Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс
календарно-тематическое планирование по обж (5 класс) по теме
Рабочие программы разработаны на основе Примерной программы основного общего образо¬вания по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочие программы рассчитаны на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование 5 класс | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5 класс
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 5 часов.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программа по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9ьклассы. Под редакцией вице - президент РПО А.А. Кузнецов, академик – секретарь Отделения общего образования РАО М.В. Рыжаков, член корреспондент РАО А.М. Кондаков. Москва, Просвещение 2011 (Стандарт второго поколения) |
Учебник, учебное пособие | Основы безопасности жизнедеятельности : 5 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов [и др.]; под ред. Ю. Л. Воробьева. - М. : ACT : Астрель, 2008. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : тетрадь с печатной основой для учащихся 5 класса / М. И. Иванюков. - Саратов : Лицей, 2005 |
Дидактический материал | Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности : 5-9 кл. [Текст] / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006. |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 2006. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 5 класс [Текст] : к учебнику М. П. Фролова, Е. Н. Литвинова, А. Т. Смирнова [и др.] «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под ред. Ю. Л. Воробьева /А. Г. Малов-Гра. - М. : ACT : Астрель, 2008. Попова, Л. П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности : 5 кл. .[Текст] / Л. П. Попова. - М.: ВАКО, 2008 Т.А.Мелихова ««Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» развернутое тематическое планирование по учебникам под редакцией Ю.Л.Воробъева |
Список используемой литературы |
|
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Видеофильмы по основам медицинских знаний
Видеофильмы по ГО
DVD мультимедиа
по ОБЖ
|
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде контрольных работ и тестирования.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
- развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; бдительности по предотвращению актов терроризма;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации и подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
В результате изучения курса 5 класса учащиеся должны:
Знать:
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- Правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
- Правила безопасного поведения на воде
- Возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения, и правила поведения
- Правила поведения в криминогенных ситуациях
- Правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания.
Владеть навыками:
- Безопасного поведения на дорогах;
- Использования первичных средств пожаротушения;
- Оказания помощи терпящим бедствие на воде;
- Приемов оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- оказание первой медицинской помощи;
- основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний.
Программа
№ п/п | Раздел | Количество часов |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 31 | |
1 | Город как источник опасности | 5 |
2 | Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище | 9 |
3 | Чрезвычайные ситуации на транспорте | 9 |
4 | Чрезвычайные ситуации криминогенного характера | 3 |
5 | Нарушение экологического равновесия | 5 |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 4 | |
Год | Всего: 35 часов |
Кол-во часов | Кол-во часов по четвертям | Контрольные работы | Практические работы | экология | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | |
9 | 7 | 2 | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 | 3 | ||||||
проекты | Применение ИКТ | ||||||||||||||||||
35 | 7 | 6 | 9 | 6 | 28 |
Тематическое планирование
№ | Тема, урока | содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Тип урока Используемые ресурсы | формы текущего контроля | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | ||||||||
Город как источник опасности (5 часов) | ||||||||
1 | Что такое опасные и чрезвычайные ситуации | Основные понятия и определения; безопасность; опасная ситуация; экстремальная; чрезвычайная ситуация. Главные правила безопасности. | Знать: определение «безопасность»; «опасная ситуация»; «чрезвычайная ситуация» Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальный опрос | 5-11с | ||
2 | Главные правила ОБЖ | Цели и задачи курса ОБЖ. Как правильно переходить дорогу. Правила дорожной безопасности. | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 12-13с | |||
3 | Как научиться выявлять и предвидеть опасности. | Безопасность на улице. Знание своего города и его особенности. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство | Иметь представление: об опасностях, с которыми может столкнуться человек в повседневной жизни. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | комбинированный | Индивидуальный опрос | 14-18 | ||
