« БЕЗОПАСНОСТЬ – ЦЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ»
статья по обж по теме
Предварительный просмотр:
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
А. Дистервег, немецкий педагог
Наша жизнь интересна и многообразна, сложна и опасна.
Техногенные катастрофы и террористические акты, автомобильные аварии и наркомания – это те вызовы современной жизни, к которым общество обязано быть готовым. «Предупреждён - значит, вооружён». Современный человек должен быть вооружён разумом и знаниями, активной жизненной позицией и оптимизмом. Педагог должен подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить противостоять опасностям, передать опыт самозащиты. И получить этот опыт ребёнок должен в школе, а не платить за него своим здоровьем и благополучием при реальной опасности. «Опыт хорош, если за него не заплачено слишком дорого», – Томас Фуллер.
Задача педагога – не только научить ребёнка определённым законам и правилам в рамках своего предмета, но и подготовить его к самостоятельной жизни, научить принимать правильные решения в любых ситуациях, подчас сложных, экстремальных. Мне очень близка мысль, высказанная знаменитым врачом и педагогом Н.И. Пироговым в статье «Вопросы жизни»: «Человеческие качества, и, прежде всего, высокая нравственность, способность к самостоятельному мышлению и чувство собственного достоинства – вот что должна воспитывать школа».
Наши ученики вступают во взрослую жизнь на непростом этапе жизни страны. Бурные социально-экономические перемены 90-х гг. до сих пор негативно влияют на жизнь многих российских семей.
Состояние здоровья нации вызывает серьёзную тревогу. Высокая смертность, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, и низкая рождаемость создают угрозу депопуляции.
По степени влияния на преждевременный уход из жизни можно следующим образом ранжировать факторы риска, присущие современной России: стресс, алкоголь, курение, неправильное питание, гиподинамия, недостаточный сон.
Учительская профессия позволяет в процессе общения с детьми и их родителями видеть, понимать, чувствовать состояние общества, его проблемы. И, кроме того, профессионализм учителя требует не только понять тревожную тенденцию, но и активно влиять на ситуацию.
Чему же противостоит учитель в борьбе за нравственное, психическое и физическое здоровье своих воспитанников?
Современный ребёнок не обделён информацией – это и телевидение, и интернет, и яркие, глянцевые журналы. Вопрос в том, что несёт этот информационный поток? Чем для юного человека стал компьютер – удобным источником интересной информации или причиной новой «болезни» - компьютерной зависимости?
Электронные средства массовой информации предлагают молодым россиянам передачи, часто лишённые всяких моральных ориентиров, но полные насилия, безнравственности, пренебрежительного отношения к собственному здоровью. Неконтролируемая коммерция, низкопробная реклама вызвали рост числа юных курильщиков, массовое увлечение подростков пивом, активизацию сексуального поведения в раннем возрасте и его следствие – высокий уровень заболеваний, передающихся половым путём, ВИЧ – инфицированных, расширением масштабов токсикомании и наркомании, ухудшением здоровья школьников.
Перечисленные угрозы ни в коем случае не должны стать поводом для пессимизма и отчаяния. Ситуация отнюдь не безнадёжна. От любого яда всегда есть противоядие, против оружия нападения – эффективные средства обороны.
Самая эффективная индивидуальная защита человека от любых воздействий – знания, а самое главное – состояние души, воли, нравственности, мышления и психики, позволяющие сформировать не просто устойчивость, а принципиальную неподвластность сознания, менталитета информационному и любому другому порабощению. Необходимо сформировать и постоянно укреплять убеждённость ученика в том, что в нашем мире нет ничего сильнее человеческого духа.
Главная задача образования в сфере обеспечения безопасности нации (личности, общества и государства) воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма. Эти позиции отражает и Концепция государственного стандарта образования
Здоровый образ жизни и готовность к безопасному поведению на основе полученных знаний и умений – один из концептуальных пунктов социального заказа общему образованию. Важный аспект личностного развития – формирование неприятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, здоровью и безопасности личности, общества и умения противодействовать им. А в ряду задач обязательной научно – педагогической, общественной и правовой экспертизы проектов государственных образовательных стандартов Концепция предусматривает их оценку с целью обеспечения национальной, экологической, технологической и общественной безопасности.
Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности входит в число важнейших государственных задач, следовательно, это главнейшая цель и задача учителя. Свой вклад в достижение этих задач вносит и та подготовка, которую наши дети получают на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая специфику предмета и его функции в общем образовании, в своей работе я применяю разнообразные методы, формы и средства обучения. Поскольку особенностью предмета является практическая направленность в реализации теоретических знаний учащихся, на своих уроках стараюсь отводить достаточно времени практическим занятиям, используя игровые, групповые и информационные технологии. Ученик может научиться какому-либо делу, только делая это дело. И то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Именно этот дидактический принцип – принцип деятельности положен в основу моей работы. При этом особое внимание уделяю выбору таких заданий, которые учитывают опыт поведения людей в экстремальных условиях. Ведь как говорил А.С. Макаренко: «Нельзя закалить человека, если не ставить перед ним трудных задач, на которых иногда можно и сорваться. Если вы будете бояться, то он сорвётся, не поставите трудных задач – он сорвётся обязательно». Такая деятельность широко реализует принцип связи теории обучения с жизнью. Ведь, чтобы полностью овладеть знаниями, необходимо научиться применять их в жизни.
Никто не любит навязанных действий, отсутствие выбора. Особенно дети. Поэтому я стараюсь, по возможности, предоставлять ученику право выбора. Но с одним условием: право выбора всегда должно сочетаться с осознанной ответственностью за него.
В основе моей работы аксиома: человеческая жизнь бесценна. Я хочу воспитать в своих учениках доброту и милосердие, умение ценить жизнь - свою и окружающих, быть справедливыми и сопереживающими, вежливыми и неравнодушными, ценящими дружбу, порядочность и честность.
Предметом изучения основ безопасности жизнедеятельности является наша жизнь, такая сложная, многообразная и интересная. Хочу, чтобы дети были готовы к ней, чтобы на каждый вызов они находили достойный ответ.
Как выразил эту мысль академик И.П. Павлов: «Только тот может сказать, что он изучил жизнь, кто сумеет вернуть нарушенный ход ее к норме».
Я глубоко уверена в том, что главная оценка моей деятельности впереди. Учитель работает ради будущего! И только долгая и счастливая жизнь наших учеников - главный, настоящий результат, к которому мы стремимся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.
Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.) Основания для разработки программы: ·...
Общие цели обучения толерантности: ценности, знания, компетентности
Исследовательская работа. Обучение толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает пр...
Цели и ценности современного образования (презентация)
Цели и ценности современного образования (презентация). Материалы для самообразования педагогов....
«Цели,ценности,направления развития иноязычного образования в контексте ФЦПРО на 2011-2015 год.»
«Цели,ценности,направления развития иноязычного образования в контексте ФЦПРО на 2011-2015 год.»...
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
Проблема ценностей и целей воспитания
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания...
Выступление на методическом семинаре по теме: «Обучение в свете преемственности: новые требования, цели, задачи и способы реализации. « Школа безопасности» и « Безопасность жизнедеятельности» в 4 и 5классах» учителя химии и ОБЖ высшей категории Федоровой
Выступление на методическом семинаре по теме:«Обучение в свете преемственности: новые требования, цели, задачи и способы реализации. « Шко...