Урок по ОБЖ с ИКТ
учебно-методический материал по обж по теме
Урок ОБЖ с использованием ИКТ в 11-м классе по теме "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obzh_s_ikt_11_klass.docx | 21.84 КБ |
slayd.ppt | 271.5 КБ |
slayd_2.ppt | 271.5 КБ |
slayd_3.ppt | 271.5 КБ |
slayd_4.ppt | 158.5 КБ |
slayd_5.ppt | 158.5 КБ |
slayd_6.ppt | 158.5 КБ |
slayd_7.ppt | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- дать представление о работе легких и сердца, научить учащихся правильному выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца;
- развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
- компьютеры,
- губка,
- тарелка с водой,
- воздушный шарик,
- раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. 2-3 мин.
Обыгрывание ситуации с обмороком (учитель или подготовленный ученик имитирует потерю сознания)
Учитель: Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг... на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.
Как вы думаете, зачем я имитировал потерю сознания?
Ответы учеников. Постановка цели. Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца.
В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.
Для того чтобы нам научиться выполнять первую помощь при остановке сердца, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.
II. Усвоение новых знаний. 20 мин.
Учитель: Откройте тетради, запишите дату и тему “Первая медицинская помощь при остановке сердца”.
Для того чтобы нам научиться выполнять первую помощь при остановке сердца, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.
Ученик рассказывает о строении сердца, иллюстрируя текст презентацией 3-4 мин
Строение сердца СЛАЙД 1
Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Ее внутренняя поверхность выделяет жидкость, уменьшающую трение при его сокращениях. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.
Сердечные полулунные клапаны на выходе из желудочков обеспечивают односторонний ток крови из сердца в аорту и легочную артерию. Они состоят из 3-х створок, имеющих вид кармашков, обращенных в просвет сосуда. Предсердия и желудочки соединены друг с другом отверстиями, оснащенными створчатыми клапанами. В левой части сердца находится двустворчатый клапан, а в правой – трехстворчатый клапан. Клапаны прикреплены к стенкам сухожильными нитями с сосочковыми мышцами и обеспечивают ток крови из предсердий в желудочки, препятствуя обратному току крови при сокращении желудочков.
Работа сердца СЛАЙД 2
Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков. Сокращение предсердий длится 0,1 сек, сокращение желудочков – 0,3 сек. Кровь захлопывает под давлением створчатые клапаны и устремляется в аорту и легочную артерию, открывая полулунные клапаны. Расслабление сердца длится 0,4 сек. Кровь свободно притекает из вен в предсердия и оттуда в желудочки. Полулунные клапаны в это время закрыты.
Давление крови в сосудах
Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.
СЛАЙД 3. У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме около 120 мм. рт. ст., а минимальное – 70-80 мм.рт.ст. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.
СЛАЙД 4. Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту. Скорость тока крови в артериях и капиллярах разная. В капиллярах кровь течет значительно медленнее, благодаря чему осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.
УЧИТЕЛЬ: Все вы слышали слово реанимация. Дайте ваше определение этому понятию.
(Ответы школьников)
СЛАЙД 2
РЕАНИМАЦИЯ – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.
После прекращения работы сердца и легких клетки тела живут от 3 до 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью. Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.
В обычных температурных условиях клиническая смерть продолжается, как уже было сказано, 3-5 минут, после чего восстановить нормальную деятельность центральной нервной системы невозможно.
Признаками клинической смерти являются отсутствие сознания, дыхания и сердечной деятельности. Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течении 10-15 сек нет отчетливых координационных дыхательных движений; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях.
При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации.
К частым причинам клинической смерти можно отнести: инфаркт миокарда; тяжелую механическую травму жизненно важных органов; действие электрического тока; острые отравления; удушье или утопление; общее замерзание; различные виды шока.
При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
Знакомиться с данными видами оказания первой помощи вы будете самостоятельно.
СЛАЙД 3
Введите в адресную строку Интернета адрес сайта “Первая помощь” http://www.pomogi-sebe.ru/. Познакомьтесь со статьями “Первая помощь пострадавшим”, “Первая помощь при остановке сердца”, “Искусственное дыхание”, “Определение пульса”.