4 | Опасности в городе и поселке. | Особенности города как среды обитания человека. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы). | Иметь представление: о городе как источнике опасности. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 18-24 | ||
5 | Службы защиты населения. Сигналы опасности | Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, службы спасения, коммунальные и другие службы). Сигнал «Внимание все !» Речевая информация, передаваемая по радио и телевидению. | Знать: об организации защиты населения от ЧС Владеть навыками: поведения в ЧС по сигналу «Внимание всем!» | Практическая работа. Отработка навыков действий обучающихся по сигналу «Внимание всем!» (15 минут) | 24-28 | |||
Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище (9ч) | ||||||||
6 | Опасные ситуации в жил еще | Современное жилище, его конструкции и особенности жизнеобеспечения. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах. Правила пользования лифтом | Иметь представление: о возможных ситуациях аварийного характера в жилище. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 28-34 | ||
7 | Пожары в жилище. | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей. | Знать: причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях и их последствия Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Тест (15 мин) Решение ситуационных задач | 34-39с | ||
8 | Правила поведения при пожаре. Эвакуация. Средства тушения пожаров. | Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а так же в многоэтажном здании Средства пожаротушения (Огнетушители ОХП-10 и ОУ) | Знать: правила безопасного поведения при пожаре, при эвакуации из горящего здания Уметь действовать при возникновении пожара. | Урок комплексного применения ЗУН | Практическая работа. Отработка навыков поведения при пожаре | 34-39 | ||
9 | Контрольная работа по теме: «Город как источник опасности» | Самостоятельно изготовить ватно-марлевые повязки и правильно их применять. Действовать если на человеке загорелась одежда. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Практическая работа.»Изготовление в-м повязки» Тест | ||||
1 четверть | Всего: 9 часов | К.р.- 1 ИКТ - 7 | Практ. работа-2 | |||||
10 | Опасные газы, с ними не шутят | Угарный газ. Бытовой газ: причины и признаки утечки газа. Правила безопасного поведения при утечки газа. Первая помощь при отравлении газом. | Знать: признаки утечки газа; правила безопасного поведения при утечки газа Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Работа по карточкам | 46-49 | ||
11 | Затопление жилища | Затопления жилища. Причины и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. | Знать: возможные причины поведения при затоплении жилища Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Работа по карточкам | 50-51 | ||
12 | Разрушение здания | Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций, правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций. | Знать: правила поведения в завале и при землетрясении Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 52-54 | ||
13 | Промежуточный контроль | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Работа по карточкам | |||||
14 | Средства бытовой химии | Опасные вещества и средства бытовой химии. Последствия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. | Знать: правила применения средств бытовой химии Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Тест | 54-66 | ||
Чрезвычайные ситуации на транспорте (9ч) | ||||||||
15 | Современный транспорт – зона повышенной опасности | Правила поведения в общественном транспорте. Зоны повышенной опасности на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткую характеристику современных видов общественного транспорта. | Знать: о причинах дорожно-транспортных происшествиях, поведение на дорогах Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 66-72 | ||
16 | Общественный транспорт | Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта | Знать: правила поведения в общественном транспорте | Комбинированный Демонстрационный материал | Решение ситуационных задач | 72 | ||
2 четверть | Всего: 7 часов | К.р.- 1 ИКТ - 6 | ||||||
17 | В метро или электричке может произойти любая неприятность | Метро - общественный транспорт. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Основные правила безопасности поведения при пользовании метро | Знать: правила безопасного поведения пассажиров метро, правила поведения пассажиров метро Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Работа по карточкам | 72-79 | ||
18 | Правила поведения в местах большого скопления народа. Толпа | Правила поведения в толпе. | Знать: правила безопасного поведения в толпе. Владеть навыками: поведения в местах с большим скоплением людей | Комбинированный Демонстрационный материал | Решение ситуационных задач | 79-84 | ||
19 | Железнодорожный транспорт | Поведение пассажиров во время следования железнодорожным транспортом.. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. | Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Работа по карточкам | 84-88 | ||
