Проект «Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов».
проект по обж (10 класс) по теме
Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, спартакиад, соревнований по военно-прикладным видам спорта и учебных сборов.
Реализация проекта будет способствовать формированию морально-психологических и физических качеств юношей, необходимых для прохождения военной службы, воспитанию у школьников патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zinkovskiy_e.v.doc | 471.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Проект
«Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов».
Автор проекта:
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ МО г. Нягань «СОШ №14»
Е.В. Зинковский
г. Нягань
2014г.
Содержание:
1.Аннотация проекта…………………………………………………………3
2.Обоснование необходимости проекта......................................................3
3. Цели и задачи проекта.............................................................................5
4. Основное содержание проекта (описание путей и методов
достижения поставленных целей)................................................................6
5.Ресурсы..................................................................................................... 9
6.Партнёры ……………………………………………………………...…...11
7. Целевая аудитория................................................................................. 12
8. План реализации проекта ......................................................................12
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект .....................................19
10. Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………… 20
11. Литература ................. .........................................................................21
12.Приложение ...........................................................................................23
- Аннотация проекта
Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, спартакиад, соревнований по военно-прикладным видам спорта и учебных сборов.
Реализация проекта будет способствовать формированию морально-психологических и физических качеств юношей, необходимых для прохождения военной службы, воспитанию у школьников патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам.
- Обоснование необходимости проекта
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической, духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Снижение интереса молодежи к службе в армии, боязнь перед необходимостью прохождения военной службы привели к тому, что молодежь не только негативно стала относиться к данному этапу своей жизни, но и искать пути, помогающие избежать исполнения воинского долга.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач гражданско-патриотической работы преподавателя-организатора ОБЖ.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи, оно направлено на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ, приказа Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах".
Проект «Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов» систематизирует и обобщает весь мой опыт работы в этом направлении более чем за 10 лет. В этом проекте представлен алгоритм действий, направленный на подготовку учащихся к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
- Цели и задачи проекта
Цель: повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
Задачи:
- повысить собственный уровень квалификации в вопросах организации подготовки граждан по основам военной службы;
- организовать проведение конкурсов и соревнований военно-патриотического направления;
- разработать план подготовки и нормативно-правовую базу учебных сборов;
- сформировать морально-психологические и физические качества юношей, необходимые для прохождения военной службы;
- воспитать патриотизм, уважение к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам;
- познакомить старшеклассников с основными положениями законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
- сформировать навыки в области гражданской обороны;
- изучить основы безопасности военной службы, устройства и правила обращения со стрелковым оружием, основы тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
- закрепить полученные знания в ходе учебных сборов;
- провести военно-профессиональную ориентацию на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера;
- провести анализ результатов проделанной работы в рамках реализации проекта: отношение учащихся к службе в вооруженных силах Российской Федерации, охват учащихся задействованных в военно-спортивных соревнованиях и учебных сборах, уровень физической подготовленности, результаты участия в городских соревнованиях военно-патриотического направления и олимпиадах по основам безопасности жизнедеятельности.
- Основное содержание проекта.
Организация и проведение военно-патриотических соревнований, смотров, конкурсов, олимпиад, учебных сборов – один из эффективных методов подготовки юношей старших классов к военной службе.
Традиционными в нашей школе стали такие мероприятия, как смотр строя и песни, несение «Вахты памяти», соревнования по пулевой стрельбе, месячник оборонно-массовой и спортивной работы, проведение спортивных соревнований по военно-прикладным видам спорта, Спартакиада допризывной молодежи, соревнования по армрестлингу, соревнования по гиревому спорту, олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности. До призыва на военную службу старшеклассники проходят подготовку по основам военной службы в рамках курса ОБЖ. Данная подготовка осуществляется преподавателем-организатором ОБЖ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает обязательное проведение с юношами 10-х классов учебных сборов.
Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов позволяет учителю повысить собственный уровень квалификации в вопросах организации подготовки граждан по основам военной службы. При проведении этих мероприятий формируются морально-психологические и физические качества юношей, необходимые для прохождения военной службы, воспитывается патриотизм, уважение к историческому и культурному прошлому России, вооруженным силам.
Трудно переоценить значение планирования военно-патриотической работы. В начале учебного года, совместно с заместителем директора по воспитательной работе составляется план работы по военно–патриотическому воспитанию учащихся. В план кроме военно-спортивных соревнований, конкурсов, смотров, учебных сборов включаются такие мероприятия, как турпоходы, экскурсии в музей, встречи с ветеранами посещение и поздравление ветеранов, концерты посвященные Дням воинской Славы России.
В рамках реализации программы дополнительного образования «Призывник» юноши 9-11-х классов совершенствуют и закрепляют навыки по строевой подготовке, разборке и сборке автомата Калашникова, стрельбе, способах оказания первой помощи, использовании средств индивидуальной защиты, участвуют в городской спартакиаде военно-патриотической направленности.
При подготовке юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации большое внимание уделяется строевой подготовке и участию в городском смотре строя и песни, посвященном Дню Великой Победы. Строй сплачивает коллектив, способствует согласованности действий, взаимопониманию. Стимулирующий фактор смотра строя и песни – участие в городской акции «Вахта памяти», предоставление права нести почетный караул у мемориалов памяти. Умения отвечать на приветствие, сдавать рапорт, выполнять повороты, движение строевым шагом дисциплинируют как весь коллектив, так и отдельных учащихся и в будущем помогают в военной службе.
В группу учащихся для несения почетного караула включаются учащиеся, показавшие хорошие навыки в строевой подготовке. В процессе тренировок и подготовки к выполнению почетной обязанности, учащиеся изучают историю «Вахты памяти», традиции, устройство автомата, правила обращения с оружием. Значительное время уделяется отработке элементов строевой выправке и подтянутости, четкости и слаженности выполнения элементов ритуала . Ученики гордятся этим высоким доверием и не без гордости подчеркивают, что стоят в почетном карауле и их показывают по телевидению.
Особое внимание при проведении соревнований по военно-прикладным видам уделяется проведению соревнований по военно-спортивному многоборью «Призывники России». Успеху на этих соревнованиях во многом способствует военно-патриотическая работа, позволяющая сплотить команду для достижения высоких результатов. Обязательное условие – комплексный и индивидуальный подход к формированию и подготовке команды городским соревнованиям. Проводится ротация спортсменов с проведением обмена опытом участия в соревнованиях старших товарищей.
Большое значение в подготовке юношей к военной службе имеет проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы. В течение Месячника проводятся общественно-значимые мероприятия, посвященные знаменательным историческим событиям периода Великой Отечественной войны: обороны Москвы, блокады Ленинграда, Сталинградской битвы.
