«Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ как компонент образовательной среды школы»
методическая разработка по обж по теме

Тагиева Эльмира Эльдаровна

         Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся.

        Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

        Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы .  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

        Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota_tagieva.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 «Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ как компонент образовательной среды школы»

Выполнила: слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Теория и методика преподавания (Основы безопасности жизнедеятельности)

Тагиева  Э.Э.

Научный руководитель, к.п.н., доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

Васильева Н.В.

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

3

2

Глава 1. Здоровьесберегающая деятельность в школе.

7

3

Глава 2. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

  1. Организация и методы исследования
  2. Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий

2.3.    Анализ полученных результатов

19


19

26


31

4

Выводы.

36

5

Заключение.

38

6

Литература.

39

ВВЕДЕНИЕ

 «Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества

                                                        В.А.Сухомлинский

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” – спросил мудрец. “Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец. “Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Мы зачастую сталкиваемся с проблемой лесоруба.

Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Это противоречия между: 

  1. целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  2. направленностью на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  3. необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

Системно-деятельный подход, положенный в основу ФГО, изменил позицию учителя и ученика в образовательном пространстве.

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди основных показателей психического здоровья выделяют:

  1. Чувство тревоги, безотчетного страха. 
  2. Чувство раздражения, гнева и враждебности. 
  3. Состояние депрессии. 
  4. Чувство вины. 

Эти показатели можно взять за основу психического здоровья школьников, педагогов и родителей. Чтобы сохранить психическое здоровье человека (ребенка или взрослого), необходимо научить его самооценке и самонаблюдению, тогда справиться с ситуацией будет гораздо проще.

Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

ГЛАВА 1.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: Исследовать влияние здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ как компонент образовательной среды школы.

Задачи: 

  1.   перейти от пассивных форм обучения к деятельным

          вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную

          деятельность;

  1.   формировать физически здоровую толерантную

          личность,     способную свободно адаптироваться в

          современном    мире.

  1.   создать каждому ученику необходимые  условия

          личностного развития;

  1.   предоставить учащимся многообразные знания

          и виды деятельности для опробывания своих

          сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;

Работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно строить в соответствии с одной из трех стратегий.

1. Стратегия традиционная.

При данном подходе приоритет отдается медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации. В условиях возрастания в современном мире неблагоприятных воздействий на человека, с одной стороны, и слабости организационно-финансовых возможностей нашего здравоохранения – с другой, рассчитывать на заметные результаты использования такого подхода, к сожалению, не приходится.

2. Стратегия точечная.

Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа по сохранению здоровья проводится содержательная. Таковыми могут быть создание фитобара (очень популярно!), организация комнаты психологической разгрузки, оформление нескольких стендов, проведение «Дней здоровья», «Праздников здоровья», введение факультатива по валеологии и т. п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные и нестойкие.

3. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы.

 Ее выбирают те, кто намерен серьезно заниматься проблемой здоровья, сделать ее приоритетной. Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в работу учреждения руководству школы необходимо решить ряд обязательных задач.

  1. Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов в числе ее важнейших задач. Именно здесь особенно велика вероятность формального подхода, «забалтывания» вопроса, поэтому такая установка школы должна быть известна всем – от управления образования до каждого ученика. Для подтверждения серьезности намерений, провозглашенных администрацией и всем педагогическим коллективом школы, необходимо: – разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья (школьная программа здоровья – ШПЗ); – в каждом серьезном решении, принимаемом администрацией школы, отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников; – обеспечить проведение мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья  – учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программ развития, финансирования школы и т. п.
  2. Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести свою долю ответственности за решение вопросов здоровьесбережения. Для этого возможно: – со школьниками заключить индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен и чего не должен делать данный учащийся, чтобы заботиться о своем здоровье и помочь школе обеспечить решение данной приоритетной задачи; – подобные же индивидуальные соглашения (договоры) заключить с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности и конкретизирует возможности подключения их к работе школы в этом направлении; – в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить соответствующие пункты.
  3. Гигиена: обеспечение соблюдения требований СанПиН к санитарно-гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса.
  4. Профилактика: включение в школьную программу здоровья (ШПЗ) и реализация на практике мероприятий по профилактике основных «школьных болезней» (близорукости, нарушений осанки, заболеваний органов пищеварения) и дезадаптационных состояний (гиподинамии, переутомления, дистресса и др.). Это требует, в частности, ограничения учебной нагрузки на каждого учащегося рамками его индивидуальных возможностей, психологически грамотной организации экзаменационных процедур, организации рационального питания школьников, предоставления им достаточных возможностей для необходимой двигательной активности, оснащения классов схемами для гимнастики зрения на уроке и тому подобного комплекса мероприятий.
  5. Урок: обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия.
  6. Обучение: обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. Для этого в учебных программах всех классов должен быть или специальный предмет (культура здоровья, психология здоровья, валеология и т. п.), или блок вопросов в рамках курсов ОБЖ, физкультуры, биологии, а также организована работа факультативов. При этом необходимо помнить, что основная цель этого направления работы – воспитание у школьников и педагогов культуры здоровья, а не просто «загрузка» их информацией, даже очень полезной.
  7. Валеология: при появлении у школы финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для создания условий, позволяющих целенаправленно формировать, укреплять и даже восстанавливать здоровье учащихся и педагогов. Сюда относится организация фитобара, тренажерного зала, комплекса самодиагностики, кабинетов физиотерапии, психологической разгрузки  и т. п.
  8. Комплексность: только при взаимосвязанном решении задач разного уровня возможно достижение долговременных и очевидных сдвигов в сторону улучшения состояния здоровья школьников. Если школа в качестве приоритетной выбрала стратегию формирования здоровьесберегающего пространства школы, то на первом этапе этой работы она должна сделать несколько последовательных шагов.

