Программа здорового образа жизни.
проект (основы безопасности жизнедеятельности) по теме
Предварительный просмотр:
Программа здорового образа жизни.
Учителя ОБЖ МКОУ «Кумлякская СОШ» Ворончихина В.П..
Оглавление:
I.Введение.
II.Основная часть.
1.Активная систематическая работа над собой устранение проблем со здоровьем
2.Реализация оптимальной двигательной активности.
3.Закаливание как тренировка механизмов приспособления организма к часто меняющимся условиям жизнедеятельности.
4.Оптимальный режим труда и отдыха.
5.Поддержание эмоционального состояния на оптимальном уровне (использование методов снятия психоэмоционального напряжения).
III.Вывод.
Список использованной литературы.
- Введение.
Обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.Н. Толстого, уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на нездоровый образ жизни».
Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности. На основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть нал собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной. Здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого. Человек должен, прежде всего, стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета.
- Основная часть.
Здоровье – это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.
Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Программа и организация здорового образа жизни должны определяться следующими основными посылками:
– индивидуально-типологическим наследственными факторами;
–объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;
– конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;
– личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.
- Активная систематическая работа над собой устранение проблем со здоровьем включает в себя:
– оптимальный двигательный режим;
– рациональное питание;
– психофизиологическая регуляция;
– психосексуальную и половую культуру;
– рациональный режим жизни;
– отсутствие вредных привычек;
– валеологическое самообразование.
Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.
- Реализация оптимальной двигательной активности.
Один из обязательных факторов здорового образа жизни педагога — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность» У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и педагогам, у которых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1: 3, а по энерготратам 1: 1; во внеучебное время соответственно 1: 8 и 1 : 2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности педагогов во время учебных занятий и во внеучебное время почти одинаков, указывает на низкий уровень двигательной активности значительного контингента педагогов. Важнейшая социально-педагогическая задача — определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.
МНВ ОПТ МДВ
Рис. 1. Схема соотношения границ различной двигательной активности: МНВ — минимально необходимая величина; ОПТ- оптимальная величина; МДВ — максимально допустимая величина; I— патология; II— гипокинезия; III— гигиеническая норма; IV— гиперкинезия; V— патология
Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Назовем такой режим индивидуально адаптированным к максимальным возможностям педагогов. На рис.1, представлена схема соотношения границ различной двигательной активности, они относительны, подвижны и определяются многими факторами.
Таким образом, практический опыт и научный анализ показывают, что как недостаток, так и избыток мышечной активности оказывает неблагоприятное влияние на организм. Из этого следует, что существует некоторый оптимальный уровень физической активности, который оказывает максимально благоприятный эффект.
Следовательно, основным направлением использования физических нагрузок в медицине является их оптимизация.
- Закаливание как тренировка механизмов приспособления организма к часто меняющимся условиям жизнедеятельности.
Закаливанию приписывают важную роль в предупреждении преждевременного старения, атеросклероза и даже раковых заболеваний. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям: гриппу, катару верхних дыхательных путей, пневмонии.
Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди буквально всех возрастов независимо от степени физического развития.
Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Оно заключает в себе психотренировку и культуру волевых усилий, помогающих устоять в серьезных испытаниях. Нельзя забывать еще об одном значении закаливания: в процессе выработки устойчивости организма к воздействию факторов внешней среды формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, воля к достижению поставленной цели, нормализуется состояние эмоциональной сферы
При действии факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определенным образом организованные и соподчиненные между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне. При самом незначительном изменении температуры окружающей среды в мозг поступают миллионы импульсов в секунду. Он начинает работать на более высоком уровне общего тонуса, становятся активнее его центры — и включается в работу весь организм.
Информация, поступающая от рецепторов, обрабатывается в центральной нервной системе и направляется к органам, мышцам, кровеносным сосудам, сердцу, легким, почкам, потовым железам, в которых возникают различные функциональные сдвиги, обеспечивая гомеостаз (постоянство внутренней среды), т.е. приспособление организма к данным условиям экологической среды.
