Рабочая программа ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) по теме

Никульшина Татьяна Ивановна

Рабочие программы курса ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.). Программа рассчитана для работы в 5-7-х классах – по 0, 5ч. В неделю, 8-х и 11-х – по 1 ч., в 10-х – по 2ч. (из них 1ч. – на учебные сборы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа ОБЖ 8 класс204 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для   8-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.)

Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Данная программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.

Настоящая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 6 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8 класс

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1

Пожарная безопасность

2 ч

        Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту (при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня). Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. Использование средств пожаротушения.

2

Безопасность на дорогах

2 ч

       Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров на транспорте, пешеходов на дорогах. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

3

Безопасность водоемов

2 ч

       Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

4

Экология и безопасность

2 ч

  Загрязнение окружающей природной среды.  Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

  Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

5

 Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта и  обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

12ч

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

9 ч

        Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3 ч

           Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11ч

7

Основы  здорового образа жизни

6 ч

       Основные понятия о здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

5 ч

       Общая характеристика общих повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах, утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при переломах. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях газами,  пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами, хлором и аммиаком. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Правила и способы транспортировки пострадавших.      

Резерв

Всего

35 ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и техногенного характера;

уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной  защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 8 классе на 2013-2014 учебный год.

Название

темы, раздела

программы

К-во часов

№ урока

Тема урока

Тип и форма урока

Тема

практической

работы

Дата/класс

Всего

В т. ч. пр. работ

Р-1

Основы комплексной безопасности - 9ч; 3ч – практических работ

1

Пожарная безопасность - 3 ч; 1ч – практических работ

1

1

Пожары.

Урок формирования новых знаний

2

Профилактика пожаров

Комбинированный урок

1

1

3

Обеспечение личной безопасности

Комбинированный урок

Практическая работа №1

Изготовление ватно-марлевой повязки (ВМП)

2

Безопасность на дорогах - 3 ч

1

4

Причины дорожно-транспортных происшествий

Урок формирования новых знаний

1

5

Организация дорожного движения.

Комбинированный урок

6

Велосипедист – водитель транспортного средства

Комбинированный урок

Тест № 1

Правила дорожного движения

3

Безопасность на водоемах -32 ч;1ч – практических работ

1

7

Безопасное поведение на водоемах

Урок обучения умениям и навыкам

1

8

Безопасный отдых на водоемах

1

1

9

Оказание помощи на воде

Комбинированный урок

Практическая работа № 2

Определение состояния пострадавшего

4

Экология и безопасность - 2 ч; 1ч – практических работ

1

10

Загрязнение окружающей среды

Комбинированный урок

Тест № 2

Безопасное поведение на водоемах

1

1

11

Безопасность и экология

Комбинированный урок

Практическая работа № 3

Составление правил безопасного поведения в районе проживания

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия -  5 ч;  2ч – практических работ

1

12

Классификация чрезвычайных ситуаций

Урок формирования новых знаний

1

13

Аварии на радиационно-опасных объектах

Комбинированный урок

1

14

Аварии на химически опасных объектах

Комбинированный урок

Тест № 3

Аварии на радиационно-опасных объектах

1

15

Пожары и взрывы

Комбинированный урок

Тест № 4

Аварии на химически опасных объектах

1

16

Аварии на гидротехнических сооружениях

Урок формирования новых знаний

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – 4ч

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения – 4ч

1

1

17

Обеспечение радиационной безопасности населения

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 4

Надевание ВМП

1

1

18

Обеспечение химической защиты  населения

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 5

Надевание противогаза

1

19

Обеспечение защиты  населения на взрывопожароопасных объектах

Урок обучения умениям и навыкам

Тест № 5

Пожары и взрывы

1

20

Обеспечение защиты  населения на гидротехнических сооружениях

Комбинированный урок

Тест № 6

Аварии на гидротехнических сооружениях

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера - 3 ч; 1ч – практических работ

1

21

Организация оповещения населения

Урок обучения умениям и навыкам

1

22

Эвакуация населения

Урок-практикум

Практическая работа № 6

Экстренная эвакуация из здания школы

1

23

Мероприятия по инженерной защите населения

Урок обучения умениям и навыкам

Р-3

Основы здорового образа жизни - 6

ч; 5ч – практических работ

7

Здоровый образ жизни и его составляющие - 6 ч; 2ч – практических работ

1

24

Общие понятия о здоровье

Урок формирования новых знаний

1

1

25

Условия сохранения здоровья

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 7

Составление личного плана сохранения здоровья

1

26

Профилактика неинфекционных заболеваний

Комбинированный урок

Тест № 7

Условия сохранения здоровья

1

27

Вредные привычки

Урок формирования новых знаний

1

1

28

Профилактика вредных привычек

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 8

План рекламной кампании за здоровый образ

1

29

Здоровый образ жизни

Комбинированный урок

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 4ч

8

Первая  медицинская помощь при неотложных состояниях - 4 ч; 3ч – практических работ

1

30

Первая помощь пострадавшим

Урок формирования новых знаний

1

1

31

Первая помощь при отравлениях АХОВ

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 9

Надевание противогаза и ВМП на пострадавшего

1

32

Первая помощь при травмах

Комбинированный урок

Тест № 8

Первая медицинская помощь при отравлении АОХВ

1

1

33

Первая помощь при утоплении

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 10

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении

Резерв

1

34

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

Тест № 9

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении

1

35

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

итого

35

11


Источники информации

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.

Литература для учителя:        

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 233 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под рел. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
  6. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  7. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  8. Конституция РФ.
  9. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  10. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
  11. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  12. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  13. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  14. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  15. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
  16. Основы безопасности жизнедеятельности класс: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО Издательство АСТ», 2004.
  17. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. – Волгоград: Учитель, 2007.
  18. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  19. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М., 2006.
  20. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  21. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
  22. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  23. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  24. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  25. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
  26. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  27. Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.

УМК для учащихся:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 233 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  2. Конституция РФ.
  3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  4. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  5. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  6. Основы безопасности жизнедеятельности класс: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО Издательство АСТ», 2004.
  7. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  8. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М., 2006.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  10. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
  11. Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...