Шаг 1. Создание небольшой (5–10 человек) рабочей группы из тех, кто хочет и готов заниматься таким проектом. В ее состав могут войти учителя, специалисты школы, представители научной организации, а также кто-то из родителей учащихся. Желательно, чтобы неформально возглавил эту группу директор школы. Задача группы – принять решение о выдвижении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы (или отказаться от этого. В этом случае дальнейшие шаги не обязательны).

Шаг 2. Разработка предварительного проекта: постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов (материально-финансовых, кадровых, организационных, информационных).

Шаг 3. Поиск и обеспечение дополнительных ресурсов, необходимых для реализации проекта (или первого его этапа). Обучение (одного или нескольких педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с научными центрами, специалистами, активизация возможностей родительского комитета, учителей, спонсоров и т. д.

Шаг 4. Разработка рабочего варианта проекта и поэтапного плана действий с учетом местных условий. Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта.

Шаг 5. Разработка программы диагностики состояния здоровья учащихся и структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. Составление карты индивидуальных показателей учащихся (КИПУ).

Шаг 6. Анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся. Учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на втором этапе. При организации этой работы следует учитывать условия, значимо влияющие на успешность реализации школьных проектов в сфере здоровьесбережения. Привожу перечень этих условий:

1. Позиция, степень и мотивы заинтересованности, уровень общей и научно-педагогической культуры директора школы.

2. Позиция, степень и мотивы заинтересованности руководства управления образованием.

3. Кадровый состав и психологический климат в педагогическом коллективе школы.

4. Возможности получения дополнительных материалов и финансовых средств на реализацию программы.

5. Возможность заключения договорных отношений с учеными, готовыми обеспечить научную поддержку программы, организацию мониторинга и экспертизу получаемых результатов.

Необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит так называемой платформой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

Задачи мониторинга: 

Описание здоровьесберегающей деятельности.

Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.

Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Создание и распространение эффективных моделей здоровья.

Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

(Мониторинг здоровья учащихся, его влияния на успеваемость)

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

(Мониторинг здоровья педагогов, его влияние на результаты деятельности)

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

Гипотеза:

повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

  1. образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  2.  предоставлены возможности для развития и самореализации,
  3.  взаимодействие педагогической и медико-профилактической деятельностей в образовательном пространстве,
  4. взаимодействие образовательного учреждения и других социальных институтов в здоровьесберегающей деятельности,
  5. учебно-воспитательный процесс организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

   Таким образом, весь образовательный и воспитательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий, поскольку воспитательная служба также играет огромную роль в образовательном пространстве школы по внедрению здоровьесберегающих технологий.  

Степень оснащенности школы новейшим оборудованием, наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого ученика.  

Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ города, района, школы.  

Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.    Поэтому педагоги и администрация школы сочли необходимым подходить к данной проблеме комплексно.

С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.

Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» спланирована, имеет цели и задачи.   В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду средней школы.

Наша школа в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опирается на следующие подходы к воспитанию учащихся:
1. личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности,

2. гуманистический – поддержка и защита ребенка (социальная, правовая, педагогическая, медико-психологическая),

3. системный – вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы.

Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.
       Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными воспитателями, социальным педагогом и психологами в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям опирается на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы,  но и возможные пути ее решения. Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует  сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают.

Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно. Каждый класс посещает не менее 2 экскурсий в месяц.   Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.

Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
        Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки.

 Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, различные экскурсионные поездки.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.   Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями.

В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.    В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.  

Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.   Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.  

Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный руководитель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.  

Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.  Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку. Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения…

ГЛАВА 2.

«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЖ»

2.1. Организация и методы  исследования

Исследования проводились на протяжении двух месяцев на базе государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №379, где я работаю учителем ОБЖ. Организатором исследования являюсь я (Тагиева Э.Э.), при поддержке администрации и непосредственном участии педагогов по биологии и физической культуре. Объектом исследования явились учащиеся 8 (22 учащихся) и 9 (25 учащихся) классов. Хочу также отметить готовность всего педагогического коллектива поддержать данную инициативу, с тем чтобы в перейти на новый уровень обучения, как единственно верный.

