Урок по ОБЖ в 5 классе на тему "Пожарная безопасность"
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему
Урок на тему "Пожарная безопасность" по УМК А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова. Основная цель урока - отработать последовательность действий в случае возникновения пожара. На уроке дети знакомятся с основными причинами пожара, с правилами пожарной безопасности и подручными средствами пожаротушения. Также обучающиемся учатся эвакуироваться из кабинета школы и правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока "пожарная безопасность" | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Мясищев Александр Григорьевич
МКОУ «Мало – Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Тема урока: «Пожарная безопасность».
Цель урока: Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с основными причинами пожаров;
- Познакомить с правилами пожарной безопасности;
- Познакомить с подручными средствами пожаротушения;
- Научить обучающихся правильно действовать в случае обнаружения пожара;
- Научить эвакуироваться из данного кабинета школы;
- Прививать элементарные навыки борьбы с огнем;
- Развивать внимание и мышление обучающихся.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного)
Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point; карточки с заданиями; стационарный телефон; мобильный телефон; телевизор; одеяло; цветочный горшок с землей; утюг; розетка, бутылка с водой.
Основные термины и понятия: пожар; пожарная охрана.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка пройденного материала.
- Новая тема.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Кто сегодня отсутствует? Садитесь, пожалуйста.
II. Проверка пройденного материала.
- Ребята, скажите, какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель)
- Правильно, сейчас мы с вами повторим некоторые определения, с которыми познакомились на прошлых уроках. У меня записаны несколько слов. Посмотрите и прочитайте их.
(Слайд 2)
Сейчас я вам буду задавать вопросы, ответом на которые является одно из этих выражений.
- Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)? (ПАССАЖИР)
- Как называют человека, который управляет каким – либо транспортным средством? (ВОДИТЕЛЬ)
- Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (ПЕШЕХОД)
- Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай
Но звоню я то и знай. (ВЕЛОСИПЕД)
- Как называют устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)
- Одно из немеханических транспортных средств. (ВЕЛОСИПЕД)
- Кого перевозит общественный транспорт? (ПАССАЖИР)
- Кто должен двигаться по загородной дороге навстречу транспортным средствам? (ПЕШЕХОД)
- На нем можно ездить, не имея водительского удостоверения, но соблюдая правила дорожного движения. (ВЕЛОСИПЕД)
- Как можно назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)
- Кому первому необходимо сообщить о возникновении пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ВОДИТЕЛЬ)
- Новая тема.
- Молодцы! Вы справились с моим заданием и вспомнили основные определения прошлых уроков. Скажите, какое слово из предложенных вы ни разу не употребили, отвечая на вопросы. (ПОЖАР)
- А как вы думаете, почему я его вам сюда записал? (Будем изучать пожары)
- Сегодня мы с вами не только узнаем, что называется пожаром, но и познакомимся с основными причинами пожаров, с правилами пожарной безопасности, с первичными средствами пожаротушения. Научимся правильно действовать в случае обнаружения пожара и эвакуироваться из данного кабинета школы. Итак, тема нашего урока «Пожарная безопасность». Откройте тетради и запишите тему урока.
(Слайд 3)
- Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.
(Слайд 4)
- Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?
- В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).
Давайте прочитаем и запишем определение пожара.
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.
(Слайд 5)
Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.
- Как вы думаете, почему? В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару. Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.
- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?
- Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого вспыхивает примерно каждый шестой пожар.
В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы покрываются тополиным пухом. Он проникает в окна чердаков, забивается в подвалы домов, сараи. Дети ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. Часто такие игры заканчиваются пожаром.
Не меньшую опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.
Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный окурок.
К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.
Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.
В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Вот основные из них:
- Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
- Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
- Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
- Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
- Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
- Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
- Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
- Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.
(Слайды 6,7)
- Ребята, эти правила пожарной безопасности у вас описаны в учебнике на странице 60. Дома вы их прочитаете, запомните и будете стараться их не нарушать.