Любая функциональная система нашего организма, в том числе и функциональная система терморегуляции, в высшей степени пластична и обладает значительным запасом прочности. Если человек сознательно приучает свой организм к действию на него разнообразных по силе и интенсивности факторов внешней среды, т.е. целенаправленно вырабатывает условные рефлексы (накапливает опыт поведения организма в условиях той или иной обстановки), это гарантирует защиту его от вредного влияния этих факторов среды.
В каждом человеке природой заложены одни и те же механизмы терморегуляции, но далеко не у всех они действуют одинаково эффективно и рационально. Индивидуальные реакции на холод или тепло создаем мы сами. И очень часто, к сожалению, мы упускаем из виду тот очевидный факт, что и защитные силы организма, и его адаптационные возможности точно так же, как и тренировка мышц или улучшение памяти, поддаются и воспитанию, и тренировке.
- Оптимальный режим труда и отдыха.
Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы – с 8 до 20 часов.
Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочего дня, недели, года в соответствии с режимом работы образовательного учреждения.
Динамика работоспособности за день графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине дня снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.
Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течении дня. В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.
- Поддержание эмоционального состояния на оптимальном уровне (использование методов снятия психоэмоционального напряжения).
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
В процессе профессиональной деятельности педагог общается с учениками, родителями, коллегами. Профессиональное общение учителя характеризуется следующими факторами: протяженностью во времени; результаты совместной работы; эмоциональной насыщенностью, интенсивностью. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности..Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Подобные профессиональные деформации характера начинают мешать педагогу в работе, затрудняют его общение в кругу близких и друзей.
С увеличением педагогического стажа работы у учителей общеобразовательных школ снижаются показатели психического и физического здоровья. Кроме того, ими была установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессиональной деформации как «синдром эмоционального сгорания».
Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с учениками, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности учителя, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.
Особенно важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок педагогов.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:
1) хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
2) высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
3) опыт успешного преодоления профессионального стресса;
4) способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
5) высокая мобильность;
6) открытость;
7) общительность;
8) самостоятельность;
9) стремление опираться на собственные силы;
10) способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Так же следует постоянно поддерживать собственную самооценку.
1) Стараться более позитивно относиться к жизни. Использовать внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, стараться переключиться на приятное.
2) Относиться к людям так, как они того заслуживают. Выискивать в человеке не недостатки, а достоинства.
3) Относиться к себе с уважением. Составить список своих достоинств. Убедить себя в том, что таковые имеются.
4) Попытаться избавиться от того, что в себе не нравится.
5) Начинать принимать решения самостоятельно. Помнить, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые решения всегда можно оправдать и обосновать.
6) Постараться окружить себя тем, что оказывает положительное влияние. Приобретать любимые книги, магнитофонные записи. Нужно иметь и любить свои «слабости».
7) Обрести веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помнить, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если нет возможности повлиять на ход событий, «отойти в сторону» и просто подождать.
Программа самопомощи “Помоги себе сам”, основанная на специальных упражнениях, разработанных Дж. Рейнуотер, К. Шрайнера.
1 УРОВЕНЬ Органический (телесный)
Цель: релаксация, снятие напряжения, усталости.
“Дыхание на счет 7-11”
Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно вначале ВЫ почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
“Снятие напряжения при помощи воображения”
Направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что она превращается во что-то мягкое. Некоторые люди представляют как их напряженные мышцы превращаются в глину, хлопок, вату.
“Самомассаж”
Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько одной рукой;
· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
· ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.
“Расслабление тела”
Состоит из трех ступеней: настройка, подготовка, освобождение.
Если Ваше тело напряжено:
· Определите напряженную группу мышц, не предпринимая попыток расслабить их.
· Постарайтесь почувствовать, как много энергии Вы затрачиваете на мышечное напряжение.
Представьте себе, что Ваши мышцы становятся мягкими и податливыми как будто бы превращаются в глину или теплый воск.
Первой ступень (1 – Настройка).
Вы выявляете наиболее болезненное место Вашего тела. Сосредоточьтесь на том месте, которое болит и направьте свой “внутренний свет” на этот участок тела. Когда Вы сконцентрируете внимание, боль ослабнет.
Второй ступень (2 – Подготовка).