В рамках месячника в школе проходят торжественные линейки, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов, посещение ветеранов Великой Отечественной войны на дому, фестиваль патриотической песни, военно-спортивные соревнования, соревнования по пулевой стрельбе, соревнования по армрестлингу, соревнования по гиревому спорту, соревнования по игровым видам спорта и др.
Всего проводится более 30 различных мероприятий с общим охватом более 600 человек.
Одним из самых значимых событий в подготовке юношей 10-х классов к военной службе является организация и проведение учебных сборов. Учебные сборы проводятся в течение 5 дней, в последнюю неделю мая на базе МАОУ ДОД "Центр "ПАТРИОТ". Учебные занятия проводятся согласно учебного плана, учебно-тематического плана, распорядка дня и расписания занятий исходя из количества учебных мест и количества сформированных учебных групп. Из обучающихся разных школ города формируются учебные группы (взвода) по 20-30 человек. К проведению учебных занятий привлекаются преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя физической культуры, педагоги МАОУ ДОД "Центр "ПАТРИОТ". По итогам сборов учащиеся получают итоговую оценку. Оценка результатов учебных сборов формируется при выполнении нормативов по разным направлениям. Результаты учебных сборов заносятся в итоговую ведомость.
Работа по организации и проведению военно-патриотических соревнований и учебных сборов является неотъемлемой частью обязательной подготовки юношей к военной службе и от ее проведения зависит, каким будущий воин придет на службу Отечеству.
5. Ресурсы
1. Временные: сентябрь 2011 года – сентябрь 2016 года
2. Информационные:
1) статьи, методические рекомендации по организации военно-патриотического воспитания;
2) статьи, методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов;
3) интернет–ресурсы: опыт преподавателей-организаторов ОБЖ по подготовке граждан к военной службе;
3. Интеллектуальные, экспертные: информационно-методическое и организационно - техническое сопровождение проекта обеспечивают Суранова Т.Е. заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ МО г. Нягань «СОШ № 14», Фрезе В.В. заместитель директора по научно-методической работе МБОУ МО г. Нягань «СОШ № 14», Кочнев А.М., руководитель городского методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ МО г. Нягань «СОШ № 1», Кирюшина А.В. учитель географии МБОУ МО г. Нягань «Гимназия», Рогожина Е.М. учитель физической культуры МБОУ МО г. Нягань «СОШ № 6».
4. Организационные: Законы и другие нормативно-правовые акты в области обороны и подготовки граждан к военной службе, протоколы заседаний городского методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ.
5. Материально–технические: УМК по ОБЖ, учебный кабинет, обеспеченный ПК с выходом в Интернет, принтером, сканером, мультимедийным оборудованием, спортивный зал, массогабаритный макет автомата Калашникова, винтовка пневматическая, общевойсковой противогаз, общевойсковой защитный комплект, компас, медицинская аптечка, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, носилки санитарные, лопатки саперные, гири 16 кг, гранаты 700 грамм и другой инвентарь.
6. Партнеры
7. Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов
8. План реализации проекта
№ п/п | Этапы реализации проекта | Сроки реали зации | Мероприятия |
| |||
1. | Изучение методической литературы по организации военно-патриотической работы в школе. | 2011-2012 | Доклады на заседаниях ГМО. Разработка положений о проведении мероприятий военно-патриотического направления. |
2. | Планирование мероприятий военно-патриотического направления (соревнований, конкурсов, смотров и др.) | Ежегодно в начале учебного года | Совместно с заместителем директора по воспитательной работе составляется план работы по военно–патриотическому воспитанию учащихся (Приложение 1) |
3. | Изучение нормативно-правовой базы в области обороны и подготовки граждан по основам военной службы, методической литературы по организации и проведению учебных сборов. | Ежегодно | На основании Постановления главы администрации города Нягани издается приказ Комитета образования и науки по организации и проведению учебных сборов, формируются списки администрации учебных сборов (Приложение 2), издается приказ по школе о направлении учащихся на учебные сборы (Приложение 3). |
4. | Учеба преподавателей-организаторов ОБЖ | Ежегодномарт-апрель | Отдел военного комиссариата по г. Нягани организует проведение учебно-методических сборов с преподавателями-организаторами ОБЖ по теме «Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы», оказывает практическую и методическую помощь в организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны. |
5. | Подготовка материально-технической базы | Ежегодносентябрь-март | Совершенствование учебно-материальной базы учебных заведений для организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе (Приложение 4) |
6. | Организационные совещания по подготовке и проведению сборов | Ежегодноапрель | Определяется наличие и готовность материальных средств, определяется время и место проведения учебных сборов, проводится распределение транспорта для доставки учащихся на сборы. |
7. | Допуск учащихся к участию в учебных сборах. | Ежегодноянварь-май | Вакцинация юношей 10-х классов против клещевого энцефалита. Медицинский работник на основании медицинских карт и обследований выясняет возможность участия юношей в учебных сборах по состоянию здоровья, после этого проводятся родительские собрания, где родителей знакомят с порядком прохождения учебных сборов и нормативно-правовой базой, на основании которой осуществляются учебные сборы. |
| |||
1. | Теоретические занятия с учащимися в школе | Ежегодно в течение учебного года | Юноши знакомятся с основными положениями законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе. Получают знания в области гражданской обороны, изучают основы безопасности военной службы, устройства и правила обращения со стрелковым оружием, основы тактической, строевой подготовок, рассматривают вопросы сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, а также радиационной, химической и биологической защиты войск и населения. |
2. | Отработка практических умений на уроках ОБЖ и физической культуры. | Ежегодно в течении учебного года | Выполнение элементов строевой подготовки, развитие и совершенствование физических навыков в скорости, ловкости, выносливости, силе, необходимых для будущих защитников Отечества. |
