Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту"
план-конспект урока по обж по теме

Коваленко Андрей Владимирович

Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_voennaya_sluzhba_po_kontraktu.docx214.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока ОБЖ в 11 кл. по теме:

«Военная служба по контракту»

Эпиграф к уроку:

Не полюбивши долга,  нельзя его исполнить.

                                                             И.А. Гончаров.

Цель урока: Выявить какое значение имеет военная служба по контракту для ВС РФ

Задачи   урока:      

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «контрактная служба», условиями ее прохождения, с требованиями, предъявляемыми к гражданам, поступающим на военную службу по контракту;
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение выделять главное, развивать навыки работы с разными источниками; умение вести диалог, чётко формулировать свои мысли;
  3. Воспитательная:  сформировать у учащихся уважительное отношение к профессии военного, позитивный настрой по отношению к службе по контракту, желание посвятить свою жизнь  с военной профессии.

Тип урока: Объяснительно-поисковый.

Основные       дидактические       методы:       Метод       междисциплинарного взаимодействия, словесный и наглядный.

Учебно-методический комплекс:

  1. А.Т.   Смирнов,   Б.И.   Мишин,  В.А.  Васнев  «Основы  безопасности   и жизнедеятельности»,    Москва,  Просвещение,  2001 г.

Оборудование: учебники, рабочие тетради,  компьютер,  проектор.

Место проведения: кабинет ОБЖ

Время: 10.00-10.45

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка темы и целей урока
  3. Повторение пройденного материала
  4. Новый материал
  5. Закрепление
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1.  Постановка темы и целей урока.

        Тема нашего урока: «Прохождение военной службы по контракту». Многие из вас могут сказать, что этот вопрос их не интересует в принципе, т.к. свой жизненный путь вы собираетесь связать с другими профессиями. Но я надеюсь, что наш урок раскроет перед вами совершенно новые стороны профессии военного, заставит призадуматься – а правильно ли я сделал свой профессиональный выбор? Узнав побольше о военной службе по контракту, кто-то из вас, возможно, выберет для себя именно этот путь. Но даже для тех, кто останется верен прежнему своему выбору, урок будет полезен с точки зрения приобретения второй специальности, а также с точки зрения моральной подготовки к выполнению священного долга перед Родиной – несения службы по призыву.

  1. Повторение пройденного материала

Каждый военнослужащий проходит военную службу в определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание, значит  должен хорошо разбираться в воинских званиях. Поэтому вам предлагается сейчас вспомнить воинские звания и знаки различия военнослужащих, для этого необходимо разгадать кроссворд. Заполнив кроссворд, узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова

Кроссворд «Воинские звания и знаки различия военнослужащих»

  1. Знак различия, символ воинской чести военнослужащих, носимый на плечах и указывающий на воинское звание и принадлежность к роду войск.

  1. В ВМФ – старшина 1-й статьи, а в Российской Армии - ……?

  1. В 1631 г. это воинское звание пришло на смену званиям «воевода» и «полковой голова». Теперь это самое высокое звание старшего офицерского состава.

  1. Воинское звание, введённое в России Петром I в 1716 г. Получить его было не просто. С 1940 г. им отмечали лучшего воина, проявившего мужество в бою или достигшего высоких показателей в боевой и политической подготовке.

  1. Это воинское звание имеет второе значение: должностное лицо в роте, отвечающее за правильное несение службы личным составом и порядок в подразделении.

  1. Впервые это звание утверждено Петром I при создании регулярной армии и являлось первым младшим офицерским чином и присваивалось тем, кто назначался знаменосцем.

  1. Сначала так называлась хозяйственная должность помощника командира полка, а потом это слово стало обозначать и воинский чин. Это звание в Советской Армии установлено в 1939 г.

  1. Слово латинского происхождения, означающее «общий», «главный». В Советской Армии это звание было установлено 7 мая 1940 г. взамен существующих тогда званий «комбриг», «комдив», «командарм».

  1. Звание высшего офицерского состава в Военно-Морском Флоте.

  1. Самое низкое воинское звание военнослужащего в Военно-Морском флоте.

  1. Звание, введённое Петром I на заре зарождения русского флота. В переводе на русский язык означает «корабельный человек». Его присваивали гардемаринам, успешно окончившим морской кадетский корпус.

