Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме
Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобретению знаний по истории Вооруженных Сил Российской Федерации; дает конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития и становления ВС России, историко - биографическую информацию, касающуюся выдающихся полководцев России;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок ОБЖ и история, 10класс.
Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».
Цели и задачи: - способствовать созданию у школьников правильного
представления о Российской армии и роли в формировании
государственности России, приобретению знаний по истории
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- дать конкретно-исторические сведения, касающиеся различных
аспектов развития и становления ВС России, историко -
биографическую информацию, касающуюся выдающихся
полководцев России;
Тип урока – интегрированный урок-лекция (история-ОБЖ) с использованием мультимедийного оборудования (презентация).
Ход урока:
Россия – одна из крупнейших держав, играющая в силу своего положения и запасов сырья важнейшую историческую роль в судьбах многих народов и государств Европы и Азии.
На протяжении многих веков славянским и союзным с ними народам приходилось защищать свою свободу и независимость от многочисленных врагов.
В далеком прошлом наши предки неоднократно отражали нападение византийцев, норманнов-варягов, других племен и народов.
В трудах византийских историков 6 века встречаются первые летописные упоминания о военной организации древних славян:
«это вовсе не цари и князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию…»
В конце 8 века военная организация древних славян уже состояла из княжеских дружин и народного ополчения.
Славяне широко использовали свой ладейный флот для морских походов. Их легкие суда появлялись в Мраморном, Эгейском, Средиземном, а также Балтийском и Северном морях.
В конце 9 века, на территории Восточной Европы начинает складываться новая политическая сила – Древнерусское государство, или Русь.
В летописи сохранилось описание похода Олега на Царьград (Константинополь).
В 10 веке, в случае войны, кроме дружины собиралось ополчение из свободных славян-общинников со всех земель, которые были подвластные Киеву. Возглавлял их общерусских воевода. Воины славились своей храбростью.
В первой половине 13 века военные дружины отдельных феодальных княжеств Руси не смогли оказать достойного и действенного сопротивления организованным и многочисленным полчищам монголо-татар.
Несмотря на это, еще и в 14 веке основу ратных сил русских земель по прежнему составляли княжеские конные дружины, городские ополчения сохранились, но практически потеряли значение.
Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана Третьего Великого (1462-1505), который положил начало формированию служилого дворянства.
Усилия Ивана Третьего по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван Четвертый, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе 250-300 тыс.чел. (это около 3% населения Руси).
В период с 1550 по 1571 г.г. Иваном Грозным были проведены военные реформы, которые были вызваны необходимостью укрепления русского войска и нацелены на:
- упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске (это дворянская конница; войско имело характер ополчения; все годные к службе владельцы поместий и вотчины являлись в поход со своими
лошадьми, припасами и оружием);
- организацию централизованного управления армией;
- создание постоянного стрелецкого войска (первое постоянное войско в
Русском государстве середины 16-начала 18 веков. Комплектовалось из
свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами)
населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось
воеводами);
- выделение «наряда» (артиллерии) в самостоятельный род войск;
- централизацию системы снабжения;
- создание постоянной сторожевой службы на южных границах государства,
являвшейся прообразом пограничных войск.
Таким образом, в 16 веке на Руси сложилась новая система вооруженной защиты своих земель, имевшая централизованное управление.
Эпоха царствования Петра 1 (1692-1725) ознаменовалась решительными реформами, охватившими все сферы социально- экономической и общественной жизни России, в частности регулярную армию.
Создается мощный морской флот.
Основное содержание военных реформ Петра 1 сводилось к следующему:
- создание регулярной армии из пехотных и кавалерийских полков с единым штабом, вооружением и обмундированием;
- ведение боевой подготовки по Военному уставу 1716 г. и Морскому уставу 1720г.;
- формирование армии и флота из рекрутов (ежегодно от 500 душ податного населения выставляется 1 рекрут);
- подготовка офицерских кадров из дворян, которые начали службу в гвардейских полках;
- усовершенствование артиллерии.
Реформы, проводимые Петром 1, быстро стали давать свои плоды. Флот нанес чувствительное поражение шведскому флоту у Мыса Гангут.
7 августа 1714г. Россия подписала договор со Швецией, получила доступ в Балтийское море и разорвала торгово-экономическую блокаду.
По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра 1 выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.
В период с 1787 по 1791 гг. навечно оставили в памяти свои имена выдающиеся полководцы:
- командующий армией А.В. Суворов, который впервые в военном искусстве использовал макет укреплений, на котором тренировались войска;
- генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов;
- адмирал Ф.Ф. Ушаков.
Мы о них еще будем говорить на уроке, посвященном дням Воинской славы России.
Военные реформы 1860-70-х гг. – это преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д.А. Милютина, имели цель создать массовую армию, ликвидировать отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56гг.
В результате:
1. была введена всесословная воинская повинность;
2. образована военно-окружная система управления;
3. перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
4. разработаны и введены новые воинские уставы;
5. реорганизована система подготовки офицерских кадров (военные и юнкерские
училища);
6.проведены военно-судебные реформы.
Все это способствовало усилению русской армии.
Военные реформы 1905-1912гг. были проведены после поражения России в русско-японской войне 1904-05гг.
В их результате были:
1. усилена централизация военного управления;
2. сокращены сроки службы, приняты новые программы для военных училищ;
3. внедрены в армию новые образцы артиллерийских орудий;
4. создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные
войска;
5.улучшено материальное обеспечение.
Все это подняло боеспособность русских армии и флота.
Советские Вооруженные Силы были созданы в январе 1918г., но об этом на следующем уроке.
Итог урока:
-как вы считаете, военные реформы, проведенные в рассмотренных исторических периодах, влияли на эволюционные процессы Русской армии?
Д/з: знать содержание реформ Русской армии.
Учитель на доске, учащиеся в тетради чертят таблицу, заполняют в процессе объяснения материала. Таблица способствует лучшему усвоению материала, систематизирует знания по теме.
Исторические периоды становления Русской армии
№ п/п | Исторический период | События | Известные имена | Содержание |
1. | 8 век | Военная организация древних славян | Княжеские дружины, народное ополчение, Лодейный флот. | |
2. | 9век | Древнерусское государство, Русь. | Олег, Игорь, Святослав | Поход на Константинополь и др. |
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов».
Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, с...
Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники Отечества
Конспект урока с презентацией. Объём презентации почти 20 мегабайт, размещена на https://yadi.sk/i/Z-MMcpky34PbcX...
Тест по ОУД.07."ОБЖ" Тема. Вооруженные Силы Российской Федерации
Тест предоставляет возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «п...
Классный час "Вооруженные силы Российской Федерации"
Тема: Вооружённые силы Российской Федерации Цель: Показать всю силу и мощь Вооруженных сил Российской ФедерацииЗадачи:Познакомить обучающихся со структурой ВС РФ;Воспитывать чувство патриот...
Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов
Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации. Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, спарта...
План-конспект к уроку ОБЗР 8 класс "Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества"
План-конспект к уроку ОБЗР 8 класс "Вооруженные Силы Российской Федерации – защита нашего Отечества"...
ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"
ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"...