Рабочая программа ОБЖ 6 класс
рабочая программа по обж (6 класс) по теме
Рабочие программы курса ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.). Программа рассчитана для работы в 5-7-х классах – по 0, 5ч. В неделю, 8-х и 11-х – по 1 ч., в 10-х – по 2ч. (из них 1ч. – на учебные сборы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ОБЖ 6 класс | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-х классов разработана на основе Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.)
Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Настоящая рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю, что соответствует региональному компоненту учебного плана. В связи с тем, что взятая за основу авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.) предполагает изучение предмета ОБЖ в количестве 35 часов на изучение тем программы в 6 классе количество часов уменьшено в 2 раза. Количество модулей, разделов и их количество не изменены. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
№ модуля, раздела, темы | наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 | 10 |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 25 | 10 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | 2 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 | 2 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 | 2 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 | 2 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 | 2 |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | 5 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 | 3 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | 3 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 6 | 2 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 | 2 |
Резерв | 2 | ||
Всего часов | 35 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6 класс
1 | Основы комплексной безопасности | 10ч |
1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 2 ч |
Природа и человек. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре. | ||
2 | Активный отдых на природе и безопасность | 2 ч |
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Правила подготовки и проведения пеших, горных, лыжных и водных походов. Меры безопасности. | ||
3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности | 2 ч |
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. | ||
4 | Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде | 2 ч |
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня. Обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия. | ||
5 | Опасные ситуации в природных условиях | 2 ч |
Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. | ||
2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 ч |
6 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 ч |
Оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах, растяжениях связок. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечных ударах, отморожении, ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи, укусах насекомых. | ||
7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 2 ч |
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Вредные привычки (употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Алкоголь – наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека, возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность. | ||
Резерв | 2 ч | |
Всего | 17ч |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 6 класса должен
знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;
уметь
- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 6 классе на 2013-2014 учебный год.
№ | Название темы, раздела программы | К-во часов | № урока | Тема урока | Тип и форма урока | Тема практической работы | Дта/класс | |||
Всего | В т. ч. пр р | 6а | 6б | |||||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности - 10ч | |||||||||
1 | Подготовка к активному отдыху на природе - 2 ч | |||||||||
1 | 1 | Ориентирование на местности | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 2 | Подготовка к выходу на природу | Урок формирования новых знаний | |||||||
2 | Активный отдых на природе и безопасность - 2 ч | |||||||||
1 | 3 | Общие правила безопасности на природе | Урок формирования новых знаний | |||||||
1 | 4 | Подготовка и проведение походов | Комбинированный урок | Тест № 1 Подготовка к походу | ||||||
3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности - 2 ч | |||||||||
1 | 5 | Акклиматизация человека | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
1 | 6 | Обеспечение личной безопасности в пути | Комбинированный урок | |||||||
4 | Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде - 2 ч | |||||||||
1 | 7 | Автономное существование | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
1 | 8 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
5 | Опасные ситуации в природных условиях- 2 ч | |||||||||
1 | 9 | Опасные ситуации в природных условиях | Комбинированный урок | Тест № 2 Автономное существование | ||||||
1 | 10 | Опасные ситуации в природных условиях | Урок обучения умениям и навыкам | |||||||
Р-4 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 ч | 1 | |||||||
6 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 3 ч | |||||||||
1 | 11 | Оказание первой помощи в природных условиях | Комбинированный урок | |||||||
1 | 1 | 12 | Оказание первой помощи | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 1 Наложение повязок на рану | |||||
1 | 13 | Оказание первой помощи | Урок обучения умениям и навыкам | Тест № 3 Первая медпомощь при травмах | ||||||
Р-3 | Основы здорового образа жизни – 2 ч | |||||||||
7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 2 ч | |||||||||
1 | 14 | Здоровый образ жизни | Комбинированный урок | Тест № 4 Оказание первой медпомощи на природе | ||||||
1 | 15 | Вредные привычки. Профилактика | Урок формирования новых знаний | Тест № 5 Здоровый образ жизни | ||||||
Резерв - 2ч | ||||||||||
1 | 16 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | |||||||
1 | 17 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | |||||||
итого | 17 |
Источники информации
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.: ил.
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал.
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал.
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
- Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Попова В.С. Культура питания в экстремальных условиях. Метод. издание.- Воронеж: Детский издательский центр – 555, 2005.
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.
УМК для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Конституция РФ.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Попова В.С. Культура питания в экстремальных условиях. Метод. издание.- Воронеж: Детский издательский центр – 555, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...