Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс
рабочая программа по обж по теме

Епифанов Владимир Алексевич

Данная рабочая программа соднржит пояснительную записку, содержание, учебно- тематический план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_5-9.docx58.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАЛУГА

ФЕДОРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________/Петрова М. О./

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Калуга

_______________________/Епифанова Т. В.        /

 «___» _________        20__г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

с. Калуга __________________

            /Шульгина Л. И./        

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Епифанова Владимира Алексеевича,

учителя II квалификационной категории

по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в 5 - 9 классах

Базовый уровень

                                                   Рассмотрено на заседании

                                                     педагогического совета

                                                       протокол №______   от

                                                        «     »________20___г.

2012/2013 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе программы образовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнов, примерной программы основного общего образования 2004г. Рабочая программа для 5-9 классов рассчитана на 175 учебных часов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства  обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать  первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы  медицинских знаний  и оказание первой медицинской помощи.

        После изучения  каждого  модуля в каждом  классе  выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  1. усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
  1. о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  2. развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  3. формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  4. воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  5. ·развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  6. принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.

Различать огнетушители и уметь работать с ними при возникновении пожара, пользоваться противогазом, останавливать кровотечение, пользоваться перевязочным пакетом и индивидуальной аптечкой, оказывать помощь при вывихах и переломах, обморожениях, солнечных ударах, поражении электрическим током и молнией. Уметь перенести пострадавшего с помощью подручных средств, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях СДЯВ, выполнять нормативы по надеванию противогаза на пострадавшего, проводить искусственное дыхание по способу «рот в рот» в комбинации с непрямым массажем сердца.

Определить стороны горизонта и свое местонахождение, двигаться по азимуту, добиваться высокой физической подготовленности учащихся на уровне требований их возраста и класса

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

Учебно-тематический план 5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на проектную деятельность учащихся

уроки

Лабора-торно-практи-ческие работы

контроль-ные работы

Р-1

Основы комплексной безопасности

22

1

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

3

Опасные ситуации природного характера

2

4

Опасные ситуации социального характера

3

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

Р-2

Основы здорового образа жизни

5

1

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

7

Факторы, разрушающие здоровье

2

Р-3

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7

1

8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

7

Резерв

1

Итого:

35

3

Содержание

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

Особенности города (поселка) как среды обитания человека (нарушение межличностных связей, скопление людей, профессиональное деление людей). Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). Нарушение экологического равновесия, связанное с деятельностью человека. Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, «Скорая помощь» и др.), их задачи и возможности.

Современное жилище, его особенности жизнеобеспечения (водоснабжения, электроснабжения, отопительная и канализационная системы и др.). Возможные ситуации аварийного характера в жилище (пожар, затопление, повреждение конструкций, разрушения

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия и их причины.

Пешеходы. Правила безопасного поведения пешеходов на дорогах. Пассажиры. Общественный транспорт, краткая его характеристика, обеспечение безопасности пассажира в общественном транспорте. Водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедисты, правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.         

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних мероприятий.

Соблюдение мер пожарной безопасности в школе.

Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.). Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова.

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии, соблюдение мер безопасности при их использовании.

Соблюдение мер безопасности при пользовании различными инструментами при выполнении хозяйственных работ дома и при работе на приусадебном участке.

Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

Основные меры безопасного поведения человека на водоемах. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных, необорудованных местах; безопасное поведение на берегу водоемов во время отдыха. Меры предосторожности при движении по льду водоемов, состояние льда, признаки для безопасного передвижения по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Опасные ситуации социального характера (3 часа)

 Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (6 часов)

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Раздел 2. Основы здорового образа жизни

Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа)

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма. Рациональное питание. Гигиена питания.

Тема 6. Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)

Вредные привычки. Профилактика вредных привычек

Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (7 часов)

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, при отравлениях.

Учебно-тематический план 6 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на проектную деятельность учащихся

уроки

Лабора-торно-практи-ческие работы

контроль-ные работы

Р-1

Основы комплексной безопасности

25

1

1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

2

Активный отдых на природе и безопасность

5

3

Дальний  (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

4

Обеспечение безопасности при активном существовании человека в природной среде

4

5

Опасные ситуации в природных условиях

4

Р-2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

1

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

4

Р-3

Основы здорового образа жизни

5

1

7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

5

Резерв

1

Итого:

35

3

        Содержание.