3. | Реализация городской программы «Призывник» | Ежегодно в течение учебного года | Юноши 9-11 классов совершенствуют и закрепляют навыки по строевой подготовке, разборке и сборке автомата Калашникова, стрельбе, способах оказания первой помощи, использовании средств индивидуальной защиты и т.д. Участие в спартакиаде военно-патриотической направленности. |
4. | Организация участия в соревнованиях, конкурсах, смотрах и других мероприятий военно-патриотического направления | Ежегодно в течение учебного года | Общешкольные и городские конкурсы и соревнования смотры строя и песни, несение «Вахты памяти», соревнования по пулевой стрельбе, месячник оборонно-массовой и спортивной работы, проведение спортивных соревнований по военно-прикладным видам спорта, Спартакиада допризывной молодежи, соревнования по армрестлингу, соревнования по гиревому спорту, олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности, В рамках месячника оборонно-массовой работы в школе проходят торжественные линейки, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов, посещение ветеранов Великой Отечественной войны на дому, фестиваль патриотической песни |
5. | Организация и проведение учебных сборов | Ежегодно в конце мая | Подготовка юношей 10-х классов по основам военной службы на 5-ти дневных учебных сборах |
5.1. Подача заявки для участия в сборах. | Май | Для участия в сборах подается именная заявка с допуском медицинского работника от каждого образовательного учреждения (Приложение 5). | |
5.2. Проведение инструктажей с юношами 10-ых классов | Май | Юноши проходят инструктажи по мерам безопасности, правилам поведения при прохождении сборов (Приложение 6). | |
5.3. Информирование учащихся и родителей. | Май | До учащихся и их родителей доводится информация о сборах и необходимом личном снаряжении (Приложение 7). | |
5.5. Учебные занятия | Май | Учебные занятия проводятся согласно учебного плана, учебно-тематического плана, распорядка дня (Приложения 8-10) и расписания занятий исходя из количества учебных мест и количества сформированных учебных групп (Приложение 11). Из обучающихся разных школ города формируются учебные группы (взвода) по 20-30 человек. К проведению учебных занятий привлекаются преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя физической культуры, педагоги МАОУ ДОД "Центр "Патриот". | |
5.6. Оценка результатов учебных сборов | Май | Оценка результатов учебных сборов формируется при выполнении нормативов по разным направлениям (Приложения 12, 13). Результаты учебных сборов заносятся в итоговую ведомость (Приложение 14). | |
5.7. Составление аналитической справки. | Июнь | По окончании учебных сборов начальником сборов готовится аналитическая справка, в которой указывается следующая информация: 1. Количество юношей 10 классов, прошедших учебные сборы, количество освобожденных по состоянию здоровья. 2. Уровень усвоения программы учебных сборов. Качество полученных знаний, навыков и умений. 3. Уровень организации учебных сборов, имели ли место нарушения, происшествия. 4. Выполнение программы сборов. Достигнуты ли поставленные цели и задачи сборов. 5. Обеспеченность сборов учебно-материальной базой, материально-техническими средствами, укомплектованность преподавательским составом. 6. Выводы и предложения. | |
3. Заключительный | |||
Анализ результатов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта. | 2015-2016 г | Выступление на городском методическом объединении ОБЖ, размещение на личном сайте педагогического опыта, публикация статей в журналах, на сайтах педагогических сообществ |
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
1. Материальные объекты, которые появились в ходе реализации проекта:
1) Планы, инструкции и другие документы по организации и проведению военно-патриотических соревнований, конкурсов и учебных сборов.
2) Информация о результатах реализации проекта на личном сайте педагога, публикации на сайтах педагогических сообществ.
2. Результаты–эффекты (социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта)
1) Повышение собственного уровня квалификации в вопросах организации подготовки граждан по основам военной службы;
2) Формирование морально-психологических и физических качеств юношей, необходимых для прохождения военной службы;
3) Воспитание у школьников патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, ее вооруженным силам;
4) Изменение отношения учащихся к службе в вооруженных силах Российской Федерации в лучшую сторону;
5) Повышение охвата учащихся задействованных в военно-спортивных соревнованиях и учебных сборах;
6) Повышение уровня физической подготовленности учащихся;
7) Эффективное освоение школьной программы по курсу ОБЖ учащимися;
8) Устойчивая положительная динамика достижений в военно-спортивных соревнованиях и конкурсах, олимпиадах по основам безопасности жизнедеятельности;
9) Эффективное обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
1) Реализация новых проектов: практико-ориентированных, исследовательских, игровых, творческих;
2) Расширение количественного состава участников проекта;
3) Создание методических разработок по организации военно-патриотического воспитания в школе;
4) Обобщение опыта и обсуждение перспективы подготовки юношей к военной службе на семинарах, методическом объединении преподавателей-организаторов ОБЖ.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998
N 53-ФЗ;
2. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах";
3. Концепция федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р;
4. «Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» , утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 г. № 795;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2011.
Научная и учебная литература:
1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М., 1993 г
4. Борисов Н.В. Патриоты Отечества. –М.: Знание, 1988.
5. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004.
6. Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию дня Победы сценарии торж. линеек, вечеров, литер.-муз. композиций, кл. часов, военно-спортивных игр. – Волгоград: Учитель, 2005.
7. Воронова, Е.А. Воспитатель патриота : программы, мероприятия, игры. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
8. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие,– М.: Айрис-пресс, 2005.
9. Лишин, О.В. Это нужно живым. – М.: Педагогика, 1990.
10. Микрюков В.К. Военно-патриотическое воспитание: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
11. Пирогов, В.И. Формирование активной жизненной позиции школьников. - М.: Просвещение, 1981.
12. Сенин А.В. Методические рекомендации по организации работы учебных сборов для старшеклассников. – Сургут: Дефис, 2003.
13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013.
14. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
15. Смирнов А. Т. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010;
Приложения
Приложение 1
Примерный план военно-патриотической работы школы на учебный год
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
1. | Организация шефской помощи ветеранам, узникам концлагерей | В течении учебного года | 1-11 классы | Зам. директора по ВР, педагог дополнительного образования |
2. | Празднование Дней воинской славы России (концерты, поздравления ветеранов ВОВ, локальных войн, конкурсы, соревнования, смотры, просмотр фильмов) | В течении учебного года | 1-11 классы | Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования, классные руководители 1-11 классов |
3. | Спартакиада допризывной молодежи | Сентябрь | 9-11 классы (юноши) | Преподаватель-организатор ОБЖ |
4. | Соревнования по гиревому спорту | Октябрь | 9-11 классы (юноши) | Преподаватель-организатор ОБЖ |
5. | Школьная олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности | Октябрь | 6-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
6. | Участие в городской олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности | Ноябрь | 8-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
7. | Соревнования по пулевой стрельбе среди юношей | Ноябрь | 7-8 классы, 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
8. | Соревнования по военно-спортивному многоборью | Декабрь | 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
9. | Участие в городских соревнованиях по военно-спортивному многоборью | Декабрь | 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
10. | Участие в городских соревнованиях по гиревому спорту (двоеборье) | Январь | 9-11 классы (юноши) | Преподаватель-организатор ОБЖ |
11. | Информационная программа «Блокада Ленинграда» | Январь | 5-6 классы | Педагог дополнительного образования |
12. | День памяти «Сталинградская битва» | Февраль | 9-11 классы | Педагог дополнительного образования |
13. | Соревнование по мини-футболу | Февраль | 8-9 классы (мальчики) | Учителя физической культуры |
14. | Соревнование по пионерболу | Февраль | 5 классы | Учителя физической культуры |
15. | Викторина, посвященная Сталинградской битве «Дорогами нашей Победы» | Февраль | 9-10 классы | Учителя истории |
16. | Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики» | Февраль | 1-е классы | Учителя физической культуры |
17. | Соревнование по пионерболу | Февраль | 6 классы | Учителя физической культуры |
18. | Соревнование по армреслингу | Февраль | 7-8 классы, 9-11 классы (юноши) | Преподаватель-организатор ОБЖ |
19. | Товарищеская встреча по волейболу | Февраль | Учителя, учащиеся 9-11 классов | Учителя физической культуры |
20. | Конкурсная программа «Морозко» | Февраль | 4-е классы | Учителя физической культуры |
21. | Военно-спортивные соревнования, посвященные Дню Защитника Отечества | Февраль | 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
22. | Соревнование по баскетболу | Февраль | 9-11 классы (юноши) | Учителя физической культуры |
23. | Смотр строя и песни | Февраль | 5-8 классы, 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
24. | Конкурсная программа «Рыцарский турнир» | Февраль | 2-е классы | Учителя физической культуры |
25. | Конкурс рисунков «Я бы в армию пошел» | Февраль | 1-4 классы | Классные руководители 1-4 классов |
26. | Конкурс сочинений «Святое дело-Родине служить!» | Февраль | 9-11 классы | Учителя русского языка и литературы |
27. | Конкурс плакатов «Защитники Отечества» | Февраль | 5-8 классы | Классные руководители 5-8 классов |
28. | Просмотр военно-патриотических фильмов | Февраль | 1-11 классы | Классные руководители 1-11 классов |
29. | Поздравление ветеранов на дому | Февраль | 9-11 классы | Педагог дополнительного образования |
30. | Встречи с ветеранами, участниками локальных войн | Февраль | 1-11 классы | Зам. директора по ВР, педагог дополнительного образования |
31. | Классные часы «Сыны Отечества» | Февраль | 1-11 классы | Классные руководители 1-11 классов |
32. | Военно-спортивные соревнования «Боевые девчата» | Март | 7-8 классы, 9-11 классы (девушки) | Преподаватель-организатор ОБЖ |
33. | Соревнования по пулевой стрельбе среди девушек | Март | 7-8 классы, 9-11 классы (девушки) | Преподаватель-организатор ОБЖ |
34. | Участие в городских соревнованиях по пулевой стрельбе среди девушек | Март | 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
35. | Участие в городских соревнованиях по гиревому спорту (длинный цикл) | Апрель | 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
36. | Участие в городских соревнованиях по поисково-спасательным работам | Апрель | 6-8 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
37. | Участие в городских соревнованиях «Зарница» | Апрель | 7-8 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
38. | Соревнования «Школа безопасности», посвященные Дню Великой Победы | Май | 5-6 классы, 7-8 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
39. | Участие в городском смотре строя и песни, посвященном Дню Великой Победы | Май | 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
40. | Участие в городской акции «Вахта памяти» | Май | 9-11 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
41. | Участие в городских соревнованиях «Школа безопасности» | Май | 7-8 классы | Преподаватель-организатор ОБЖ |
42. | Учебные сборы с юношами 10-х классов | Май | Юноши 10-х классов школ города | Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике, Комитет образования и науки, отдел военного комиссариата |
Приложение 2
Администрация учебных сборов
№ п/п | Должность | Обязанности |
1. | Начальник учебных сборов | Осуществляет общее руководство подготовкой и проведением сборов, контроль за своевременной разработкой документов, регламентирующих их проведение, подготовку должностных лиц сборов; за согласование вопросов организации и порядка проведения сборов; за организацию взаимодействия образовательного учреждения (учебного пункта) с военным комиссариатом и соединением (воинской частью), привлекаемыми к подготовке и проведению сборов; за организацию и состояние учебной и воспитательной работы, хозяйственную и финансовую деятельность, соблюдение мер безопасности. |
2. | Начальник штаба учебных сборов | Непосредственно разрабатывает план подготовки и проведения учебного сбора, расписание занятий, распорядок дня, организует размещение и перевозку граждан к местам проведения занятий и обратно, составляет заявки на получение необходимого имущества, организует и руководит внутренней службой на сборе, составляет смету расходов учебного сбора. |
3. | Заместитель начальника учебных сборов по воспитательной работе | Организует мероприятия по военно-патриотическому воспитанию граждан, осуществляет контроль за их дисциплиной и морально-психологическим состоянием. Осуществляет разработку планов мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, участвует в разработке плана спортивных мероприятий, изучает нужды и запросы граждан и принимает меры по их удовлетворению. |
4. | Заместитель начальника сборов по хозяйственной части | Занимается материальным обеспечением сборов, совместно с командованием соединения (воинской части) организует размещение, питание и медицинское обеспечение граждан, получает и выдает имущество, предусмотренное планом подготовки и проведения сборов, обеспечивает сохранность и ведет учет материальных средств. После окончания сборов сдает полученное во временное пользование имущество и другие материальные средства, отчитывается перед командованием соединения (воинской части) за израсходованные продукты питания. |
Приложение 3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №____»
ПРИКАЗ
«__» мая 201__ г. №
г. Нягань
Об участии в учебных сборах
В соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, утвержденной совместным приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134, постановлением Администрации города от ________ № _____ «Об организации и проведении пятидневных учебных сборов с юношами десятых классов общеобразовательных учреждений города», приказом КОиН от ________ №______
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Принять участие в учебных сборах с __ по __ мая 201__ года на базе Центра «Патриот» с ______ часов.
- Сформировать группу из числа учащихся 10 класса, годных по состоянию здоровья в составе:
- Руководителем группы назначить преподавателя-организатора ОБЖ ______________, заместителем руководителя учителя физической культуры ________________, возложив на них ответственность за жизнь и здоровье учащихся.
