Рабочая программа по ОБЖ 6 класс по учебнику Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
рабочая программа по обж (6 класс) на тему
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_na_sayt.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Кашарский район село Россошь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Россошанская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Россошанской СОШ
Приказ от 29.08.2014 № 52
___________________/Сторчилов В.И./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
Уровень общего образования (класс) основного общего 6 класс
Количество часов 34 часа
Учитель Хапёрская Оксана Юрьевна
Программа разработана на основе
Комплексной программы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»
Издательство «Просвещение» 2011 – под редакцией А.Т. Смирнова
Календарно-тематическое планирование
по ОБЖ
класс 6
учитель Хапёрская Оксана Юрьевна
Количество часов:
всего - 34 ; в неделю – 1 ;
Плановых контрольных уроков- 4 ч., практических работ- 2 ч., самостоятельных работ – 2 ч.;
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Учебник: Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс. Издательство «Просвещение», 2010 г.
Дополнительная литература:
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Методическое пособие для учителя М. Просвещение, 2010 г.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дунаев, и др., под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2010.-176 с.
- Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
- Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2009.-285.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 6 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени регионального компонента, 34 часа в год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
В связи с уменьшением обучения в 6 классе до 34 учебных недель были внесены изменения в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений). Так темы занятий 7.1 и 7.2, согласно авторской программы, были объединены в тему 7.1 «Здоровый образ жизни и профилактика утомлений. Компьютер и его влияние на здоровье» На изучение данной темы отводится 1 час.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащийся должен:
знать:
• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Распределение времени по разделам и темам программы 6 класс
№ модуля раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М - I | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Р- I | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
M - II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Р- IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Р- III | Основы здорового образа жизни. | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы на него влияющие | 5 |
Всего часов: | 34 |
Тематическое планирование 6 класс
Номер раздела, темы, урока | Наименование модуля, раздела, темы, урока | Часы учебного времени |
М - I | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Р - I | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
1.1 | Природа и человек | 1 |
1.2 | Ориентирование на местности | 1 |
1.3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 1 |
1.4 | Подготовка к выходу на природу | 1 |
1.5 | Определение необходимого снаряжения для похода | 1 |
1.6 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
2.1 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 1 |
2.2 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 1 |
2.3 | Подготовка и проведения лыжных походов | 1 |
2.4 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 |
2.5 | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
3.1 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 1 |
3.2 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 1 |
3.3 | Акклиматизация в горной местности | 1 |
3.4 | Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта | 1 |
3.5 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | 1 |
3.6 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
4.1 | Автономное существование человека в природе | 1 |
4.2 | Добровольная автономия человека в природной среде | 1 |
4.3 | Вынужденная автономия человека в природной среде | 1 |
4.4 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 1 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
5.1 | Опасные погодные явления | 1 |
5.2 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными | 1 |
5.3 | Укусы насекомых и защита от них | 1 |
5.4 | Клещевой энцефалит и его профилактика | 1 |
M - II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 |
Р- IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
6.1 | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 1 |
6.2 | Оказание первой медицинской помощи при травмах | 1 |
6.3 | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | 1 |
6.4 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 1 |
Р- III | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 |
7.1 7.2 | Здоровый образ жизни и профилактика утомлений Компьютер и его влияние на здоровье | 1 |
7.3 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | 1 |
7.4 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 1 |
7.5 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека | 1 |
7.6 | Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ | 1 |
Всего часов: | 34 |
Содержание программы 6 класс
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе.
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Виды активного отдыха на природе и необходимость подготовки к нему.
Способы ориентирования на местности, определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения на маршруте. Порядок определения места для бивака. Особенности разведения костра и приготовления пищи. Определение необходимого снаряжения для похода.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, водных препятствий, движение по склонам.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в лыжном походе. Организация движения и ночлегов.
Подготовка снаряжения к водному походу и обеспечение безопасности на воде.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности при велосипедном походе.
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: к холодному климату, к жаркому климату, в горной местности. Общие правила безопасности в дальнем и выездном туризме.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств, добывание огня, обеспечение пищей и водой. Подача сигналов бедствия.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Меры личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Способы профилактики клещевого энцефалита.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование.
Правила оказания ПМП при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах и растяжениях связок.
Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Влияние компьютера на здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Стадии развития наркомании. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Правила четырех «Нет!» наркотикам.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Темы для контрольного тестирования:
1. Подготовка к активному отдыху на природе.
2. Подготовка и проведение различных видов похода.
3. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
4. Оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
Темы практических работ:
1. Работа с компасом и картой, определение азимута на объект.
2. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Темы самостоятельных работ:
1. Меры безопасности при движении на различных видах транспорта.
2. Добывание и приготовление пищи в природных условиях.