  1. Слово латинского происхождения, означающее – большой, старший. В России это воинское звание появилось в 1711 г. сначала для штаб-офицеров линейных частей. Позднее  стало присваиваться командирам батальонов.

  1. Повседневный и парадный головной убор, цвет околыша и кантов которого отличает рода войск, в котором служит солдат или офицер.

  1. Самый старый головной убор, одна из разновидностей боевых шлемов, предохраняющий голову от мелких осколков, частично от пуль, а также от ударов холодным оружием.

Заполнив кроссворд, узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова

(Ответы по порядку: погон, сержант, полковник, ефрейтор, старшина, прапорщик, подполковник, генерал, адмирал, матрос, мичман, майор, фуражка, каска)

  1. Изучение нового материала.

Современное развитие армии и флота, совершенствование оружия и боевой техники, сокращение сроков ее освоения военнослужащими, проходящими службу по призыву, вызывают необходимость укомплектования  ряда должностей квалифицированными специалистами из числа солдат, матросов, сержантов и старшин. Такое укомплектование может осуществляться за счет поступления граждан на военную службу по контракту. (слайд № 1)

- О том, что собой представляют армии других стран мы узнаем из сообщения, которое подготовила ___________________

 (сообщение учащегося)

Армии других стран

На сегодняшний день только два государства на земле – Исландия и Коста-Рика – не имеют собственных армий. В этих странах существует только полиция, которая выполняет функции пограничных войск. Швейцария, единственная в мире страна, имеет по традиции милиционную армию, отличающуюся от традиционной тем, что она формируется в тот момент, когда возникает необходимость в защите интересов государства. Армии на добровольной, контрактной основе в чистом виде имеют следующие страны НАТО: США, Великобритания, Франция, Канада, Люксембург; 2 из 19 нейтральных стран Европы: Ирландия, Мальта; 8 из 23 стран Ближнего Востока и Северной Африки; 19 из 38 африканских стран южнее Сахары; 14 из 26 стран Азии и Австралии; 11 из 26 стран Америки и Карибского бассейна. (Слайд № 2)

- Как вы думаете в чем преимущество профессиональной армии над армией, где солдатские и сержантские должности комплектуются в основном по призыву?

Без сомнения, профессиональная армия, укомплектованная добровольцами, имеет целый ряд преимуществ. Более длительные, чем продолжительность действительной военной службы, сроки контракта способствуют повышению качества профессиональной подготовки личного состава.

Мобильное боевое ядро Российских вооруженных Сил планируется создать в первую очередь из контрактников-профессионалов. К тому же военный выбор уже сам по себе предполагает повышение личной ответственности военнослужащего в пределах его должностного предназначения. 

- В чем же главное отличие военной службы по контракту от службы по призыву?

Военная служба по контракту – это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны РФ, где обязуется проходить военную службу на определенных условиях. (Слайд № 3). 

В контракте закрепляются:

  1. добровольность поступления на военную службу;
  2. срок в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу;
  3. условия контракта.

Условия контракта включают в себя:

  1. обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного срока;
  2. добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих;
  3. право гражданина на соблюдение собственных прав и прав членов его семьи, включая получение установленные льгот, гарантий и компенсаций

Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

     Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», а также в иных случаях, установленных

федеральными законами.

- Что же собой представляет современный воин-контрактник? Об этом нам расскажет ______________(сообщение учащегося)

Что же представляет собой современный воин-контрактник?

Сегодня, согласно социологическому исследованию, проведенному Минобороны РФ, среднестатистический военнослужащий-контрактник - это молодой человек 26-32 лет, имеющий среднее специальное образование, выходец из семьи рабочих или житель сельской местности.

70 % из них ранее служили в армии, остальные перешли на контрактную службу со службы по призыву, 57 % до службы работали и имеют профессиональный опыт. Половина – люди семейные, имеющие среднее и среднее специальное образование. Значительная часть (68 %) – работники промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Многие из них принадлежат к малообеспеченным слоям населения. Их прежде всего привлекает стабильная заработная плата, возможность получить через определенной время жилье, установленные законом льготы, бесплатное питание, обмундирование и медицинское обслуживание. Более ранний, чем на «гражданке», выход на пенсию и т.д.

