план-конспект урока "Средства защиты кожи"
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Матыцина Ольга Фёдоровна

урок с использованием компьютерной презентации и тестовой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obzh_siz_2012.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ

Дата проведения урока – 15 декабря 2011 года

Класс 10, гр. ОМ-11

Количество учащихся в классе – 21

Количество учащихся, присутствующих на уроке – 19

Тип урока: объяснение нового материала с использованием электронной презентации.

Тема урока: «Средства защиты кожи»

Цели урока:

Образовательная: 1. Изучить с учащимися основные средства индивидуальной защиты кожи, их предназначение и правила пользования.

2. Актуализировать и расширить знания обучающихся о    средствах защиты кожи (СЗК).

3. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи.

Воспитательная: 1. Воспитывать у учащихся информационные компетентности.                                     2. Воспитывать у учащихся чувство безопасного поведения.

Развивающая: 1. Развивать познавательный интерес на уроках ОБЖ посредством использования практических заданий и инновационных технологий.

Учебно-материальное обеспечение:

  1. компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана;
  2. электронная презентация, созданная средствами программы-редактора презентаций;
  3. образцы ОЗК, Л-1;
  4. предметы повседневной одежды: перчатки, рукавицы, резиновые сапоги, шарф, шапка, пальто, полиэтиленовая накидка;
  5. бланки опорных конспектов на каждого ученика.

Подготовка к уроку

Для этого урока подготовлена электронная презентация. В ее слайды включены основные определения, таблицы, схемы, фотографии и рисунки для иллюстрации рассказа преподавателя.

        Для организации работы обучающихся подготовлены бланки опорных конспектов, которые заполняются учениками в ходе изложения преподавателем лекционного материала, и вопросы тестовой проверочной работы.

План урока.        

№№

п/п

Этап урока

Содержание (цель урока)

Время

1.

Организационный момент

Отметить присутствующих и проверить готовность к уроку

1 мин.

2.

Фронтальная беседа

Объявление темы, установление связи с изученным материалом и проверка домашнего задания

4 мин.

3.

Беседа с учащимися по теме урока

Изложение нового материала урока

15 мин.

4.

Практикум

Надевание ОЗК и пропитка простейших СИЗ кожи

10 мин.

5.

Тестовая проверочная работа на ПК

Проверить усвоение и закрепление нового материала

3 мин.

6.

Проверка тестовой работы

Проверить тестовую работу

1 мин.

7.

Подведение итогов урока

Обобщение и систематизация полученных знаний

2 мин.

8.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

3 мин.

9.

Рефлексия

1 мин.

ИТОГО:

40 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

Учитель приветствует учеников, сообщает о гостях, присутствующих на уроке, проверяет готовность к уроку.

Цель: организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Сообщение цели:

  1. Сегодня на уроке мы с Вами  познакомимся с основными средствами индивидуальной защиты кожи, их предназначением и правилами пользования.
  2. Научимся надевать ОЗК и применять подручные средства  защиты кожи.

Учитель доводит порядок его проведения (демонстрируется слайд «Тема раздела: средства индивидуальной защиты населения. Урок «Средства защиты кожи». Ученикам раздаются бланки опорных конспектов, преподаватель объясняет, как их заполнять.

II. Повторение пройденного материала – 4 мин.

Цель: проверка знаний теоретического и практического материалов (проверка усвоения предыдущего материала).

Учитель: На предыдущем уроке мы изучили тему «Средства защиты органов дыхания».

Ответьте на вопросы:

- Что понимается под индивидуальными средствами защиты органов дыхания?      Каково их предназначение?

- Все ли средства индивидуальной защиты одинаковы по своей эффективности или нет?

- Что такое противогаз? Кто изобрел противогаз?

- Какие виды противогазов вы знаете?

- На каких физических принципах основано устройство индивидуальных средств защиты органов дыхания?

- От чего защищает противогаз? От чего защитить противогаз не может?

- Какой вид противогазов можно использовать при пожаре? (изолирующий)

- Какие простейшие средства защиты органов дыхания вы знаете?

- Как изготовить ватно-марлевую повязку?

- Какие характерные ошибки случаются при надевании противогаза?

- Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники? (на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировках в День защиты детей, изучение памяток, просмотр телепрограмм по ГО и т.д.)

        Одновременно выполняют 3 человека другое задание – практическое. Выполнение норматива по изготовлению и надеванию ватно-марлевой повязки.        Нормативное время – 3 минуты. Норматив считается невыполненным, если учащиеся не уложились в нормативное время или повязка неправильно надета или слабо закреплена.