Контрольные тесты:
ВАРИАНТ 1
1. Перечисли содержание походной аптечки.
2. Назови способы определения сторон горизонта.
ВАРИАНТ 2
1. Перечисли требования к походной одежде и обуви.
2. Какие природные признаки указывают направление на Север?
ВАРИАНТ 3
1. Перечисли необходимое снаряжение для трехдневного похода.
2. Какие требования предъявляются к месту для бивака?
ВАРИАНТ 1
1. Как подготовиться к пешему походу?
2. Как необходимо двигаться при велосипедном походе?
ВАРИАНТ 2
1. Как подготовиться к лыжному походу?
2. Как необходимо двигаться в походе на горных маршрутах?
ВАРИАНТ 3
1. Как подготовиться к велосипедному походу?
2. Как необходимо двигаться в пешем походе?
ВАРИАНТ 4
1. Как подготовиться к водному походу?
2. Как необходимо двигаться в лыжном походе?
ВАРИАНТ 1
Вы в тайге с густой растительностью летом. ОПИШИ:
- все возможные способы добывания воды;
- тип убежища, выбранный для ночлега, материалы для его строительства;
- способ разжигания костра (без спичек) и меры безопасности при подготовке кострища;
- нарисуй сигнальный знак «нужна пища и вода», где и как его можно сделать?
ВАРИАНТ 2
Вы оказались в таёжном лесу зимой. ОПИШИ:
- все возможные способы добывания воды;
- тип убежища, выбранный для ночлега, материалы для его строительства;
- способ разжигания костра (без спичек) и подготовку места для кострища;
- нарисуй сигнальный знак «требуется карта», где и как его можно сделать?
ВАРИАНТ 3
Вы в песчаной пустыне летом. ОПИШИ:
- все возможные способы добывания воды;
- возможные источники пищи и способы их добывания;
- способ разжигания костра (без спичек) и порядок сохранения затушенного костра;
- нарисуй сигнальный знак «все в порядке», как его можно сделать?
ВАРИАНТ 4
Вы в лесостепной местности летом. ОПИШИ:
- все возможные способы добывания воды;
- требования к месту для строительства убежища;
- способ разжигания костра (без спичек) и выбери тип костра для обеспечения ночевки;
- нарисуй сигнальный знак «нужны медикаменты», где и как его можно сделать?
ВАРИАНТ 5
Вы оказались в горах, покрытых кустарником и редкими деревцами, летом. ОПИШИ:
- правила рационального потребления воды;
- тип убежища, выбранный для ночлега, материалы для его строительства;
- способ разжигания костра (без спичек) и меры безопасности при подготовке кострища;
- нарисуй сигнальный знак «укажите направление следования», как его можно сделать?
ВАРИАНТ 1
1. Что такое ссадина? Как оказать ПМП при ссадине?
2. Что такое солнечный удар? Как оказать ПМП при солнечном ударе?
3. Чем опасно «бешенство»? Как оказать ПМП при укусе животного?
ВАРИАНТ 2
1. Каковы признаки ушиба? Как оказать ПМП при ушибе?
2. Каковы признаки теплового удара? Как оказать ПМП при тепловом ударе?
3. Чем опасен укус змеи? Как оказать ПМП при укусе змеи?
ВАРИАНТ 3
1. Что такое вывих? Как оказать ПМП при вывихе?
2. Что такое отморожение? Как оказать ПМП при отморожении?
3. Каковы признаки ожога II степени? Как оказать ПМП при ожоге кожи?
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2009.
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Оборудование и приборы
1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».
2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Компас.
5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
6. Персональный компьютер.