Но определенная часть контрактников – это люди, которых побуждают к военной службе иные нравственные установки: убежденность в высокой социальной значимости выполнения воинского долга, желание испытать свои силы в экстремальных условиях, патриотический настрой.  Важно и то, что во время службы по контракту можно приобрести твердые навыки организаторской и трудовой деятельности, а нередко и дефицитную специальность.

Существует определенный порядок поступления граждан на военную службу по контракту. Каков он сейчас мы и постараемся это выяснить.

- У вас на столах есть выдержки из закона «О воинской обязанности и военной службе», найдите пожалуйста в них и назовите какие категории граждан имеют право заключить контракт с Министерством Обороны РФ.  

(Слайд № 4)

Законом «О воинской обязанности и военной службе» определено, что контракт на прохождение военной службы имеют право заключать:

  1. Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
  2. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, окончившие до призыва на военную службу образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3 месяцев;
  3. граждане, пребывающие в запасе;
  1. граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  2. граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
  3. другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

- Одну треть всех проходящих службу по контракту на сегодняшний день составляют женщины, поэтому сейчас выступит ______________ с сообщением о женщинах в нашей армии.

Женщины в нашей армии

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия.

( Слайд № 5)

Социально-экономическая ситуация в России стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом частей и подразделений. Кроме того, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, медицинское обслуживание, обмундирование и ежегодный оплачиваемый отпуск, различные социальные гарантии, компенсации и денежные надбавки - все это привлекает женщин в армию.(слайд № 6)

В Вооруженных силах Российской Федерации на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов проходят службу более 22,5 тысяч военнослужащих-женщин, (Слайд № 7) еще 38,4 тысячи женщин проходят службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. (Слайд № 8)

При этом, около 2400 женщин служат в должности офицеров, а старшие офицерские посты занимают более 1000 представительниц прекрасного пола, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на управление пресс-службы и информации Минобороны РФ. (Слайд № 9)

Всего в Вооруженных силах насчитывается 30 женщин - полковников, 340  - подполковников, 640 - майоров, 670 - капитанов, 470 - старших лейтенантов, 240 - лейтенантов и 10 - младших лейтенантов, говорится в сообщении.

Офицеры  - женщины проходят службу в основном на должностях медицинских специальностей, в войсках связи, в финансовой службе и в службе военного перевода. Более половины женщин - офицеров имеют военную подготовку. Большинство женщин служат в Сухопутных войсках, ВВС и РВСН. (Слайд № 10)

Около 700 женщин принимали участие в боевых действиях и вооруженных конфликтах. На должностях гражданского персонала в структурах Минобороны трудится более 500 тысяч женщин. 

 (слайд № 11)

Первый контракт на прохождение военной службы можно заключать в возрасте от 18 до 40 лет, иностранным гражданам от 18 до 30 лет.

Первый контракт о прохождении военной службы заключается:

  1. с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на три года; с иностранным гражданином - на пять лет;
  2.  с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, за исключением граждан, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, - на пять лет;
  3. с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования по образовательной программе высшего профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания;
  4. с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования по образовательной программе среднего профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и три года военной службы после его окончания, а в случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания;
  5. с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и поступающим непосредственно после окончания указанного образовательного учреждения на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - на три года или пять лет.

С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, может быть заключен первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года.

С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, не ранее чем за один месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок от шести месяцев до одного года .

Новый контракт может быть заключен на срок 3, 5 и 10 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих – воинскими частями.

(ролевая игра, участники которой военный комиссар, медработник, кандидат на поступление на военную службу по контракту) 

УЧИТЕЛЬ: Далее на нашем уроке – консультационный раздел, в котором вы можете получить исчерпывающую информацию по вопросам, связанным с правилами, условиями  поступления на военную службу по контракту. На ваши вопросы ответят: военный комиссар и медработник.

 Вопрос: Если я решу поступить на военную службу по контракту, каков должен быть порядок  моих действий?

Военный комиссар: 

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военкомат, где он состоит на воинском учете, если не состоит на учете – в военкомат по месту жительства или непосредственно в воинскую часть.

Если этот гражданин является военнослужащим, то он падает рапорт о желании поступить на военную службу по контракту.

Вопрос: Могут ли мне отказать, если я изъявлю желание служить по контракту?

Военный комиссар:

Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

  1. отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной

им военно-учетной специальности;

  1. решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
  2. решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным

настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

        В случае отказа гражданин имеет право обжаловать данное решение в вышестоящем органе, прокуратуре или суде.

