План-конспект урока
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности) по теме
Военная служба по призыву - Конституционный долг и обязанность гражданина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Сформировать у учащихся готовность к военной службе по призыву.
- Ознакомить учащихся с законодательными документами по вопросу, связанному с военной службой по призыву
- Рассмотреть (заслушать) точки зрения на военную службу по призыву.
- Создать на уроке микроклимат, способствующий самореализации личности ученика.
Вопросы урока:
- Повышение обороноспособности страны - объективная необходимость в современных условиях.
- Военная служба по призыву в Конституции Российской Федерации, законе «Об обороне», законе «О воинской обязанности и военной службе».
- Мнение учащихся о воинской обязанности.
Учебно-методическое сопровождение урока:
1. Учебник по ОБЖ.
2. Конспект урока.
3. Раздаточные материалы:
Конституция Российской Федерации - ст. 59, 71, 83, 87, 102, 106, 114;
закон «Об обороне» - ст. 1;
закон «О воинской обязанности и военной службе» - ст. 1, 2, 3.
результаты анонимного опроса учащихся;
сроки военной службы по призыву в истории Российского государства
4. Политическая карта Российской Федерации.
Рекомендуется заранее провести анонимное анкетирование учащихся 11 -х классов и обработать его результаты.
Анкета для юношей
Просим Вас анонимно ответить на вопрос:
Какое чувство вы испытываете при мысли
о предстоящей службе в армии?
- Желание служить в армии.
- Неуверенность из-за слабого здоровья.
- Неуверенность из-за плохой физической подготовки.
Анкета для девушек:
Просим Вас анонимно ответить на вопрос:
Хотели бы вы, чтобы ваш брат (любимый, муж) отслужил в армии?
1- Да.
- Нет.
- Не знаю.
На урок можно пригласить юношей-выпускников школы, которые недавно отслужили или проходят службу по призыву.
Повышение обороноспособности страны - объективная необходимость
Учитель задает учащимся вопросы:
- Каковы основные функции государства?
- Назовите главные инструменты власти.
- Для выполнения оборонных функций какие инструменты власти нужны государству в первую очередь?
- Дать определение армии (Вооруженным силам).
После того как будут выслушаны ответы учащихся, преподаватель говорит о том, что любому государству, а России в особенности, для обеспечения обороны нужна хорошо подготовленная и вооруженная самым современным оружием армия. Почему России в особенности нужна такая армия?
- У России самая большая протяженность границ (60 932 км, из них 38 807 км -морские границы).
- На многих участках после развала СССР границы стали прозрачными.
- Войска блока НАТО в настоящее время вплотную придвинулись к западным границам России.
- Кроме того, из истории хорошо известно, что очень часто развалу или гибели государства предшествовало поражение армии.
(Можно попросить учащихся привести известные им примеры из истории.) Таким образом, наличие у государства хорошо оснащенных, отлично обученных Вооруженных сил - объективная необходимость.
Военная служба по призыву в Конституции и законах
Для того чтобы создать Вооруженные силы, содержать их, пополнять личным составом, нужна прежде всего законодательная база. Главным правовым документом, определяющим деятельность каждого гражданина и Вооруженных сил РФ по обеспечению безопасности страны, является Конституция РФ.
Учащимся раздаются ксерокопии статей Конституции, имеющих отношение к Вооруженным силам: ст. 59, ст. 71, ст. 83, ст. 87, ст. 102, ст. 106, ст. 114, и предлагается, ознакомившись с ними, ответить на следующие вопросы:
- Чем для гражданина РФ является защита Отечества?
- Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?
- Кто осуществляет меры по обеспечению обороны страны?
- В каких случаях гражданин РФ имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой?
- Далее преподаватель говорит о том, что в соответствии с требованиями Основного закона (Конституции) страны были разработаны и приняты федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, которые и лежат в основе деятельности Вооруженных сил РФ: «Об обороне»;
- «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- «О статусе военнослужащего»;
«О воинской обязанности и военной службе»;
- «Концепция национальной безопасности»;
«Военная доктрина»;
- «Общевоинские уставы»;
- «Положение о воинском учете».
На данном уроке будут рассмотрены некоторые статьи двух законов:
закона «Об обороне»;
- закона «О воинской обязанности и военной службе».
Учащимся раздаются ксерокопии ст. 1, 2, 3 закона «Об обороне» и предлагается после их рассмотрения ответить на вопросы (все вопросы могут быть заранее написаны на доске).
- С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан РФ?
- С какой целью создаются Вооруженные силы РФ?
Затем раздаются ксерокопии ст. 1 и ст. 2 закона «О воинской обязанности и военной службе» и после их рассмотрения учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что предусматривает воинская обязанность?
