Рабочая программа 11 класс по учебнику Смирнова А.Т.
методическая разработка по обж (11 класс) по теме
Настоящая программа составлена на основе
- примерной государственной программы по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования (профильный уровень), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.)
и
авторской учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2008 УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_p_11smirnov_obukhov_publikatsiya.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе
Настоящая программа составлена на основе
- примерной государственной программы по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования (профильный уровень), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.)
и
авторской учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2008
УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов
Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, содержание которого на ступени среднего (полного) общего образования выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов истории с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Учебник Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый и профильный уровень) для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по ОБЖ для 10-11 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приложение 1 № 2579)
Цели изучения
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе на профильном уровне направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
- овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Задачи изучения
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса основ безопасности жизнедеятельности на этапе среднего (общего) общего образования на профильном уровне являются формирование:
универсальных учебных действий, в том числе
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
предметных когнитивных и специальных знаний:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- нормы международного гуманитарного права;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- основные виды воинской деятельности;
- основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- классы сходных воинских должностей;
- общие требования к безопасности военной службы;
- порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
- порядок размещения и условия быта военнослужащих.
уметь
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.
- формирование психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе - 70, согласно школьному учебному плану - 2 часа в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование тем | Количество часов | В том числе | ||
Уроки | Практические занятия | Контрольные работы | |||
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 20 ч | 1 | |||
Тема 1. Основы здорового образа жизни | 5 | 5 | |||
Тема 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 15 | 9 | 5 | ||
Раздел 2. Основы обороны государства | 46 ч | ||||
Тема 1. Воинская обязанность | 11 | 10 | 1 | ||
Тема 2. Военная служба | 21 | 20 | 1 | ||
Тема 3. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества | 9 | 9 | |||
Тема 4 Обеспечение безопасности военной службы | 5 | 5 | |||
Резерв времени | 4 ч | 4 | |||
Всего: | 70 | 62 | 5 | 3 |
В авторской программе и рабочей программе экскурсии не предусмотрены.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
А ТАКЖЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
- Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов.
- Учитывая неоднородность мотивации к обучению и подготовки класса, индивидуальные особенности восприятия учебного материала, необходимо организовать дифференцированную работу учащихся, используя уровневый подход при отборе содержания учебного материала
- Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков – устный опрос, фронтальный опрос (экспресс-опрос), диагностическая работа, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, проверка домашнего задания.
- Время, отводимое на контрольные работы – 45 минут, на самостоятельные и проверочные работы – до 20 минут, на диагностические работы – до 15 минут.
- Особенности отбора содержания и оценивания контрольных и самостоятельных работ: отбор содержания производится в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия учебного материала (см. таблицу):
Тип учебной деятельности | Тип психологической ориентировки | Характер учебных задач | Уровень обученности | Отметка |
Репродуктивный Воспроизведение фактов | Случайные признаки. Узнавание, припоминание. | Шаблонные | Минимальный | 3 |
Реконструктивный Воспроизведение способов получения фактов | Локальные признаки. Анализ и синтез. | Членимые на подзадачи с одним типом связей между ними | Общий | 4 |
Вариативный Воспроизведение способов получения способов (мыслительных операций) | Глобальные признаки. Инсайт. | Членимые на подзадачи с двумя типами связей между ними | Продвинутый | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(70 ч; 2 ч в неделю)
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (20 час)
Тема 1. Основы здорового образа жизни (5часов).
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Правила личной гигиены и здоровье. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики. Понятие о ВИЧ - инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ- инфекции. Семья в современном обществе. Законодательство и семья
Тема 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (15 часов)
Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Первая медицинская помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза. Первая медицинская помощь при травматическом шоке. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Реанимация.
3. Основы обороны государства (46 часов)
Тема 3. Воинская обязанность (11 часов)
Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятия военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Тема 4. Военная служба (21 час)
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы
Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы, определяющие правовые основы военной службы (законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе»). Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России.