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 часов)

Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Тема 3.        Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 часов)
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных при родных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Тема 4.        Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.(4 часа)

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Тема 5.        Опасные ситуации в природных условиях (4 часа)

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (4 часа)

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении; при укусах змей и насекомых.

          Раздел 2. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие (5 часов)

Профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

 

Учебно-тематический план 7 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на проектную деятельность учащихся

уроки

Лабора-торно-практи-ческие работы

контроль-ные работы

Р-1

Основы комплексной безопасности

16

1

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

4

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

2

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

4

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия

3

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

1

6

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения

3

7

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

1

8

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

3

9

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

1

Р-3

Основы здорового образа жизни

6

1

10

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

6

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

1

11

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Резерв

1

Итого :

35

4

Содержание.

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1.  Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 часов)

Природные явления, их общая характеристика. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия(4 часа)

Происхождение землетрясений. Очаг землетрясения. Основные параметры землетрясения. Последствия землетрясения. Меры, принимаемые по снижению потерь и ущерба от землятресений. Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землятресений.

Краткая характеристика и возможные последствия оползней, селей и обвалов. Меры по предупреждению оползней и обвалов и снижению ущерба от их последствий. Рекомендации населению по действиям при угрозе и в ходе оползней, селей и обвалов.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия(2 часа)

Возможные последствия при ураганах, бурях и смерчах. Меры, принимаемые по снижению ущерба от последствий ураганов, бурь и смерчей.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия(4 часа)

Основные понятия и классификация наводнений. Возможные последствия наводнений. Рекомендации населению при угрозе и во время наводнений.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия(3 часа)

Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Возможные последствия лесных и торфяных пожаров. Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, меры безопасности при их тушении. Правила безопасного поведения во время пожаров и защита от них.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 6. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения(3 часа)

Защита населения от последствий землетрясений, извержения вулканов, оползней.

Тема 7. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения(1 час)

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

 Тема 8. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения(3 часа)

Защита населения от последствий наводнений, селевых потоков, цунами.

Тема 9. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения(1 час)

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Тема 10. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека(6 часов)

Психологическая уравновешенность, Стресс и его влияние. Анатомо-физиологические особенности подростка. Формирование личности подростка, взаимоотношения в обществе.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях(4 часа)

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении, ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего.

Учебно-тематический план 8 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на проектную деятельность учащихся

уроки

Лабора-торно-практи-ческие работы

контроль-ные работы

Р-1

Основы комплексной безопасности

11

1

1

Пожарная безопасность

3

2

Безопасность на дорогах

3

3

Безопасность на водоемах

3

4

Экология и безопасность

2

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

1

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

9

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

Р-3

Основы здорового образа жизни

7

1

7

Здоровый образ жизни и его составляющие

7

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

1

8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Резерв

1

Итого:

35

4

Содержание.

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 2. Безопасность на дорогах (3 часа) 

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.(

Тема 3. Безопасность на водоемах (3часа)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время

года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Тема 4.        Экология и безопасность (2 часа)

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно

допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9 часов)

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно - опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 часов)

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Профилактика вредных привычек.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа)

Первая медицинская помощь при отравлении хлором.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Учебно-тематический план 9 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на проектную деятельность учащихся

уроки

Лабора-торно-практи-ческие работы

контроль-ные работы

Р-1

Основы комплексной безопасности

12

1

1

Национальная безопасность в современном мире

4

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

11

1

5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

6

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4

7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

Р-3

Основы здорового образа жизни

9

1

8

Основы здорового образа жизни

3

9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

1

11

Оказание первой медицинской помощи

2

Резерв

1

Итого:

35

4

Содержание.

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Национальная безопасность в современном мире (4 часа)

Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России (3 часа)

Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины и последствия.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3 часа)

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (2 часа)

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.

Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 часа)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (4 часа)

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Тема 8. Основы здорового образа жизни (3 часа)

Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

        Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3часа)

        Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества.

Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья(3 часа)

Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 11. Оказание первой медицинской помощи (2 часа)

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.)

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать

  1. основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  1. правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  1. способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия

Уметь

  1. действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  1. соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  1. оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  1. пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором,      ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской     аптечкой) и        средствами коллективной защиты;

  1. вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  1. действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  1. соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  1. пользования бытовыми приборами и инструментами;

  1. проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

  1. обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Список учебно-методической литературы.

  1. Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2010 г.         Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
  2. Интернет –источники:

http://www.uroki.net/

            http://www.obzh.ru/

http://www.school-obz.org/

http://www.metodichka.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...