IV. Практическая работа.
- А сейчас мы с вами, чтобы лучше запомнить правила пожарной безопасности, немного поиграем. Я вам буду показывать рисунок, на котором изображен пример несоблюдения правил пожарной безопасности. Вы внимательно смотрите на рисунок, а потом рассказываете, какие меры предосторожности не были соблюдены.
(Слайды 8,9,10,11,12)
- Молодцы, ребята. Помните всегда, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.
- Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить?
- В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану.
(Слайд 13)
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны. Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, осуществляет их тушение. Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.
В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.
(Слайд 14)
Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.
(Слайд 15)
Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
- У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды». Здесь есть две карточки: «диспетчер» и «очевидец пожара». Сейчас вы по парам вытяните карточку и вызовите пожарную команду, следуя указаниям.
- Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.
- Итак, мы научились вызывать пожарную команду. Ребята, если очаг возгорания небольшой, что нам необходимо делать?
- Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.
- Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
- Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки, загоревшийся электроприбор.
- Очаг возгорания можно тушить подручными средствами – водой, плотной мокрой тканью.
- Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.
- В лесу, парке возгорание можно потушить, засыпав землей или сырыми ветками.
Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара.
Карточки:
- Мама гладила вещи, ушла на работу и забыла выключить утюг. Вы обнаружили, что загорелось одеяло и начал гореть стол. Ваши действия?
- Младший брат (сестра) игрался со спичками. Начал гореть палас. Ваши действия?
- Вы смотрели телевизор, пропало изображение и из него пошел дым. Ваши действия?
- В лесу началась гореть сухая трава, образовался пожар. Ваши действия?
- Бабушка разжигала печь с помощью солярки, оставила бутылку с зажигательной смесью возле печи. Искра от пламени упала возле жидкости, и произошло возгорание. Ваши действия?
- Что вы будете делать, если от горящей конфорки газовой плиты загорелось полотенце?
- Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)
- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены?
При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:
- Определяются основные и запасные выходы;
- Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;
- Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;
- Приводятся в готовность средства пожаротушения.
- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть подвал. Мы выходим из кабинета, поворачиваем налево и поднимаемся по лестнице. Отходим от здания школы на безопасное расстояние.
V. Итог урока.
- Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что же такое пожар?
- Чтобы не допустить пожар, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Какие правила вы сегодня узнали и запомнили?
- По каким телефонам мы должны звонить, если стали очевидцем пожара? Что мы говорим диспетчеру?
- Сегодня мы с вами отработали на практике наши действия по тушению небольшого очага возгорания и узнали, что необходимо делать, если сработала система оповещения в нашей школе.
VI. Домашнее задание.
- Дома прочитайте в учебнике страницы 58-65, выучить определение пожара и правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 10 классе "Механика и безопасность дорожного движения"
Как побудить наших детей к уважительному отношению не только к себе и собственному благополучию, но и к сохранению жизни и здоровья окружающих их людей? Как заставить задуматься о необход...
Урок в 5 классе по основам безопасности жизнедеятельности "Безопасность в нестандартных ситуациях"
Урок «Безопасность в нестандартных ситуациях» завершает цикл уроков темы: «Личная безопасность в повседневной жизни». Он является уроком изучением новых знаний и способов действий. ...
Урок обществознания в 5 классе по ФГОС "Безопасность жизни"
Урок обществознания в 5 классе по ФГОС "Безопасность жизни"...
Урок информатики в 5 классе ФГОС. Техника безопасности
Материалы содержат:1. Технологическую карту урока (ВНИМАНИЕ: загадки в приложении 1 взяты с сайта другого преподавателя информатики, к сожалению, ссылка на метриалы затерялась)2. Презентацию на основе...
Урок ОБЖ в 8 классе по теме "Безопасность на дорогах"
Урок-путешествие по улицам города по ОБЖ в 8 классе по теме "безопасность на дорогах"...
Конспект урока по ОБЖ 6 класс "Обеспечение личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях"
Тема "Обеспечение личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях"...
Конспект урока ОБЖ в 11 классе Дорожно-транспортная безопасность.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся в области дорожного движения и сформировать у них убеждение в необходимости осознанного соблюдения ПДД всеми его участниками: пешеходами, пассажирами и во...