Факторы, влияющие на здоровье человека
статья по физкультуре по теме
Факторы, влияющие на здоровье человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_vliyayushchie_na_zdovore_cheloveka.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Скляров С. В. ,преподаватель
физической культуры
ОГАПОУ «Алексеевский колледж»
Здоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.
Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 15-20% – составляют биологические (наследственные) факторы, а на долю здравоохранения отводится 10%.
Основные факторы, влияющие на здоровье, представлены на схеме 1, а зависимость заболеваемости от групп факторов дана ниже в таблице 2.
Окружающая среда | |||||||||||||||||||||||||
Природные элементы среды (воздух, вода, почва, радиация, пища, биосфера) | Социальные элементы среды (социально-экономический уклад жизни, труд, быт, информация) | ||||||||||||||||||||||||
Свойства элементов или факторы окружающей среды | |||||||||||||||||||||||||
Природные факторы: механические, физические, химические, биологические. | Социальные факторы | ||||||||||||||||||||||||
Труд (учеба) | Быт | Социально-экономический уклад | Информация | ||||||||||||||||||||||
1. Тяжесть. 2. Напряженность. 3. Режим. 4. Характер связи человека с орудием труда. 5. Внешние условия труда. | 1. Условия проживания. 2. Одежда. 3. Питание. 4. Водоснабжение. 5. Отдых. | 1. Социально-правовое положение. 2. Материальная обеспеченность. 3. Уровень образования. 4. Уровень культуры. | 1. Объем информации. 2. Качество. 3. Доступность восприятия. | ||||||||||||||||||||||
Образ жизни | |||||||||||||||||||||||||
1. Уровень жизни. 2. Качество жизни. 3. Режим жизни. 4. Стиль жизни. |
Схема 1. Основные факторы здоровья.
Таблица 2. Модель обусловленности общественного здоровья
(Ю.П. Лисицын, 1992)
Болезни | Группы факторов (в %) | |||
Образ | Внешняя | Генетический риск | Здравоохранение | |
В целом | 50-55 | 20-25 | 15-20 | 8-10 |
Ишемическая болезнь сердца | 60 | 12 | 18 | 10 |
Сосудистые поражения мозга | 65 | 13 | 17 | 5 |
Рак | 45 | 19 | 26 | 10 |
Диабет | 35 | 2 | 35 | 10 |
Пневмония | 19 | 43 | 18 | 20 |
Эмфизема легких, бронхиальная астма | 35 | 40 | 15 | 10 |
Цирроз печени | 70 | 9 | 18 | 3 |
Транспортные травмы | 65 | 27 | 3 | 5 |
Самоубийства | 55 | 15 | 25 | 5 |
Отметим, что существуют и другие модели, оценивающие отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека.
Одним из признаков здоровья человека является устойчивость его организма к действию неблагоприятных факторов.
Человеческий организм наделен приспособительными и компенсаторными возможностями, данными ему эволюционным развитием. Человек – высший и наиболее сложно организованный продукт биологической и социальной эволюции. Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение – здоровых детей, внуков и правнуков.
Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития.
Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений. Согласно современным представлениям, большую роль в становлении адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5-8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать. Работами генетиков доказано, что при благоприятных условиях поврежденный ген может и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут «усмирить» его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась.
Активность организма снижается, он заболевает, теряет способность к сопротивлению, происходят изменения органов и систем, вплоть до патологических изменений психической деятельности. В популяции, таким образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими недостатками, что, естественно, сказывается на благополучии общества.
В России, к сожалению, подобные природоохранные и социальные программы проводятся в недостаточном объеме. Не удается преодолеть последствия экологических катастроф в разных регионах (Челябинск, Арал, Чернобыль и другие), не прекращается вырубка лесов, отравляют атмосферу и землю кислотные дожди.
Нарушение экологического равновесия или так называемые экологические ножницы опасны срывом механизма адаптации человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений; профессиональными заболеваниями на неподготовленность к новым профессиям; нервно-психической неустойчивостью на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение химического состава окружающей среды. Население продолжает употреблять далеко не безопасные с экологической точки зрения продукты питания.
Итак, попытаемся оценить факторы, оказывающие положительное влияние на здоровье человека, и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью. Для характеристики здорового образа жизни используется восемь основных позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия на здоровье. Это и активная жизненная позиция, и полноценный отдых, и сбалансированность питания, и др. Каждая из позиций здорового образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.
Противоположная позиция (неудовлетворенность жизненной ситуацией, гиподинамия, злоупотребление алкоголем, курением и т.д.) характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе человека, первой ступеньке начала заболевания организма.
В становлении здорового образа жизни человека и формировании культуры здоровья в обществе большое значение имеет понимание психологии здоровья.
Основными практическими задачами повышения психологической культуры человека являются:
1) повышение психологической грамотности;
2) поднятие уровня индивидуального общения педагога со студентами (обучающимися) и культуры их взаимоотношений;
3) совершенствование навыков и умений в психодиагностике и психокоррекции;
4) повышение уровня знаний социальных аспектов деятельности человека;
5) определение путей и условий для самореализации (самоактуализации) жизни, т.е. роста и развития личности в обществе.