Напряженные мышцы тяжело работают. Подумайте о постоянном потоке энергии, который уходит на то, чтобы часами поддерживать Ваше тело во взведенном состоянии. Мышцы мобилизируются, но эта мобилизация ни во что не выливается. Ступень вторая поможет понять, что быть несчастным – это тяжелая работа.
Третья ступень(3 – Освобождение).
Вы можете представить себе, как Ваши мышцы превращаются в мягкие субстанции типа геля, облаков, пены и т.д.
“Релаксация”
Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных вдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части Вашего тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул/пол/кровать/земля приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Это упражнение позволит расслабить мышечные зажимы, отвлечь внимание от беспокоящих мыслей. Его хорошо использовать в условиях отдыха, даже кратковременного.
“Поплавок в океане”.
Вообразите, что вы маленькие поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел…Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность … Попытайтесь ощутить эти толчки выныривания… Ощутите движения волны… Тепло солнца… Капли дождя… Подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
2 УРОВЕНЬ Эмоциональный.
Цель: снятие ощущений подавленности, бессилия, усталости от контактов с другими людьми.
“Передышка”
Обычно, когда мы бываем расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов – “выбросить из головы”.
Отложите в сторону все проблемы. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если Вам так больше нравится. Посчитайте до пяти, пока делаете вдох и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что когда Вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все Ваши неприятности и беспокойство улетучиваются.
“Простые утверждения”
Повторение хороших, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональными переживаниями. Например:
· Сейчас я чувствую себя лучше.
· Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
· Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда я пожелаю.
Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными, избегайте негативных слов. Очень важно повторение. Повторяйте их несколько раз вслух или записывайте на бумаге.
“Убежище”
Представьте себе, что у Вас есть удобное надежное убежище, в котором Вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе картину в горах или лесную долину, о которой никто кроме Вас не знает, сад на Гаити и т.д. Мысленно опишите это безопасное удобное место. Ложась спать представьте себе, что вы отправляетесь туда. Повторяйте это несколько раз в течение дня.
“Как было бы, если бы…”.
Если вы чувствуете себя подавленным, вообразите, как бы вы чувствовали себя и как бы выглядело все вокруг, если бы вы были жизнерадостными. Если вы чувствуете себя обессиленным, вообразите, каким бы вы были, ели бы были полны сил. Если вы чувствуете себя усталым, найдите в себе ту часть, которая никогда не устает. Вообразите себя активным и энергичным. Что вы делаете? Что вы чувствуете?
“Передача энергии”
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть Вашего тела. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей стеной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по Вашей стене. Пометите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правой половине тела. Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела. Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову. Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполнятся энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему Вашему телу. Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.
“Храм тишины”
Вообразите себя гуляющим по окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойные и радостные, обратите внимание на транспорт, его скорость, шум, гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, вы слышите и другие слухи? Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поприветствуете этого человека или пройдете мимо? Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит “Храм тишины”. Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите, и сразу же оказываетесь, окружены полной и глубокой тишиной. Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к храму тишину, чтобы вы могли, когда захотите вновь вернуться туда.
“Оживление приятных воспоминаний”
Вспомните то время в своей жизни, когда вы были уверены, что по настоящему любимы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его во всех деталях. Или: вспомните те моменты, когда вы испытывали какие-то острые переживания. Были влюблены…Вас озарило вдохновение… Вы были захвачены чтением, работой или какой-то другой важной деятельностью… Слушали музыку или делали что-0то другое. Выберите один из таких высших пиков Вашей жизни и постарайтесь пережить его заново. Теперь попробуйте ответить самому себе: каковы самые существенные особенности этого переживания? Что мешает вам испытывать такие чувства сейчас?
3 УРОВЕНЬ Рациональный (смысловой).
Цель: формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия, поиск новых смыслов своей деятельности.
“Сделайте шаг”
Часто источником беспокойств и огорчений являются реальные события, порождающие нашу неуверенность. Здесь поможет вопрос, обращенный к самому себе:
Что следует предпринять в первую очередь, чтобы выйти из создавшейся ситуации?
В случае затруднений с чего начать, предлагаем список позитивных действий:
· Запишите все свои мысли, касающиеся данной проблемы.
· Запишите все альтернативы, постепенно сведя их до двух-трех.
· Начните с наиболее срочной проблемы.