- Преподавателю-организатору_______________ провести инструктаж по технике безопасности, правилам поведения во время следования и проведения учебных сборов.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор МБОУ МО г.Нягани ____________________
«СОШ № ____»
С приказом ознакомлены:
Приложение 4
Список рекомендуемой
учебно-материальной базы
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации | 30 |
2. | Учебное пособие по основам медицинских знаний | 30 |
3. | Массогабаритный макет автомата Калашникова | 30 |
4. | Винтовка пневматическая | 30 |
5. | Общевойсковой противогаз | по количеству обучаемых |
6. | Общевойсковой защитный комплект | 15 |
7. | Компас | 30 |
8. | Медицинская аптечка | 20 |
9. | Манекен-тренажер для реанимационных мероприятий | 7 |
10. | Носилки санитарные | 7 |
11. | Лопатки саперные | 30 |
12. | Гири 16 кг | 10 |
13. | Гранаты 700 грамм | 20 |
Приложение 5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №___»
ЗАЯВКА
Просим допустить к участию в учебных сборах команду МБОУ СОШ № ___ в составе:
«___» мая 201__ г.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Дата рождения | Домашний адрес | Допуск врача |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. | ||||
13. | ||||
14. |
м.п. Допущено к сборам _______________________________человек
Фельдшер школы _______________________________________
Преподаватель-организатор ОБЖ _________________________
Директор МБОУ СОШ №___ ___________________
Приложение 6
Инструктаж
юношей 10 класса на учебно-полевых сборах
Меры безопасности при проведении сборов
1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТРЕЛЬБ. Стрельбы боевым патроном из автомата (винтовки) проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах и тирах под руководством опытных офицеров. В тире и на стрельбище запрещается:
- производить стрельбу из неисправного оружия и при поднятом белом флаге;
- брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды
руководителя стрельбы; - заряжать оружие до команды руководителя стрельбы;
- прицеливаться и направлять оружие в стороны и тыл, а также в людей;
- выносить заряженное оружие с огневого рубежа;
- находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;
- оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам без
разрешения руководителя стрельбы; - производить стрельбу непараллельно директрисе (направлению)
стрельбища (тира);
- стрелять в тире одновременно из разных видов оружия;
- от сигнала (команды) «ОГОНЬ!» до сигнала (команды) «ОТБОЙ!» кому бы то ни было
находиться на огневом рубеже.
2. НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- стрелять боевыми и малокалиберными патронами в тире или на стрельбище, которые не обеспечивают мер безопасности;
- производить стрельбу из неисправного оружия;
- вести стрельбу при поднятом белом флаге;
- брать в руки, трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды руководителя;
- заряжать оружие всеми видами патронов до команды руководителя;
- прицеливаться и направлять оружие в сторону и тыл, а также в людей и животных, в каком бы состоянии (заряжено или нет) оружие ни находилось;
- прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди или животные;
- выносить заряженное оружие с огневого рубежа;
- находиться на огневом рубеже посторонним (всем кроме стреляющей смены);
- оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим без команды руководителя;
- стрелять не параллельно направлению стрельбища;
- стрелять в тире одновременно из разных видов оружия;
- находиться на огневом рубеже кому бы то ни было от сигнала «Отбой» до сигнала «Огонь»;
- трогать неразорвавшиеся гранаты, снаряды и другие взрывоопасные предметы.
- в случае хищения оружия и боеприпасов предусматривается уголовная ответственность.
3. НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
- использование холостых сигнальных патронов и взрывпакетов разрешается только военнослужащим, принимающим участие в занятии, и преподавателю ОБЖ.
- стрельбу холостыми патронами разрешается вести только из боевого оружия.
При этом запрещается:
- использовать боевые патроны и производить стрельбу всякого вида патронами из учебного и самодельного оружия;
- прицеливаться и направлять оружие в стороны и тыл, а также в людей и животных, в каком бы состоянии оружие ни находилось;
- стрелять холостыми патронами;
- бросать взрывпакеты;
- прикасаться к оборванным или низковисящим проводам электрических и высоковольтных линий электропередач;
- разводить костер без разрешения руководителя.
При перевозке учащихся используется только специально оборудованный транспорт.
Перевозка учащихся в кузове грузового автомобиля без сопровождения не менее чем двух взрослых запрещается!
При обучении учащихся действиям солдата в бою соблюдать меры предосторожности:
- при передвижении шагом, бегом, перебежками, переползанием, остерегаться повреждающих предметов на местности (осколков стекла, металлических предметов, проволоки, растений и др.);
- в случае преодоления препятствий, инженерных заграждений (колючая проволока, рвы, овраги, ручьи, канавы);
- во время метания учебных гранат броски осуществлять в направлении безопасном для окружающих;
- во время рытья и оборудования окопа соблюдать правила безопасного обращения с шанцевым инструментом (все движения лопаты направлять в сторону от себя и окружающих).
4. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
- При передвижении к месту проведения учебных сборов в пешем порядке учащиеся обязаны соблюдать правила безопасности дорожного движения для пешеходов;
- Выполнять распоряжения руководителя во время передвижения;
- Двигаться организованной колонной;
- Не отставать, не обгонять колонну;
- Не выходить из строя без разрешения руководителя;
- Передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, не создавая помех окружающим;
- Переходить дорогу в установленных местах: по пешеходным переходам, на перекрёстках, при необходимости, в местах хорошего обзора дороги во всех направлениях только по общей команде руководителя;
- При отсутствии тротуара осуществлять движение по обочине проезжей части, соблюдая все меры предосторожности, выполняя распоряжения руководителя;
- При передвижении к месту сборов на общественном, школьном или личном транспорте соблюдать правила безопасности при посадке, высадке.
- Использовать ремни безопасности, держаться за поручни.
- В опасных (аварийных) ситуациях принимать меры защиты.
- При пожаре - сообщить водителю, покинуть транспортное средство через аварийный выход, помочь пострадавшим.
- При падении транспортного средства в водоем задержать дыхание, разбить окно, покинуть транспорт, выплывать к берегу, оказать само- и взаимопомощь.
- ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СБОРОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
- Во время прохождения учебных сборов учащиеся обязаны соблюдать установленный надлежащий порядок.
- Передвигаться по территории по тротуарам и дорожкам, не ходить по газонам, не загрязнять бордюры, тротуары, плац.
- Не сорить, выбрасывать мусор только в специально отведённые для этого места.
- Не повреждать зелёные насаждения.
- Не выходить на проезжую часть.
- Соблюдать правила этикета и вежливого обращения с окружающими.
- Не употреблять в разговоре с окружающими ненормативную лексику, что позволит исключить возникновение конфликтных ситуаций.
- При посещении учебных занятий, столовой, соблюдать дисциплину, чистоту и установленный порядок.
- Поддерживать чистоту и порядок. Категорически запрещается пользоваться открытым огнём (спички, зажигалки).
- Пользуясь умывальником и туалетом соблюдать чистоту и порядок.
- Постоянно находиться в составе своего взвода. Никуда не отлучаться без разрешения командира взвода.
- При возникновении плохого самочувствия, заболевания, получения травмы учащийся немедленно докладывает руководителю (командиру взвода, командиру роты, начальнику сборов, дежурному по роте), после чего ими принимаются необходимые меры по оказанию медицинской помощи, доставка в медицинский пункт, лечебное учреждение.
- Посещение торговых точек разрешается только в свободное от занятий время в случае крайней необходимости, под руководством командира взвода, малыми группами (2-3 человека). Самостоятельные уходы за покупками запрещаются.
- Соблюдать правила электробезопасности. Не подходить к электрощитовым установкам, оборванным электропроводам, к открытым люкам коммуникаций. Пользуясь электроприборами, механизмами соблюдать осторожность.