Военные аспекты международного гуманитарного права
Статус военнослужащего, его права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву
Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
Общие права и обязанности военнослужащих.
Подготовка военных кадров. Военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Тема 5. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества (9 часов)
Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Особенности прохождения альтернативной гражданской службы.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина
Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Тема 6. Обеспечение безопасности военной службы (5 часов)
Общие требования к безопасности военной службы.
Предупреждение гибели и травматизма военнослужащих.
Медицинское обеспечение военной службы.
Обеспечение пожарной и экологической безопасности деятельности войск.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.
Боевые традиции Вооруженных Сил и символы воинской чести
Дни воинской славы России — дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Основы военно-профессиональной ориентации
Военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Классы сходных воинских должностей. Командные воинские должности.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Формирование психологической готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Формирование психологической готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Основы технической и прикладной физической подготовки
Занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.), формирующие качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, укачиванию, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.).
Нормативы физической подготовленности обучающихся (аналогичны требованиям к военнослужащим первого года службы по призыву).
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ПО ТЕМАМ)
- Контрольная работа № 1 по теме «Основы здорового образа жизни» и «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
- Контрольная работа № 2 по теме «Воинская обязанность»
- Контрольная работа № 3 по теме «Военная служба»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне в 11 классе ученик должен
знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- строи отделения и порядок управления ими;
- назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
- правила ухода за автоматом, его хранение и сбережение;
- правила подготовки автомата к стрельбе;
- приемы и правила стрельбы из автомата;
- основы современного общевойскового боя;
- правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебной стрельбы;
- средства массового поражения и их поражающие факторы;
- защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
- порядок размещения и условия быта военнослужащих.
- общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
- основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- нормы международного гуманитарного права;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- основные виды воинской деятельности;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- классы сходных воинских должностей;
- общие требования к безопасности военной службы;
- порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
- порядок размещения и условия быта военнослужащих.
уметь
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.
- формирование психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Данная рабочая программа составлена с учётом следующих особенностей:
Особенности контингента учащихся 11 класса
- Психолого-физиологические особенности возраста
- Уровень развития познавательных возможностей учащихся
- Степень обученности (по результатам проверочных, диагностических, контрольных работ и пр.)
В организации образовательной деятельности будут использованы
- Создание учебных проектов (презентации, рекламный проспект)
- Интересные продуктивные задания, способствующие развитию УУД:
- Кейсы;
- Тренинги;
- Визуализация (видеофильм, рисунок, рекламный ролик)
- Элементы самообразования
- Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных общественных проблем
- Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)
- Коллективные формы организации учебной деятельности
В ходе реализации данной программы у учащихся формируются следующие ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция – осмысление целей и смысла жизни; усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность»; наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину; знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
2. Социально-трудовая компетенция – овладение основными навыками выполнения роли гражданина, наблюдателя, избирателя; понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость; адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей; уверенность в себе; готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
3. Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности, развитие основных физических качеств.
4. Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.
5. Информационные компетенции – дальнейшее развитие умений и навыков самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета.
6. Общекультурная компетенция - умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д.
7. Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Учебники | ||||
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. | «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый и профильный уровень) для общеобразовательных учреждений.10-11 класс | 2011 | Просвещение | |
Дополнительные (методические, дидактические и пр.) материалы | ||||
Под редакцией А.Т. Смирнова | Программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 10-11 классов | 2008 | Просвещение | |
В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский | Программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов | 2010 | Дрофа | |
В.Н. Латчук, В.В. Марков | Методическое пособие Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс | 2010 | Дрофа | |
Криво В.М., Логинов В.С., Лодяев Н.Ф., Шамрай С.Д., Шейченко В.А. | Военно-спортивная подготовка молодёжи допризывного возраста (учебно-методическое пособие) | 2007 | Правительство Спб | |
Клюев А.В. | Основы военной службы (тесты, практические задания) учебное пособие | 2011 | Легион | |
Хренников Б.О., Дурнев М.В. Маслов М.В. | Основы безопасности жизнедеятельности (сборник ситуативных задач) 10-11 класс | 2010 | Просвещение | |
Миронов С.К., Миронов В.К., Карташёва Т.А. | ОБЖ. Тесты (новый образовательный стандарт второго поколения) 10-11 класс | 2011 | Экзамен | |
Куклин П.Ф., Тетушкина Л.А., Лаврова Л.А. | Военно-спортивные игры 7-11 классы | 2011 | Учитель | |
Под редакцией А.Т. Смирнова | Экстремизм – идеология и основа терроризма. Пособие 10-11 классы (дополнение к курсу ОБЖ) | 2011 | Просвещение | |
Павлова О.В., Попова Г.П. | Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов 5-11 классы | 2012 | Учитель | |
Гусак П.А., Рогачёв А.М. | Начальная военная подготовка | 1981 | Просвещение | |
Под ред. Назимка И.Г., Штыкало Ф.Е. | Методика начального военного обучения | 1987 | Просвещение | |
Морозов М.А. | Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях | 1992 | Образование | |
Цифровые образовательные ресурсы | ||||
TeachPro | ОБЖ 11 класс | 2008 | Равновесие | |
Иващук В.В. | Первая помощь до приезда врача | 2006 | Равновесие | |
ИДДК | Войны России | 2007 | Бизнессофт | |
Видеофильмы по военной тематике |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения (сокращения), используемые в календарно-тематическом планировании:
Виды урока | Деятельность учащихся на уроке | Виды контроля | Цели урока |
1. уроки взаимообучения — в парах постоянного или сменного состава; 2. уроки группового обучения — в бригадах и иных группах; 3. уроки проектные — подготовки и защиты групповых проектов.
(1. Уроки в форме деловых игр: заседание ученого совета, конференция, научный семинар, регламентированная дискуссия, круглый стол, аукцион, презентация, дебаты и т.п. 2. Уроки в форме ролевых игр: редакция, суд, патентное бюро, на приеме у врача, в мастерской и т.п. 3. Уроки в форме телепередач: устный журнал, виртуальное путешествие, экскурсия в прошлое, исторический обзор, бенефис, «живая» газета, телемост и т.п. 4. Уроки конкурсные: «Счастливый случай», эстафета, «Что? Где? Когда?», брейн-ринг, викторина, КВН и т.п. 5. Уроки театрализованные (инсценировки, сказки, концерты)
|
Практическая работа с… Поисковая деятельность. Индивидуальная работа с … Работа в парах с … Работа в группах с … Фронтальная работа с… |
Формы работы - самопроверка, взаимопроверка, тест, работа с дидактическими материалами, с материалами ГИА, по карточкам, с материалом учебника и т.п. | Цель обучения:
Цели воспитания на уроке:
Цель развития психических качеств учащегося: мышления, внимания и памяти, познавательных умений. |
№ В курсе/в теме | Дата | Тема урока | Цели | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся. (Знания, умения) | Деятельность учащихся на уроке/виды контроля. | Демонстрации, элементы дополнительного содержания, ЦОР | ДЗ |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (20 часов) | ||||||||
Тема 1. Основы здорового образа жизни (5 часов) | ||||||||
1/1 | Правила личной гигиены и здоровье | Обеспечить усвоение учащимися правил личной гигиены; | Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма | Знать: основы здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье | Презентация, видеофильм | Конспект урока | ||
2/2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов | Обеспечить усвоение учащимися правил формирования правильного взаимоотношения полов | Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи | Знать: правовые нормы взаимоотношения полов | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
3/3 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики | Обеспечить усвоение учащимися знаний ЗППП; устранить пробелы в знаниях профилактики | Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ЗППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью | Знать: основные ЗППП и меры профилактики | УО | Презентация | Конспект урока, реферат | |
4/4 | Понятие о ВИЧ - инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ- инфекции | Обеспечить усвоение учащимися знаний о ВИЧ - инфекции и СПИДе,; устранить пробелы в знаниях профилактики | ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД- финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией | Знать: о ВИЧ - инфекции и СПИДе, и меры профилактики | УО | Презентация | Конспект урока, реферат | |
5/5 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | Обеспечить усвоение учащимися знаний в области законодательства о семье | Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей | Знать: о взаимосвязи репродуктивного здоровья с социально-демографическими процессами и правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | ПР | Презентация | Конспект урока | |