СЛАЙД 4
Найдите ответы на вопросы:
- Что такое первая помощь?
- Как определить пульс пострадавшего?
- Как выполняется непрямой массаж сердца?
- Что происходит с сердцем во время массажа?
- Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания.
III. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам, заданным ранее. Комментарий учителя.
1. Что такое первая помощь?
ОТВЕТ УЧЕНИКА ЗАТЕМ СЛАЙД 5
2. Как определить пульс пострадавшего? СЛАЙД 6
ОТВЕТ УЧЕНИКА; ДЕМОНСТРАЦИЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕНИКАМИ
3. Как выполняется непрямой массаж сердца? СЛАЙД 7
ОТВЕТ УЧЕНИКА; ДЕМОНСТРАЦИЯ С УЧЕНИКОМ; ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕНИКАМИ;
4. Что происходит с сердцем во время массажа?
СЛАЙД 8
ОТВЕТ УЧЕНИКА; ОПЫТ С ГУБКОЙ. (с помощью губки имитируем работу сердца)
5. Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания. ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ
СЛАЙД 9 ОПЫТ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ (наполненные воздухом легкие – надутый шарик, момент выдоха – спущенный шарик)
ДЕМОНСТРАЦИЯ С УЧЕНИКОМ; ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕНИКАМИ
Учитель: Подумайте и ответьте можно ли сочетать проведение непрямого массажа сердца и искусственную вентиляцию легких?
(Ответы учащихся)
СЛАЙД 10
Учитель: Если помощь оказывают два человека, то один из них делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание. При этом их действия должны быть согласованными.
Рекомендуется после каждых пяти сжатий груди с интервалом в 1 с сделать одно вдувание в легкие.
В случаях, когда помощь умирающему оказывает один человек, очередность манипуляций и их режим несколько изменяется – через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 сдавливаний груди с интервалом в 1 с.
IV. Подведение итогов
Для того чтобы убедиться, что вы запомнили последовательность выполнения реанимационных действий, составим алгоритм оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.
Составление алгоритма СЛАЙД 11
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Учитель: И в заключение, еще несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.
ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.
ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.
ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.
ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕАНИМАЦИЯ Восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.
Сайт «Первая помощь» http://www.pomogi-sebe.ru/
Что такое первая помощь? Как определить пульс пострадавшего? Как выполняется непрямой массаж сердца? Что происходит с сердцем во время массажа? Что такое искусственная вентиляция легких? Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания.
Что такое первая помощь? Первая помощь – это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно заболевшего человека.
Как определить пульс пострадавшего? Определяйте пульс только кончиками двух пальцев. Положите их справа от кадыка, без нажима. Скользите пальцами назад, по стороне кадыка, так, чтобы они попали в вертикальную бороздку между ним и мышцей, расположенной сбоку от него. Если вы не почувствовали пульс сразу, надавите кончиками пальцев чуть ближе и чуть дальше от кадыка, пока не нащупаете биение.
Как выполняется непрямой массаж сердца?
Что происходит с сердцем во время массажа?
Правила выполнения искусственного дыхания метод «рот в рот» метод «рот в нос» запрокидывание головы выдвижение челюсти
Сочетание непрямого массажа сердца и ИВЛ
«Азбука» элементарной реанимации Проверить у пострадавшего наличие пульса на сонной артерии. Проверить наличие дыхания. Уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность, расстегнуть одежду, стесняющую грудь, обеспечить свободную проходимость дыхательных путей. Встать рядом с пострадавшим слева от него на колени. Если нет пульса на сонной артерии и дыхания, срочно приступить к реанимации, начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Проводить реанимацию до прибытия врачебной помощи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа сердца Сокращение предсердий – 0,1 сек Сокращение желудочков - 0,3 сек Расслабление сердца – 0,4 сек
У здоровых людей максимальное кровяное давление – около 120 мм рт. ст., минимальное – 70-80 мм рт.ст. Повышение кровяного давления – гипертония, понижение – гипотония.
Пульс - это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...