III. Объяснение нового материала – 15 мин.

Цель:

  1. изучить с учащимися основные средства индивидуальной защиты кожи, их предназначение и правила пользования;
  2. сформировать практические навыки применения ОЗК и подручных средств    защиты кожи.

1. Лекция учителя.

                План лекции.

1) Понятие и состав средств защиты кожи.

2) Классификация средств защиты кожи.

3) Средства защиты кожи, предназначенные для формирования ГО.

4) Простейшие средства защиты кожи.

        1) Продолжаем изучение индивидуальных средств защиты. Урок посвящен индивидуальным средствам защиты кожи. На предыдущем уроке мы рассмотрели средства индивидуальной защиты органов дыхания, подробно изучили устройство и применение гражданских фильтрующих противогазов ГП-5, ГП-7, научились изготавливать ватно-марлевую повязку.

        Однако радиоактивные и отравляющие вещества, бактериальные средства способны проникнуть в организм человека не только через органы дыхания, но и через кожу. Поэтому при опасности радиационного, химического, бактериологического заражения, при авариях и стихийных бедствиях с выбросом АХОВ необходимо защитить не только дыхательные пути, но и все тело, и кожу человека. Для этого предназначены средства защиты кожи (СЗК).

        К средствам защиты кожи относятся специальная одежда, дополняющая или заменяющая обычную одежду, и обувь человека, изготавливаемая из специальных материалов (прорезиненных тканей, грубого сукна, брезента, полиэтиленовых и других влаго- и пылепроницаемых материалов) и обеспечивающая защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли (РП), биологических средств (БС) и аварийно-химически опасных веществ (АХОВ). СЗК применяют в комплекте с СИЗОД (демонстрируется слайд “Назначение и классификация СЗК” (рис.1).

        2) Средства защиты кожи классифицируются по назначению, принципу использования и принципу действия.

        По назначению СЗК подразделяются на табельные:

  1. общевойсковые (ОЗК, импрегнированное обмундирование и комплект защитных средств), которыми обеспечиваются воинские подразделения;
  2. специальные (легкий защитный костюм Л-1, аварийный изолирующий костюм), предназначенные для аварийно-спасательных формирований;
  3. подручные; используются населением.

Табельные надежно защищают кожные покровы от газов, паров, аэрозолей и капель ОВ, ОХВ, РВ и БС, полностью защищают от воздействия -частиц, ослабляют -излучение и тепловое излучение.

Подручные СЗК, к которым относятся обычная одежда и обувь, применяются при отсутствии табельных средств.

По принципу использования СЗК подразделяются на средства постоянного ношения (общевойсковой комплект защитных средств и импрегнированное обмундирование), средства периодического ношения, в том числе однократного использования и многократного использования (легкий защитный костюм, общевойсковой защитный комплект, комплект химический и др.).

2. Словарная работа.

Преподаватель поясняет значение нового для учеников слова “импрегнированный”, т.е. пропитанный специальным составом, задерживающим или нейтрализующим пары ОВ или АХОВ.

                3) В основу классификации СЗК по принципу защитного действия положен тип материала (пропитки), из которого изготавливается образец СЗК. В соответствии с этим принципом все СЗК делятся на фильтрующие и изолирующие (рис.2)

Фильтрующие СЗК предназначены для защиты от вредных веществ, находящихся в паровой (газовой) фазе.

Главное назначение изолирующих СЗК – защита кожных покровов от вредных веществ, находящихся в жидкой фазе (аэрозоли, капли).

        Фильтрующие СЗК изготавливают из воздухо- и паропроницаемых тканей, нетканых материалов. Указанное обстоятельство делает возможным их длительное непрерывное использование без существенного влияния на эргономические свойства человека. Отдельные образцы фильтрующих СЗК предназначены для многомесячного постоянного ношения в угрожающий период применения противником ОМП. Их используют в комплекте с противогазами или ИДА, сапогами и перчатками.

        СЗК фильтрующего типа предназначены главным образом для невоенизированных формирований ГО промышленных объектов.

Комплект защитной фильтрующей одежды (ЗФО) предназначен для защиты от паров и аэрозолей АХОВ, ОВ, БС и РП. В состав комплекта ЗФО входят: импрегнированный защитный фильтрующий комбинезон из молескина, хлопчатобумажный подшлемник, две пары хлопчатобумажных портянок, одна из которых импрегнированна, а также резиновые перчатки и защитные резиновые сапоги (рис. 3).

        Комплект защитный ФЛ-Ф предохраняет кожные покровы от высокоточных паров производных гидразина, алифатических аминов и окислов азота при выполнении регламентных ремонтных работ. Время защитного действия при концентрации паров 0,1 мг/л более 2,5 ч.

