«ПРЕДВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ: правила выживания в экстремальных условиях»
план-конспект урока по обж (6 класс)

Интегрированный урок по  ОБЖ и литературе:  закрепление знаний и умений, необходимых человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы, на примере произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро".

Форма занятия: игра-путешествие.

Формы работы:

Групповые, индивидуальные.

Оборудование занятия:  

-Брусочки для изготовления костра;

-карточки «Виды костров», «Съедобные и несъедобные растения леса», «Таблица международных  сигналов»;

-учебный мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе».

-Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

План интегрированного урока ОБЖ и литературы

Тема: «ПРЕДВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ:

правила выживания в экстремальных условиях»

Барсуков Михаил Александрович,                                                                                                                                             учитель ОБЖ, МБОУ СОШ №2 г. ТАЙШЕТ

    Класс:6

Место проведения: учебный кабинет

Урок закрепления знаний.

Форма занятия: игра-путешествие.

Цель занятия: Последовательно систематизировать первоначальные знания и умения, необходимые человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы.

Воспитательно-образовательные и развивающие задачи:

- закрепить  знания учащихся о способах выживания в экстремальной ситуации природного характера;

- учить находить решение в экстремальной ситуации, связанной с природными условиями; развивать мыслительные операции, умение анализировать событие, обстановку и давать им оценку;

- развивать навыки самоконтроля при работе в группе;

-прививать интерес к предмету, учить беречь время,

- воспитывать любовь к родному краю.

 Воспитательно-дидактические средства, методы и приемы занятия:

-игра;

 беседа (учительско - ученический диалог);

- метод проектной деятельности;

-создание ситуаций успеха;

-метод упражнений и тренировок;

-создание воспитывающих ситуаций на занятии;

-метод обсуждения и анализа;

-самостоятельная работа с источниками;

-выборочное чтение.

Формы работы:

Групповые, индивидуальные.

Оборудование занятия:  

-Брусочки для изготовления костра;

-карточки «Виды костров», «Съедобные и несъедобные растения леса», «Таблица международных  сигналов»;

-учебный мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе».

-Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Учебно-материальное обеспечение: ТСО (компьютер и проектор)                                     

   План занятия:

1. Организационный момент                                                            

2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и задач урока.                                        

3. Проверка д\з. Беседа «Автономное существование».

4. Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Выборочное чтение и анализ ситуаций.                                                                                          

4. Решение жизненных ситуаций. Практическая часть.

5. Проверка знаний. Составление памятки     «Действия человека по выживанию в природе».                                

5. Рефлексия.

6. Подведение итогов.                                                

7. Задание на дом                                                                              

                                        Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Доклад дежурного  о готовности  к занятию. Деление на 4 группы сменного состава. Повторение правил работы в группе.

  1. АОЗ
  1. Формулирование темы и целей урока.

-Посмотрите небольшой фрагмент мультфильма, сделанный по заказу МЧС, и скажите, чему будет посвящен наш урок.

(Просмотр фрагмента м\ф  «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе» (1мин 07 сек)

Беседа по фрагменту м\ф

- О чем будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока .

-Цели урока можно сформулировать так:

«Предвидеть. Знать. Уметь» (запись на доске)

-Предвидеть что?

Знать что?

Уметь что?

- Для чего нам необходимы эти знания?

И так, задачи:

  1. Необходимо повторить  основные  способы выживания в экстремальной ситуации природного характера (в условиях автономного существования);
  2. Будем учиться действовать в группе, согласовывая свои действия;
  3. Будем учиться находить решение в экстремальной ситуации.

За работу! А урок у нас будет необычный.  Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в лес. Результатом нашей работы станет памятка

«Действия человека по выживанию в природе» (заготовки лежат на партах).

  1. Проверка д\з

1. Работа с понятием.

-Что такое «автономное существование»? (Это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой).

-Каким образом человек может оказаться в автономном существовании?

(Добровольно или вынужденно)

- Приведите примеры вынужденного существования?

(Авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники,    геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности  (блуждание).

  1. Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева  «Васюткино озеро»

-На прошлых уроках мы рассмотрели вопросы выживания в природных условиях. На дом вам было задано восстановить в памяти рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и найти отрывки, иллюстрирующие способы выживания человека, оказавшегося в условиях автономного существования.