· Займитесь решением самой приятной и легкой части проблемы.
“Волшебное слово”
Прерывает автоматический поток мыслей при помощи успокающего слова и фразы.
Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы: глубокое и еще более глубокое расслабление. Пусть мысли проносятся в Вашей голове, не давайте им завладеть Вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторите слово, фразу или считайте про себя в течение шестидесяти секунд. Дышите медленно и глубоко.
“Отвлечение внимания”
Отвлечение внимания – это способ позитивного отвлечения, который блокирует стрессовые мысли и чувства.
В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены 4 возможности:
· Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые доставляют Вам удовольствие, например, домашний праздник.
· Медленно сосчитайте предметы эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпечатанной странице и т.д.
· Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных Вами вчера действий.
· В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.
Ключ к использованию этого способа состоит в умении сконцентрировать внимание на нейтральных или позитивных чертах.
“Вечерний обзор”
Закройте глаза, сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке. Вспомните все события и все свои действия в течение дня до момента утреннего пробуждения, попытайтесь вспомнить свои сны. Делайте это без эмоций и рассуждений. Вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте, вспомните, что вы говорили и думали. Не позволяйте себе начинать игру “Если бы я…” Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что эта жизнь другого человека, которого вы любите таким, каков он есть.
“Похвальное слово самому себе”
В течение десяти минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь. Начните с самых ранних воспоминаний. Вспомните Ваше каждое достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечания (например: “В институте я было первая в своей группе. Правда, в ней было всего десять человек”. Отбросьте второе предложение и составьте только первое!). Обратите особое внимание ан те события, которые без Вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили Вашего товарищи по работе). И не забудете поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас более трудны (например, случай, когда вы выступили против хулигана, хотя у вас и дрожали колени). Запишите вкратце каждый из эпизодов Вашей жизни, которым вы можете гордиться, затем через которое время перечитайте эти записи глазами Объективно Наблюдателя, проверяя, в самом ли деле писавший, испытывал гордость за свои достижения, и не вкрались ли в его воспоминания “скромные” или обесценивающие пояснения.
“Я …”
Специалист описывает действие, поведение, отношение, которые желательны. При этом следует избегать слов и выражений “не буду”, “никогда”, “перестану”, “никаких”. Например, вместо “Я перестану ругать себя” – “Я буду себя прощать и одобрять”. Это упражнение снимает негативное отношение к себе в профессии, восстановит уверенность в своих силах и возможностях.
4 УРОВЕНЬ Поведенческий
На поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Это позволяет отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы.
Ожидаемый результат:
v Устранение эмоциональной напряженности, успокоение.
v Ослабление проявлений утомления, восстановление.
v Повышение психофизиологической реактивности, активизация.
Вывод.
Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы.
Список использованной литературы:
- www.novsu.ru/file/56679 «ДВИГА ТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» М.С. Цветков
- Назарова Е.Н. «Здоровый образ жизни и его составляющие»:учеб.пособие для студ. высших учебных заведений Изд. «Академия»,2007 год
- http://www.openclass.ru/node/83473
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровый Образ Жизни" для реализации в воспитательной работе школ, гимназий, лицеев
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воз...
Конкурсная программа "Здоровый образ жизни" для 8 кл.
Эту программу лучше всего проводить в конце учебного года, как повторение и закрепление изученного материала, не только теоретического, но и практических навыков оказания первой доврачебной помощи, сп...
Календарно-тематическое планирование занятий по программе "Здоровый образ жизни" для детей 6 - 14 лет
Календарно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий, в нем представлены фор...
Программа «Здоровый образ жизни» МБОУ СОШ № 8.
Здоровье-это физическое, моральное и духовное благополучие человека во всех аспектах его жизни. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Актуальность данной темы ...
Воспитательная программа "Здоровый образ жизни"
Воспитательная программа расчитана на три года.В программе прописана цель, разработаны направления работы, самоуправление в классе,составлена план-сетка на 5 класс....
С.А.Диденко. Программа «Здоровый образ жизни - в каждую семью»
«Здоровье – не всё,но без здоровья – ничто».Сократ.Здоровье — самое ценное, что есть у человека, гарант семейного и материального благополучия. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения биоло...