В настоящее время уже не вызывает сомнений, что не менее 30%, а по некоторым данным не менее 50% обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, составляют по существу практически здоровые лица, нуждающиеся лишь в известной коррекции эмоционального состояния.
Выделяют стержневые характеристики эмоционального благополучия человека.
1. Прежде всего, это адекватная самооценка и уважение собственной личности. Уважение к себе есть неотъемлемая часть самосознания во внутренней картине здоровья. Адекватное восприятие себя означает признание своих недостатков, как части своей натуры.
2. Следующей причиной здорового самочувствия можно назвать способность адаптироваться к меняющимся условиям. Это один из законов биологии, который говорит о том, что каждый живой организм, встречаясь с постоянно меняющейся средой, должен приспосабливаться к ней для своего выживания. Чтобы быть достаточно защищенным, человеку необходимо привить уверенность в способности усвоения им любых изменяющихся условий жизни. В таком случае человек может смотреть в будущее не со страхом, а с уверенностью и интересом. Это и есть свидетельство высокого уровня эмоционального благополучия.
3. В формировании эмоционального благополучия активно участвует способность человека эффективно удовлетворять свои потребности и умение компенсировать те, которые невозможно удовлетворить на данный момент или вообще. Способами удовлетворения разнообразных потребностей человек овладевает в ходе жизни. Каждый человек должен определить, в чем именно он нуждается и насколько. Непонимание или отрицание своих потребностей делает человека несчастным. Можно достигнуть высокого материального благополучия и положения в обществе, но не чувствовать при этом себя счастливым, так как базовые потребности в любви, теплом отношении со стороны других остаются неудовлетворенными. Некоторые люди абстрагируются от осознания этих вопросов или даже отрицают их из-за страха быть отвергнутыми.
4. Эмоциональное благополучие подразумевает уверенность человека в том, что он сам в значительной мере управляет своей жизнью. Счастливый человек осознает ограниченность этой свободы, так как понимает, что есть определенные аспекты, которые от него не зависят, и поэтому не стремится все подчинить своей воле, чтобы не испытывать разочарование.
5. Психологически благополучные люди независимы, умеют самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. Напротив, люди эмоционально незрелые затрудняются в принятии решений. Важно понимать, что полной независимости не существует, более того, каждому необходима и определенная степень зависимости. Например, любовные отношения предполагают взаимную зависимость, и без нее одна из самых главных потребностей человека не будет удовлетворена.
6. Независимо от того, удачно или неудачно складывается жизнь человека, в ней неизбежно наступает момент, когда какое-то из желаний оказывается неудовлетворенным. Эмоционально здоровый человек всегда может найти подходящий способ справиться с разочарованием. Таким образом, эмоциональное благополучие зависит от способности человека активно преодолевать жизненные разочарования, неприятности, связанные со стрессами, с помощью действия, а не алкоголизации или наркотизации.
7. Признаком эмоционального благополучия человека является способность заботиться о других людях. Через заботу о себе человек выполняет генетическую программу заботы о других. Эгоистичный человек, как правило, несчастен, ибо имеет больше, чем другие, неудовлетворенных и ненасытных потребностей.
8. Важной характеристикой эмоционального благополучия является качество взаимоотношений людей друг с другом. Эмоционально здоровые люди любят других людей, верят, доверяют им и ждут такого же отношения к себе и получают его. Они чувствуют свою принадлежность ко всему сообществу людей. Безусловно, прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя.
9. Эмоциональное благополучие неразрывно связано со способностью творить, эффективно работать и получать удовлетворение от проделанной работы.
Перечисленный ряд индикаторов эмоционального благополучия не может быть завершен окончательно. В целом психологическое оптимальное самочувствие не имеет предела, следовательно, всегда есть возможности для улучшения неразрывно связанного с этим качества жизни человека. Судя по стержневым показателям эмоционального благополучия, можно сказать, что именно психическое здоровье в значительной степени определяет наше общее самочувствие.
Таким образом, здоровье человека зависит от множества факторов, однако каждый из них имеет свой психологический подтекст. В изучении здоровья необходим многофакторный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Факторы влияющие на здоровье человека"
Тема классного часа: «Факторы, влияющие на здоровье человека». Мы выясним, чем опасны некоторые зависимости и вместе определим, как не попасть под их влияние. Цель урока:дать детям понятие «зависимост...
Урок по теме "Факторы влияющие на здоровье человека"
Урок для 8 класса...
Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
Разработка урока ОБЖ для 9 класса на тему: "Факторы, негативно влияющие на здоровье человека". Методы и приемы обучения: проблемно-поисковый, метод анализа жизненных ситуаций, прием "древо предсказани...
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...
«Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»
laquo;Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...
«Природные факторы, влияющие на здоровье человека»
Здоровье человека всегда было связано с состоянием окружающей природной среды. Давайте рассмотрим...
Факторы влияющие на здоровье человека.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающег...