Конспект занятия ОБЖ, 1курс Тема: «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России».
план-конспект урока по обж (10 класс)

Жданков Владимир Германович

Конспект занятия ОБЖ, 1курс

Тема: «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_obzh_1kurs.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель-организатор ОБЖ Жданков В.Г.

Конспект занятия ОБЖ, 1курс

Тема: «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России». (Урок интеграции знаний по ОБЖ, истории, литературе.)

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

- закрепить знания по теме «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – законы воинской жизни»

- познакомить учащихся с историей возникновения Военной присяги на Руси, в Российской Империи, в СССР и в Российской Федерации

- изучить текст военной присяги

- понять смысл и значение Военной присяги для военнослужащих.

- познакомить учащихся с ритуалом приведения к присяге

Ход урока:

I. Организационный момент:

- эмоциональный настрой

• приветствие,

 • определение отсутствующих,

 • проверка готовности учащихся к уроку);

- знакомство с ходом урока.

II. Проверка домашнего задания:

5-6 обучающихся выполняют работу на карточках:

• Проверочная работа по теме «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – законы воинской жизни».

1.Назовите нормативно–правовые акты (общее название), регламентирующиежизнедеятельностьвоинского подразделения

2.Дополните фразу: «Нормативно–правовые акты, имеющие силу законов, регламентирующие жизнь, быт,повседневную деятельность и взаимоотношения военнослужащих, называются ___________»

3. Приведите названия основных общевойсковых уставов.

4.Укажите, кем и когда утверждены ныне действующие общевойсковые уставы.

5.Дополните фразу: «Общие права, обязанности и характер взаимоотношений военнослужащих, обязанностидолжностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка регламентирует ______________»

6. Укажите, распространяется ли действие Устава внутренней службы на Военно-Морской Флот, ответобоснуйте.

7. Назовите устав, который регламентирует общие права, обязанности и характер взаимоотношений в  подразделенияхВоенно–Морского Флота.

8. Дополните фразу: «Сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению регламентирует __________»

9. Назовите вид устава, который регламентирует:

        а) порядок несения гарнизонной и караульной служб;

        б) характер строевой подготовки;  

        в) особенности внутренней службы в подразделениях ВМФ РФ.

10.Назовите общевоинский устав, регламентирующий особенности поощрений и наказаний военнослужащих

Вопросы для фронтальной беседы

а) Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируется уставами. На какие два вида они подразделяются?

(Ответ: уставы подразделяются на боевые и общевоинские.)

б) Перечислите общевоинские уставы.

(Ответ:

•Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ,

• Дисциплинарный устав Вооружённых Сил РФ,

• Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил РФ,

• Строевой устав Вооружённых Сил РФ.)

в) Кем и когда утвержденыустав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной и караульной служб?

(Ответ: утверждены Указом президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ 14 декабря 1993 года.)

г) Кем и когда введён в действие строевой устав Вооружённых Сил?

(Ответ: строевой устав Вооружённых Сил введён в действие приказом министра обороны РФ 15 декабря 1993 года.)

III. Изучение нового материала:

        

        На предыдущем уроке мы познакомились с содержанием общевоинских уставов, которые определяют положение и поведение воина в любой ситуации.Воин Российской армии всегда должен быть мужественным, честным, всегда исполнять свой воинский долг. Все это изложено в коротком по объему, но очень богатом по смыслу тексте– Воинская присяга. Тема сегодняшнего урока: «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России».

        - Вы, наверное, помните известный плакат 1941 года «Родина-мать зовёт!» (художник И. Тоидзе)? Что находится в руках женщины, символизирующей Родину?»(Демонстрируется плакат «Родина-мать зовёт!»)

        - Почему именно текст военной присяги изображён на этом плакате?..

        -Таким образом, художник наглядно показал огромное значение торжественной клятвы в деле защиты Отечества. Образ Родины-матери с Военной присягой в руках олицетворяет наказ Отчизны каждому гражданину страны, встающему на его защиту, самоотверженно выполнять свой воинский долг.

Найдите ребята в учебнике определение, что же такое Военная присяга и запишите себе в тетрадь (поиск определения и запись в тетрадь)

        

А)  История Военной присяги в России.(показ презентации)

        Первое упоминание о присяге относится к IX веку. Называлось такое торжественное обязательство крестоцелованием, проводилось в торжественной обстановке с приглашением священнослужителя, так как знамёна в то время заменяли хоругви с изображениями святых и крестами на них. При Петре I этот обряд приносили при распущенном знамени, при полку. Торжественность обряда усиливалась тем, что присягающий должен был произносить текст присяги не только в присутствии своих сослуживцев и командиров, но и священников. При этом левая рука его лежала на Евангелии, а правую он поднимал вверх. Кроме того, после присягания военнослужащий расписывался в «Присяжных листах».