7. Мультимедийный проектор, настенный экран
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнал «Курьер образования» | |
Журнал «Вестник образования» | |
Издательский дом «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Издательский дом «Армпресс» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ________/Сторчилова А.И./
МБОУ Россошанской СОШ __________________ 2014 года
от__________2014 года №___
Календарно – тематическое планирование
ОБЖ 6 класс
ДАТА | Номер урока | Наименование раздела, темы, урока | № раздела, темы, урока | Кол-во часов | Корректировка плана | Форма организации учебных занятий | Вид контроля | Д/З | |||||
пл | фак | ||||||||||||
Основы комплексной безопасности | P-I | 25 | |||||||||||
Подготовка к активному отдыху на природе | Тема 1 | 6 | |||||||||||
05.09 | 1 | Природа и человек | 1.1 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Решение ситуационных задач | 1.1 | ||||||
12.09 | 2 | Ориентирование на местности | 1.2 | 1 | Комбинированный | Практическая работа ориентирование на местности (20 мин) | 1.2 план местности «маршрут от школы домой» | ||||||
19.09 | 3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 1.3 | 1 | приложение | Комбинированный | Практическая работа ориентирование на местности | 1.3 | |||||
26.09 | 4 | Подготовка к выходу на природу | 1.4 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | 1.4 | ||||||
03.10 | 5 | Определение места для бивака и организация бивачных работ | 1.5 | 1 | плакат | Комбинированный |
| 1.5 | |||||
10.10 | 6 | Определение необходимого снаряжения для похода | 1.6 | 1 | приложение | Комбинированный | Тестирование (15 мин) | 1.6 | |||||
Активный отдых на природе и безопасность | Тема 2 | 5 | |||||||||||
17.10 | 7 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 2.1 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | 2.1 Памятка «Активный отдых на природе» | ||||||
24.10 | 8 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 2.2 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение ситуационных задач | 2.2 | ||||||
31.10 | 9 | Подготовка и проведение лыжных походов | 2.3 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 2.3 | ||||||
14.11 | 10 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 2.4 | 1 | плакаты | Комбинированный | Решение ситуационных задач, | 2.4 Правила безопасного поведения туриста –водника на воде во время похода | |||||
21.11 | 11 | Велосипедные походы и безопасность туристов | 2.5 | 1 | Комбинированный | Тестирование (15 мин) Активный отдых на природе | 2.5. Составить памятку «Правила велосипедиста на загородной дороге» | ||||||
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | Тема 3 | 6 | |||||||||||
28.11 | 12 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 3.1 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение ситуационных задач | 3.1 | ||||||
05.12 | 13 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 3.2 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | 3.2 | ||||||
12.12 | 14 | Акклиматизация в горной местности | 3.3 | 1 | Комбинированный | 3.3План подготовки к тур походу | |||||||
19.12 | 15 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | 3.4 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Самостоятельная работа | 3.4 | ||||||
26.12 | 16 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | 3.5 | 1 | плакаты | комбинированный | Решение ситуационных задач | 3.5 | |||||
16.01 | 17 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | 3.6 | 1 | комбинированный | Решение ситуационных задач | 3.6 | ||||||
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | Тема 4 | 4 | |||||||||||
23.01 | 18 | Автономное существование человека в природе | 4.1 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | 4.1 | |||||||
30.01 | 19 | Добровольная автономия человека в природной среде | 4.2 | 1 | Комбинированный | Добывание и приготовление пищи. Самостоятельная работа | 4.2 | ||||||
06.02 | 20 | Вынужденная автономия человека в природной среде | 4.3 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Ориентирование на местности | 4.3 | ||||||
13.02 | 21 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 4.4 | 1 | плакат | Комбинированный | Тестирование (15 мин). | 4.4 | |||||
Опасные ситуации в природных условиях | Тема 5 | 4 | |||||||||||
20.02 | 22 | Опасные погодные явления | 5.1 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | 5.1 Меры предосторожности во время пурги | ||||||
27.02 | 23 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях | 5.2 | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение ситуационных задач | 5.2 | ||||||
06.03 | 24 | Укусы насекомых и защита от них | 5.3 | 1 | плакаты | Комбинированный | Решение ситуационных задач | 5.3 | |||||
13.03 | 25 | Клещевой энцефалит и его профилактика | 5.4 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | 5.4 | ||||||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | P-II | 10 | |||||||||||
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | Тема 6 | 4 | |||||||||||
20.03 | 26 | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 6.1 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 6.1 правила личной гигиены | ||||||
03.04 | 27 | Оказание первой медицинской помощи при травмах | 6.2 | 1 | Урок - практикум | Практическая работа | 6.2 составить перечень вашей личной аптечки | ||||||
10.04 | 28 | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге | 6.3 | 1 | Плакаты | Урок - практикум | Практическая работа | 6.3 | |||||
17.04 | 29 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 6.4 | 1 | Плакаты | Урок - практикум | Контрольная работа Оказание ПМП в природных условиях | 6.4 | |||||
Здоровье человека и факторы, на него влияющие | Тема 7 | 6 | |||||||||||
24.04 | 30 | Здоровый образ жизни и профилактика утомления Компьютер и его влияние на здоровье | 7.1 7.2 | 1 | Просмотр презентации | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 7.1 7.2 зарядка для глаз | |||||
08.05 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | 7.3 | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 7.3 | |||||||
15.05 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 7.4 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | 7.4 | |||||||
22.05 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека | 7.5 | 1 | Презентация наркомания | Комбинированный | Индивидуальный опрос. Работа по карточкам | 7.5 | ||||||
Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ | 7.6 | 1 | Комбинированный | Решение ситуационных задач | 7.6 | ||||||||
Всего часов | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс по учебнику Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательны...
Рабочая программа по ОБЖ 7 класс по учебнику Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательны...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...
Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"
Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....