Ребята, хочется отметить, что история Васютки - это реально произошедший случай с самим В.П. Астафьевым в детстве. Он наш земляк, житель поселка Овсянка Красноярского края,   что на берегу Енисея.

-И так, ваша задача озвучить отрывок и дать анализ действий героя в условиях автономного существования, опираясь на полученные знания.

(Приложение №1, отрывки 1-4).

Выводы:

  1. При подготовке к походу собирают необходимое снаряжение, продукты питания, одежду по сезону.
  2. При передвижении по незнакомой местности  необходимо ориентироваться относительно окружающих предметов и рельефа, которые необходимо использовать как маяки, указывающие на ваше местоположение.
  3. Стороны горизонта можно определить по признакам некоторых местных предметов. Не подумав, не делай ни одного шага. Не паникуй.
  4. При автономном существовании в природных условиях умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

Спасибо, мы продолжим работать над произведением немного позже. А сейчас остановимся.

-Спасти себя мы можем только сами.

Что можем сделать мы вначале?

И первое, что необходимо сделать- это обогреться.

  1. РУУ
  1. Решение жизненных ситуаций.

Ситуация 1. Огонь был и будет символом  жизни. Во все времена он помогал человеку в различных ситуациях: спасал от зверей, обогревал в холода, на нем готовили пищу. А сейчас он нам нужен как никогда.

-Где правильно расположить костер, поможет вспомнить нам учебник ОБЖ,

автор А.Т. Смирнов, стр. 24-27.

Подготовьте советы от каждой группы

1 группа - Как подготовить площадку для костра?

2 группа - Где нельзя разводить костер?

3 группа - Как развести костер в сырую погоду?

4 группа - Как подготовить растопку для костра?

Отчет групп по самостоятельной работе.

Практическая часть:   изобразить костры при помощи брусков.

-Выберите сами необходимые виды костров, которые помогут обсушиться и обогреться. Дайте пояснение: почему именно эти виды костров вы выбрали.

(Демонстрация мультимедиа). Приложение: «Виды костров».        

                                                                                 

            СТЕНА                                                              КОЛОДЕЦ                                                  ШАЛАШ                                            

                                                                                                                                        ЗВЕЗДА                                            ТАЕЖНЫЙ                                                          НОДЬЯ

                                    Физминутка (видеоролик)

  1. Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева  «Васюткино озеро».

Приложение 1(отрывок 5)

Вывод: В природных условиях пищу можно добывать охотой, рыболовством, отыскивать съедобные растения, ягоды, грибы и орехи.

Ситуация 2.

-Леса  нашего региона богаты, дают все необходимое для выживания.

Но необходимо быть очень осторожным.

-Просмотрите фрагмент м\ф и расскажите, что необходимо помнить о растениях нашего леса (от 04. 16 до 05.24)

( Растения бывают съедобные и несъедобные. Часто они схожи по внешнему виду, и нужно быть очень внимательным при сборе грибов и ягод, чтобы не пострадать).

-Предлагаю вам побывать в роли поваров и составить меню на 1 день только из «лесных даров».

 (Приложение: картинки растительности, произрастающей на территории региона).

Работа в группах. Составление меню. Выбор лучшего меню с помощью фронтального голосования (аплодисменты).

Награждение лучшей группы.

  1.  Работа с текстом рассказа В.П. Астафьева  «Васюткино озеро».

Приложение 1(отрывок 6).

Вывод: Подача сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природе.  Средствами сигнализации могут быть яркая одежда, резкие звуки, дымовые сигнальные костры, электрический фонарик.

Ситуация 3:

-Как мы помним, в условиях дикой природы главное - не паниковать. И постараться всеми возможными способами привлечь внимание людей.

     Вы многие испробовали средства,

Но люди, терпящие бедствие,

По волнам почту отправляли,

Рисунками сигналы шифровали.

Вы нарисуйте так свои рисунки,

Чтобы  понятно было и доступно,

Что помощь вам нужна.

  (Приложение №3: Международная таблица сигналов»).

Напоминаю, что сигналы бедствия, должны быть видны с большого расстояния, поэтому фон должен быть отличен от окраски знаков.

(Учащиеся располагают знаки сигналов на обозначенной площадке).

4.Проверка знаний. Работа по составлению памятки.

-И так, давайте вспомним, над чем мы сегодня работали?

-Какие цели перед собой ставили?

-Какой продукт коллективной деятельности должны были создать?

