Урок-путешествие "Опасные вещества"
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс) по теме

Ларина Нина Павловна

Разработка урока предназаначена  для изучения темы "Опасные вещества" в 5 классе врамках урока ОБЖ. Целью урока является знакомство обучающихся с опасными химическими веществами, которые могут храниться у них дома, формирование знаний о влиянии опасных веществ на организм человека. Урок проходит в виде игры-путешествия по станциям, на которых обучающиеся знакомятся с влиятнием средств бытовой химии на организм человека, учатся различать съедобные и ядовитые грибы, отвечают на вопросы викторины, создают и защищают мини-проекты "Опасные вещества у нас дома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opasnye_veshchestva.docx670.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Опасные вещества»

Цель: знакомство обучающихся с опасными химическими веществами, которые могут храниться у них дома, формирование знаний о влиянии опасных веществ на организм человека

Форма организации урока: групповая

Оборудование: муляжи съедобных и ядовитых грибов; средства бытовой химии – стиральный порошок, мыло, сода, чистящий порошок для ванн, освежитель воздуха; разрезные карточки для сбора мозаики, маркеры, листы формата А4.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Класс делится на 4 команды. Команды придумывают название, выбирают капитана. Учитель объясняет правила игры.

Каждой команде предстоит путешествовать по 4 станциям:

  • Средства бытовой химии.
  • Опасные вещества у нас дома
  • Вопрос – ответ
  • Съедобные и ядовитые грибы.

В ходе игры каждая команда заполняет маршрутные листы

Команда

Конкурс

Баллы

1. Средства бытовой химии

2. Опасные вещества у нас дома

3. Вопрос-ответ

4. Ядовитые и съедобные грибы

2. Путешествие по станциям.

2.1. На станции «Средства бытовой химии» команды распределяют выданные вещества и заполняют таблицу. Максимальное количество баллов – 5

   

1. Распределите бытовые средства и объясните свое решение? Есть ли среди этих средств ядовитые. Как вы думаете, почему?

Безопасные

Относительно безопасные

Огнеопасные

2.2. На станции «Опасные вещества у нас дома» команды собирают текст из разрезанных карточек и на основе этого текста готовят памятку. Затем каждая команда защищает свою памятку. Максимальное количество баллов – 5

   

  • Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создает опасность отравления, и при его утечке может произойти взрыв.

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом чтобы можно было обнаружить утечку газа. От взрыва газа в жилых домах могут быть разрушены жилые помещения, иногда целые подъезды многоэтажных домов, люди получают тяжелые травмы, а некоторые погибают.

  • Лекарства обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребенка. Очень вредно принимать лекарства в больших дозах, чем прописано врачом, ведь тогда полезная микстура может превратиться в сильный яд.

Причиной отравления может стать и обычный медицинский термометр: он    содержит ядовитое вещество – ртуть. Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление людей.

  • Самое главное для вас условие в обращении с различными химическими веществами – не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых. Лучше, если они будут храниться в закрытых шкафчиках. Часто в хозяйственных целях приходится переливать краски и растворители, ацетон или керосин в первые попавшиеся флаконы или бутылки, на которых нет предупредительных надписей, а бывает даже, что на них написаны названия пищевых продуктов. Представьте, что произойдет, если у вас появится желание попробовать содержимое такого флакона.

  • Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Очень часто отравиться можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют вареные колбасы, сардельки, сосиски и другие вареные колбасные изделия, если они  хранились не в холоде. В теплое время года случаев отравления бывает особенно много. Заражение продуктов может быть также связано  с неправильными условиями хранения или отсутствия кулинарной обработки.

2.3. На станции вопрос-ответ обучающиеся заполняют таблицу. За каждый ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 10

Вопрос-ответ

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Почему в городе нельзя сжигать мусор?

2

В табачном дыму содержится аммиак, ацетон, никотин и другие вещества. Какое вещество вызывает привыкание к курению?

3

Из повседневных продуктов питания какие самые опасные для здоровья?

4

Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ?

5

Почему вода из большинства водоемов России не пригодна для питья?

6

Какие основные компоненты продуктов питания вы знаете?

7

Какой прибор является источником бытового излучения?

8

Назовите самый токсичный металл, используемый в термометре?

9

Почему не рекомендуется употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?

10

В каких пищевых продуктах могут быть возбудители кишечных инфекций

2.4. На станции «Съедобные и ядовитые грибы» обучающимся нужно дать название грибам и определить, съедобные они или ядовитые. Максимальное количество баллов – 6.

 

3. Подведение итогов. В ходе игры участники команд заполняют таблицу. Результаты каждого обучающегося складываются из трех видов оценивания – самооценки, оценки команды и оценки учителя.

Команда

Фамилия, имя

Я оцениваю сам

Оценивает команда

Оценивает учитель

4. Рефлексия.

В конце урока обучающимся предлагается ответить на вопросы:

1. Понравилось ли вам работать в команде?

2. Трудно ли вам было распределить обязанности для каждого участника команды?

3. Что нового вы узнали о веществах, которые хранятся у вас дома?

4. Дайте совет, как нужно обращаться с этими веществами?

 5. Какие задания были самыми сложными; какие не вызвали затруднений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...

Вещества. Свойства вещества.

Материал по теме свойства вещества, содержит слайды с методами разделения смесей....

Как выполнить задание вида "С какими из перечисленных веществ реагирует данное вещество" (на примере темы "Химические свойства оснований", 8 класс)

Предлагаемая презентация может помочь школьникам, много пропускающим по болезни, научиться выполнять  задания данного вида при изучении темы "Свойства оснований"....