- В случае несоблюдения данных правил поведения учащимся объявляются дисциплинарные взыскания (замечание, выговор).
- ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ИМУЩЕСТВОМ
- Каждый участник сборов отвечает за сохранность, доверенного ему имущества.
- При получении имущества, проверяет их исправность и комплектность.
- По окончании учебных сборов осуществляет сдачу ответственному лицу полученного имущества.
- В случае халатного обращения с военным и личным имуществом других лиц, его порчи или хищении, участник сборов может быть привлечён к материальной ответственности.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
- Во время проведения учебных сборов запрещается употребление спиртных напитков и наркотических веществ.
- Учащиеся, замеченные в употреблении вышеуказанных веществ, отправляются со сборов и привлекаются к административной (уголовной) ответственности.
8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
- Учащимся запрещается отлучаться с места проведения учебных сборов до их окончания без уважительных причин.
- Уважительными причинами оставления сборов являются заболевание, неотложные семейные обстоятельства.
- Учащийся оставляет учебные сборы по уважительной причине только по прибытии за ним родителей, или представителя администрации школы в которой он обучается под расписку и предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт).
- В случае самовольного оставления сборов, учащийся подлежит отправлению со сборов до их окончания с выставлением неудовлетворительной оценки и административной ответственности.
- Самовольным оставлением сборов считается ситуация, если при построении взводов кто - либо из учащихся отсутствует без уважительной причины.
9. ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ЦЕННЫЕ ВЕЩИ, ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
- Для участия в учебных сборах учащиеся берут с собой из дома вещи, необходимые для жизнедеятельности: одежду, головные уборы, обувь, туалетные принадлежности.
- Каждый учащийся несет личную ответственность за правильное хранение, использование и сохранность личных вещей.
- Учащимся не рекомендуется иметь с собой предметы и вещи, представляющие большую материальную ценность: дорогую одежду, обувь, сотовый телефон, фотоаппарат, аудиотехнику, большие суммы денег и др.
- В случае повреждения, потери, других ситуаций, связанных с причинением ущерба личному имуществу учащихся, руководство сборов принимает все необходимые меры, но материальной ответственности не несёт.
Приложение 7
Уважаемые родители
________________________________________________
- С __ по __ мая 201__ года на базе Центра «Патриот» проводятся ежегодные учебные сборы с юношами 10 классов по основам военной службы.
- Учебные сборы являются практической частью курса ОБЖ, и их прохождение обязательно для выставления итоговой оценки по ОБЖ за 10 класс.
- От выездных учебных сборов освобождаются:
— Учащиеся, отнесённые по медицинским показателям к специальной медицинской группе, без предоставления дополнительных справок;
— Учащиеся, находящиеся на больничном, в сроки проведения учебных сборов.
- Для учащихся, не прошедших учебные сборы по причине болезни и предоставивших соответствующие медицинские справки, и учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе, практические занятия по ОБЖ будут проведены на базе образовательных учреждений с __ по __ июня 201__ г., что необходимо учесть при планировании летнего отдыха.
- Для учащихся, не выезжающих на сборы, уроки в школе проводятся по расписанию и являются обязательными.
- Учебные сборы проводятся в полевых условиях, поэтому необходимо иметь с собой:
- Полевая форма, головной убор.
- Ремень
- Саперная лопата.
- Фляжка.
- Макет автомата.
- Полиэтиленовая пленка 2х2 метра.
- Туалетные принадлежности.
- Спортивная форма, свитер, носки.
- 2-е пары обуви.
- Кружка, ложка, чашка.
- Тетрадь, ручка, карандаш.
- Фонарь
Все личные вещи должны быть подписаны.
.
С условиями учебно-полевых сборов ознакомлен ________________________
Приложение 8
Учебный план
пятидневных учебных сборов с учащимися (юношами) 10-х классов
образовательных учреждений г. Нягани
Наименование учебных дисциплин | Дни занятий | Общее количество часов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1.Уставы ВС РФ | 1 | 1 | 2 | |||
2.Строевая подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
3.Огневая подготовка | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 |
4.Тактическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
5.Медицинская подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
6.Радиационная, химическая, биологическая защита | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
7. Физическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
1 | 1 | 2 | ||||
ИТОГО: | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 40 |
Приложение 9
Учебно-тематический план
пятидневных учебных сборов с учащимися (юношами) 10 классов
образовательных учреждений города Нягани
Наименова- | Содержание занятия | Кол- | Место проведе- | Вид занятий | Руководитель занятия | Материальное обеспечение |
1 день | ||||||
1. Строевая | Отработка строевых | 1 ч | Площадка для | Практическое | Преподаватель, | Строевой устав, |
2. Физическая | Разучивание комплекса вольных упражнений. | 1 ч | Спортплощадка | Практическое | Инструктор по | Наставление по |
3. Огневая | Правила стрельбы, ведения | 1 ч | Полигон для огневой подготовки | Практическое | Преподаватель, | Автоматы |
4. Радиационная, | Введение. Гражданская оборона. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие. | 1 ч | На местности | Рассказ, объяснение | Преподаватель, | Противогазы, |
5. Медицинская подготовка | Введение. Основы сохранения здоровья военнослужащих. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Транспортировка пострадавших. | 1 ч | Расположение подразделения | Рассказ, объяснение, практическое занятие | Инструктор по | Тренажер сердечно-легочной реанимации, |
6. Тактическая | Действия солдата в бою, | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | Боевой устав |
7. Уставы ВС РФ | Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте. Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме по тревоге. | 1 ч | Расположение подразделения | Рассказ, объяснение | Преподаватель, | Устав внутренней службы ВС РФ |
8. Турподготовка | Ориентирование на местности, движение по азимуту | 1 ч | На местности | Практическое занятие | Инструктор по турподготовке | Карты местности, компасы |
2 день | ||||||
1.Огневая | Назначение, боевые свойства и устройство АК, разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение. Стрельба из пневматической винтовки.. | 1 ч | Полигон для огневой подготовки | Практическое | Преподаватель, | Автоматы |
2. Строевая | Отработка правил | 1 ч | Площадка для | Практическое | Преподаватель, | Строевой устав, |
3. Медицинская | Первая помощь при ожогах, отморожениях. Транспортировка пострадавших. | 1 ч | Расположение подразделения | Практическое | Инструктор по | Тренажер сердечно-легочной реанимации, |
4. Тактическая | Передвижения на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня, само- окапывание и маскировка | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | Боевой устав |
5. Физическая | Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс 3000м), сдача нормативов | 1 ч | На местности | Практическое занятие | Инструктор по | Наставление по |
4. Радиационная, | Приемы и способы | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | Противогазы, |
7. Турподготовка | Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов. | 1 ч | На местности | Практическое занятие | Инструктор по турподготовке | Репшнуры, веревки, карабины |
8. Уставы ВС РФ | Несение караульной службы - выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование. | 1 ч | Расположение подразделения | Практическое занятие | Преподаватель, | Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, оборудование поста, экипировка часового. |
3 день | ||||||
1. Физическая | Выполнение упражнений | 1 ч | Спортплощадка | Практическое | Инструктор по | Наставление по |
2. Строевая | Выполнение воинского | 1 ч | Площадка для | Практическое | Преподаватель, | Строевой устав, |
3. Огневая | Отработка и выполнение команд при проведении учебных стрельб. Неполная разборка-сборка АК. Стрельба из пневматической винтовки. | 1 ч | Полигон для огневой подготовки | Практическое | Преподаватель, | Пневматические винтовки, макеты АК, |
4. Радиационная, | Приемы и способы | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | |
5. Медицинская | Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, переломах. | 1 ч | Расположение подразделения | Практическое | Инструктор по | Тренажер сердечно-легочной реанимации, |
6. Тактическая | Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | Боевой устав |
7. Уставы ВС РФ | Воинская дисциплина. Поощрение и дисциплинарные взыскания. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих | 1 ч | Расположение подразделения | Практическое занятие | Преподаватель, | Дисциплинарный устав ВС РФ |
8. Турподготовка | Техника преодоления препятствий, движение по труднопроходимым участкам. Наведение переправы. Спуск по склону, подъем по склону, навесная переправа, параллельные перила, преодоление бревна на равновесие, преодоление «Бабочки». Организация страховки.
