3) Формирование «автономии учащихся»;
4) Содержание проекта—личностно-ориентированно;
5) Развитие творческих и организационных навыков учащихся;
6) Развитие навыков моторики, особенно у младших школьников;
7) Развитие интеллектуальных умений у старшеклассников;
8) Возможна помощь и участие родителей.
Какие основные требования при использовании Метода проектов?
1) Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3) Самостоятельная деятельность учащихся;
4) Структуирование (этапность) содержательной части;
5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
а) определение проблемы и задач;
б) выдвижение гипотезы их решения;
в) обсуждение методов исследования ( статистических, экспериментальных и др.);
г) выбор способов представления конечного продукта;
д) сбор, систематизация и анализ полученных данных;
е) подведение итогов, оформление результатов, презентация;
ж) выводы и оценка.
Любой проект, по мнению многих ученых и методистов – это «продуманная во всех деталях совместная деятельность Учащихся и Учителя». Роль каждого из участников хорошо просматривается в схеме, предложенной В.В. Гузеевым
Проект может быть оценен по следующим позициям:
- Содержание
- Оформление
- Грамотное языковое оформление
- Устная презентация
Стадии проекта | Содержание работы на стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы (проблемы), целей и задач | Обсуждают тему с учителем, получа- ют допинформа- цию, определяют цели и задачи | Знакомит уча- щихся со смыслом проектной технологии, помогает в постановке целей |
Планирование | Определение источников инф-и; Определение способов сбора и анализа инф-и; Определение способа представления результатов; Определение критериев оценки конечного продукта; Распределение обязанностей | Обсуждают идеи; Формулируют цели и задачи; Вырабатывают план действий | Представляет идеи; Высказывает предложения; Подсказывает возможные источники инф-и |
Исследование | Сбор информации; Решение промежуточных задач4 Инструментарий: интервью, опросы, наблюдения, эксперимент | Выполняют исследования | Наблюдает, Дает советы, при обраще- нии |
Обработка материалов | Анализ полученных результатов; Оформление их в проект | Анализируют, Делают выводы, Оформляют проект | Наблюдает, Советует, Предлагает, Дает заключение |
Представление (защита) проекта | Возможные формы: устная защита, постер, письменный отчет, демонстрация с помощью ИТ и др. | Представляют (описывая, обосновывая, делая выводы) | Слушает, задает вопросы |
Оценка, рефлексия | Самооценка и выводы | Доказывают практическую и теоретическую значимость проекта для каждого участника | Дает свою оценку проекту, роли и усилиям каждого участника |
Проект может быть оценен по следующим позициям:
- Содержание
- Оформление
- Грамотное языковое оформление
- Устная презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики»
Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».Живодерова Н.В., учитель математики, МСОШ № 30, г. НижневартовскАдресация проекта:проект может быть использ...
Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"
Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...
Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».
Сущность опыта состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной деятельности на основе самообразования, саморазвити...
ДОКЛАД "Использование личностно -ориентированной современной образовательной технологии на тренировке по волейболу"
Педагогическая технология - этот описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)...
«Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ: личностно – ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии»
Выступление на методическом объединении воспитателей....
«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.
Форма: Нестандартный урокОборудование: таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...