План-конспект мероприятия "Психолого-социальные конфликты"
методическая разработка по обж

Познакомить учащихся с понятием "конфликт" и методами его разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-_konspekt_10_klass_psihologo-socialnye_konflikty.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по ОБЖ -10 класс

Тема:              «Психолого-социальные конфликты в школе, на улице, дома»

Наша цель: Познакомиться с понятием «конфликт», классификацией конфликтов,             причинами их возникновения и методами управления конфликтом.

Слово учителя:

Введение.

Конфликты в ХХ в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное и неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба – один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности, согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

    Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Давайте  разберемся в значении слова « Конфликт», и предоставим слово нашему лингвисту.

(опережающее дом. задание)

    Слово конфликт происходит от латинского глагола conflictus, означающего буквально столкновение. В русском языке слово конфликт стало употребляться с ХIХ века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

    В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

    Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью.

    Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

II. Переходим к работе со схемой.

    Исторический опыт и социальная практика позволяют определить четыре источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах.

В массовом сознании и в практических жизненных отношениях богатство - это не просто некоторая сумма денежных средств или имущества, а возможность расширения пределов своей деятельности и влияния.

    Вторым источником конфликтов является борьба за власть.

    Третий источник - престиж. Реальным воплощением престижа являются известность и популярность личности, ее репутация и авторитет, сила влияния на принятие решений.

    Четвертый источник конфликтов - человеческое достоинство. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества личности.

    К основным типам конфликтов можно отнести следующие:

  1. Социальные конфликты
  2. Конфликты по отношению к субъектам.
  3. Конфликты открытые и скрытые
  4. Конфликты разных психологических типов.

Самый значимый из этих типов социальный.

1.Социальный конфликт - это столкновение интересов различных общественных групп. В качестве основания классификации мы берем их причины. В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы:

  1. Межличностные конфликты
  2. Трудовые конфликты
  3. Межнациональные конфликты
  4. Социальные конфликты в разных общественных структурах

 Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости).

Трудовые конфликты. Возникают при неудовлетворенности человека в таких социальных потребностях, как жилье, содержание труда, заработная плата; бытовые и санитарно-гигиенические условия на производстве, возможности отдыха. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов.

Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах, политической обстановкой в них. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминирующее национальное меньшинство, и протекционизм.

Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ.

Существует еще масса примеров конфликтов между различными слоями общества. Самый древний социальный конфликт - отцы и дети. Конфликт столиц и провинций Автомобилисты и пешеходы, Проблема наркомании. Конфликтная ситуация между больными и существующей системой.

В настоящее время наше общество можно разделить еще на два конфликтующих слоя. На тех, кто хочет зарабатывать и уже научился работать и на тех, кто привык «паразитировать на завоеваниях социализма».

2. Типы конфликтов по отношению к субъектам.

Существуют четыре основных типа конфликтов:

  1. Внутриличностный конфликт
  2. Межличностный конфликт
  3. Конфликт между личностью и группой
  4. Межгрупповой конфликт

Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. “Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”, когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки”.

Межличностный конфликт. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Конфликт между личностью и группой. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

Межгрупповой конфликт Причиной может послужить дефицит ресурсов: материалов, информации, и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами..

3.По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

  1. Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;
  2. Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера.
  3. Таким образом, возникновению деструктивных конфликтов способствуют, как правило, субъективные причины.

4.Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам).

5.По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.

6.Конфликты различаются и по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной.

7. Конфликты разных психологических типов.

Деловой спор. В ситуации этого типа между участниками возникают разногласия по какому-то определенному вопросу, конкретному, взаимодействие участников основано на взаимной заинтересованности. 

Формализация отношений. Для конфликтных ситуаций, развивающихся по этой схеме, характерно увеличение зоны разногласия.

Психологический антагонизм. Участники ситуации подчас затрудняются четко определить, в чем именно состоит их разногласия. Психологически участники откровенно не приемлют друг друга.

    Сейчас в Российской Федерации мы фиксируем в основном три типа конфликтов этнополитического характера.

Вопервых, это конституционные конфликты. Три республики приняли Конституции, которые противоречат прошлой и теперешней Конституциям РФ: Саха (Якутия), Тува, Татарстан. Первое противоречие заключается в том, что в Конституциях говорится о главенстве законов республик над федеральными, второе связано с контролем за использованием природных ресурсов, третье  с непосредственным выходом на международную арену.

