Рабочая программа ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) по теме
Рабочие программы курса ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.). Программа рассчитана для работы в 5-7-х классах – по 0, 5ч. В неделю, 8-х и 11-х – по 1 ч., в 10-х – по 2ч. (из них 1ч. – на учебные сборы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ОБЖ 8 класс | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.)
Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Данная программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Настоящая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 6 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8 класс
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 9ч |
1 | Пожарная безопасность | 2 ч |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту (при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня). Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. Использование средств пожаротушения. | ||
2 | Безопасность на дорогах | 2 ч |
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте, пешеходов на дорогах. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | ||
3 | Безопасность водоемов | 2 ч |
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. | ||
4 | Экология и безопасность | 2 ч |
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. | ||
5 | Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях | 1ч |
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта и обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. | ||
2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения | 12ч |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 9 ч |
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. | ||
6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 ч |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. | ||
3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11ч |
7 | Основы здорового образа жизни | 6 ч |
Основные понятия о здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика. | ||
8 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 5 ч |
Общая характеристика общих повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах, утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при переломах. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами, хлором и аммиаком. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Правила и способы транспортировки пострадавших. | ||
Резерв | 2ч | |
Всего | 35 ч |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 8 класса должен
знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и техногенного характера;
уметь
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 8 классе на 2013-2014 учебный год.
№ | Название темы, раздела программы | К-во часов | № урока | Тема урока | Тип и форма урока | Тема практической работы | Дата/класс | |||
Всего | В т. ч. пр. работ | 8а | 8б | 8в | ||||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности - 9ч; 3ч – практических работ | |||||||||
1 | Пожарная безопасность - 3 ч; 1ч – практических работ | |||||||||
1 | 1 | Пожары. | Урок формирования новых знаний | |||||||
2 | Профилактика пожаров | Комбинированный урок | ||||||||
1 | 1 | 3 | Обеспечение личной безопасности | Комбинированный урок | Практическая работа №1 Изготовление ватно-марлевой повязки (ВМП) | |||||
2 | Безопасность на дорогах - 3 ч | |||||||||
1 | 4 | Причины дорожно-транспортных происшествий | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 5 | Организация дорожного движения. | Комбинированный урок | |||||||
6 | Велосипедист – водитель транспортного средства | Комбинированный урок | Тест № 1 Правила дорожного движения | |||||||
3 | Безопасность на водоемах -32 ч;1ч – практических работ | |||||||||
1 | 7 | Безопасное поведение на водоемах | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
1 | 8 | Безопасный отдых на водоемах | ||||||||
1 | 1 | 9 | Оказание помощи на воде | Комбинированный урок | Практическая работа № 2 Определение состояния пострадавшего | |||||
4 | Экология и безопасность - 2 ч; 1ч – практических работ | |||||||||
1 | 10 | Загрязнение окружающей среды | Комбинированный урок | Тест № 2 Безопасное поведение на водоемах | ||||||
1 | 1 | 11 | Безопасность и экология | Комбинированный урок | Практическая работа № 3 Составление правил безопасного поведения в районе проживания | |||||
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия - 5 ч; 2ч – практических работ | |||||||||
1 | 12 | Классификация чрезвычайных ситуаций | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 13 | Аварии на радиационно-опасных объектах | Комбинированный урок | |||||||
1 | 14 | Аварии на химически опасных объектах | Комбинированный урок | Тест № 3 Аварии на радиационно-опасных объектах | ||||||
1 | 15 | Пожары и взрывы | Комбинированный урок | Тест № 4 Аварии на химически опасных объектах | ||||||
1 | 16 | Аварии на гидротехнических сооружениях | Урок формирования новых знаний | |||||||
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – 4ч | |||||||||
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения – 4ч | |||||||||
1 | 1 | 17 | Обеспечение радиационной безопасности населения | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 4 Надевание ВМП | |||||
1 | 1 | 18 | Обеспечение химической защиты населения | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 5 Надевание противогаза | |||||
1 | 19 | Обеспечение защиты населения на взрывопожароопасных объектах | Урок обучения умениям и навыкам | Тест № 5 Пожары и взрывы | ||||||
1 | 20 | Обеспечение защиты населения на гидротехнических сооружениях | Комбинированный урок | Тест № 6 Аварии на гидротехнических сооружениях | ||||||
6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера - 3 ч; 1ч – практических работ | |||||||||
1 | 21 | Организация оповещения населения | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
1 | 22 | Эвакуация населения | Урок-практикум | Практическая работа № 6 Экстренная эвакуация из здания школы | ||||||
1 | 23 | Мероприятия по инженерной защите населения | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
Р-3 | Основы здорового образа жизни - 6 ч; 5ч – практических работ | |||||||||
7 | Здоровый образ жизни и его составляющие - 6 ч; 2ч – практических работ | |||||||||
1 | 24 | Общие понятия о здоровье | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 1 | 25 | Условия сохранения здоровья | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 7 Составление личного плана сохранения здоровья | |||||
1 | 26 | Профилактика неинфекционных заболеваний | Комбинированный урок | Тест № 7 Условия сохранения здоровья | ||||||
1 | 27 | Вредные привычки | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 1 | 28 | Профилактика вредных привычек | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 8 План рекламной кампании за здоровый образ | |||||
1 | 29 | Здоровый образ жизни | Комбинированный урок | |||||||
Р-4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 4ч | |||||||||
8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях - 4 ч; 3ч – практических работ | |||||||||
1 | 30 | Первая помощь пострадавшим | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 1 | 31 | Первая помощь при отравлениях АХОВ | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 9 Надевание противогаза и ВМП на пострадавшего | |||||
1 | 32 | Первая помощь при травмах | Комбинированный урок | Тест № 8 Первая медицинская помощь при отравлении АОХВ | ||||||
1 | 1 | 33 | Первая помощь при утоплении | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 10 Первая медицинская помощь при утоплении и удушении | |||||
Резерв | 2ч | |||||||||
1 | 34 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | Тест № 9 Первая медицинская помощь при утоплении и удушении | ||||||
1 | 35 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | |||||||
итого | 35 | 11 |
Источники информации
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 233 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под рел. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности класс: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО Издательство АСТ», 2004.
- Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. - М., 2006.
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.
УМК для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 233 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Конституция РФ.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности класс: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО Издательство АСТ», 2004.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. - М., 2006.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
- Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...