Тема 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (15 часов) | ||||||||
6/1 | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Виды кровотечений, основные понятия и определения. Артериальные и венозные кровотечения, их возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при артериальном и венозном кровотечении | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях | Презентация, видеофильм | Конспект урока | ||
7/2 | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях (продолжение) | Отработать навыки оказания ПМП | Первая медицинская помощь при артериальном и венозном кровотечении | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
8/3 | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях (продолжение) | Отработать навыки оказания ПМП | Первая медицинская помощь при артериальном и венозном кровотечении | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
9/4 | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях (продолжение) | Отработать навыки оказания ПМП | Первая медицинская помощь при артериальном и венозном кровотечении | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
10/5 | Первая медицинская помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Первая медицинская помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел. Профилактика попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
11/6 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
12/7 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (продолжение) | Отработать навыки оказания ПМП; | Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
13/8 | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника Профилактика черепно-мозговой травмы и повреждении позвоночника. | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
14/9 | Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Первая медицинская помощь при травмах травмах груди, живота, области таза Профилактика травм груди, живота, области таза. | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
15/10 | Первая медицинская помощь при травматическом шоке | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Виды шоков, основные понятия и определения. Травматический шок, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при травматическом шоке | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
16/11 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
17/12 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: оказывать ПМП | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
18/13 | Экстренная реанимационная помощь (Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца) | Обеспечить усвоение учащимися знаний оказания ПМП | Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: проводить реанимационные действия | Презентация, видеофильм. Тренажер для проведения сердечно-легочной реанимации | Конспект урока | ||
19/14 | Экстренная реанимационная помощь (Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца) | Отработать навыки оказания ПМП | Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации | Знать: правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях Уметь: проводить реанимационные действия | УО | Тренажер для проведения сердечно-легочной реанимации | Конспект урока | |
20/15 | Контрольная работа | КР | ||||||
Основы обороны государства (46 часов) | ||||||||
Тема 3. Воинская обязанность (11 часов) | ||||||||
21/1 | Основные понятия о воинской обязанности | Обеспечить усвоение учащимися представления о воинской обязанности | Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе | Знать: основные составляющие воинской обязанности граждан Российской Федерации | Презентация | Конспект урока | ||
22/2 | Организация воинского учета и его предназначение | Обеспечить усвоение учащимися знаний о воинском учете | Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету | Знать: организацию воинского учета и его предназначение | УО | Презентация | Конспект урока | |
23/3 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | Обеспечить усвоение учащимися представления о обязательной подготовке граждан к военной службе | Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе | Знать: содержание обязательной подготовки граждан к военной службе | УО | Презентация | Конспект урока | |
24/4 | Требования к индивидуально-психологическим качествам военнослужащих по сходным воинским должностям | Обеспечить усвоение учащимися представления о требованиях к индивидуально-психологическим качествам военнослужащих | Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.) | Знать: требования к индивидуально-психологическим качествам военнослужащих | УО | Конспект урока | ||
25/5 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | Обеспечить усвоение учащимися представления о добровольной подготовке граждан к военной службе | Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования | Знать: содержание добровольной подготовки граждан к военной службе | УО | Презентация | Конспект урока | |
26/6 | Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах | Обеспечить усвоение учащимися представления о подготовки офицеров запаса на военных кафедрах | Обучение по дополнительным образовательным программам по линии военных кафедр ВУЗов | Иметь представление о подготовке офицеров запаса на военных кафедрах | УО | Презентация | Конспект урока | |
27/7 | Основы прикладной физической подготовки. Особенности физической подготовки в видах и родах войск Вооруженных Сил РФ | Обеспечить усвоение учащимися представления о прикладной физической подготовке и особенностях физической подготовки в видах и родах войск Вооруженных Сил РФ | Прикладная физическая подготовка. Особенности физической подготовки в видах и родах войск Вооруженных Сил РФ. Наставление по физической подготовке в ВС. Нормативы. | Знать: виды прикладной физической подготовки и особенности физической подготовки в видах и родах войск Вооруженных Сил РФ Уметь: пользоваться нормативами | УО | Презентация | Конспект урока | |
28/8 | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет | Обеспечить усвоение учащимися знаний организация медицинского освидетельствования | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет | Знать: организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет | УО | Конспект урока | ||
29/9 | Порядок предоставления отсрочки от призыва гражданам, признанным временно непригодными к военной службе | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке предоставления отсрочки от призыва | Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе | Знать: порядок предоставления отсрочки от призыва | УО | Конспект урока | ||
30/10 | Военно-профессиональная ориентация молодёжи, её цели и задачи | Обеспечить усвоение учащимися знаний о целях и задачах военно-профессиональной ориентации молодёжи | Военно-профессиональная ориентация молодёжи. Система военного образования. Военно-учетные специальности. Работа военкоматов по военно-профессиональной ориентации молодёжи | Иметь представление о системе военного образования, военно-учетных специальностях. Работа военкоматов по военно-профессиональной ориентации молодёжи и отбору | УО | Конспект урока | ||
31/11 | Контрольная работа | КР | ||||||
Тема 4. Военная служба (21 час) | ||||||||
32/1 | Военная служба — особый вид федеральной государственной службы | Обеспечить усвоение учащимися знаний о военной службе | Формы реализации гражданами воинской обязанности, предусмотренные законодательством РФ. Вопросы военной службы в нормативных документах.. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы | Иметь представление о формах реализации гражданами воинской обязанности, предусмотренные законодательством РФ Уметь: пользоваться нормативами | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
Подтема: Правовые основы военной службы (9 часов) | ||||||||
33/1 | Конституция Российской Федерации и федеральные законы, определяющие правовые основы военной службы (законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе») | Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных законах определяющих правовые основы военной службы | Конституция Российской Федерации – основной нормативно-правовой акт. ФЗ «Об обороне», его предназначение и основные положения | Знать: основные положения Конституции Российской Федерации, военной доктрины Российской Федерации, касающиеся обеспечения военной безопасности государства; Уметь: пользоваться нормативами документами | УО | Конспект урока | ||
34/2 | Конституция Российской Федерации и федеральные законы, определяющие правовые основы военной службы (законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе») (продолжение) | Добиться усвоения у учащихся основных законов определяющих правовые основы военной службы | ФЗ «О статусе военнослужащих», ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», их предназначение и основные положения | Знать: основные положения федеральных законов определяющих правовые основы военной службы (законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе»), касающиеся обеспечения военной безопасности государства; Уметь: пользоваться нормативами документами | УО | Презентация | Конспект урока | |
35/3 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни | Обеспечить усвоение учащимися знаний об общевоинских уставах (устав внутренней службы) | Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, его предназначение и основные положения | Знать: о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Называть нормативно- правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
36/4 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни (продолжение) | Обеспечить усвоение учащимися знаний об общевоинских уставах (строевой устав, дисциплинарный устав) | Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения | Знать: о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Называть нормативно- правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
37/5 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни (продолжение) | Обеспечить усвоение учащимися знаний об общевоинских уставах (устав гарнизонной и караульной службы) | Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, его предназначение и основные положения | Знать: о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Называть нормативно- правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
38/6 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни (продолжение) | Обеспечить усвоение учащимися знаний об общевоинских уставах (корабельный и боевой устав) | Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Корабельный устав Вооруженных сил Российской Федерации, Боевой устав Вооруженных сил Российской Федерации их предназначение и основные положения | Знать: о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Называть нормативно- правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
39/7 | Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России | Обеспечить усвоение учащимися знаний о военной присяге | Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга | Знать: военную присягу ВС РФ, традиции ВС РФ. Использовать приобретенные знания: для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