Второй тип конфликтов, которые и в перспективе будут иметь остроту,  это территориальные конфликты. Спорных зон сейчас на территории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия.

Третий тип конфликтов, весьма вероятных в ближайшем будущем,  межгрупповые конфликты. Напряжение существует в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Туве и др

    Существуют еще и этнические проблемы в России, которые не связаны  с этносами, имеющими республики. Это этнодисперсные группы, но с миллионным населением: 4 млн. украинцев, 1.5 млн. белорусов и другие народы, основной материковый этнос которых находится в новых государствах на территории бывшего СССР или  за его пределами. Некоторые претендуют на свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотят автономии.

III.Формула конфликта.

    В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания, влечения оппонентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

    Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения.

    Большое значение для конфликта имеет фактор времени, так как конфликт чреват разрастанием.

В процессе развития конфликта выделяют следующие этапы (стадии):

  1. Этап потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
  2. Осознание конфликтующими сторонами своих интересов.
  3. Осознание законности своих притязаний.
  4. Инцидент – открытое вступление в конфликт, проявление вражды.
  5. Разрастание и углубление конфликта. Выявляются группы, всплывают скрытые причины, что объясняется поддержкой у окружающих, поиском сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними.
  6. Переход конфликта в антагонизм.
  7. Разрешение конфликта.

IV. Управление конфликтом.

Конфликты нельзя устранить, но ими можно управлять таким образом, чтобы максимально увеличить общую выгоду для конфликтующих сторон. Существует несколько эффективных способов. Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

  1. Предотвращение;
  2. Подавление;
  3. Отсрочка;
  4. Разрешение.

Стратегия предотвращения конфликта.

  1. Устранить реальный предмет конфликта.
  2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению.
  3. Сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

    Выбор того или иного варианта управления определяется стилем поведения в конфликтной ситуации.

     Томас Килменн указывает, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте:

  1. приспособление,
  2. компромисс,
  3. сотрудничество,
  4. игнорирование,
  5. соперничество или конкуренция.

V. Поведение при конфликте.

Предоставим слово психологу (опережающее дом. задание)

    Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.

Стиль уклонения (игнорирования) реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не хотите тратить время и силы на ее решение.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

VI. Заключительное слово учителя.

Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь.

    Столкнувшись со сложной ситуацией, мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться.

   Несмотря на то, что взаимоотношению с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

В трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление".

Ребята, на этом теоретический блок закончен, но, прочтите внимательно тему урока, и обратите внимание, «конфликты» возникающие где? мы должны проанализировать на уроке.

Практический блок

Подготовительный этап

Подумайте, пожалуйста, ситуации, которые возникают с Вами дома, в школе, на улице. К каким типам конфликтов вы можете отнести их отнести?  ( используйте пожалуйста  схему)

  1. Межличностные конфликты
  2. Трудовые конфликты
  3. Межнациональные конфликты
  4. Социальные конфликты в разных общественных структурах

Работа в группах

Конфликтная ситуация => пути ее решения

1группа – задание ……                                     (используется отрывки из киножурнала «Ералаш»)

2 группа – задание …… (приложение 1 )

Смоделируйте ситуацию конфликта

1 группа – задание ……

2 группа – задание …… (приложение 2 )

Тесты: самоконтроль – взаимоконтроль.

Домашнее задание: по группам – сильным слабым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Школьные конфликты"

        В данном уроке используется ролевая игра. Его необычность состоит в том, что сценарий игры создается прямо на уроке- на основе ситуации, а также текста, предлагаемых...

План-конспект урока по теме "Семейные конфликты"

Данный урок предназначен для повторения лексики, связанной с характеристикой людей, их взаимоотношениями в семье, а также развития навыков аудирования и говорения по теме. Ситуации, предлагаемые в зад...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

План-конспект урока английского языка в 9 классе по теме "Как избежать конфликтов" и самоанализ к уроку.

Данный материал будет полезен учителям, работающим по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" в 9 классе, и представляет собой план-конспект урока по теме "Как избежать конфликтов" и ...