План-конспект урока «Строение и функции кожи. 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

План-конспект урока «Строение и функции кожи.  8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Строение и функции кожи.  8 класс.

Цели урока:

Образовательные:

 -сформировать  у  учащихся  представление  о  строении  кожи  и  выполняемых  ею  функциях. 

Развивающие

-Формировать умение применять полученную информацию, сравнивать, делать выводы.

-Развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы.

-Развивать интеллектуальные способности, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательные

-Воспитывать интерес к изучению организма человека.

-Формировать научное мировоззрение.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный:

-  беседа, рассказ;

- наглядно – образный;

- самостоятельная работа

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование   и материалы: таблицы «Строение  кожи»,  мультимедийная  презентация.

Базовые понятия и термины: кожа, эпидермис,  дерма,  роговые чешуйки,  подкожная клетчатка,  сальные железы,   молочные железы,  потовые  железы, волосы, ногти.                                             

 СТРУКТУРА УРОКА :

1.Организационный этап
2.Проверка выполнения домашнего задания
3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности  
4.Изучение нового материала       
5.Закрепление нового материала

6.Подведение итогов урока   
7.Домашнее задание

                                              ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверка общей  готовности  учащихся к уроку, фиксация  отсутствующих.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная беседа:

1. В чем различие между основным и общим обменом?

2.Что такое энергетическая емкость пищи?
3. Какие продукты содержат больше незаменимых аминокислот, а какие – больше ненасыщенных жирных кислот?

4.  В чем преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?

5. Как рассчитываются  нормы питания и подбираются продукты рациона?

 Как распределяются количество и состав пищи в течение дня?

Письменный  опрос.
Три ученика работают с карточками.
(Оценку  ответов  можно  провести  с  помощью  ученика,  хорошо  владеющего  материалом.)
3Актуализация опорных знаний. 

Беседа с учащимися.

1. Каждый день глядя на себя в зеркало, вы  смотрите на один очень важный орган. И  на  какую  бы  часть  своего  тела  вы  не обратили   внимание, прежде  всего  вы  увидите  именно  его.  О  каком  органе  идет  речь?  ( О коже.)
На сегодняшнем уроке речь пойдет о коже и ее производных.
Объявление  темы  урока
Объявление  цели:  целью нашего  сегодняшнего  урока будет  изучить строение и  функции кожи, а так же ее производных – волос и ногтей..

4. Изучение нового материала  (с использованием  презентации)

1. Строение и  функции  кожи. Рассказ  учителя,
Кожа - внешний покров тела человека, состоит из нескольких слоев ткани.
S кожи = 1,5 - 2 м2
M кожи = 2,7 кг


В коже человека выделяют три слоя: наружный - эпидермис, средний – дерма (собственно кожа),внутренний –гиподерма (подкожная клетчатка)

Функции  кожи:
-защитная функция - защита от механических повреждений, УФ-лучей, микробов, высыхания
-дыхательная функция – на кожу приходиться 2% общего газообмена
-выделительная функция - водный, солевой, углеводный, жировой и витаминный обмен

-роль кожи в обменных процессах- в коже сохраняются и используются запасы питательных веществ . Здесь идет синтез витамина D.

Рецепторная функция –  за счет рецепторов в коже -осязание,  температурная и болевая чувствительность

-терморегуляция - защита от переохлаждения  и перегрева (через кожу теряет 80-90% Е) - до 12 л. пота в сутки
Самостоятельная работа учащихся с учебником.

 Используя  текст учебника ученики  заполняют  таблицу о строении и  функциях слоев кожи.

Слой

Строение

Функция

Эпидермис

Многослойный ороговевающий эпителий. Верхний слой - мертвые роговые чешуйки; нижний слой - базальный (деление).

Защитная

Дерма

Плотная волокнистая соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей.

Защитная
Рецепторная
Дыхательная
Обменная
Терморегуляторная

Подкожная
клетчатка

Рыхлая соединительная ткань

Защитная
Терморегуляторная
Запасающая

 Проверка таблицы,  используя  слайды  презентации

Учитель(рассказ). На коже 250 тыс.  холодовых и 30 тыс. тепловых рецепторов.
Температура кожи различна:
36,6 - в подмышечной впадине, 34 - на животе
20-25 - на лице,  37,5-38 - кровь, внутренние органы
Кожа наименее чувствительна к уколам в 9 утра.
Человек каждый час теряет 800 тыс. микрочастиц кожи, за год 675 гр., к 70 годам - 47 кг.
2. Производные  кожи.
Рассказ  учителя

Потовые железы - клубочки оплетены капиллярами; пот содержит воду, NaCl, KCl, мочевину, мочевую кислоту, аммиак, АК. В коже 2 млн. потовых желез. За сутки выделяется 500 мл. пота.

Функция - поддержание постоянной температуры тела.
Молочные железы - измененные потовые железы, вырабатывают молоко (только у женщин)

Функция - кормление ребенка.

Сальные железы - имеют вид гроздей, открываются в волосяную сумку; сало состоит из ЖК, продуктов распада эпителиальных клеток, витаминов А, Д, Е. 

Функция - смачивает волосы и кожу - эластичность, влажность.

Волосы - живут 2-4 года. Волос = стержень + корень + волосяная сумка + нервные окончания + кровеносные сосуды

 функция - теплоизолятор, защита от пыли глаз.

Ногти - роговые образования, развиваются из эпидермиса.

 Функция - защита фаланг пальцев, опора для мягких тканей.
Рост ногтей 0,5 мм/7 дней, летом быстрее, чем зимой, на руках быстрее, чем на ногах.

Рассказ сопровождается  демонстрацией данных  образований.
5. Закрепление новых знаний:

1. Из чего состоят наружные покровы тела человека?

2. Назовите три слоя кожи человека.

3.В каких функциях организма участвует кожа?

4. Какое строение имеют волосы, ногти ?

6. Подведение итогов урока, комментирование оценок за урок  

7.Домашнее задание: тест параграфа, вопросы в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по теме :" Функция у=х² и ее график"

План- конспект открытого урока по теме " Функция у=х² и ее график" с использованием ЦОР, а также презентация с явлениями в природе и жизни, описывающимися параболой....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

Тема урока: «Строение и функции кожи»

Тема урока: «Строение и функции кожи»Цель урока: 1) Сформировать у учащихся знания о функциях кожи в связи с ее структурой; знать о роли кожи в регуляции постоянства температуры тела.2) Подвести к пон...

Конспект урока "Строение и функции кожи"

Конспект урока "Строение и функции кожи"...

Урок "Строение и функции кожи. Гигиена кожи".

Подробная технологическая карта к уроку "Строение и функции кожи. Гигиена кожи" (биология 8 класс)....