Обобщающий урок "ЧС природного характера" ОБЖ 7 класс
методическая разработка по обж (7 класс) по теме
Урок систематизации и обобщения знаний учащихся в 7 классе по 1-й главе "Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий" на основе применения ЭОР.
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме "Чс природного характера".
Задачи:
1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме "ЧС природного характера", изученных на предыдущих уроках.
2. Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных ситуациях природного характера.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответсвенность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Тип урока: урок-соревнование.
Форма: игра.
Предварительная подготовительная работа с учащимися:
1) сбор материалов и составление "Энциклопедии ЧС природного характера" (в течение всего первого полугодия);
2) деление на команды;
3) разработка участниками команд буклетов по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obobshch._uroka_peremechevoy_n._m.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Рожки Малмыжского района Кировской области
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 7 КЛАССЕ
Составила:
Перемечева Наталья Михайловна,
учитель ОБЖ I категории
с. Рожки
2013 г.
Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.
Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Задачи:
1.Образовательные: Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.
2. Развивающие: Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;
3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Тип урока: урок-соревнование
Форма урока: игра
Методы:
- Наглядные
- Репродуктивные, частично-поисковый
- Словесные
- Самостоятельные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение № 1).
Раздаточный материал: 6 наборов карточек с числами: 1,2, 3, 4, 5 и с числами 10, 20, 30, 40, 50 на листах разного цвета (Приложение № 2), кроссворды (приложение № 3), грамоты (Приложение № 4).
Ход урока
- Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня вы примете участие в телепередаче «Своя игра» (слайд 1). Оценивать вашу работу будет компетентное жюри.
- Целеполагание и мотивация
Тема нашей игры: «ЧС природного характера». Всё первое полугодие вы узнавали, какие существуют чрезвычайные ситуации природного характера, каковы их особенности, действия людей при той или иной ситуации, а сегодня вы продемонстрируете свои знания. Постарайтесь определить цель и задачи нашего урока. (Слайд 2).
Жизнь — великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вести в ЧС природного характера, разве шансы на выживание увеличиваются?
Наш урок проводим под девизом (Слайд 3):
“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”.
- Основной этап – обобщение, систематизация и контроль знаний
- Вопросы для актуализации (фронтальный опрос)
Прежде чем начать игру, давайте вместе вспомним:
- Что же такое чрезвычайная ситуация?
(Ситуация опасная для здоровья и жизни. ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)
- Какая организация занимается ЧС? МЧС.
- Как расшифровывается МЧС?
Министерство по чрезвычайным ситуациям, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Кто возглавляет МЧС?
Владимир Пучков – министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Назначен на пост 21 мая 2012 г.
На начальном этапе развития человеческого общества ЧС были в основном природного происхождения, связанные со стихийными бедствиями, которые наводили ужас на человека.
Природная чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источник природной ЧC (стихийное бедствие) – опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
- Что называется опасным природным явлением?
Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
Под стихийными бедствиями понимают природные явления (землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, пожары и др.), носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары).
- Подготовительный этап игры-соревнования
Мы начинаем игру. Вы разделились на пять команд, выбрали капитана команды и придумали название. Я попрошу капитанов представить команды.
Инструктаж: Игра будет проходить в 7 этапов. Первые пять по игровому полю (таблица), где вы будете выбирать и выполнять задания (слайд 8):
«Словарь» – дано определение, надо сказать к какому понятию (термину) оно относится;
«Тест» – задан вопрос, надо выбрать правильный вариант ответа;
«Вопрос» – дать развёрнутый ответ на заданный вопрос;
«Величины измерения» – этот блок посвящен опасным природным явлениям, у которых определяется сила, выставляются баллы, созданы шкалы;
«Действия людей при ЧС природного характера» – как нужно себя вести и что делать при той или иной чрезвычайной ситуации (повторение алгоритмов действий).
Каждый этап будет начинаться с жеребьёвки, которая определит очередность участия команд. Вопросы разной степени трудности (от 10 до 50). Выбираете вопрос, отвечаете на него и получаете карточку с соответствующим количеством баллов. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то вопрос передаётся другой команде (по желанию).
6-й этап – презентация ваших буклетов (домашнее задание). На 7-м этапе нужно будет разгадать кроссворды.
В конце игры определяется победитель.