        Универсальная защитная фильтрующая одежда КСВ-2 состоит из куртки с капюшоном, брюк и резиновых защитных перчаток. При воздействии открытого пламени в течение 10-12 с не горит, не тлеет.

        Для защиты персонала объектов экономики и населения могут применяться фильтрующие СЗК Вооруженных сил РФ.

        Общевойсковой комплексный защитный костюм ОКЗК (ОКЗК-М) предназначен для защиты кожных покровов от паров и аэрозолей АХОВ, ОВ, теплового излучения, радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей. В состав ОКЗК входят: куртка и брюки из хлопчатобумажной ткани с огнезащитной пропиткой; защитное белье из хлопчатобумажной ткани с хемосорбционной пропиткой; головной убор из ткани с огнезащитной пропиткой (летом – пилотка с козырьком и шторками, зимой – шапка-ушанка со шторками); подшлемник из ткани с хемосорбционной пропиткой. ОКЗК используется с нательным бельем (рубаха и кальсоны) и защитной обувью.

        Импрегнированное обмундирование ДГ, в состав комплекта которого входят летнее армейское хлопчатобумажное обмундирование и подшлемник, импрегнированные хемосорбционной пропиткой.

        4) Для защиты населения в качестве простейших СЗК может быть использована производственная спецодежда – куртки и брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из грубого сукна, брезента, огнезащитной или прорезиненной ткани (демонстрируется слайд “Производственная одежда”). Она не только защищает от попадания на кожу людей радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и не пропускает в течение некоторого времени капельножидкие ОВ.

        В домашних условиях при угрозе поражения радиоактивными, отравляющими веществами или бактериальными средствами каждый должен уметь приспосабливать для защиты кожи подручные средства – производственную, спортивную и повседневную (бытовую) одежду и обувь. Вот как это можно сделать.

        Изолирующие СЗК изготавливают из воздухонепроницаемых прорезиненных тканей или полимерных материалов и применяют при выполнении дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ в очагах поражения и в зонах заражения, т.е. в тех случаях, когда человек встречается с большими плотностями заражения. Они используются только для защиты личного состава невоенизированных формирований ГО объектов экономики.

        СЗК изолирующего типа, в зависимости от способа их применения и вида надевания (накидка или комбинезон), могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные защищают от паров (газов), аэрозолей и капель АХОВ (ОВ). Негерметичные – только от аэрозолей и капель.

        Изолирующие СЗК влияют на теплообмен организма. При высокой температуре и тяжелой работе организм сильно перегревается, что может привести к тепловому удару. По этой причине использование изолирующих СЗК ограничено по времени. Повторное пребывание в изолирующих СЗК возможно после 30-минутного отдыха.

        В системе ГО объектов экономики нашли применение изолирующие СЗК, состоящие на снабжении частей и подразделений ВС РФ. К ним следует отнести общевойсковой защитный комплект ОЗК легкий защитный костюм Л-1. В настоящее время организован выпуск современных изолирующих СЗК для обеспечения структур РСЧС, в том числе и гражданской обороны объектов экономики. Среди них защитные изолирующие костюмы типа КЗИМ, ЛГ-5, КИХ и др.

        Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) (демонстрируется слайд “Назначение ОЗК”).

        ОЗК предназначен для защиты кожных покровов человека, обмундирования, снаряжения и индивидуального оружия от ОВ, БС, РВ и АХОВ. При заблаговременном надевании ОЗК повышает уровень защищенности кожных покровов от огнесмесей и открытого пламени, а также ослабляет разрушающие действия термических факторов на расположенные под ним предметы экипировки. ОЗК является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, БС, РВ ОЗК подвергают специальной обработке и используют многократно.

               ОЗК состоит из (демонстрируется слайд “Состав ОЗК”):

  1. защитного плаща ОП-1;
  2. защитных чулок из протезированной ткани;
  3. Защитных перчаток резиновых, с обтюраторами из импрегнированной ткани, летних пятипалых и зимних двупалых. Все перчатки – одного размера.

        Защитный плащ изготавливается из специальной ткани и может быть использован в виде накидки, надетым в рукава, в виде комбинезона (демонстрируется слайд “Использования защитного плаща ОЗК”).

           В виде накидки его применяют при защите от выпадающих из зараженного облака РВ, капельножидких АХОВ (ОВ) и БС. Когда ОЗК используют при ликвидации последствий аварии на местности, зараженной РВ и БС, а также при выполнении работ по обеззараживанию техники, транспорта, технологического оборудования, плащ надевают в рукава. При действиях в районах, очагах и на участках, зараженных АХОВ (ОВ), при сильном пылеобразовании на участках, зараженных РВ и БС, комплект применяют в виде комбинезона.

