Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий
план-конспект урока (7 класс) по теме
В это работе идёт речь о методах и приёмах здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Нижегородской области Павловского района
Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий
5-9 классы
Автор:
учитель немецкого и английского языка
Норина Светлана Вячеславовна
2011 г
Я не знаю большей красоты,
чем здоровье. (Г. Гейне)
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее - социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка имеет первостепенное значение. Ведь иностранный язык – это серьёзный и сложный предмет. По шкале трудности предметов иностранный язык идет после математики и оценивается в 10 баллов. Это неслучайно: ведь уже в начальной школе ученикам приходится знакомиться не только с большим объемом новых слов и выражений, но и изучать грамматические явления, которых нет в русском языке. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
- Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
- Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.
- Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
- Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
- Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
- Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Структура рациональной организации урока иностранного
языка
№ | Факторы урока | Уровень гигиенической рациональности Урока |
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут |
4 | Частота чередования видов учебной деятельности | Смена не позднее, чем через 7-10 минут |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 |
6 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 |
Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Большую помощь учителю в решении данной проблемы могут оказать современные учебные пособия.. В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни, содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. Методический аппарат данных, отражая своё мнение по данной проблеме учебников, предполагает выражение учащимися собственных мыслей по этому вопросу.
Для организации благоприятного климата на уроках немецкого языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации учащихся я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Например, релаксация, т.е. расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель ее – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При ее проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Такая форма релаксации как зарядка с использованием движений, песен, рифмовок, танца основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Особенно это важно для детей, у которых наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, которая способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, легкость и удовольствие. Она создает атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.
Очень любима детьми весёлая, но достаточно сложное упражнение «Ohr - Nase». Левой рукой дети берутся за кончик носа а правой за левое ухо. Одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук.
Упражнение «Stille» помогает развивать умение учащихся слушать. С закрытыми глазами они прислушиваются к звукам на улице, затем в классе, в коридоре. Учащиеся часто ассоциируют это упражнение с игрой в молчанку. Для учителя и ребят появляется минута легкого отдыха, которая иногда бывает очень необходима. Значение слова «Stille» учитель объясняет с помощью жеста «палец у губ». Для нарушителей тишины можно заранее оговорить формы наказания ( strafe).
Упражнение «Съедобное/несъедобное» развивает концентрацию внимания. Если предмет «съедобный», то дети поднимают руку, если нет – рука опущена. Данная игра помогает без труда запоминать лексику по изучаемой теме.
Музыка и пение играют большую роль при изучении иностранного языка, являясь эффективным дополнительным материалом, который знакомит со страной, историей, обычаями, нравами, культурой, литературным и музыкальным творчеством ее народа. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.
Традиционно я начинаю урок с упражнений на улучшение памяти и внимания. Очень часто человек, чувствуя себя совершенно здоровым, не всегда может похвастать хорошей памятью, умением концентрировать внимание, высоким уровнем мышления. Это важно для обучения вообще, а для изучения иностранного языка особенно.
Фонетические упражнения, проводимые на уроках иностранного языка, в первую очередь дают возможность перестроить органы речи на произнесение звуков с родного языка на иностранный язык. Кроме того, фонетические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, упражнение «Регулятор громкости» при произношении гласных звуков раскрепощает голос и освежает мозг.
Во избежание усталости учащихся продумывается смена видов работ: чтение, устная речь, аудирование, фронтальный опрос, работа в группах, диалог, ролевая игра и т. д. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций и одновременно отдыху учеников.
Использование на уроках проблемной технологии, проектной работы создает высокую мотивацию для работы детей на уроке. При организации работы в группе учащиеся получают возможность пообщаться друг с другом, создается ситуация успеха. Проектная технология позволяет снять чувство тревожности, так как ребята получают возможность выполнить работу совместно, помогая друг другу. При организации данной работы устанавливаются контакты, создается атмосфера доверия и доброжелательности. Подобные виды работы активизируют все важнейшие системы человеческого организма, способствуют развитию креативности.
Учителя нашей школы в своей работе активно применяют нетрадиционные формы работы. Это и интегрированные уроки, уроки путешествия по странам изучаемого языка, «Брэйн-ринги», литературные гостиные и всевозможные проекты.
Главными целями использования проектной методики по иностранному языку являются:
- показать умение отдельного ученика или целой группы использовать приобретённый в процессе обучения исследовательский опыт.
- реализовать свой интерес к предмету исследования.
- продемонстрировать уровень владения иностранным языком.
- создать прочную языковую базу у обучаемых.
- создавать условия для развития личности учащихся, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике.
- научить самостоятельно добывать знания.
- совершенствовать умения участвовать в коллективных формах работы, то есть умение работать в сотрудничестве.
- научить учащихся принимать личную ответственность за продвижение в обучении.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.
Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в котором имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.
Особенности проектной технологии
По анализу современных российских и зарубежных источников можно выделить 4 особенности проектной технологии:
- Соотнесённость с объективной действительностью.
- Соотнесённость с субъектом деятельности.
- Методическая соотнесённость проекта.
- Ориентация на продукт деятельности.
Остановимся поподробнее на этих особенностях.
