Особенности создания креативной среды на уроках ОБЖ
статья по обж по теме
Предварительный просмотр:
Зверева Д.А. – учитель математики и ОБЖ МБОУ СОШ №2
Материал подготовлен для выступления на методическом Совете школы
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Павлово - Посадского муниципального района Московской области
____________________________________________________________________________
142500 Московская область тел.(49643) 2-03-46, факс 2-14-98
Павловский Посад ул. Кирова д. 83 e-mail: school2-pp@mail.ru
Творчество признается многомерным явлением и определяется как мыслительная и практическая деятельность человека, результатом которой является созидание оригинальных неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры. Учитель раскрывает, совершенствует творческие возможности и способности учащихся через организацию креативной образовательной среды, в которой формируется и развивается культура здоровья педагога и воспитанников, реализуются гуманистические идеи жизнетворчества. Ориентируясь на творческую деятельность, создавая ситуации сотрудничества, сотворчества, учитель обеспечивает снижение утомляемости учащихся, снятие статического и психического напряжения на занятиях; несет положительный эмоциональный заряд, создает атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу; повышает познавательный интерес детей, расширяет их кругозор, формирует положительное отношение к учебе; стимулирует коммуникативную сферу личности, способствует развитию творческих способностей детей, обогащению их творческого потенциала.
Человек сегодняшнего дня немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний. Отсюда так велика и значима роль креативного мышления как одного из составляющих образовательной среды.
Проблема исследования заключается в незначительном использовании дидактических материалов, способствующих развитию креативности школьников на уроках ОБЖ.
На наш взгляд, курс Основ безопасности жизнедеятельности несет в себе потенциальные возможности развития у младших школьников как рационально-логических процессов, так и интуитивных - творческих.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школы №54 г. Астрахани». Мы предположили, что использование на уроках ОБЖ творческих заданий и работ с опорой на опыт учащихся, с полезной информацией, побуждающих к другим видам творческой деятельности, даст возможность учащимся увидеть в простом сложное, творчески относится к обычным явлениям, будет способствовать развитию креативности младших школьников.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативности». В 60-х годах 20 в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс и др.) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием чего- то нового.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не является творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим потенциалом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика.
На этапе констатирующего эксперимента провели диагностическое исследование для фиксации исходного положения изучаемого объекта с использованием тестов Торренса. В исследовании мы использовали вербальный тест «Необычное использование» и фигурный тест «Эскизы». В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а, следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Учитывая недостаточно высокий уровень развития креативности, перешли к организации формирующего эксперимента.
В качестве примера приведем некоторые использованные нами в ходе педагогической практики творческие задания.
Задание 1. Написать или составить небольшой рассказ на заданную тему: «Безопасное поведение с домашними животными», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья», «Если бы я был регулировщиком движения» и др.
Задание 2. - По группам в 3-5 человек, ответить на вопрос и составить отчет-исследование. Предположите: зачем человеку нужна кожа? Когда люди стали стричь волосы?
Задание 3. Представьте, что вы на необитаемом острове. Вы решили послать письмо, которое положите в бутылку и отправите в море. Что вы напишите в письме? Текст должен быть коротким, точным и ясным. Большой полет фантазии связан с рисованием на заданную тему: придумать дорожные знаки, которые дети хотели бы добавить в правила дорожного движения, придумать плакат по профилактике вредных привычек:
Задание 4. Нарисуй иллюстрации к сказке, в которой нарушение правил безопасности привело к печальным последствиям: («Колобок», «Буратино», «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса» - чрезмерное доверие к незнакомцам; «Волк и семеро козлят» - не открывайте дверь незнакомым; «Спящая красавица» - опасные колющие и режущие предметы»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - нельзя ничего брать у незнакомых людей).
Задание 5. Нарисуй план вашей квартиры, пометив крестиками все опасные предметы.
Задание 6. Посмотрите внимательно на картинку, предположите, кто из пешеходов неправильно переходит улицу.
Задание 7. Посмотрите на рисунки, предположите, что послужило причиной пожара. Составьте небольшой рассказ по сюжетной картинке.
На этапе контрольного эксперимента провели повторное диагностическое обследование, воспользовавшись тестами Торренса: вербальный тест «Необычное использование» и фигурный тест «Эскизы». Постановка и предварительное исследование творческой активности младших школьников в процессе обучения обнаружили ее многогранность, сложность и недостаточную разработанность в практике образования.
Современные социально- экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. Ведь творчество - это исследование. Человек исследует, а значит, наблюдает и познает окружающий мир. В основе творчества лежит система творческого восприятия, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Литература.
1. Алиева, Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития. //Психологический анализ учебной деятельности.- М., 2001. – 236 с.
2. Петрайтите, А. М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией– интроверсией. //Вопросы психологии - 6 - 2001. – с. 74-78.
2011г.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель математики и ОБЖ
Зверева Диана Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий
В это работе идёт речь о методах и приёмах здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в среднем звене....
Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.
Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регулирование системы работы с одарёнными школьниками. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира за...
«Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики»
Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики....
Создание мотивационной среды на уроках
Создание мотивационной среды на урокох...
Создание здоровьесберегающей среды на уроках
Предлагаю презентацию по теме "Создание здоровьесберегающей среды на уроках"...
Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...