        Плащи изготавливаются четырех ростов: первый – для людей ростом до 166 см; второй – от 166 до 172; третий – от 172 до 178; четвертый – от 178 см и выше.

        Подошвы защитных чулок усилены брезентовой или резиновой осоюзкой. Надевают их поверх обычной обуви. Защитные чулки изготавливаются трех размеров: первый – для обуви 37-40 размеров, второй – для 41-42, третий – для 43 размера и более.

        Легкий защитный костюм (Л-1) (демонстрируется слайд “Назначение Л-1) защищает не только от ОВ, БС, РП, но и от многих АХОВ. Он является специальным средством защиты и используется при длительной работе на зараженной местности, а также при выполнении дегазационных, дезактивационных, аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его изготавливают из прорезиненной ткани. Костюм Л-1 является средством защиты периодического ношения.  При заражении ОВ, РВ, БС костюм Л-1 подвергают специальной обработке и используют многократно.

        В состав костюма входят (демонстрируется слайд “Состав Л-1”):

  1. куртка с капюшоном,
  2. брюки с чулками,
  3. две пары перчаток,
  4. импрегнированный подшлемник,
  5. сумка для переноски.

Костюм Л-1 выпускается трех размеров: первый – для роста человека до 165 см, второй – от 166 до 172 см, третий – выше 172 см.

IV. Демонстрация надевания ОЗК и применения подручных средств защиты кожи – 10 мин.

Цель: сформировать практические навыки надевания ОЗК и применения подручных средств защиты кожи. 

        Эпиграфом этого раздела урока могут служить слова Р. Бэкона: «…теория без практики мертва, практика без теории слепа!»

Преподаватель вызывает к доске двух заранее подготовленных учеников и просит их показать, как защитить кожу подручными средствами. Первый ученик объясняет, какую одежду можно использовать, и показывает на одежде второго ученика открытые места (рукава, низ куртки, брюк, расстегнутые пуговицы), через которые могут проникнуть на кожу ОВ и радиоактивная пыль, и как их герметизировать. Второй ученик поясняет, что для повышения защитных свойств одежды от паров ОВ необходимо пропитать ее специальным раствором. Для пропитки одного комплекта одежды достаточно в 2 л горячей воды растворить 250-300 г измельченного или минерального масла, после чего нагреть раствор (демонстрируется слайд “Приготовление мыльно-масляной эмульсии”). После пропитки одежду слегка отжимают и просушивают на открытом воздухе.

2. Выполнение норматива по надеванию ОЗК:

Действия
учителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду, например: «Плащ в рукава, чулки, перчатки - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ» («Защитный комплект - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»).

2.Включает секундомер. 3.Контролирует порядок выполнения норматива. 4.Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При надевании ОЗК в виде плаща по команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»:

 надевает защитные чулки, переводит противогаз в «боевое» положение и надевают плащ в рукава

Обучаемый надевает чулки, застегивает хлястики и завязывает обе тесьмы на поясном ремне.

Переводит в «боевое» положение противогаз.

Вынимает из чехла и надевает перчатки.

Раскрывает чехол плаща, дернув тесьму вверх, и надевает плащ в рукава, при этом петли на низках рукавов надевает на большие пальцы поверх перчаток.

Надевает капюшон и застегивает плащ.

Оценка по времени

Условие норматива

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

По командам: ‘Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть’, ‘газы’.


3 мин.


3 мин. 20 с


4 мин.

Ошибки, за которые начисляются штрафные баллы:

- не задержано дыхание;

- не закрыты глаза;

- не сделан полный выдох;

- не застегнуты все шпеньки;

- перчатки не заправлены в рукава;

- не надета петля на большой палец;

- не закреплены тесемки чулок на ремне;

- чулки надеты не на ту ногу.

Продолжение рассказа учителя.

        Если защитных свойств костюма окажется недостаточно, поверх него надевают плащи и накидки из непромокаемого материала. Такая одежда предохраняет от попадания на кожу РВ и БС, от капельножидких ОВ она защищает в летнее время примерно 10 мин. Можно использовать также зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Для защиты ног и рук – рукавицы, перчатки, резиновые сапоги, галоши, валенки и др.

        Используя приготовленную заранее на специальной подставке верхнюю одежду и обувь (пальто, накидку из полиэтилена, резиновые сапоги и перчатки, шарф, шапку), первый ученик надевает их на себя, второй ему помогает и дает пояснения. Демонстрируется, как защитить руки, ноги, голову, шею, приемы герметизации.

