Рабочая программа ОБЖ 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс) по теме
Рабочие программы курса ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.). Программа рассчитана для работы в 5-7-х классах – по 0, 5ч. В неделю, 8-х и 11-х – по 1 ч., в 10-х – по 2ч. (из них 1ч. – на учебные сборы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ОБЖ 11 класс | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11-х общеобразовательных классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.)
Программа построена по трем логически взаимосвязанным модулям:
Модуль I (М-I) Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I (Р-I) Основы комплексной безопасности.
Раздел II (Р-II) Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III (Р-III) Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV) Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (М-III) Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел V (Р-V) Основы обороны государства.
Раздел VI (Р-VI) Основы военной службы.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах направлено на достижение следующих целей:
- усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
- усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации; видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации; участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях; Государственные и военные символы Российской Федерации;
- формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
- развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
- умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
- ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути продолжения своего образования.
Настоящая рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В связи с тем, что взятая за основу авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.) предполагает изучение предмета ОБЖ в количестве 70 часов на изучение тем программы в 11 классе количество часов уменьшено в 2 раза. Количество модулей, разделов и их количество не изменены. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
№ модуля, раздела, темы | наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 9 | 4 |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 4 | 2 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 | 2 |
Р-II | Защита населения от чрезвычайных ситуаций | 5 | 2 |
Тема 2 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ | 5 | 2 |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14 | 6 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 5 | 2 |
Тема 3 | Нравственность и здоровье | 5 | 2 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 9 | 4 |
Тема 4 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 9 | 4 |
М- III | Обеспечение военной безопасности государства | 47 | 22 |
Р-V | Основы обороны государства | 17 | 7 |
Тема 5 | Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства | 3 | 1 |
Тема 6 | Символы воинской чести | 3 | 1 |
Тема 7 | Воинская обязанность | 11 | 5 |
Р-VI | Основы военной службы | 30 | 15 |
Тема 8 | Особенности военной службы | 8 | 5 |
Тема 9 | Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации | 8 | 4 |
Тема 10 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 4 | 2 |
Тема 11 | Прохождение военной службы по призыву | 3 | 2 |
Тема 12 | Прохождение военной службы по контракту | 5 | 2 |
Резерв | 2 | 2 | |
Всего часов | 70 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
11 класс
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства |
Р-1 | Основы комплексной безопасности |
Tема1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
1.4 | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Пожары в жилых и общественных зданиях. Их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. |
1.5 | Правила личной безопасности при пожаре Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. |
1.6 | Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. |
1.7 | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер. |
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
Тема5 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации |
5.1 | Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму», Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» |
5.2 | Контртеррористическая операция Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции. |
5.3 | Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач) Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами. |
5.4 | Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач) Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону. |
5.5 | Государственная политика противодействия наркотизму. Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами. |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Р-3 | Основы здорового образа жизни |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие |
6.5 | Правила личной гигиены |
Тема7 | Нравственность и здоровье |
7.1 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. |
7.2 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. |
7.3 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. |
7.4 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей. |
Р-4 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
Тема 9 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях |
9.1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте. |
9.2 | Первая медицинская помощь при ранениях Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике. |
9.3 | Основные правила оказания первой медицинской помощи Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи. |
9.4 | Правила остановки артериального кровотечения Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута. |
9.5 | Способы иммобилизации и переноска пострадавшего Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего. |
9.6 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. |
9.7 | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. |
9.8 | Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи. |
9.9 | Первая медицинская помощь при остановке сердца Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. |
М-III | Обеспечение военной безопасности государства |
Р-5 | Основы обороны государства |
Тема 12 | Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства |
12.1 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах. |
12.2 | Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом Нормативная база привлечения ВС Российской Федерации к борьбе с терроризмом. Участие в проведении контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации. |
12.3 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации. |
Тема15 | Символы воинской чести |
15.1 | Боевое Знамя воинской части Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. |
15.2 | Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством. |
15.3 | Военная форма одежды Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение. |
Тема16 | Воинская обязанность |
16.1 | Основные понятия о воинской обязанности Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. |
16.2 | Организация воинского учета Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету. |
16.3 | Первоначальная постановка граждан на воинский учет Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет. |
16.4 | Обязанности граждан по воинскому учету Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы. |
16.5 | Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение. |
16.6 | Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности. |
16.7 | Подготовка граждан по военно-учетным специальностям Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности, при призыве на военную службу. |
16.8 | Добровольная подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе |
16.9 | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования. |
16.10 | Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе. |
16.11 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе. |
Р-6 | Основы военной службы |
Тема17 | Особенности военной службы |
17.1 | Правовые основы военной службы Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы. |
17.2 | Статус военнослужащего Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего. |
17.3 | Военные аспекты международного права Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита. |
17.4 | Общевоинские уставы Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. |
17.5 | Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. |
17.6 | Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. |
17.7 | Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. |
17.8 | Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. |
Тема18 | Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации |
18.1 | Основные виды воинской деятельности Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия. |
18.2 | Основные особенности воинской деятельности Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности. |
18.3 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина. Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения. Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих. |
18.4 | Военнослужащий — патриот Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. |
18.5 | Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга. |
18.6 | Военнослужащий — специалист своего дела Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя. |
18.7 | Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу. |
18.8 | Основные обязанности военнослужащих Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются. |
18.9 | Как стать офицером Российской армии Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. |
Тема19 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации |
19.1 | Порядок вручения Боевого Знамени воинской части Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части. |
19.2 | Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге Военная присяга, ее роль и значение для каждого военнослужащего. Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги. |
19.3 | Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения. |
19.4 | Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации Предназначение ритуала и порядок его проведения. |
Тема 20 | Прохождение военной службы по призыву |
20.1 | Призыв на военную службу. |
20.2 | Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву |
Тема21 | Прохождение военной службы по контракту |
21.1 | Особенности военной службы по контракту Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. |
21.2 | Альтернативная гражданская служба |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 11 класса должен
Знать/понимать
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
Уметь
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 11 классе на 2013-2014 учебный год.