Учитель: К желающим заключить первый контракт предъявляется целый ряд требований. Прежде всего граждане должны соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. С этой целью проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору. О которых нам расскажет мед. работник.

Мед. работник:

(Слайд № 12) Годными к поступлению на военную службу по контракту признаются граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория «А») или годны к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»).

Слайд № 13) По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности.

Рекомендуется в первую очередь – 1 категория;

Рекомендуется- вторая категория – 2 категория;

Рекомендуется условно – 3 категория;

Не рекомендуется – 4 категория.

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального отбора к 4 категории профессиональной пригодности.

Общими требованиями, кроме перечисленных выше, является наличие, как минимум, общего среднего образования.

Учитель:

В Вооруженных силах РФ в настоящее время определен ряд воинских должностей, которые могут комплектоваться солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту. Потребность контрактников особенно велика на должностях, определяющих уровень боеготовности частей и подразделений. Прежде всего это младшие командиры, специалисты по обслуживанию оружия и техники. Женщины приглашаются на должности телефонисток и радиотелеграфисток, планшетисток, медицинских работников и др.

Ряд из этих должностей  по видам вооруженных сил приведен на экране. (Слайд № 14, 15, 16)

- В чем же привлекательность военной службы по контракту?

 (слайд № 17)

Все заключившие контракт имеют право на:

  1. служебную жилую площадь на первые 5 лет службы, а затем благоустроенное жилье в порядке очереди;
  2. ежемесячное денежное довольствие, а также систему дополнительных вознаграждений и выплат за выслугу лет, классность, службу в отдаленных районах и особые условия места службы; при заключении контракта, при убытии к новому месту службы и при увольнении из ВС (с 2012 г. эта сумма должна быть не менее 35 тыс. рублей, как заявил начальник Генерального штаба).
  3. бесплатные ежемесячный продовольственный паек, вещевое довольствие, медицинское обслуживание;
  4. льготное санаторно-курортное обслуживание, ежегодный отпуск от 30 до 45 суток (в зависимости от выслуги лет) с бесплатным проездом отпускника и членов семьи в оба конца;
  5. возможность выхода на пенсию после 20 лет выслуги;
  6. ряд существенных льгот по налоговому обложению, государственному страхованию, проезду железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом.

(Слайд № 18-20)

Вернёмся к той мысли, с которой мы начинали сегодняшний урок: ваше профессиональное самоопределение. Всем предлагается поучаствовать в экспресс – опросе «Как я отношусь к возможности поступить на военную службу по контракту? Какие вижу в этом «плюсы»? Какие «минусы»?». На маленьких листочках бумаги вы должны написать своё мнение по этому поводу и наклеить на наш большой опросный лист: справа – положительные аргументы, слева – отрицательные. При желании свои комментарии можно озвучить при подведении итога урока.

 Какие основные выводы по теме урока вы можете сделать? (Итог подводят ребята):

  1. На сегодняшний день профессия военного – востребована обществом, государством.
  2. Профессия военного была и остаётся настоящей мужской профессией. Избравший для себя этот профессиональный путь – человек с высоким чувством долга. Этот человек достоин самого высокого уважения.
  3. Государство заботится о своих защитниках, делает профессию военного максимально привлекательной с финансовой точки зрения, предоставляет военным всевозможные льготы.
  4. Профессия военного достаточно популярна среди молодёжи.

(Слайд № 21)

(демонстрируются фотографии учеников  школы – курсантов военных вузов).

Возможно, вскоре их ряды сможет пополнить и кто-то из нас.

Учитель: Государство всегда нуждалось и всегда будет нуждаться в профессиональных военных. Пока существует государство, будет существовать армия, поэтому профессия военного всегда будет востребована.

Выставление оценок, д/з. 4.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Служба спасения"

План-конспект открытого урока по английскому языку разработан для проведения во 2 классе по программе Enjoy English М.З. Биболетовой и проверен на практике....

Конспект урока по теме "Военная служба по контракту"

На уроке используются технологии обучения: информационно-коммуникационные; игровые; дифференцированные методы обучения....

Конспект занятия ОБЖ, 1курс Тема: «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России».

Конспект занятия ОБЖ, 1курсТема: «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России». ...