- Игровой этап
Все команды готовы. Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать карточку с цифрой (жеребьёвка). Очерёдность определена, начинаем игру.
Этап 1. «Словарь»
10. Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это… (наводнение)
20. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли – это … (землетрясение)
30. Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах – это … (обвал)
40. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это… (лесной пожар)
50. Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой – это … (извержение вулкана).
Этап 2. «Тест»
10. Бывают низовые и верховые, сильные, средние и слабые:
а) ураганы б) лесные пожары в) землетрясения
20. Одним из признаков о приближении цунами является:
а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;
б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;
в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.
30. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
а) взрывная волна и разброс обломков;
б) водяные и грязекаменные потоки;
в) резкие колебания температуры;
г) тучи пепла и газов («палящая туча»).
40. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 120 м/с, - это:
а) тайфун; б) шторм; в) торнадо; г) ураган.
50. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:
а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;
б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;
в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.
Этап 3. «Вопрос»
10. Как называется организованный вывоз населения из зоны ЧС? (Эвакуация).
20. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (При наводнении).
30. В каких районах на территории России часто происходят извержение вулканов? (На Камчатке и Курильских островах).
40. Где действие цунами не опасно? (В открытом океане).
50. Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее? (Низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)
Этап 4 «Величины измерения»
10. Ветер со скоростью до 20 м/с называется:
а) ураган б) бриз в) буря г) циклон
20. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из учёных создал шкалу силы ветра:
а) Рихтер б) Бофорт в) Ломоносов г) Менделеев
30. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (по шкале Меркали)
40. Землетрясения, какой силы начинают ощущать люди? (3-4 балла)
50. При землетрясениях какой силы наблюдаются тотальные разрушения, происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений. ( При землетрясении в 12 баллов).
Этап 5. «Действия людей при ЧС ситуации природного характера»
10. В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега. Каким образом человек может определить, где верх, а где низ?
(Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта).
20. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
а) открыть окна и двери на нижнем этаже;
б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;
в) перенести на нижние этажи ценные вещи.
30. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в дверном проеме;
б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;
в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.
40. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:
а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;
б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;
в) укрыться за большим камнем.
50. Что необходимо сделать при внезапном возникновении бури, урагана, смерча, если вы находитесь на улице?
(Отойти подальше от зданий и сооружений, найти естественное укрытие (овраг, яма, ров, канава), лечь на дно и плотно прижаться к земле, закрыв голову руками).
Этап 6. Буклет
После жеребьёвки каждая команда представляет (демонстрирует) свой буклет об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и отдаёт жюри для оценивания (от 10 до 50 баллов).
Этап 7. Разгадай кроссворд
За каждое угаданное слово – 10 баллов.
По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень).
2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).
3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина).
4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
2.
По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера). 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган). 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение). 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
- Заключительный этап
А сейчас давайте подсчитаем баллы каждой команды. Пока жюри подводит итоги нашей игры, кто желает рассказать о работе над проектом «Энциклопедия ЧС природного характера»?
Слово жюри. Выявляется команда победитель. Награждение (вручение грамот).
- Рефлексия
Давайте вспомним, какова была цель нашего урока: обобщить и проверить знания по теме «ЧС природного характера». Достигнута ли она?
Помните:
- Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!
- Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!
- Домашнее задание
Для тех, кто не совсем доволен результатами игры, составить тест по теме «ЧС природного характера» из 5-7 вопросов.
Благодарю за урок!
Используемая литература
- Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы Безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 128 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. Для учащихся / под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2007. – 224.: (Академический школьный учебник.)
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 189 с.: ил.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с. – (Академический школьный учебник).
Приложение № 2
10 | 1 |
20 | 2 |
30 | 3 |
40 | 4 |
50 | 5 |
Приложение № 3
Разгадай кроссворд 1
По горизонтали:
1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Обвал массы снега на горных склонах. 4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море.
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.
Разгадай кроссворд 2
По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли. 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек. 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов. 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по экологии 5 класс обобщающий по природным зонам России
обобщающий урок "Природные зоны экология 5класс"...
Обобщающий урок в 7 классе по разделу природные ЧС
В работе рассматриваются вопросы поведения человека при ЧС природного характера, при этом сделан уклон на психологическую готовность к действиям при ЧС....
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"
Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...
классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)
Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...
Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...
Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....