        Преподаватель благодарит учеников, просит их снять и сложить на прежнее место одежду. Обращает еще раз внимание учеников на то, что все средства защиты кожи используются в комплекте с СИЗ органов дыхания.

V. Тестовая проверочная работа - 3 мин.

            Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. В вашем конспекте уже есть таблица из двух строк. В первой строке записаны номера вопросов с первого по пятый, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. Приступим!

Вопросы для закрепления знаний.

  1. К изолирующим средствам защиты кожи относятся:

а) импрегнированное обмундирование;

б) комплект защитной фильтрующей одежды;

в) легкий защитный костюм.

  1. Прочитайте внимательно текст: «…комплект этой защитной одежды состоит из защитного плаща, защитных чулок, защитных перчаток». О какой защитной одежде идет речь:

а) общевойсковой защитный комплект;

б) комплект защитной фильтрующей одежды;

в) легкий защитный костюм Л-1.

  1. Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи:

а) плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытые хлорвиниловой пленкой;

б) меховая зимняя одежда;

в) короткие куртки, пиджаки из плотного материала.

  1. Индивидуальные средства защиты кожи применяются для защиты:

а) кожного покрова человека.

б) органов зрения;

в) органов дыхания;

5. Основные компоненты простейших индивидуальных средств защиты кожи:

а) общевойсковой защитный костюм (ОЗК);

б) бытовая одежда;

в) легкий защитный комплект (Л-1).

        Вопрос

1

2

3

4

5

Правильный ответ

в

а

а

а

б

VI. Проверка тестовой работы – 1 мин.

        При проведении урока в компьютерном классе учитель объявляет, что каждому необходимо пройти тест, составленный из пяти вопросов, на каждый вопрос даны три ответа, из которых только один правильный. Задача – щелчком мыши выбрать правильный ответ. Просит учеников открыть в папке «СИЗ» на рабочем столе файл с именем «Тест». Затем поясняет, что после того, как будут даны ответы на все 5 вопросов, нужно щелкнуть позицию «Оценка», ее выставит компьютер. Ученики проходят тестирование, учитель вносит в журнал полученные оценки.

VII. Подведение итогов урока – 2 мин.

Цель: анализ успешности и овладения знаниями и способами деятельности.

(обобщение и систематизация полученных знаний).

- Назовите состав и назначение средств защиты кожи?

- Что является наиболее надежным средством защиты кожи?

- Назовите средства индивидуальной защиты, которые можно использовать в домашних условиях в случае радиоактивного заражения местности.

VIII. Домашнее задание – 3 мин.

Цель: информация о домашнем задании.

При выполнении домашнего задания использовать конспект урока и материал учебника А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности»  – на с. 63-68.

Выполните следующие задания:

1. Заполните элементы схемы «Классификация средств индивидуальной защиты кожи»:

 2. Сравните недостатки и СИЗК фильтрующего и изолирующего типов. Каковы их достоинства и недостатки. Для этого, опираясь на конспект и учебник, заполните таблицу.

Качества

СИЗК

фильтрующего типа

СИЗК

изолирующего типа

Достоинства

Недостатки

IX. Рефлексия (беседа) – 1 мин.

Вопросы для рефлексии:

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?

- Что особенно понравилось?

- Доступно ли подавался материал урока в электронной форме? Или лучше в традиционной форме?

         Преподаватель прощается с классом, благодарит за урок.

Примечание: в приведенном уроке может показаться большим объем нового материала. Однако применение мультимедийного оборудования позволяет значительно повысить темп урока и уложиться во время, указанное в плане урока.

Учитель ОБЖ                                                О.Ф. Матыцина

СРЕДСТВА

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ КОЖИ

ФИЛЬТРУЮЩЕГО

ТИПА

ИЗОЛИРУЮЩЕГО

ТИПА

ПРОСТЕЙШИЕ СИЗК

Наименования образцов

Наименования образцов

Наименования образцов СИЗК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные средства защиты кожи

Конспект по теме "Индивидуальные средства защиты кожи и правила пользования ими" для проведения занятия с юношами 10 кл. в ходе учебных сборов....

Презентация к уроку ОБЖ 10 кл. на тему: "Средства индивидуальной защиты кожи"

Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе на тему "Средства индивидульной защиты кожи"  составлен как дополнительный наглядный материал к уроку....

План-конспект урока «Строение и функции кожи. 8 класс.

План-конспект урока «Строение и функции кожи.  8 класс....

План-конспект урока биологии в 8 классе на тему: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»

Цель урока:   развивать понятие о гигиене кожи, и проводить профилактику кожных заболеваний.1. Познакомиться с типами кожи, волосами и ногтями  способами ухода за ними2.Провести исследо...