Рабочая программа по ОБЖ 5-6 классы
рабочая программа по обж по теме
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, включает в себя пояснительную записку, распределение часов, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obzh_5-6klass.docx | 50.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Пояснительная записка
В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей природной среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма.
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации навыков здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классов).
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю во всех классах (5-9).
Логичным продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях.
Содержание учебной программы
I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,
ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
- Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
- Обеспечение безопасности дорожного движения
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия и их причины.
Пешеходы. Правила безопасного поведения пешеходов на дорогах. Пассажиры. Общественный транспорт, краткая его характеристика, обеспечение безопасности пассажира в общественном транспорте. Водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедисты, правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.
- Пожарная безопасность
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних мероприятий.
Соблюдение мер пожарной безопасности в школе.
Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).
- Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.). Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова.
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии, соблюдение мер безопасности при их использовании.
Соблюдение мер безопасности при пользовании различными инструментами в процессе выполнения хозяйственных работ дома и работы на приусадебном участке.
- Водоемы. Обеспечение безопасного поведения на воде
Особенности состояния водоемов в разное время года. Основные меры безопасного поведения человека на водоемах. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных, необорудованных местах; безопасное поведение на берегу водоемов во время отдыха. Меры предосторожности при движении по льду водоемов, состояние льда, признаки для безопасного передвижения по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций (безопасность у телефона, нападение в лифте, в подъезде дома).
Обеспечение личной безопасности на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте и в толпе. Взрывное устройство на улице.
- Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
- Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные и велосипедные походы.
- Дальний и международный туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях (в горах, в местах с жарким или холодным климатом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта (наземным, водным, воздушным).
- Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
- Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения
- Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины)
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами).
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (природные пожары и их характеристика).
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера (эпидемии и их профилактика).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и возможные последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных объектах, химически опасных объектах, пожаро-взрыво-опасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия.
Рекомендации населению по правилам поведения при авариях на радиационно, химическо- и пожаро-взрывоопасных объектах.
Аварии на гидродинамических объектах, их возможные причины и последствия. Мероприятия, проводимые по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах. Рекомендации по поведению населения при угрозе аварии на гидродинамическом объекте.
Аварии на городских автодорогах, на железных дорогах и на воздушном транспорте, их краткая характеристика, возможные последствия, меры, принимаемые по обеспечению безопасности населения.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия населения по сигналам оповещения.
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье подростка и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Режим дня и здоровье подростка. Переутомление, причины переутомления и его профилактика.
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Алкоголь и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее последствия для здоровья человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Меры профилактики факторов, разрушающих здоровье.
Первая медицинская помощь (практические занятия)
Первая медицинская помощь при отравлениях угарным газом, препаратами бытовой химии и лекарствами.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавших. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Правила проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
- доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
- перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Учебный план
5 класс
№ | Наименование раздела и темы | Тема | Урок |
I | БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ | ||
1. | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | |
1.1. | Город как среда обитания | 1 | |
1.2. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | |
1.3. | Особенности природных условий в городе | 1 | |
1.4. | Социальные условия проживания в городе | 1 | |
1.5. | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 | |
2. | Опасные ситуации техногенного характера | 8 | |
2.1. | Дорожное движение, безопасность дорожного движения | 1 | |
2.2. | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | |
2.3. | Пассажир. Безопасность пассажира (фильм «Безопасные дороги») | 1 | |
2.4. | Требование безопасности при катании на роликах, скейтбордах. Экипировка катающихся. | 1 | |
2.4.1. | Основные понятия и термины правил дорожного движения. Регулирование дорожного движения | 1 | |
2.4.2. | Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки (предупреждающие, информационные, знаки особых предписаний) | 1 | |
2.5. | Пожарная безопасность | 1 | |
2.6. | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | |
3. | Опасные ситуации природного характера | 2 | |
3.1. | Метеоусловия и безопасность человека | 1 | |
3.2. | Безопасность на водоемах | 1 | |
4. | Опасные ситуации социального характера | 3 | |
4.1. | Ситуации криминогенного характера и личная безопасность | 1 | |
4.2. | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | |
4.3. | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | |
II | ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ | ||
5. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | |
5.1. | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | |
5.2. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | |
5.3. | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера | 4 | |
III | ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ | ||
6. | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 5 | |
6.1. | О здоровом образе жизни | 1 | |
6.2. | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья | 1 | |
6.3. | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | |
6.4. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | |
6.5. | Здоровый образ жизни, вредные привычки и их профилактика. (практическое занятие) | 1 | |
IV | ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ | ||
7. | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 6 | |
7.1. | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 2 | |
7.2. | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) | 2 | |
7.3. | Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) | 2 | |
Всего часов: | 35 |
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
5 класс
Раздел I.БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
- Человек, среда его обитания, безопасность человека
- Город как среда обитания
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.
- Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
- Особенности природных условий в городе.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
- Социальные условия проживания в городе.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Основы безопасности жизнедеятельности человека.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Опасные ситуации техногенного характера
- Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
- Пешеход. Безопасность пешехода
Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
- Пассажир. Безопасность пассажира
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Основные понятия и термины правил дорожного движения Регулирование дорожного движения
- Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки (предупреждающие, информационные, знаки особых предписаний).
- Пожарная безопасность.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
- Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
- Опасные ситуации природного характера
- Метеоусловия и безопасность человека
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.
Безопасность на водоемах Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Тема 4.Опасные ситуации социального характера
- Ситуации криминогенного характера и личная безопасность
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Обеспечение личной безопасности дома Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
- Обеспечение личной безопасности на улице Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
РАЗДЕЛ II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Организация эвакуации населения. Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.
РАЗДЕЛ III.ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
- О здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
- Здоровый образ жизни, вредные привычки и их профилактика
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.
Курение Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.
- Употребление алкоголя Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Обсуждаемые вопросы 1.Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности. 2.Почему курение и употребление спиртных напитков несовместимо с занятиями физической культурой и спортом? 3.Как подготовить себя и твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.
Раздел IV. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
- Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:
- при ушибах;
- при ссадинах;
- при носовом кровотечении.
- Первая медицинская помощь при отравлении (практические занятия).
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:
- медикаментами;
- препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.
Учебный план
6 класс
№ | Наименование разделов, тем, уроков | ||
Количество часов | |||
I | БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ | Всего35 | |
1. | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | |
1.1. | Природа и человек | 1 | |
1.2. | Ориентирование на местности | 1 | |
1.3. | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 1 | |
1.4.. | Подготовка к выходу на природу | 1 | |
1.5. | Определение места для бивака и организация бивачных работ | 1 | |
1.6.. | Определение необходимого снаряжения для похода | 1 | |
2. | Активный отдых на природе и безопасность | 5 | |
2.1. | Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе | 1 | |
2.2. | Обеспечение безопасности в пеших и горных походах | 1 | |
2.3. | Подготовка и проведение лыжных походов | 1 | |
2.4. | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 | |
2.5. | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 | |
3. | Дальний и международный туризм, меры безопасности | 6 | |
3.1. | Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме | 1 | |
3.2. | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 1 | |
3.3. | Акклиматизация человека в горной местности | 1 | |
3.4. | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | 1 | |
3.5. | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом | 1 | |
3.6. | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом | 1 | |
4. | Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде | 4 | |
4.1. | Автономное пребывание человека в природной среде | 1 | |
4.2. | Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 1 1 1 | |
4.3. | |||
4.4. | |||
5. | Опасные ситуации в природных условиях | 4 | |
5.1. | Опасные погодные явления | 1 | |
5.2. | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях | 1 | |
5.3. | Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 1 | |
5.4 | |||
II. | ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ | ||
6. | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 | |
6.1. | Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях | 1 | |
6.2. | Оказание первой медицинской помощи при травмах | 1 | |
6.3. | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении | 1 | |
6.4 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 1 | |
7. | Здоровье человека и факторы на него влияющие | 6 | |
7.1. | Здоровый образ жизни и профилактика утомления | 1 | |
7.2. | Компьютер и его влияние на здоровье | 1 | |
7.3 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 1 | |
7.4. | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 1 | |
7.6. | Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека | 1 |
Содержание учебной программы
Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс
Раздел I.БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре. Определение необходимого снаряжения для похода.
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, движение по склонам, преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе. Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедном походе.
Дальний и международный туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого климата. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономии. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Вопросы личной гигиены и казания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...