 (Памятка «Действия человека по выживанию в природе»)

-Предлагаю в течение 3 минут поработать над памяткой, используя те знания, которые вы получили из рассказа замечательного сибиряка Виктора Петровича Астафьева. И с уроков ОБЖ. А далее мы вместе ее подкорректируем.

Групповая работа.

Фронтальная проверка.

Составление памятки:

  1.  Преодоление страха и возможного стрессового состояния.
  2.  Оказание помощи и самопомощи  в случае травмы или ранения.
  3. Спасение имущества и запасов продовольствия.
  4.  Добыча огня и построение временного укрытия.
  5. Добыча воды и пищи.
  6. Установление связи и подача сигналов бедствия.
  1.  Рефлексия  «Все  в  твоих  руках»

Ребята. Поднимите, пожалуйста, вверх вашу правую руку. Сегодня она нам поможет оценить урок и вашу работу на уроке. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение   по отношению к уроку.

Большой – я сегодня работал ……………… (активно, не очень активно, могу лучше)

Указательный – я сегодня узнал…………………………………………

Средний – самым трудным было………………………………………

Безымянный – мне было …………………..(интересно, скучно, трудно, увлекательно, необычно).

Мизинец –  мне было недостаточно……………(понятно, времени, практики, и т.д.)

  1. Итог.

-Ребята, наше путешествие подошло к концу. Настроение у меня от путешествия бодрое, веселое, все остались живы и здоровы. А у вас какое?

  1. Задание на дом. Предлагаю найти в других литературных произведениях отрывки, рассказывающие о действиях людей в условиях автономного существования. Источник необходимо принести на урок и зачитать отрывок. Объяснить, какие действия людей были правильными  (в соответствие с разработанной нами памяткой). Рекомендуется поработать вместе с родителями.

Успехов вам!

                                                                                                                

                                                                                                      Приложение №1.

В.П. Астафьев  «Васюткино озеро»

  1. Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:

— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.

 

                                                                                                                   

                                                                                                                   Приложение №2

В.П. Астафьев  «Васюткино озеро»

2.Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди… и получится тропинка.

   

                                                                                                                 

                                                                                                                     Приложение №3

В.П. Астафьев  «Васюткино озеро»

3. Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило.

Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть.

Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…

— Ффу-ты, чёрт! Где же затеси? — Сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина. — Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти, — заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх. — Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…

После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой — новые…

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:

— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!

Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…

                                                                              Приложение №4

В.П. Астафьев  «Васюткино озеро»

4. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

    Перво - наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.

                                                                                                                                    Приложение №5

В.П. Астафьев  «Васюткино озеро»

5.Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо!

                                                                            Приложение №6

В.П. Астафьев  «Васюткино озеро»

6.Под утро он и в самом деле уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут-бут-бут… Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота.

— Неужели дождался? — Васютка вскочил, протёр глаза и закричал: — Стучит! — и опять прислушался и начал, приплясывая, напевать: — Бот стучит, стучит, стучит!..

Тут же опомнился, схватил свои манатки и побежал по берегу навстречу боту. Потом кинулся назад и стал складывать в костёр все припасённые дрова: догадался, что у костра скорей его заметят. Взметнулись искры, высоко поднялось пламя. Наконец из предрассветной мглы выплыл высокий неуклюжий силуэт бота.

Васютка отчаянно закричал:

— На боте! Э-эй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Э-эй! Дяденьки! Кто там живой? Э-эй, штурвальный!..

Он вспомнил про ружьё, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! бах!

Рекомендованная литература для самостоятельной работы:

1.Гастюшин А.В., Шубина С.И. «Азбука выживания». М.: «Знание», 1996.

2.Кудряшов Б. «Энциклопедия выживания». Краснодар:  «Советская Кубань», 1996.

3.Джон «Лофти» Уайзман. «Руководство по выживанию». Москва АСТ Астрель, 2005.

4. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 6 класс. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., «Просвещение», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.

В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....

Программа по внеурочной деятельности по географии 5- 9 кл "Хочу все знать, уметь и применять"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать, уметь и применять" . Направление- общекультурное. Тип - тематическая (география). Срок реализации 5 лет (5-9 кл)....

Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"

Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 ...

Беседа :Что такое экстремальные ситуации.Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Что такое экстремальные ситуации.Правила поведения в экстремальных ситуацияхразвивать у детей умения правильно действовать в экстремальных ситуациях.Задачи: научить ребят быстро и правильно испол...