40/8 | Военные аспекты международного гуманитарного права | Обеспечить усвоение учащимися знаний о военных аспектах международного гуманитарного права | Международное гуманитарное право. Агрессия Аннексия. Оккупация. Женевские конвенции | Знать: нормы международного гуманитарного права | УО | Презентация | Конспект урока | |
41/9 | Основные виды воинской деятельности | Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных видах воинской деятельности | Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально- этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета) | Знать: об основных видах воинской деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | видеофильм | Конспект урока | |
Подтема: Особенности прохождения военной службы по призыву (6 часов) | ||||||||
42/1 | Призыв на военную службу | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке призыва на военную службу | Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек | Знать: о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек Использовать полученные знания: при постановке на воинский учет. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | УО | Конспект урока | ||
43/2 | Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке прохождения военной службы по призыву | Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Военная форма одежды | Знать: об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | УО | Презентация, видеофильм | Конспект урока | |
44/3 | Статус военнослужащего, его права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву | Обеспечить усвоение учащимися знаний о статусе военнослужащего, его права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву | Статус военнослужащего, его права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву | Знать: основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | УО | Конспект урока | ||
45/4 | Обязанности военнослужащих | Обеспечить усвоение учащимися знаний об обязанностях военнослужащих | Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.) | Знать: права и обязанности военнослужащих Уметь: пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств | УО | Конспект урока | ||
46/5 | Ответственность военнослужащих | Обеспечить усвоение учащимися знаний об ответственности военнослужащих | Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.) | Знать: общие права и ообязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе | УО | Конспект урока | ||
47/6 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке увольнения с военной службы и пребывание в запасе | Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов | Знать: об основах военной службы. Иметь представление: об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Использовать полученные знания: для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | УО | Конспект урока | ||
Подтема: Особенности прохождения военной службы по контракту (3 часа) | ||||||||
48/1 | Поступление граждан на военную службу по контракту и требования предъявляемые к ним | обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке поступления граждан на военную службу по контракту | Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту | Знать: основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней | УО | Конспект урока | ||
49/2 | Подготовка военных кадров. Военное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Обеспечить усвоение учащимися представления о подготовке военных кадров. | Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования | Знать: порядок подготовки военных кадров Уметь: пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе | УО | Презентация | Конспект урока | |
50/3 | Порядок профессионального отбора, подготовки и поступления в военные образовательные учреждения | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке профессионального отбора, подготовки и поступления в военные образовательные учреждения | Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Порядок профессионального отбора, подготовки и поступления в военные образовательные учреждения | Знать: порядок профессионального отбора, подготовки и поступления в военные образовательные учреждения Уметь: пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе | УО | Конспект урока | ||
51/1 | Контрольная работа | |||||||
Подтема: Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (2 часа) | ||||||||
52/2 | Ритуал приведения к военной присяге. Порядок (ритуал) вручения личному составу вооружения и военной техники | Обеспечить усвоение учащимися знаний о ритуале приведения к военной присяге и порядке вручения личному составу вооружения и военной техники | Ритуал приведения к военной присяге. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. | Иметь представление о ритуалах ВС РФ. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе | Презентация, видеофильм | Конспект урока | ||
53/1 | Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок (ритуал) проводов военнослужащих, уволенных в запас | Обеспечить усвоение учащимися знаний о ритуале приведения к военной присяге и порядке вручения личному составу вооружения и военной техники | Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку | Иметь представление о ритуалах ВС РФ. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе | УО | Конспект урока | ||
Тема 5. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества (9 часов) | ||||||||
54/2 | Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | обеспечить усвоение учащимися знаний об основных качествах военнослужащего, их роли в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения, о принципе единоначалия в ВС РФ | Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества | Знать: об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | Конспект урока. Реферат | ||
