Методическая разработка урока "Бури, ураганы, смерчи".
методическая разработка по обж (7 класс) по теме

Зотина Наталия Александровна

 

 Данная методическая разработка поможет учителям ОБЖ познакомить учащихся с различными видами бурь, ураганом, смерчем и их последствиями по теме "ЧС метеорологического происхождения". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 13

г.Городца Нижегородской области

Конспект урока

по Основам безопасности жизнедеятельности

«Чрезвычайные ситуации

метеорологического характера»

Выполнила:

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ основной

общеобразовательной школы № 13

г.Городца Нижегородской области

 Зотина Наталия Александровна

2009 год

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации метеорологического характера»

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с различными видами бурь, ураганом, смерчем и их последствиями.

Задачи урока:

  1. проверить степень усвоения предыдущих уроков;
  2. рассказать учащимся о происхождение бурь, ураганов, смерчей;
  3. познакомить учащихся с классификацией бурь, ураганов, смерчей;
  4. рассказать о последствиях бурь, ураганов, смерчей;
  5. проверить степень усвоения пройденного материала.

Оснащение урока: кабинет ОБЖ, компьютер, проектор, диск с презентацией урока, телевизор, DVD-проигрыватель, фильмы «Идеальный шторм», «Послезавтра», дидактический материал (тесты), доклады учащихся.

Тип урока: традиционный.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.  (1 мин.)
  2. Опрос домашнего задания.  (4 мин.)

     Тесты по предыдущим пройденным темам (Приложение №1)

  1. Объяснение нового материала. (25 мин.)

     Тема сегодняшнего урока «Чрезвычайные ситуации метеорологического характера». Но сначала хотелось бы повторить: «Какие природные явления вы знаете?» (Геологические, гидрологические, биологические, космические, метеорологические)

Что относится к геологическим явлениям?  (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, снежные лавины)

Что относится к гидрологическим явлениям? (наводнения, сели, цунами)

Что относится к биологическим явлениям? (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии)

Что относится к космическим явлениям? (падение метеоритов, комет, астероидов)

Что относится к метеорологическим явлениям? (ураганы, бури, смерчи)

     Мы живем на дне сказочно прекрасного океана. Он велик и безбрежен. Это – раскинувшаяся над нами воздушная оболочка планеты – атмосфера. Воздушная оболочка Земли очень подвижна, непостоянна и изменчива. Мир невидимого воздушного океана никогда не знает покоя. Бури, ураганы, смерчи являются частыми гостями.

Буря – это ветер, скорость которого колеблется от 62 до 105 км/ч (свыше 20 м/с).

Ураган – это ветер, скорость которого составляет более 115 км/ч (32 м/с).

Смерч (торнадо) – это столб с изогнутой осью вращение воздуха против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с.

Ребята, а что объединяет все эти природные явления?  (Ветер)

Как образуется ветер?

     Ветер – горизонтальное перемещение воздуха параллельно земной поверхности. Он возникает в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направлено из зоны высокого давления в зону низкого давления.

     Действие ветра можно сравнить с рекой. Она течет из более высоких мест в низкие – с гор на равнины. Подобно реке воздух течет из районов с высоким атмосферным давлением туда, где оно ниже. И чем значительнее разность давления, тем большей скорость обладает ветер.

     Погода на земном шаре в сильной степени зависит от присутствия гигантских атмосферных вихрей-циклонов и антициклонов. Антициклонам характерна ясная малооблачная погода. А при циклонах наблюдаются восходящие потоки воздуха, при этом образуется мощная облачность, и часто выпадают осадки.

     Строение циклонов одинаково. Центральную их часть со слабой облачностью и слабыми ветрами называют «глазом бури» - это зона покоя в центральной части урагана. Выразительное описание глаза урагана дает очевидец, пролетевший через тайфун на самолете метеослужбы – французский журналист Молэн, автор книги «Охотники за тайфунами».

     «Мы летим на высоте 3 км в колодце диаметром 22 км, в котором плавает несколько перистых облаков, мирных, как игрушки. Стены этого колодца представляет недвижимая буря, удерживаемая таинственной причиной. Она наполнена кипящими облаками, охваченными жесточайшими конвульсиям. Когда самолет кренится на виражах, глаза поднимаются к верхушке стены, это гигантская бездна, это крупное отверстие, которое и заставило назвать все явление «глазом бури»»

     Внешнюю часть, в которой наблюдаются скорости вращения воздушных масс, называют стеной циклона.

     Для того чтобы зрительно по движению воздуха оценить действие силы ветра, существует шкала Бофорта, названная так по имени английского адмирала Френсиса Бофорта, который изобрел её в 1806 году. Удобство шкалы в том, что она позволяет, по описанным в ней признакам довольно точно определить без приборов скорость ветра.

0 баллов – Зеркально-гладкое море, дым поднимается вертикально. (0-0,2 м/с)

1-2 балла – Рябь, короткие волны, направление ветра заметно по отклонению дыма, движение ветра ощущается лицом, шевелят листья. (0,3-3,3 м/с)

3-4 балла – Хорошо выраженные удлиненные волны, видны белые барашки, ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев. (3,4-7,9 м/с)

5-6 баллов – Начинают образовываться крупные волны, белые пенистые гребни, качаются стволы деревьев. (8-13,8 м/с)

7-8 баллов – Волны громоздятся, по краям гребней начинают взлетать брызги, против ветра идти трудно, ветер ломает сучья деревьев. (13,9-20,7 м/с)

9-10 баллов – Высокие волны, поверхность моря белая от пены, сильный грохот волн подобен ударам, значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. (20,8-24,4 м/с)

11-12 баллов – Видимость плохая, воздух наполнен пеной и брызгами, очень высокие волны, большие разрушения. (28,5-32,7 и более м/с)

Классификация ураганов

     Разрушения, причиняемые ураганом, зависят от размеров его энергии.

     «Ураган вызывает повреждения построек, коммуникаций, в частности обрывы линий электропередачи. Такой ураган был в Москве в июне 1998 года, при котором погибло 9 человек.

     Сведения об очень сильных ураганах, случившихся в далеком прошлом, дошли до нашего времени.

     Летом 492 года до нашей эры у берегов Греции ураган разметал и утопил 300 кораблей из военной флотилии, посланной персидским царем Дарием для завоевания этой страны.

     Летом 1281 года полчища монголов пытались вторгнуться в Японию. Но сильный ураган потопил и разметал по морю корабли монголов. Погибло очень много воинов.

     И сегодня, как и много веков назад, люди почти беззащитны перед ураганами.

     Самая разрушительная катастрофа произошла в 1970 году в Бангладеш. В один миг 10-ти метровая волна «убила» четверть миллиона человек (250 тысяч). Изуродованный стихией район оказался отрезанным от остального  мира. Начались эпидемии. От холеры в день умирало по несколько тысяч человек. Общий итог трагедии составил более 300 000 смертей».

Классификация бурь

Бури бывают:

  1. Шквальные – характеризуются внезапным началом, таким же быстрым окончанием, незначительной продолжительностью действия и огромной разрушительной силой. Возникают как на море, так и на суше.
  2. Пыльные (песчаные) – сопровождаются переносом большого количества частиц почвы и песка. Они возникают в пустынях, полупустынях, распаханных степях, в основном летом.
  3. Снежные – характеризуются значительной скоростью ветра, что способствует зимой перемещению по воздуху огромных масс снега.
  4. Беспыльные – характеризуются отсутствием вовлечения пыли в воздух, меньшими масштабами разрушений и ущерба. Однако по пути могут образоваться в пыльную или снежную бурю.

     «В воздухе стало нестерпимо душно. Покрывшись плащами с головой, прижавшись к земле и верблюдам, люди задыхались. Сердце страшно стучало, голова болела, а в груди не хватало воздуха, и мне казалось, что еще час – и страшная медленная смерть удушения песком неизбежна…» - это описывал русский путешественник Елисеев.

     Мельчайшая пыль забивает горло, слепит глаза, пробирается под одежду. Ветер налетает неожиданно, высокая темная стена, надвигаясь с севера, гасит солнце, обрушивает на поселения лавины песка из пыли. Там, где прошли пыльные бури, растения блекнут, засыхают и погибают, «Сжигающие без огня» - так прозвали люди эти злобные ветры».

Классификация смерчей

     Смерч представляет собой сильный маломасштабный атмосферный вихрь (диаметром до 1000 метров), в котором воздух вращается против часовой стрелки со скоростью 100 м/с. Смерч почти всегда хорошо виден, и при его подходе слышен оглушительный гул. Средняя скорость перемещения составляет 50-70 км/ч. Смерчи бывают во всех районах земного шара.

Невидимые – сопровождаются вовлечением в движение только частиц воздуха, и их воронка не касается земли.

Водяные – при движении внутрь вовлекается большое количество воды.

Огненные – массовое выделение тепла в результате вулканических извержений, пожаров, взрывов.

Малые смерчи короткого действия – проходят незначительную длину пути до 1 км, но обладаю большой разрушительной силой.

Малые смерчи длительного действия – обладают меньшей разрушительной силой, но большей длиной пути - до нескольких километров.

Смерчи – ураганные вихри – обладают большим пространственным воздействие, до нескольких десятков километров, и значительной разрушительной силой.

     «Удивительный и единственный в своем роде случай произошел осенью 1920 года в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом: в одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной, обычно шли занятия.

     Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой-то шум. Дети испугались, бросились к учительнице, тесно прижались к ней. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался черный вихрь. А затем случилось необыкновенное: все поднялось в воздух и полетело.

     Потом учительница рассказывала: «Как будто невидимые крюки подняли меня, детей и весь класс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне страшно, и я потеряла сознание…»

     Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все тринадцать детей погибли…»

     В газетах и по телевидению нередко встречаются сообщения о трагедиях, разыгравшиеся в результате разбушевавшегося воздушного океана. Ураганы, бури, смерчи – это опасные явления природы, причиняющие немало бед человеку.

В истории человечества можно найти много примеров того, как по воле ветра и воды оказывались опустошенными обширные районы земного шара. При этом число жертв достигало сотен и тысяч человек.

Последствия ураганов, бурь, смерчей

  1. Пожары.
  2. Ущерб сельскому хозяйству.
  3. Гибель и травматизм людей.
  4. Разрушение приморских строений.
  5. Нанесений ущерба транспорту.
  6. Разрушение строений.
  7. Возникновение наводнений.
  8. Нанесение ущерба природной среде.

  1. Просмотр фильмов «Идеальный шторм», «Послезавтра». (10 мин)
  2. Закрепление пройденного материала. (4 мин.)

Учащимся раздается дидактический материал в виде тестов.  (Приложение №2)

  1. Подведение итогов урока. (1 мин.)

Доклад 1

     «Ураган вызывает повреждения построек, коммуникаций, в частности обрывы линий электропередачи. Такой ураган был в Москве в июне 1998 года, при котором погибло 9 человек.

     Сведения об очень сильных ураганах, случившихся в далеком прошлом, дошли до нашего времени.

     Летом 492 года до нашей эры у берегов Греции ураган разметал и утопил 300 кораблей из военной флотилии, посланной персидским царем Дарием для завоевания этой страны.

     Летом 1281 года полчища монголов пытались вторгнуться в Японию. Но сильный ураган потопил и разметал по морю корабли монголов. Погибло очень много воинов.

     И сегодня, как и много веков назад, люди почти беззащитны перед ураганами.

     Самая разрушительная катастрофа произошла в 1970 году в Бангладеш. В один миг 10-ти метровая волна «убила» четверть миллиона человек (250 тысяч). Изуродованный стихией район оказался отрезанным от остального  мира. Начались эпидемии. От холеры в день умирало по несколько тысяч человек. Общий итог трагедии составил более 300 000 смертей».

Доклад 2

     «В воздухе стало нестерпимо душно. Покрывшись плащами с головой, прижавшись к земле и верблюдам, люди задыхались. Сердце страшно стучало, голова болела, а в груди не хватало воздуха, и мне казалось, что еще час – и страшная медленная смерть удушения песком неизбежна…» - это описывал русский путешественник Елисеев.

     Мельчайшая пыль забивает горло, слепит глаза, пробирается под одежду. Ветер налетает неожиданно, высокая темная стена, надвигаясь с севера, гасит солнце, обрушивает на поселения лавины песка из пыли. Там, где прошли пыльные бури, растения блекнут, засыхают и погибают, «Сжигающие без огня» - так прозвали люди эти злобные ветры».

Доклад 3

     «Удивительный и единственный в своем роде случай произошел осенью 1920 года в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом: в одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной, обычно шли занятия.

     Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой-то шум. Дети испугались, бросились к учительнице, тесно прижались к ней. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался черный вихрь. А затем случилось необыкновенное: все поднялось в воздух и полетело.

     Потом учительница рассказывала: «Как будто невидимые крюки подняли меня, детей и весь класс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне страшно, и я потеряла сознание…»

     Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все тринадцать детей погибли…»

Приложение №1

"Землетрясения, вулканы, оползни, обвалы, сели"

1. Что такое землетрясение? Укажите правильный ответ.

*a. подземные удары и колебания поверхности Земли;

b. область возникновения подземного удара;

c. проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.

2. "Палящая туча" - это:

a. тучи пепла, поднимающиеся на большую высоту;

b. тучи раскаленного газа под большим давлением, исходящие из жерла вулкана;

*c. тучи раскаленного газа и пепла, удерживающиеся у самой поверхности земли;

d. тучи раскаленного газа и пепла, поднимающиеся на высоту до 75 км.

3. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:

a. укрытия в специально оборудованных убежищах;

*b. эвакуация;

c. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

4. Горный поток, состоящий из смеси воды и горных пород называется:

a. Обвалом;

*b. Селем;

c. Оползнем;

d. Лавиной.

5. Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор называется:

a. Снежной бурей;

b. Селем;

c. Обвалом;

*d. Лавиной.

6. Отрыв и катастрофическое отделение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах это:

a. Камнепад;

b. Оползень;

*c. Обвал.

Приложение №2

Бури, ураганы, смерчи

  1. Укажите, кто из ученых создал шкалу силы ветра:

а)  Рихтер;

б)  Ломоносов;

*в)  Бофорт;

г)  Менделеев.

  1. Область пониженного давления в атмосфере это:

а)  смерч;

*б)  циклон;

в)  буря;

г)  тайфун.

  1. Ветер разрушительной силы, скорость которого превышает 32 м/с, это:

а)  шторм;

б)  торнадо;

*в)  ураган.

  1. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает выше 20 м/с, это:

а)  вьюга;

*б)  буря;

в)  шторм;

г)  торнадо.

  1. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, это:

а)  ураган;

б)  буря;

в)  циклон;

*г)  смерч.

  1. Перед вами набор бытовых приборов:

а)  утюг;

б)  газовая плита;

в)  телевизор;

*г)  пылесос;

д)  холодильник.

Принцип работы одного из них напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...