Выступление на педагогическом совете по теме "Системно - деятельностный подход на уроках в основной школе", 2020г
материал
В данном материале содержится информация о системно-деятельностном подходе на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_vystuplenie_na_pedsovete.docx | 36.04 КБ |
pedsovet.pptx | 189.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме "Системно - деятельностный подход на уроках в основной школе", (2020г.)
“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода.
что такое системно-деятельностный подход?
Системно - деятельностный подход на уроке - это организация учебного процесса, таким образом, при котором главное место в нем отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
А все элементы урока связаны между собой и представляют единую систему.
Схема урока: «Задача-деятельность учащихся по выполнению задачи-итог деятельности- контроль уровня выполнения»
Основные этапы урока остаются, но меняется деятельность учителя и ученика на нем.
Ведь, если структура урока будет повторяться из урока в урок, задания на нем будут однообразными, то в этом случае будет сложно поднять интерес учащихся к обучению и К.П.Д. таких уроков будет очень низким.
Задача учителя заинтересовать учащихся, побудить их к деятельность
Сейчас предлагаю остановиться на основных этапах урока в режиме деятельностного подхода.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
- Сообщение темы, целей урока
Психологи и ученые отмечают, что процесс обучения гораздо эффективнее, если ученик сам определяет цель обучения и цель конкретного урока.
Варианты:
- Умелому воину зима не помеха. Умелый боец - везде молодец
Храбрый солдат не знает преград. Для храброго солдата граница свята.
Найдите в этих пословицах однокоренные прилагательные ( умелому - умелый), (храбрый-для храброго).
Что общего в этих словах? В чем отличие? (окончание).
Как вы думаете, какая будет тема урока? Дети говорят.
- Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить.
Каждому ученику выдается образец ткани.
Задание: Определить направление долевой нити.
Через минуту:
У кого нет результата?
Кто смог определить?
Каким правилом определения долевой нити вы пользовались?
Вывод:
"Тема в виде проблемного вопроса"
Формулировка темы в виде вопроса: «Почему двойной шов относят к соединительным швам?» Выявляются признаки, по которым классифицированы швы и в соответствии с этим на первом этапе урока, уже можно показать выполнение этого шва.
Прием «Корзина идей»
Сообщается тема урока: Шерстяные ткани
Что известно о других видах ткани?
Называют
- Получение
- Виды
- Свойства
- Виды изделий
Что будем изучать?
Сообщается тема урока: Спряжение глаголов
Если такая тема, что мы будем вспоминать?
Отвечают
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что такое спряжение
- Что ещё знаем о спряжении
- Видео сюжет показать?
- Визуальный ряд - на экране демонстрируются изображения, которые помогают определить тему
- Ученик дает информацию о теме урока
«Яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока
"Яркое пятно"
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.
Например, урок по теме "Трапеция" в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.
- Повторение. Закрепление.
- Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
- Опрос-светофор
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
- Солидарный опрос
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.
- Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
- Игра «Похлопаем-потопаем»
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
Опрос по видеоролику или анимации. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное. Например, на уроке физики можно показать, как проводится тот или иной опыт. Ученик должен в объяснить: какие физические законы работали в данном примере.
Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.
- Прием «Лови ошибку!» универсален, приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся
Найди ошибки при выполнении шва:
Нижний срез юбки обрабатывается стачным швом. Для этого срез юбки подгибаем на лицевую сторону, прокладываем машинный шов, затем прокладываем ручной стежок. Подгибаем срез второй раз на изнаночную сторону, прокладываем ручной стежок, а потом машинный шов. Проутюживаем, удаляем нитки сметывания.
- Тесты
- С одним правильным, несколько вариантов
- установить соответствие (слева и справа даются связанные понятия). Ученику нужно провести линии соответствия, на компьютере перетащить блоки и установить друг с другом и т.п
- определить последовательности (ученику предлагается ряд понятий, дат, слов, которые ему предстоит установить в правильной последовательности).
4. вписать небольшую фразу, слово или символы — как дополнение к контексту. Например, вставить пропущенную букву, знаки препинания, пропущенное слово и т.д.;
- свободное изложение — ученику выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос.
Использование таблиц
Операции | Материалы | Инструменты |
Выполнение чертежа | Линейка Угольник | |
Раскрой изделия | Ткань | |
Детали изделия | Иголка Нитки |
НЕПОЛАДКИ | ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ | СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ |
Плохое качество строчки | Плохое натяжение ………. | Отрегулировать ……….. |
Поломка иглы | 1…….. 2. Игла вставлена …….. 3 Игла задевает …….. 4.Шпульный колпачок …….. | Заменить …….. Вставить ……… Проверить ……….. Вставить до …….. |
Пропуск стежков | 1 ……… 2 Игла слишком …….. | 1……… 2……… |
Обрыв верхней нити | 1.Неправильно ……… 2.Слишком сильное …….. 3.Номер ниток ……… 4.Плохое ……. | Проверить ……. ………… Подобрать …….. ………… |
Обрыв нижней нити | 1.Слабая …….. 2 Неправильно ……… | Перемотать ……… Проверить …… |
Тяжёлый ход машины | 1. Плохая …….. 2. Загрязнен …….. | 1…..….. 2……….. |
Использование схем
При изучении темы: Процесс получения льняного волокна
Вопросы для повторения
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
Контроль
Приемы взаимоконтроля
- Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.
Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.
- выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".
- выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много "минусов", проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.
- Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).
- подготовить достаточное количество вопросов разного уровня сложности и как-то их промаркировать. Например, на красной карточке вопрос на «5», на желтой — на «4», на синей — на «3». Удобно использовать конверты разных цветов: они прослужат долго, а вопросы можно писать на обычной бумаге.
Простые | «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?» |
Объясняющие | «Почему?» |
Уточняющие | «Правильно ли я понял?...», «Верно ли?...» |
Оценочные | «Чем отличается?...», «Как ты относишься?...», «Какие чувства вызывает?...» |
Практические | «Как бы ты поступил?...», «Где в обычной жизни?...» |
Творческие | «Что было бы, если бы?...» |
? | ? |
Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… | Дайте объяснения, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чём разница… Предположите, что будет, если… Что если… |
Домашнее задание
- Игра «Похлопаем-потопаем»
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
- Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
- Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
- Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
- Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН.
Приемы организации рефлексии на уроке:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
2. Рефлексия деятельности
- Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нужно , чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д . Ушинский Системно - деятельностный подход на уроке Схема урока : «Задача - деятельность учащихся по выполнению задачи - итог деятельности - контроль уровня выполнения»
Тема урока: I. Сообщение темы, целей урока Умелому воину зима не помеха. Умелый боец – везде молодец. Храбрый солдат не знает преград. Для храброго солдата граница свята. Что общего? В чем отличие? Тема урока: Окончание прилагательных мужского рода Ь Ь 1 2
3 Предлагается выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить . «Тема в виде проблемного вопроса» Почему двойной шов относят к соединительным швам? Прием «Корзина идей» Сообщается тема: «Шерстяные ткани» Вопрос: «Что известно о других видах?» Получение Виды Свойства Виды изделий Что будем изучать? 4 5
Сообщается тема урока: Спряжение глаголов Вопрос: «Если тема звучит так, то что мы будем вспоминать?» Видеосюжет. Визуальный ряд (на экране демонстрируются изображения) Ученик дает информацию о теме урока «Яркое пятно» Сказки, шутки, ребусы, т.д. Предметы, слова, выражения, одно из которых выделено цветом. ИВАНАНДРЕЕВИЧКРЫЛОВ 6 7 8 9
II. Повторение. Закрепление 1. Краткие письменные ответы Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно Опрос – светофор Солидарный опрос Опросная цепочка Опрос по видеоролику или анимации 2. 3. 4. 5.
6. Приём «Лови ошибку» Нижний срез юбки обрабатывается стачным швом. Для этого срез юбки подгибаем на лицевую сторону, прокладываем машинный шов, затем прокладываем ручной стежок. Подгибаем срез второй раз на изнаночную сторону, прокладываем ручной стежок, а потом машинный шов. Проутюживаем, удаляем нитки сметывания. Использование таблиц 7. ОПЕРАЦИИ МАТЕРИАЛЫ ИНСТРУМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЕ Выполнение чертежа Линейка Угольник Раскрой изделия Ткань Детали изделия Ножницы Швейная машина
НЕПОЛАДКИ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ Плохое качество строчки Плохое натяжение ………. Отрегулировать ……….. Поломка иглы 1…….. 2. Игла вставлена …….. 3 Игла задевает …….. 4.Шпульный колпачок …….. Заменить …….. Вставить ……… Проверить ……….. Вставить до …….. Пропуск стежков 1 ……… 2 Игла слишком …….. 1……… 2……… Обрыв верхней нити 1.Неправильно ……… 2.Слишком сильное …….. 3.Номер ниток ……… 4.Плохое ……. Проверить ……. ………… Подобрать …….. ………… Обрыв нижней нити 1.Слабая …….. 2 Неправильно ……… Перемотать ……… Проверить …… Тяжёлый ход машины 1Плохая …….. 2Загрязнен …….. 1…..….. 2………..
8. Использование схем Процесс получения льняного волокна МАШИННЫЕ ШВЫ …….. Мочат …… Треплют Соединительные Краевые
9. Использование алгоритмов Вид изделия Назначение Детали Ткани Швы Отделка
III. Контроль Приемы взаимоконтроля Работа в парах . Работа в группах . Ответы на вопросы разного уровня сложности Простые «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?» Объясняющие «Почему ?» Уточняющие « Правильно ли я понял?...», « Верно ли ?... Оценочные « Чем отличается?...», «Как ты относишься?...», «Какие чувства вызывает?...» Практические « Как бы ты поступил?...», «Где в обычной жизни?...» Творческие « Что было бы, если бы?...»
IY. Проверка домашнего задания Взаимная проверка Краткие письменные ответы Сверка с экраном Y . Рефлексия 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного предмета 1 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Деятельностный метод обучения информатике"
В статье рассмотрены аспекты деятельностного обучения учащихся на уроках информатики и ИКТ...
Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
представлен авторский УМК "География 6 класс" ФГОС...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...
Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»
В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...
Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"
Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"...
Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС"
Доклад на тему "Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС"...
Выступление на педагогическом совете «Применение системно-деятельностного подхода на уроках»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «дея...
- Мне нравится (1)