План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме
Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
117891_urok.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.
Задачи урока: -рассмотреть вопросы загрязнения почв и природных вод;
-уметь использовать в работе полученные знания и делать выводы;
-знать правила поведения пари нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;
-развивать чувство причастности к решению экологических проблем, чувство ответственности за судьбу своей малой и большой Родины.
Оборудование урока: учебники, тетради, карточки, видеофильмы.
Ход урока:
I Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Садитесь.
-Сегодня мы продолжим с вами изучение экологического равновесия, последствий деятельность человека на планете Земля.
II Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое равновесие – это важно или нет?».
- Мы узнаем, в чём конкретно проявляется природное равновесие и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу.
III Повторение пройденного материала.
Раздаются карточки с заданиями (см. приложение №1).
Устный опрос.
1) Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей средой).
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Экология – наука о среде обитания.
2)А что такое экосистема?
Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.
3) Дайте определение экологической катастрофы - это быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, определяющих опасность тяжёлых заболеваний, или даже смерть людей.
4)Экологическая безопасность-это обеспечение гарантий предотвращения экологических катастроф и аварий, это комплекс действий обеспечивающих экологическое равновесие во всех районах Земли.
5)Мутагенез - изменение генов под воздействием окружающей среды (физических и химических факторов) может происходить в любом живом организме.
6)Загрязнение биосферы(четыре основных вида)
1Ингредиентное загрязнение – вещества поступающие в биосферу, могут быть газообразными или парообразными, жидкостями и твердыми.
2 Энергетическое загрязнение – шумовое, тепловое, световое, радиационное и электромагнитное.
3 Деструкционное загрязнение – вырубка лесов, эрозия почв, осушение земель.
7) Что такое атмосфера?
- это газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси газов и пыли. Озоновый слой – это воздушный слой в верхних слоях атмосферы.
8)Источники загрязнения.
Естественные: пыльные бури, вулканы, пожары.
Антропогенные: сельское хозяйство, теплоэнергетика, транспорт.
- Сдаем выполненные карточки.
- А сейчас послушаем ребят, которые подготовили доклады к нашему уроку.
IV Изучение нового материала.
Почва - верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов.
- Какие источники загрязнения почв вы знаете?
В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.
Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель
Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:
жилые дома
бытовые предприятия
бытовой мусор
пищевые отходы
фекалии
строительный мусор
пришедшие в негодность предметы домашнего обихода
мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.
- Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?
- Загрязнение почв ведёт к таким последствиям, как уничтожение больших гектаров плодородной земли, изменение её состава, а радиоактивные изотопы могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.
- И последний вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнение природных вод.
- Какую роль играет вода в жизни человека?
Известно: что вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле – фотосинтезе.
Состоят из воды:
-растения на 90%
-животные на 75%.
Потеря живыми организмами 10 – 20% воды приводит к их гибели.
- К чему может привести загрязнение вод?
- Какие меры предпринимают по охране вод?
Сбережение и более эффективное использование;
Очистка сточных вод;
Создание водоохранных зон, прилегающих к акваторию;
Посадка в прибрежной полосе рек древесно – кустарниковой растительности;
Применение технологических процессов, водооборотных циклов;
Разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.
V Закрепление нового материла.
- Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие?
- К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия?
- Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия?
- И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока.
- Экологическое равновесие – это важно или нет?
VI Домашнее задание.
Параграф №6.4 стр. 137
VII Рефлексия.
-Хотел бы вас похвалить и поблагодарить за урок. Молодцы!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»
План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
План-конспект урока по французскому языку. Класс: 6 Тема урока: Le meilleur patissier
цели и задачи урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся,развитие умений иноязычного общения....
План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»
Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....
План-конспект урока по физкультуре (11 класс) по теме: Урок. Лёгкая атлетика (11 класс-юноши)
Совершенствование техники низкого старта....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...