55/3 | Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных качествах военнослужащего, их роли в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения, о принципе единоначалия в ВС РФ | Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя | Характеризовать основные качества военнослужащего. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | видеофильм | Конспект урока | |
56/4 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина | Обеспечить усвоение учащимися знаний о психологических аспектах, связанных с подготовкой к военной службе | Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально- этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета) | Знать: об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | УО | видеофильм | Конспект урока | |
57/5 | Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации | Обобщить и систематизировать знания об основных качествах военнослужащего, их роли в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения, о принципе единоначалия в ВС РФ | Единоначалие - принцип строительства Вооруженных сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину. воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу | Знать: основных качествах военнослужащего, их роли в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения Уметь: использовать приобретенные навыки в повседневной деятельности | УО | Конспект урока | ||
58/6 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации | Обеспечить усвоение учащимися знаний о миротворческойдеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации | Участие Вооруженных сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно- правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента | Знать: нормы международного гуманитарного права, виды миротворческой деятельности | УО | видеофильм | Конспект урока | |
Подтема: Альтернативная гражданская служба (3 часа) | ||||||||
59/1 | Альтернативная гражданская служба, общие понятия | Обеспечить усвоение учащимися знаний об альтернативной гражданской службе | Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой | Знать: особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | УО | Конспект урока | ||
60/2 | Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу | Обеспечить усвоение учащимися знаний о правах, обязанностях и ответственности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу | Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу | Знать: права и обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | УО | Конспект урока | ||
61/3 | Общие требования, предъявляемые к военнослужащему как защитнику Отечества | Обеспечить усвоение учащимися знаний об общих требованиях, предъявляемых к военнослужащему | Общие требования, предъявляемые к военнослужащему как защитнику Отечества | Знать: общие требования, предъявляемые к военнослужащему как защитнику Отечества Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | УО | Конспект урока | ||
Тема 6. Обеспечение безопасности военной службы (5 часов) | ||||||||
62/1 | Общие требования к безопасности военной службы | Обеспечить усвоение учащимися знаний об общих требованиях к безопасности военной службы | Безопасность военной службы. Общие требования к безопасности военной службы | Знать: общие требования к безопасности военной службы | УО | Конспект урока | ||
63/2 | Предупреждение гибели и травматизма военнослужащих | Обеспечить усвоение учащимися знаний о мерах предупреждения гибели и травматизма военнослужащих | Причины гибели военнослужащих Предупреждение гибели и травматизма военнослужащих | Знать: общие требования к безопасности военной службы | УО | видеофильм | Конспект урока | |
64/3 | Медицинское обеспечение военной службы | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке медицинского обеспечения военной службы | Медицинское обеспечение военной службы | Иметь представление о медицинском обеспечении военной службы | УО | видеофильм | Конспект урока | |
65/4 | Обеспечение пожарной и экологической безопасности деятельности войск | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке обеспечения пожарной и экологической безопасности деятельности войск | Знать: общие требования к безопасности военной службы | УО | Конспект урока | |||
66/5 | Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих | Обеспечить усвоение учащимися знаний о порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих | Знать: порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Уметь: пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств | УО | Конспект урока | |||
Резерв времени (4 часа) | ||||||||
67/1 | ||||||||
68/2 | ||||||||
69/3 | ||||||||
70/4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Смирнова, Смирнов.(ФГОС)
Предложенна рабоча программа по геометрии 7 класс 67 часов к учебнику Смирнова в соответствии с ФГОС ООО....
Календарно тематическое планирование ОБЖ учебник Смирнова А.Т.
Календарно тематическое планирование ОБЖ учебник Смирнова А.Т. Принятое на РМО Выксунского района Нижегородской обл....
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс по учебнику Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательны...
Рабочая программа по ОБЖ 6 класс по учебнику Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательны...
Рабочая программа по ОБЖ 7 класс по учебнику Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательны...
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс (ФГОС) по учебнику Смирнова
Данная программа полностью соответствует требованиям к рабочим программам в условиях ФГОС...
Рабочая программа по геометрии к учебнику Смирновой И.М., Смирнова В.А.
рабочая программа по геометрии составлена в соответствии ФГОС...