| 1 ч | На местности | Практическое занятие | Инструктор по турподготовке | Веревки, карабины, рукавицы (перчатки) |
4 день | ||||||
1.Физическая | Метание гранаты. Сдача | 1 ч | Спортплощадка | Практическое | Инструктор по | Наставление по |
2. Огневая | Неполная разборка-сборка АК, стрельба из пневматической винтовки. Сдача нормативов. | 2 ч | Полигон для огневой подготовки | Практическое | Преподаватель, | Автоматы |
3. Строевая | Отработка строевых приемов на месте, в движении, воинское приветствие, выход из строя, подход к начальнику | 1 ч | Площадка для | Практическое | Преподаватель, | Строевой устав, |
4. Медицинская | Первая медицинская помощь при электротравме, утоплении, тепловом и солнечном ударе. | 1 ч | Расположение подразделения | Практическое | Инструктор по | Тренажер сердечно-легочной реанимации, |
5. Тактическая | Передвижения на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня, само- окапывание и маскировка | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | Боевой устав |
6. Турподготовка | Преодоление комбинированной полосы препятствий | 1 ч | На местности | Практическое занятие | Инструктор по турподготовке | Веревки, карабины, рукавицы (перчатки) |
7. Радиационная, | Сдача нормативов одевание противогаза и ОЗК | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | |
5 день | ||||||
1.Физическая | Сдача | 1 ч | Спортплощадка | Практическое | Инструктор по | Наставление по |
2. Радиационная, | Сдача нормативов | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | |
3. Огневая | Зачетные стрельбы. Сдача нормативов по | 2 ч | Полигон для огневой подготовки | Практическое | Преподаватель, | Автоматы |
4. Тактическая | Зачет по тактической подготовке | 1 ч | На местности | Практическое | Преподаватель, | Боевой устав |
5. Строевая | Смотр строя и песни | 1 ч | Расположение подразделения | Практическое | Заместитель начальника сборов по воспитательной работе | Строевой устав |
6. Медицинская | Зачет по медицинской подготовке | 1 ч | Расположение подразделения | Практическое | Инструктор по | Тренажер сердечно-легочной реанимации, |
7. Турподготовка | Преодоление комбинированной полосы препятствий. Сдача нормативов. | 1 ч | На местности | Практическое занятие | Инструктор по турподготовке | Веревки, карабины, рукавицы (перчатки) |
Приложение 10
РАСПОРЯДОК ДНЯ
пятидневных учебных сборов с учащимися (юношами) 10 классов образовательных учреждений г.Нягани
№ п/п | Содержание мероприятий | Начало | Окончание | Продолжи тельность |
1. | Подъем | 07-00 | 07-10 | |
2. | Зарядка | 07-10 | 07-30 | 20 мин. |
3. | Утренний туалет | 07-30 | 07-50 | 20 мин. |
4. | Завтрак | 07-50 | 08-30 | 40 мин. |
5. | Утренний осмотр | 08-30 | 08-50 | 20 мин. |
6. | Построение и развод на занятия | 08-50 | 09-00 | 10 мин. |
7. | Учебные занятия: | 09-00 | 13-00 | 4 часа |
1 час | 09-00 | 09-40 | 40 мин. | |
2 час | 09-50 | 10-30 | 40 мин. | |
3 час | 10-40 | 11-20 | 40 мин. | |
4 час | 11-30 | 12-10 | 40 мин. | |
5 час | 12-20 | 13-00 | 40 мин. | |
8. | Подготовка к обеду | 13-00 | 13-10 | 10 мин. |
9. | Обед | 13-10 | 13-40 | 30 мин. |
10. | Личное время | 13-40 | 14-00 | 20 мин. |
11. | Учебные занятия: | 14-00 | 16-20 | 2 часа 20 мин. |
6 час | 14-00 | 14-40 | 40 мин. | |
7 час | 14-50 | 15-30 | 40 мин. | |
8 час | 15-40 | 16-20 | 40 мин. | |
12. | Полдник | 16-30 | 17-00 | 30 мин. |
13. | Спортивно-массовая и воспитательная работа | 17-00 | 19-00 | 2 часа |
14. | Ужин | 19-00 | 19-40 | 40 мин. |
15. | Личное время | 19-40 | 20-00 | 20 мин. |
16. | Спортивно-массовая и воспитательная работа | 20-00 | 21-00 | 1 час |
17. | Вечерняя прогулка | 21-00 | 21-30 | 30 мин. |
18. | Вечерняя проверка | 21-30 | 21-45 | 15 мин. |
19. | Вечерний туалет | 21-45 | 22-00 | 15 мин. |
20. | Отбой | 22-00 |
Приложение 11
Примерное расписание одного дня занятий
пятидневных учебных сборов с учащимися (юношами) 10 классов образовательных учреждений г.Нягани (исходя из 5 взводов)
№ | 1 ВЗВОД | № | 2 ВЗВОД | № | 3 ВЗВОД | № | 4 ВЗВОД | № | 5 ВЗВОД |
1. | Тактическая подготовка | 1. | Строевая подготовка | 1. | Радиационная, химическая и биологическая защита | 1. | Физподготовка | 1. | Уставы ВС РФ |
2. | Тактическая подготовка | 2. | Огневая подготовка | 2. | Строевая подготовка | 2. | Радиационная, химическая и биологическая защита | 2. | Физподготовка |
3. | Уставы ВС РФ | 3. | Тактическая подготовка | 3. | Огневая подготовка | 3. | Строевая подготовка | 3. | Радиационная, химическая и биологическая защита |
4. | Радиационная, химическая и биологическая защита | 4. | Тактическая подготовка | 4. | Турподготовка | 4. | Огневая подготовка | 4. | Строевая подготовка |
5. | Строевая подготовка | 5. | Радиационная, химическая и биологическая защита | 5. | Тактическая подготовка | 5. | Турподготовка | 5. | Огневая подготовка |
6. | Огневая подготовка | 6. | Физподготовка | 6. | Тактическая подготовка | 6. | Уставы ВС РФ | 6. | Турподготовка |
7. | Турподготовка | 7. | Уставы ВС РФ | 7. | Физподготовка | 7. | Тактическая подготовка | 7. | Тактическая подготовка |
8. | Физподготовка | 8. | Турподготовка | 8. | Уставы ВС РФ | 8. | Тактическая подготовка | 8. | Тактическая подготовка |
Приложение 12
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ СБОРОВ
Результаты учебных сборов оцениваются по следующим направлениям:
- по тактической подготовке - выбор места для стрельбы, трассировка окопа, передвижение на поле боя перебежками и переползанием;