В этом виде ритуал присяги сохранился до 1917 года. Смена его произошла со сменой политического строя в России.

Б) Ритуал присяги.

Давайте посмотрим видеофрагмент принятия Военной присяги. Смотрите внимательно, чтобы потом ответить на некоторые вопросы.

Демонстрация видеофрагмента.

Посмотрите на вопросы на экране. Из того, что вы увидели, в тексте учебника, в материалах на нетбуках к сегодняшнему уроку, найдите и запишите в тетрадь ответы на вопросы (поиск ответов и запись в тетрадь)

1.В каком документе изложен порядок приведения к присяге?

2.Какие воинские атрибуты, формы одежды, состав подразделений должен быть во время приведения к присяге?

3.Каково содержание речи командира и какие команды и приказы отдаются при приведение к присяге?

4.Какие действия совершает военнослужащий, принимающий присягу.

5.Чем заканчивается ритуал принятия военной присяги.

У учащихся в тетрадях записипоследовательно описывающие ритуал принятия Военной присяги:

1. Ритуал принятия Военной присяги изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.Воинская часть при Боевом Знамени и

Государственном флаге Российской Федерации, с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием.

3.Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почётной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведённых к Военной присяге на верность своему Отечеству. Звучит команда «Вольно» и приказ командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге

4.Военнослужащих поочерёдно вызывают из строя. Каждый военнослужащий читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на своё место в строю.

5. По окончании церемонии приведения к Военной присяге командир воинской части поздравляет солдат с приведением к Военной присяге, а всю часть - с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.

Учащимся раздаются памятки с текстом и ритуалом присяги. По этим памяткам проводится работа с текстом присяги.

В)Текст Военной присяги.

Текст ныне действующей Военной присяги утверждён Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года.

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Фронтальная беседа по тексту присяги. Вызывающая ответы на вопросы:

Почему военнослужащий обязан:

  1. соблюдать Конституцию?
  2. выполнять требования уставов?
  3. выполнять приказы командиров?
  4. как военнослужащий должен действовать в военной обстановке?

Учащиеся дают ответы на вопросы

В)Роль присяги в военной службе.

        Какова же роль присяги в воинской службе? Наверное, каждый гражданин России задумывался над этим. Ведь это событие не обычное, не рядовое.Поговорите с любым ветераном. И он вспомнит тот день и час, когда давал клятву на верность Родине и народу.

Сейчас мы прослушаем сообщения, о том, что в нашей истории было немало примеров, когда воины до конца выполняя свой воинский долг и, будучи верными принятой присяге, защищали нашу Родину, часто жертвую своей жизнью.

Сообщения и презентации учащихся об исторических примерах верности Военной присяге.

Выступления с презентациями: «Крейсер «Варяг», «Подвиг краснофлотцев под командованием Фильченкова», «28 панфиловцев», «Подвиг 6-й роты 104 ГвПДП»

        

IV. Закрепление  нового материала:

Фронтальная беседа, направляющая размышления учащихся к тому, что меняется в жизни военнослужащего после принятия присяги

В чем была цель урока?

V. Итоги урока.

        Каждый гражданин должен помнить требование Конституции – Основного закона  государства относительно исполнения воинской обязанности.В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Вот почему десятки тысяч юношей России, принимая Военную присягу, клянутся «достойно выполнять воинский долг». А, выполнив его с честью и достоинством, возмужавшими, набравшимися сил, новых знаний, умений и опыта, возвращаются в родной дом.        

VI. Домашнее задание:

§ 2.3, стр.156-159, читать, пересказывать, отвечать на вопросы;

выучить текст присяги, сообщения и презентации по теме «История знаков различия», «Военная форма одежды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Военная присяга"

Презентация к уроку "Военная присяга"...

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России»

Методическая разработка урока  ОБЖ по теме «Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России»  11 класс....

Разработка урока по теме "Военная присяга"

Раздел "Основы военной службы". Тема урока "Военная присяга"...

Долг служения Отечеству «Военная присяга- клятва на верность Родине»

ТЕМА: «Военная присяга- клятва на верность Родине»   ЦЕЛЬ: Воспитание чувства патриотизма, долга служения Отечеству, гордости за нашу армию и Родину. Присяга!-Священное слово,Его н...

Методическая разработка занятия "Военная присяга - клятва на верность Родине"

Целью методической разработки является знакомство школьников с историей возникновения и ритуалом приведения к военной присяги, разъяснения учащимся значения военной прсяги для военнослужащих....

Урок ОБЖ 11 класс "Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России"

конспект урока в соответсивии с требованиями ФГОС...