Рабочая программа ОБЖ 7 класс
рабочая программа по обж (7 класс) по теме
Рабочие программы курса ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.). Программа рассчитана для работы в 5-7-х классах – по 0, 5ч. В неделю, 8-х и 11-х – по 1 ч., в 10-х – по 2ч. (из них 1ч. – на учебные сборы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ОБЖ 7 класс | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.)
Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Настоящая рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю, что соответствует региональному компоненту учебного плана. В связи с тем, что взятая за основу авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.) предполагает изучение предмета ОБЖ в количестве 35 часов на изучение тем программы в 7 классе количество часов уменьшено в 2 раза. Количество модулей, разделов и их количество не изменены. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
№ модуля, раздела, темы | наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 | 11 |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 16 | 7 |
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | 1 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 4 | 2 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | 2 | 1 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия | 4 | 1 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия | 3 | 2 |
Р-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | 4 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | 3 | 1 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | 1 | 1 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | 3 | 1 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | 1 | 1 |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 | 4 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 7 | 2 |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 7 | 2 |
P-IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 | 2 |
Тема 7 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | 2 |
Резерв | 2 | ||
Всего часов | 35 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7 класс
Р-1 | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 2 ч |
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 1 ч |
Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений. Стихийные бедствия, опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. | ||
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 2 ч |
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений. Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов. Оползни, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. | ||
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 1ч |
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча. | ||
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 1ч |
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений. Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. Сели и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе селя. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. | ||
5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения | 1ч |
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. | ||
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 4ч |
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | 1ч |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | 1ч |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | 1ч |
5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | 1ч |
Р-3 | Основы здорового образа жизни | 2 ч |
6 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 2 ч |
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Физическая культура и закаливание. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. | ||
Р-4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 2ч |
7 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 2ч |
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавших. | ||
Резерв | 2 ч | |
Всего | 17ч |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 7 класса должен
знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;
уметь
- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 7 классе на 2013-2014 учебный год.
№ | Название темы, раздела программы | К-во часов | № урока | Тема урока | Тип и форма урока | Тема практической работы | Дата/класс | |||
Всего | В т. ч. пр. р | 7а | 7б | 7в | ||||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности – 7 ч | |||||||||
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера - 1 ч | |||||||||
1 | 1 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | Урок формирования новых знаний | |||||||
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия - 2 ч | |||||||||
1 | 2 | Землетрясения. Извержение вулканов | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 3 | Обвалы, снежные лавины | Комбинированный урок | Тест № 1 Землетрясения. | ||||||
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия - 1 ч | |||||||||
1 | 1 | 4 | Ураганы, бури, смерчи. | Комбинированный урок | Практическая работа № 1 Кроссворд «Обвалы, оползни и лавины» | |||||
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия - 1 ч | |||||||||
1 | 5 | Наводнения. Цунами. Сели. | Комбинированный урок | Тест № 2 Бури, ураганы, смерчи. | ||||||
5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия - 2ч | |||||||||
1 | 6 | Лесные и торфяные пожары. | Комбинированный урок | Тест № 3 Наводнения, цунами, сели. | ||||||
1 | 7 | Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. | Комбинированный урок | Тест № 4 Природные пожары. | ||||||
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 4ч | |||||||||
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения - 1ч | |||||||||
1 | 8 | Защита населения от ЧС геологического происхождения | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения - 1ч | |||||||||
1 | 9 | Защита населения от ЧС метеорологического происхождения | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения - 1ч | |||||||||
1 | 10 | Защита населения от ЧС гидрологического происхождения | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения - 1ч | |||||||||
1 | 11 | Защита населения от ЧС биологического происхождения | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
Р-3 | Основы здорового образа жизни - 2 ч | |||||||||
6 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека - 2 ч | |||||||||
1 | 12 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | Комбинированный урок | |||||||
1 | 13 | Ответственность несовершеннолетних. | Комбинированный урок | Тест № 5 Ответственность несовершеннолетних. | ||||||
Р-4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 2ч | |||||||||
7 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях - 2ч | |||||||||
1 | 1 | 14 | Первая помощь. Кровотечения | Урок формирования новых знаний | Практическая работа № 2 Наложение кровоостанавливающего жгута. | |||||
1 | 1 | 15 | Первая помощь. Ушибы и переломы. Транспортировка | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 3 Наложение повязок на рану. | |||||
Резерв - 2ч | ||||||||||
1 | 1 | 16 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | Практическая работа № 4 Наложение шины. | |||||
1 | 17 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | Тест № 6 Первая медицинская помощь при травмах | ||||||
Итого – 17ч |
Источники информации
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7-й класс /А.Г. Малов-Гра. М.: АСТ; Астрель, 2008.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал.
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал.
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
- Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: Практическое пособие/ Под ред. Е.П. Кузмичева. – М.: Издательство «Весь Мир», 2006.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.
УМК для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.: ил.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Конституция РФ.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ:Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
- Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: Практическое пособие/ Под ред. Е.П. Кузмичева. – М.: Издательство «Весь Мир», 2006.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...