- по огневой подготовке - неполная разборка автомата Калашникова, знание работы частей и механизмов, подготовка к стрельбе, меры безопасности, выполнение начального упражнения стрельбы из АК (третье упражнение из малокалиберной винтовки), первое упражнение по метанию ручной гранаты;
- по строевой подготовке - строевая стойка, повороты на месте и в движении, строевой шаг, воинское приветствие на месте и в движении, строй отделения, взвода;
- по радиационной, химической и биологической защите - приемы и способы радиационной, химической и биологической защиты; преодоление участка местности, зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами; действия солдата по сигналам оповещения и вспышке ядерного взрыва; выполнение нормативов одевания средств индивидуальной защиты;
- по медицинской подготовке - остановка кровотечения, наложение повязки на раны верхних и нижних конечностей;
- по физической подготовке - в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей и к кандидатам, поступающим в военно-учебные заведения.
Индивидуальная оценка каждого гражданина складывается из оценок, полученных за выполнение каждого норматива:
- "отлично", если не менее 50 процентов нормативов выполнено на "отлично", остальные - на "хорошо";
- "хорошо", если не менее 50 процентов нормативов выполнено на "отлично" и "хорошо", остальные - не ниже "удовлетворительно";
- "удовлетворительно", если не более чем по одному из нормативов получена оценка "неудовлетворительно";
- "неудовлетворительно", если по нормативам получены две и более оценки "неудовлетворительно".
Общая оценка за учебные сборы выставляется:
- "отлично", если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке - "отлично", а по строевой - не ниже "хорошо", при примерном или удовлетворительном поведении;
- "хорошо", если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке - не ниже "хорошо", а по строевой - не ниже "удовлетворительно", при примерном или удовлетворительном поведении;
- "удовлетворительно", если не более чем по одному разделу учебной программы получена оценка "неудовлетворительно" при примерном или удовлетворительном поведении;
- "неудовлетворительно", если по двум и более разделам учебной программы получены оценки "неудовлетворительно".
Приложение 13
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ
№ п/п | Наименование норматива | Условия выполнения норматива | Оценка | ||
Отлично | Хорошо | Удовл. | |||
Тактическая подготовка | |||||
1. | Скрытое выдвижение - «переползанием» | Обучаемый находится в положении «лежа», по команде переползает по-пластунски участок местности 20 м. | 30 сек. | 35 сек. | 40 сек. |
2. | Скрытое выдвижение «перебежками и переползанием» | По команде обучаемый преодолевает 50 м (перебежкой -15 м, переползанием -20 м, перебежкой -15 м). | 45 сек. | 55 сек. | 60 сек. |
3. | Отрывка и маскировка одиночного окопа для стрельбы лежа | Место указывается командиром. Время отсчитывается от команды: к отрывке окопа приступить». | 25 мин. | 30 мин. | 35 мин. |
Огневая подготовка | |||||
4. | Неполная разборка-сборка автомата Калашникова | Автомат на столе, у обучаемого строевая стойка | 35 сек. | 40 сек. | 45 сек. |
5. | Пулевая стрельба из пневматической винтовки | Стрельба с упором, мишень №8, расстояние 10 метров | 30 оч. | 25 оч. | 20 оч. |
Радиационная, химическая и биологическая защита | |||||
6. | Одевание противогаза ГП-5 | Противогаз в положении «наготове». Подается команда «Газы» | 7 сек. | 8 сек. | 9 сек. |
7. | Одевание ОЗК в виде плаща
| ОЗК находится в походном положении. Подается команда «Химическая тревога. Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть. Газы». | 3.00 мин. | 3.20 мин. | 4.00 мин. |
Физическая подготовка | |||||
8. | Подтягивание на перекладине | Вис фиксируется - 1-2 сек на прямых руках хватом сверху. Подбородок выше перекладины. | 12 раз | 10 раз | 7 раз |
9. | Бег 3000 метров | Проводится на местности с общего старта. Старт и финиш оборудуются в одном месте. | 13.00 мин. | 14.00 мин. | 15.00 мин. |
10. | Метание гранаты | Метание гранаты весом 700 грамм на дальность | 35 м | 30 м | 25 м |
Приложение 14
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №___»
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ
Итоговая ведомость
№ п/п | Фамилия, имя | Класс | Метание гранаты | Подтягивание | Бег 3000 м | ГП-5 | ОЗК | Медицина | Разборка АК | Стрель. ПВ | Тактическая подг. | Уставы ВС РФ | Итоговая оценка |
Преподаватель – организатор ОБЖ _____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».
Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...
Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники Отечества
Конспект урока с презентацией. Объём презентации почти 20 мегабайт, размещена на https://yadi.sk/i/Z-MMcpky34PbcX...
Тест по ОУД.07."ОБЖ" Тема. Вооруженные Силы Российской Федерации
Тест предоставляет возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «п...
Классный час "Вооруженные силы Российской Федерации"
Тема: Вооружённые силы Российской Федерации Цель: Показать всю силу и мощь Вооруженных сил Российской ФедерацииЗадачи:Познакомить обучающихся со структурой ВС РФ;Воспитывать чувство патриот...
Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов
Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации. Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, спарта...
«Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов»
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Коренные преобразования в стране конца XX - начала...