Рабочая программа ОБЖ 6 класс
рабочая программа по обж (6 класс) по теме

Никульшина Татьяна Ивановна

Рабочие программы курса ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.). Программа рассчитана для работы в 5-7-х классах – по 0, 5ч. В неделю, 8-х и 11-х – по 1 ч., в 10-х – по 2ч. (из них 1ч. – на учебные сборы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа ОБЖ 6 класс170 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-х классов разработана на основе Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.)

Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Настоящая рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю, что соответствует региональному компоненту учебного плана. В связи с тем, что взятая за основу авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.) предполагает изучение предмета ОБЖ в количестве 35 часов на изучение тем программы в 6 классе количество часов уменьшено в 2 раза. Количество модулей, разделов и их количество не изменены. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

№ модуля, раздела, темы

наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

25

10

Р-I

Основы комплексной безопасности

25

10

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

2

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

2

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

2

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

2

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях

4

2

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

5

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4

3

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

3

Р-III

Основы здорового образа жизни

6

2

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

2

Резерв

2

Всего часов

35

17

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6 класс

1

Основы комплексной безопасности

10ч

1

Подготовка к активному отдыху на природе

2 ч

         Природа и человек. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

         Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

       Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

2

Активный отдых на природе и безопасность

2 ч

       Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

       Правила подготовки и проведения пеших, горных, лыжных и водных походов. Меры безопасности.

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

2 ч

      Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

     Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

     Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

4

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде

2 ч

     Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

      Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня. Обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

5

Опасные ситуации в природных условиях

2 ч

      Опасные погодные условия и способы защиты от них.

      Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

5 ч

6

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3 ч

     Оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

     Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах, растяжениях связок.

     Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечных ударах, отморожении, ожогах.

      Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи, укусах насекомых.

7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

2 ч

     Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.

   Вредные привычки (употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье.

Алкоголь – наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека, возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.  

Резерв

2 ч

Всего

17ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 6 класса должен

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;

уметь

  • оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной  защиты (домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 6 классе на 2013-2014 учебный год.

Название

темы, раздела

программы

К-во часов

№ урока

Тема  урока

Тип и форма урока

Тема

практической

работы

Дта/класс

Всего

В т. ч. пр р

Р-1

Основы комплексной безопасности - 10ч

1

Подготовка к активному отдыху на природе - 2 ч

1

1

Ориентирование на местности

Урок формирования новых знаний

1

2

Подготовка к выходу на природу

Урок формирования новых знаний


2

Активный отдых на природе и безопасность - 2 ч

1

3

Общие правила безопасности на природе

Урок формирования новых знаний

1

4

Подготовка и проведение походов

Комбинированный урок

Тест № 1

Подготовка к походу

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности - 2 ч

1

5

Акклиматизация человека

Урок обучения умениям и навыкам

1

6

Обеспечение личной безопасности в пути

Комбинированный урок

4

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде - 2 ч

1

7

Автономное существование

Урок обучения умениям и навыкам

1

8

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде

Урок обучения умениям и навыкам

5

Опасные ситуации в природных условиях- 2 ч

1

9

Опасные ситуации в природных условиях

Комбинированный урок

Тест № 2  Автономное существование

1

10

Опасные ситуации в природных условиях

Урок обучения умениям и навыкам

Р-4

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3 ч

1

6

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 3 ч

1

11

Оказание первой помощи в природных условиях

Комбинированный урок

1

1

12

Оказание первой помощи

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 1

Наложение повязок на рану

1

13

Оказание первой помощи  

Урок обучения умениям и навыкам

Тест № 3

Первая медпомощь при травмах

Р-3

Основы здорового образа жизни – 2 ч

7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 2 ч

1

14

Здоровый образ жизни

Комбинированный урок

Тест № 4

Оказание первой медпомощи на природе

1

15

Вредные привычки. Профилактика

Урок формирования новых знаний

Тест № 5

Здоровый образ жизни

Резерв - 2ч

1

16

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

1

17

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

итого

17


Источники информации

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.

Литература для учителя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.: ил.
  2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  6. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  7. Конституция РФ.
  8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  9. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
  10. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал.
  11. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал.
  12. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  13. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
  15. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
  16. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. – Волгоград: Учитель, 2007.
  17. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  18. Попова В.С. Культура питания в экстремальных условиях. Метод. издание.- Воронеж: Детский издательский центр – 555, 2005.
  19. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  20. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
  21. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  22. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  23. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  24. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
  25. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  26. Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.

УМК для учащихся:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2008.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  2. Конституция РФ.
  3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  4. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  5. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  6. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
  7. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  8. Попова В.С. Культура питания в экстремальных условиях. Метод. издание.- Воронеж: Детский издательский центр – 555, 2005.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  10. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...