- Предлагает наличие значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний. Проект вытекает из определённой ситуации. Например, при работе над темой «Meine Heimat» обнаружила, что учащиеся мало знают об истории возникновения родного посёлка. Создавшаяся ситуация побудила учащихся обратиться в библиотеку к учителю истории чтобы восстановить проблемы в знаниях.
- Предполагает ориентацию на интерес учащихся, их самоорганизацию и ответственность. Говоря о новой роли учителя, Р. Вике подчёркивает, что он «организует мониторинг, а не является контролёром». Проектное обучение- это обучение, в центре которого стоит ученик, он- субъект деятельности.
Тема проекта не должна быть навязана учащимся, инициатива должна исходить от них, учитель же лишь оказывает языковую или организационную помощь.
Так, при планировании работы над проектом «Musik» я хотела бы основной акцент сделать на классическую музыку, познакомив учащихся с самыми известными произведениями Бетховена, Баха, Моцарта. Однако ребята выбрали для обсуждения произведения современных авторов и исполнителей, таких как «Кино», «Наутилус».
- Методическая соотнесённость проекта предполагает учёт уровня обученности учащихся, их предметных знаний, учебных и специально учебных умений, социальной компетенции, то есть умения взаимодействовать с другими членами группы.
Целостное обучение при проектной деятельности связывает воедино чувственный опыт учащихся с их деятельностной ориентацией, сближает школу и жизнь, теорию и практику, позволяет ученику выйти за рамки школьного урока.
4. Проект ориентирован на продукт деятельности т.е. предполагает наличие значимого результата, считают К. Фрей, Р.Вике. Весь смысл в результате деятельности ( считают большинство исследователей), которая завершается презентацией созданного продукта. Форма презентации может быть самой разной: стенгазета, коллаж, реферат, праздник, компьютерная презентация. Существует, однако и другое мнение, которое поддерживают многие учителя иностранного языка : проектная деятельность ориентирована скорее на процесс, чем на продукт. Есть еще и третья точка зрения, которую я поддерживаю, при которой и процесс проектной деятельности и его результат одинаково важны.
Из опыта работы.
Проектную методику применяю с 5 класса. Первые проекты были не совсем успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.
Проект урока в 5 классе (Бим И.Л. Шаги 1) тема проекта: « Мы празднуем День рождения». Работа шла в четырёх группах. Четвёртая группа: именинник и его родители, которые встречали гостей. Учащиеся готовили проект вечеринки по поводу дня рождения одного из своих одноклассников. Каждая группа представляла этого ученика , по своему рассказывая о его достоинствах, объясняя, почему они хотели бы подготовить ему праздник. Каждая группа готовила подарки, поздравления, стихи, песни, игры, рифмовки! Итогом этой работы стал настоящий праздник «День рождения». Четвёртая группа, именинник, мама , папа накрыли на стол и угощали гостей.
Базой проектной работы являются учебные тексты, используются дополнительные материалы, предложенные учителем, найденные самими ребятами, в том числе в Интернете. Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершенствуются навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся. Опыт работы доказывает оправданность применения проектной технологии на всех ступенях обучения, при работе над большинством тем УМК «Шаги» И.Л. Бим, а также УМК «Немецкий язык, контакты» Г.И. Ворониной.
Практика применения проектного метода показывает следующие результаты:
- Повышение мотивации к изучению немецкого языка.
- Повышение уровня самостоятельности, активности и ответственности учащихся в процессе работы.
- Интеграция предметов школьной программы.
- Возрастание потребности к познанию культуры других народов, бережному отношению к ценностям мировой цивилизации.
Проблемное обучение рассчитано не столько на усвоение готовых знаний, умений и понятий, сколько на непосредственное развитие мышления учащихся в процессе решения ими разнообразных проблем. Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык, новая способность. Это способность анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы. Причем способность объективно необходимая, а не как нечто случайным образом заданное к выполнению. Наконец, развитие рефлексивных навыков повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека.
Для снятия умственного напряжения и утомления на уроках служит наличие эмоциональных разрядок: физминутки, упражнения для улучшения зрения, внимания, памяти. Проведение эмоциональных разрядок позволяет избежать статистичного положения рабочей позы.
В своей работе я попыталась обобщить опыт методического объединения по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности. О технологии здоровьесбережения начали говорить сравнительно недавно, но, на мой взгляд, нам, учителям иностранного языка, ничего нового придумывать не пришлось. практически на каждом уроке мы используем рифмовки для проведения физминуток, песни, игры (в том числе и подвижные), аудио и видеоматериалы, компьтерные программы. Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой, позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, динамичным, а главное полезным.
Используемая литература:
- Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
- Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.
- Бим И.Л. «Модернизация структуры содержания школьного языкового образования» // Иностранные языки в школе. 2005. №8
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. «Теория обучения иностранным языкам». 2-е изд. М.: Академия, 2005.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. «Теория и практика обучения иностранным языкам» Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Пассов Е.И. «Урок иностранного языка в средней школе». М.: Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
« ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000 115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...
Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...
Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.
"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…"В....
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий» Публикация - статья...
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Программа учителz английского языкаБелоклоковой Т.А. по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....
Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий
Выступление на совещании учителей французского и немецкого языков 20.02.2013...