- Имеет ли право гражданин РФ проходить военную службу в добровольном порядке?
- Имеет ли право гражданин РФ заменить военную службу альтернативной гражданской службой?
Для закрепления материала и обобщения полученных знаний можно представить документы в виде раздаточного материала с ответами на вопросы:
По Конституции
В главном правовом документе (Конституция РФ) изложены следующие положения:
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации;
- Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;
- Меры по обеспечению обороноспособности страны осуществляет правительство РФ;
По федеральным законам
Законом «Об обороне» в целях обеспечения надежной защиты Отечества закрепляется создание Вооруженных сил и устанавливается воинская обязанность.
В федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе» говорится о том, что основной целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных сил необходимым количеством личного состава всех категорий.
В целях повышения эффективности количественного личного состава сформированы и работают в военных комиссариатах субъектов РФ штатные пункты набора граждан на военную службу по контракту. Необходимо скрупулезно подойти к отбору желающих служить по контракту из числа безработных людей, не удовлетворенных заработной платой, отобрав достойных для военной службы.
Воинская обязанность есть обязанность граждан служить в составе Вооруженных сил.
Мнение учащихся о воинской обязанности
Итак, все необходимые законы есть. Но... есть и проблемы, заключающиеся в неоднозначном отношении молодежи к военной службе по призыву.
Преподаватель предлагает учащимся:
- Высказать собственную точку зрения на службу по призыву. Ограничить время выступления до двух-трех минут;
- Придерживаться правила - критикуем точку зрения, а не личность;
- После выступления учащихся предоставить слово гостям (тем, кто уже отслужил в армии, кто служит в настоящее время).
Обращаясь к тем, кто уже отслужил и кто служит, преподаватель просит их ответить на вопросы:
- Что дала им служба в армии?
- Какую новую профессию они приобрели?
- Появились ли у них новые друзья?
Обращаясь к присутствующим, преподаватель
говорит о том, что все те, кто посчитал необходимым изложить свою точку зрения на воинскую службу по призыву, сделали это. Далее он излагает свою точку зрения:
«Давайте вместе посмотрим на карту России. Те из вас, кому приходилось путешествовать по стране, видели ее просторы, ее красоты, от которых замирает сердце. Такую страну нельзя не любить, такую страну нельзя не защищать. И ее защищали во все времена ваши далекие прадеды, деды, отцы. Скоро придет время, когда обязанность защиты Родины ляжет на ваши плечи. Насколько вы к этой миссии готовы, какие чувства испытываете при этом, мы услышали от тех, кто поделился с нами».
Затем преподаватель знакомит учащихся с результатами проведенного опроса среди юношей и девушек этого класса и других классов. Прослеживается аналогия: страх перед предстоящей службой в армии бывает у юношей, имеющих неудовлетворительные результаты по физической подготовке. Поэтому надо закаляться, тренироваться, набираться сил, и тогда появится уверенность в себе, а страхи пропадут. «В здоровом теле - здоровый дух».
«Древняя мудрость гласит: «Кто осведомлен, тот вооружен». Во многом страхи проистекают оттого, что вы очень мало знаете о том, что вас ждет в армии - и это естественно. Представление о службе в армии в основном вы получаете из печати, радио, телевидения. Необходимо, .чтобы вы могли своими глазами увидеть, кто служит в армии и в каких условиях».
Обращаясь к девушкам, преподаватель говорит о том, что природа распорядилась так, что в 18 лет девушки и взрослее, и красивее, и умнее юношей. И их слово для влюбленного юноши значит очень много. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы, чтобы ваш брат (любимый, муж) служил в армии?» - большинство ответили отрицательно. Но ведь нужно иметь в виду, что служба в армии имеет и положительные стороны.
В армии каждый военнослужащий может повысить свое мастерство или получить новую специальность, которая пригодится в будущем. Многие предприятия приглашают на работу только граждан, отслуживших в армии, особенно на работу в милицию, охранные структуры.
И наконец, год службы в армии, много это или мало?
Завершить урок можно словами:
«Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя она не может. Защита родной земли - дело тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой».
Домашнее задание
1.В статье 59 п.1 Конституции Российской Федерации сказано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Вопрос: Почему долгом и обязанностью? В чем заключается различие между долгом и обязанностью?
2.Юношам необходимо готовить себя физически к предстоящей службе в армии, для чего нужно выбрать и регулярно заниматься хотя бы одним видом спорта.
3.Через какое-то время (может быть, в конце учебного года) просьба ко всем еще раз принять участие в аналогичном анонимном опросе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...