20 | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте | Поведение пассажира во время следования водным транспортом. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. Краткая характеристика пожарной опасности современного транспорта. | Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Работа по карточкам | 88-94 | ||
21 | Опасности на льду | Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при передвижении по льду. Оказание помощи провалившимся под лед. | Знать: правила безопасного передвижения по льду и оказание помощи терпящим бедствие Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Решение ситуационных задач | 95-98 | ||
22 | Аварийные ситуации на воздушном транспорте | Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях. | Знать: правила безопасного поведения пассажиров авиационного транспорта, правила поведения в ЧС Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Работа по карточкам | 98-102 | ||
23 | Контрольная работа по теме: «ЧС на транспорте» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Работа по карточкам | |||||
24 | Как уберечь себя от преступлений. Как защитить свой дом | Общая криминогенная ситуация в городе. Способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения дома в различных криминогенных ситуациях. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде. | Знать: правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Решение ситуационных задач | 102-105 | ||
25 | Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах | Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадионы, рынки), правила поведения в криминогенных ситуациях. | Знать: правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Решение ситуационных задач | 105-112 | ||
26 | Террористический акт. Как защитить себя | Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. | Знать: правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни | Комбинированный Демонстрационный материал | Решение ситуационных задач тест | 112-125 | ||
3 четверть | Всего: 10 часов | К.р.- 1 ИКТ - 9 | ||||||
Нарушение экологического равновесия (5ч) | ||||||||
27 | Нарушение экологического равновесия | Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, воды и почвы. | Знать: влиянии деятельности человека на окружающую среду. Владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах | Комбинированный Демонстрационный материал | Решение ситуационных задач | 125-134 | ||
28 | Загрязнение почв, вод | Загрязнение атмосферы, воды и почвы. | Знать: влияние деятельности человека на окружающую среду. | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 134-139 | ||
29 | Продукты под контролем | Знать: влияние деятельности человека на окружающую среду. | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 141-144 | |||
30 | От чего еще горожанину может стать не по себе. Шум. | Шумовое загрязнение среды. Опасность шума | Знать: влияние шума на организм человека | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 144-148 | ||
31 | Небезопасный компьютер | Радиоактивное загрязнение. Компьютер и здоровье. Организация рабочего места у компьютера | Знать: влияние радиации и электромагнитных полей на организм человека | Комбинированный Демонстрационный материал | Индивидуальный опрос | 148-150 | ||
32 | Первая медицинская помощь при ранениях | Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Правила наложения повязок. Как правильно пользоваться перевязочным пакетом | Знать: правила оказания медицинской помощи при ранении. | Практическая работа. Способы наложения повязок | 150-152 | |||
33 | Итоговый контроль | |||||||
34 | Первая медицинская помощь при кровотечениях | Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. | Знать: правила оказания медицинской помощи при кровотечении. | Практическая работа. Способы остановки кровотечения | 152-159 | |||
35 | Термические и химические ожоги Обморожение | Термические и химические ожоги. Первая медицинская помощь | Знать: правила оказания медицинской помощи при ожогах | Практическая работа. Оказание первой помощи при ожогах | 162-164 | |||
4 четверть | Всего: 9 часов | К.р.- 1 ИКТ – 8 Практика-3 | ||||||
Год | Всего: 35 часов | К.р.- 4 ИКТ – 28 Практика-5 |
Кол-во часов | Кол-во часов по четвертям | Контрольные работы | Практические работы | экология | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | |
9 | 7 | 2 | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 5 | 3 | 3 | |||||
проекты | Применение ИКТ | ||||||||||||||||||
35 | 7 | 6 | 9 | 6 | 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта...
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 7 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта...
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного с...
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного с...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Дмит...
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса по ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЯрковская средняя общеобразовательная школа им.Романова К.Г.СОГЛАСОВАНОна заседании ...
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса по ФГОС
№п/п ТемаДеятельностьучащихсяОсновные понятия Предметные Метапредметные ЛичностныеД/з1.Экстремальные ситуации в природеЗнакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстрацийЭкстрема...