«ПРЕДВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ: правила выживания в экстремальных условиях»
план-конспект урока по обж (6 класс)
Интегрированный урок по ОБЖ и литературе: закрепление знаний и умений, необходимых человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы, на примере произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
Форма занятия: игра-путешествие.
Формы работы:
Групповые, индивидуальные.
Оборудование занятия:
-Брусочки для изготовления костра;
-карточки «Виды костров», «Съедобные и несъедобные растения леса», «Таблица международных сигналов»;
-учебный мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе».
-Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План интегрированного урока ОБЖ и литературы
Тема: «ПРЕДВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ:
правила выживания в экстремальных условиях»
Барсуков Михаил Александрович, учитель ОБЖ, МБОУ СОШ №2 г. ТАЙШЕТ
Класс:6
Место проведения: учебный кабинет
Урок закрепления знаний.
Форма занятия: игра-путешествие.
Цель занятия: Последовательно систематизировать первоначальные знания и умения, необходимые человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы.
Воспитательно-образовательные и развивающие задачи:
- закрепить знания учащихся о способах выживания в экстремальной ситуации природного характера;
- учить находить решение в экстремальной ситуации, связанной с природными условиями; развивать мыслительные операции, умение анализировать событие, обстановку и давать им оценку;
- развивать навыки самоконтроля при работе в группе;
-прививать интерес к предмету, учить беречь время,
- воспитывать любовь к родному краю.
Воспитательно-дидактические средства, методы и приемы занятия:
-игра;
беседа (учительско - ученический диалог);
- метод проектной деятельности;
-создание ситуаций успеха;
-метод упражнений и тренировок;
-создание воспитывающих ситуаций на занятии;
-метод обсуждения и анализа;
-самостоятельная работа с источниками;
-выборочное чтение.
Формы работы:
Групповые, индивидуальные.
Оборудование занятия:
-Брусочки для изготовления костра;
-карточки «Виды костров», «Съедобные и несъедобные растения леса», «Таблица международных сигналов»;
-учебный мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе».
-Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Учебно-материальное обеспечение: ТСО (компьютер и проектор)
План занятия:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и задач урока.
3. Проверка д\з. Беседа «Автономное существование».
4. Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Выборочное чтение и анализ ситуаций.
4. Решение жизненных ситуаций. Практическая часть.
5. Проверка знаний. Составление памятки «Действия человека по выживанию в природе».
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов.
7. Задание на дом
Ход занятия:
- Организационный момент.
Приветствие.
Доклад дежурного о готовности к занятию. Деление на 4 группы сменного состава. Повторение правил работы в группе.
- АОЗ
- Формулирование темы и целей урока.
-Посмотрите небольшой фрагмент мультфильма, сделанный по заказу МЧС, и скажите, чему будет посвящен наш урок.
(Просмотр фрагмента м\ф «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе» (1мин 07 сек)
Беседа по фрагменту м\ф
- О чем будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока .
-Цели урока можно сформулировать так:
«Предвидеть. Знать. Уметь» (запись на доске)
-Предвидеть что?
Знать что?
Уметь что?
- Для чего нам необходимы эти знания?
И так, задачи:
- Необходимо повторить основные способы выживания в экстремальной ситуации природного характера (в условиях автономного существования);
- Будем учиться действовать в группе, согласовывая свои действия;
- Будем учиться находить решение в экстремальной ситуации.
За работу! А урок у нас будет необычный. Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в лес. Результатом нашей работы станет памятка
«Действия человека по выживанию в природе» (заготовки лежат на партах).
- Проверка д\з
1. Работа с понятием.
-Что такое «автономное существование»? (Это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой).
-Каким образом человек может оказаться в автономном существовании?
(Добровольно или вынужденно)
- Приведите примеры вынужденного существования?
(Авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности (блуждание).
- Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
-На прошлых уроках мы рассмотрели вопросы выживания в природных условиях. На дом вам было задано восстановить в памяти рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и найти отрывки, иллюстрирующие способы выживания человека, оказавшегося в условиях автономного существования.
Ребята, хочется отметить, что история Васютки - это реально произошедший случай с самим В.П. Астафьевым в детстве. Он наш земляк, житель поселка Овсянка Красноярского края, что на берегу Енисея.
-И так, ваша задача озвучить отрывок и дать анализ действий героя в условиях автономного существования, опираясь на полученные знания.
(Приложение №1, отрывки 1-4).
Выводы:
- При подготовке к походу собирают необходимое снаряжение, продукты питания, одежду по сезону.
- При передвижении по незнакомой местности необходимо ориентироваться относительно окружающих предметов и рельефа, которые необходимо использовать как маяки, указывающие на ваше местоположение.
- Стороны горизонта можно определить по признакам некоторых местных предметов. Не подумав, не делай ни одного шага. Не паникуй.
- При автономном существовании в природных условиях умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.
Спасибо, мы продолжим работать над произведением немного позже. А сейчас остановимся.
-Спасти себя мы можем только сами.
Что можем сделать мы вначале?
И первое, что необходимо сделать- это обогреться.
- РУУ
- Решение жизненных ситуаций.
Ситуация 1. Огонь был и будет символом жизни. Во все времена он помогал человеку в различных ситуациях: спасал от зверей, обогревал в холода, на нем готовили пищу. А сейчас он нам нужен как никогда.
-Где правильно расположить костер, поможет вспомнить нам учебник ОБЖ,
автор А.Т. Смирнов, стр. 24-27.
Подготовьте советы от каждой группы
1 группа - Как подготовить площадку для костра?
2 группа - Где нельзя разводить костер?
3 группа - Как развести костер в сырую погоду?
4 группа - Как подготовить растопку для костра?
Отчет групп по самостоятельной работе.
Практическая часть: изобразить костры при помощи брусков.
-Выберите сами необходимые виды костров, которые помогут обсушиться и обогреться. Дайте пояснение: почему именно эти виды костров вы выбрали.
(Демонстрация мультимедиа). Приложение: «Виды костров».
СТЕНА КОЛОДЕЦ ШАЛАШ
ЗВЕЗДА ТАЕЖНЫЙ НОДЬЯ
Физминутка (видеоролик)
- Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Приложение 1(отрывок 5)
Вывод: В природных условиях пищу можно добывать охотой, рыболовством, отыскивать съедобные растения, ягоды, грибы и орехи.
Ситуация 2.
-Леса нашего региона богаты, дают все необходимое для выживания.
Но необходимо быть очень осторожным.
-Просмотрите фрагмент м\ф и расскажите, что необходимо помнить о растениях нашего леса (от 04. 16 до 05.24)
( Растения бывают съедобные и несъедобные. Часто они схожи по внешнему виду, и нужно быть очень внимательным при сборе грибов и ягод, чтобы не пострадать).
-Предлагаю вам побывать в роли поваров и составить меню на 1 день только из «лесных даров».
(Приложение: картинки растительности, произрастающей на территории региона).
Работа в группах. Составление меню. Выбор лучшего меню с помощью фронтального голосования (аплодисменты).
Награждение лучшей группы.
- Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Приложение 1(отрывок 6).
Вывод: Подача сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природе. Средствами сигнализации могут быть яркая одежда, резкие звуки, дымовые сигнальные костры, электрический фонарик.
Ситуация 3:
-Как мы помним, в условиях дикой природы главное - не паниковать. И постараться всеми возможными способами привлечь внимание людей.
Вы многие испробовали средства,
Но люди, терпящие бедствие,
По волнам почту отправляли,
Рисунками сигналы шифровали.
Вы нарисуйте так свои рисунки,
Чтобы понятно было и доступно,
Что помощь вам нужна.
(Приложение №3: Международная таблица сигналов»).
Напоминаю, что сигналы бедствия, должны быть видны с большого расстояния, поэтому фон должен быть отличен от окраски знаков.
(Учащиеся располагают знаки сигналов на обозначенной площадке).
4.Проверка знаний. Работа по составлению памятки.
-И так, давайте вспомним, над чем мы сегодня работали?
-Какие цели перед собой ставили?
-Какой продукт коллективной деятельности должны были создать?
(Памятка «Действия человека по выживанию в природе»)
-Предлагаю в течение 3 минут поработать над памяткой, используя те знания, которые вы получили из рассказа замечательного сибиряка Виктора Петровича Астафьева. И с уроков ОБЖ. А далее мы вместе ее подкорректируем.
Групповая работа.
Фронтальная проверка.
Составление памятки:
- Преодоление страха и возможного стрессового состояния.
- Оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения.
- Спасение имущества и запасов продовольствия.
- Добыча огня и построение временного укрытия.
- Добыча воды и пищи.
- Установление связи и подача сигналов бедствия.
- Рефлексия «Все в твоих руках»
Ребята. Поднимите, пожалуйста, вверх вашу правую руку. Сегодня она нам поможет оценить урок и вашу работу на уроке. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение по отношению к уроку.
Большой – я сегодня работал ……………… (активно, не очень активно, могу лучше)
Указательный – я сегодня узнал…………………………………………
Средний – самым трудным было………………………………………
Безымянный – мне было …………………..(интересно, скучно, трудно, увлекательно, необычно).
Мизинец – мне было недостаточно……………(понятно, времени, практики, и т.д.)
- Итог.
-Ребята, наше путешествие подошло к концу. Настроение у меня от путешествия бодрое, веселое, все остались живы и здоровы. А у вас какое?
- Задание на дом. Предлагаю найти в других литературных произведениях отрывки, рассказывающие о действиях людей в условиях автономного существования. Источник необходимо принести на урок и зачитать отрывок. Объяснить, какие действия людей были правильными (в соответствие с разработанной нами памяткой). Рекомендуется поработать вместе с родителями.
Успехов вам!
Приложение №1.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
- Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.
Приложение №2
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
2.Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди… и получится тропинка.
Приложение №3
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
3. Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило.
Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть.
Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…
— Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? — Сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина. — Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти, — заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх. — Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…
После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой — новые…
Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!
Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…
Приложение №4
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
4. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.
Перво - наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.
Приложение №5
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
5.Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо!
Приложение №6
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
6.Под утро он и в самом деле уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут-бут-бут… Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота.
— Неужели дождался? — Васютка вскочил, протёр глаза и закричал: — Стучит! — и опять прислушался и начал, приплясывая, напевать: — Бот стучит, стучит, стучит!..
Тут же опомнился, схватил свои манатки и побежал по берегу навстречу боту. Потом кинулся назад и стал складывать в костёр все припасённые дрова: догадался, что у костра скорей его заметят. Взметнулись искры, высоко поднялось пламя. Наконец из предрассветной мглы выплыл высокий неуклюжий силуэт бота.
Васютка отчаянно закричал:
— На боте! Э-эй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Э-эй! Дяденьки! Кто там живой? Э-эй, штурвальный!..
Он вспомнил про ружьё, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! бах!
Рекомендованная литература для самостоятельной работы:
1.Гастюшин А.В., Шубина С.И. «Азбука выживания». М.: «Знание», 1996.
2.Кудряшов Б. «Энциклопедия выживания». Краснодар: «Советская Кубань», 1996.
3.Джон «Лофти» Уайзман. «Руководство по выживанию». Москва АСТ Астрель, 2005.
4. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 6 класс. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., «Просвещение», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.
В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....
План урока "Выживание в экстремальных ситуациях"
Урок - проект...
Формирование и развитие у учащихся практических навыков и умений выживания в экстремальных ситуациях
Из опыта работы...
Программа по внеурочной деятельности по географии 5- 9 кл "Хочу все знать, уметь и применять"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать, уметь и применять" . Направление- общекультурное. Тип - тематическая (география). Срок реализации 5 лет (5-9 кл)....
Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"
Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 ...
Внеклассное мероприятие "Выживание в экстремальных ситуациях"
Для классных часов и занятий по ОБЖ....
Беседа :Что такое экстремальные ситуации.Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Что такое экстремальные ситуации.Правила поведения в экстремальных ситуацияхразвивать у детей умения правильно действовать в экстремальных ситуациях.Задачи: научить ребят быстро и правильно испол...