№ | Название темы, раздела, модуля программы | К-во часов | № урока | Тема и содержание урока | Тип и форма урока | Тема практической работы | Дата | ||
Всего | В т. ч. практ. работ | 11а | 11б | ||||||
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства 4ч | ||||||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности 2ч | ||||||||
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 2ч | ||||||||
1 | 1 | Пожарная безопасность | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 2 | Безопасность на водоемах и в быту | Комбинированный урок | ||||||
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 2ч | ||||||||
Тема 2 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркотизмом в Российской Федерации 2ч | ||||||||
1 | 3 | Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 4 | Государственная политика противодействия наркотизму | Комбинированный урок | ||||||
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 6ч | ||||||||
Р-3 | Основы здорового образа жизни 2ч | ||||||||
Тема 3 | Нравственность и здоровье 2ч | ||||||||
1 | 5 | Инфекции, передаваемые половым путем | Урок формирования новых знаний | ||||||
| 1 | 6 | Семья. Законодательство и семья | Комбинированный урок | Тест № 1 Репродуктивное здоровье | ||||
Р-4 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи 4ч | ||||||||
Тема 4 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях 4ч | ||||||||
1 | 7 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Урок обучения умениям и навыкам | ||||||
1 | 1 | 8 | Первая помощь при ранениях | Комбинированный урок | Практическая работа № 1 Определение состояния пострадавшего | ||||
1 | 1 | 9 | Первая помощь при травмах | Комбинированный урок | Практическая работа № 2 Наложение повязки на рану | ||||
1 | 10 | Первая помощь при остановке сердца | Урок формирования новых знаний | Тест № 2 Первая медпомощь при травмах | |||||
М-3 | Обеспечение военной безопасности государства 22ч | ||||||||
Р-5 | Основы обороны государства 7ч | ||||||||
Тема 5 | Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства 1ч | ||||||||
1 | 11 | Вооруженные Силы России | Комбинированный урок | Тест № 3 Первая медпомощь при остановке сердца | |||||
Тема 6 | Символы воинской чести 1ч | ||||||||
1 | 12 | Символы воинской чести | Комбинированный урок | ||||||
Тема 7 | Воинская обязанность 5ч | ||||||||
1 | 13 | Воинская обязанность | Комбинированный урок | Тест № 4 Символы воинской чести | |||||
1 | 14 | Организация воинского учета | Комбинированный урок | ||||||
1 | 15 | Подготовка граждан к военной службе | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 16 | Медицинское освидетельствование | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 17 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | Комбинированный урок | Тест № 5 Воинская обязанность | |||||
Р-6 | Основы военной службы 15ч | ||||||||
Тема 8 | Особенности военной службы 5ч | ||||||||
1 | 18 | Правовые основы военной службы | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 19 | Статус военнослужащего | Комбинированный урок | ||||||
1 | 20 | Военные аспекты международного права | Комбинированный урок | Тест № 6 Статус военнослужащего | |||||
1 | 21 | Общевоинские уставы | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 22 | Общевоинские уставы | Комбинированный урок | ||||||
Тема 9 | Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации 4ч | ||||||||
1 | 23 | Виды воинской деятельности | Урок формирования новых знаний | Тест № 7 Общевоинские уставы | |||||
1 | 24 | Военнослужащий- патриот | Комбинированный урок | Тест № 8 Воинская деятельность | |||||
1 | 25 | Военнослужащий - специалист своего дела. Воинская дисциплина | Комбинированный урок | ||||||
1 | 26 | Основные обязанности военнослужащих | Комбинированный урок | ||||||
Тема10 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации 2ч | ||||||||
1 | 27 | Ритуалы Вооруженных Сил | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 28 | Ритуалы Вооруженных Сил | Комбинированный урок | ||||||
Тема11 | Прохождение военной службы по призыву 2ч | ||||||||
1 | 29 | Призыв на военную службу | Урок формирования новых знаний | ||||||
1 | 30 | Порядок прохождения военной службы | Комбинированный урок | ||||||
Тема12 | Прохождение военной службы по контракту 2ч | ||||||||
1 | 31 | Особенности военной службы по контракту | Комбинированный урок | Тест № 9 Прохождение военной службы | |||||
1 | 32 | Альтернативная гражданская служба | Комбинированный урок |
| |||||
Резерв 2 ч | |||||||||
1 | 33 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | ||||||
1 | 34 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | ||||||
Итого 34 ч |
Источники информации
Программы:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» – М.: Просвещение, 2009.
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11кл. / А.Г. Макеева; под ред. М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2005.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал.
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 11 кл. / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев – М.: Просвещение, 2004.
- Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для старшеклассников и студентов /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Полторак А.Ф. Как планировать мероприятия по ГО и ЧС на объекте / А.Ф Полторак – Москва - 2004. – (Библиотечка «Военные знания»).
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителя / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
- Тематический контроль по ОБЖ. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие / Тупикин Е.И. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.
УМК для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» – М.: Просвещение, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Конституция РФ.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал.
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для старшеклассников и студентов /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Тематический контроль по ОБЖ. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие / Тупикин Е.И. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...