Методы исследования

Корректурная проба как метод исследования внимания  впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно  инструкции, вычеркивать  определенный  знак (Приложение 2).

В  настоящее время существует несколько вариантов корректурного  теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор  колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания (Приложение 3). Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для  обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике,  школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Процедура эксперимента

         Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной  пробы  и  сообщает инструкцию: «На бланке  строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за  строчкой, слева  направо  и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как  можно быстрее, но самое главное в этом задании -  работать  без  ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не  пропустить и  ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?»

 Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал  начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования).

После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все  подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка результатов

Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя - скорость и  точность.

Показателем скорости является  количество  букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и  изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая  система обработки результатов  позволяет сопоставить уровень развития  различных свойств внимания каждого испытуемого.

Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было  вычеркнуть.

По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания  (А) по формуле А=В+С. 

По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

ШО

Характеристика уровня устойчивости внимания

0-3

Низкая устойчивость внимания

4-7

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

Средняя устойчивость внимания

12-15

Выше среднего устойчивость внимания

16-19

Высокая устойчивость внимания

Приводимые ниже таблицы содержат результаты, полученные С.А. Лукомской  на контингенте младших школьников и взрослых испытуемых.

Таблицы могут быть использованы в практической работе как ориентировочные. (Длительность эксперимента -  10 минут).

Таблица 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность (В)

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

1.

<1010

-

14.

2495 – 2660

3160 – 3320

2.

1010 – 1175

-

15.

2660 – 2825

3320 – 3480

3.

-

<1560

16.

2825 – 2990

3480 – 3640

4.

1175 – 1340

1560 – 1720

17.

2990 – 3155

3640 – 3800

5.

-

1720 – 1880

18.

3155 – 3320

3800 – 3960

6.

1340 – 1505

1880 – 2042

19.

3320 – 3485

3960 – 4120

7.

-

2042 – 2200

20.

3485 – 3650

4120 – 4280

8.

1505 – 1670

2200 – 2360

21.

3650 – 3815

4280 – 4440

9.

1670 – 1835

2360 – 2520

22.

3815 – 3980

4440 – 4600

10.

1835 - 2000

2520 – 2680

23.

3980 – 4145

4600 – 4760

11.

2000 – 2165

2680 – 2840

24.

4145 – 4310

> 4760

12.

2165 – 2330

2840 – 3000

25.

>4310

-

13.

2330 – 2495

3000 – 3160

Таблица 2

Точность (С)

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

1.

< 70

< 81.9

14.

87 – 88

-

2.

70 – 72

81,9 – 83,0

15.

88 – 90

94,9 – 96,0

3.

72 – 73

83,0 – 84,1

16.

90 – 91

-

4.

73 – 74

84,1 – 85,1

17.

91 – 92

96,0 – 97,0

5.

74 – 76

85,1 – 86,2

18.

92 – 94

-

6.

76 – 77

86,2 – 87,3

19.

-

97,0 – 98,1

7.

77 – 79

87,3 – 88,4

20.

94 – 95

-

8.

79 – 80

88,4 – 89,5

21.

-

98,1 – 99,2

9.

80 – 81

89,5 – 90,6

22.

95 – 96

-

10.

81 – 83

90,6 – 91,6

23.

-

>99,2

11.

83 – 84

91,6 – 92,7

24.

96 – 98

-

12.

84 – 85

92,7 – 93,8

25.

-

-

13.

85 – 87

93,8- 94,9

26.

> 98

-

Таблица 3

Шкала для перевода показателей

свойств внимания в шкальные оценки

Устойчивость (А)

ШО

Устойчивость внимания младших школьников

Устойчивость внимания взрослых

ШО

Устойчивость внимания младших школьников(кол-во баллов выведенное по формуле А=В+С)

Устойчивость внимания взрослых

19

> 50

42 – 43

9

25 – 27

25 – 26

18

-

-

8

23 – 24

23 – 24

17

48 – 49

41

7

20 – 22

22

16

46 – 47

39 – 40

6

16 – 19

20 – 21

15

44 – 45

37 – 38

5

14 – 15

18 – 19

14

39 – 43

35 – 36

4

12 – 13

17

13

36 – 38

33 – 34

3

9 – 11

-

12

34 – 35

-

2

-

16

11

31 – 33

30 – 32

1

-

-

10

28 – 30

27 – 29

0

> 9

12 – 15

2.2.  Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий.

Образовательная среда подразумевает не только условие обучения, но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя-организатора курса ОБЖ по созданию здоровье сберегающей образовательной среды включает на уроках ОБЖ:

-    приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;

-    организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;

-     создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

Формирование навыков рационального поведения невозможно без создания благоприятной образовательной среды.

Бесполезно вести разговор о здоровье в душном или холодном помещении, при напряжённом психологическом климате, загружая ненужной и неинтересной информацией

  В постановлении правительства РФ от 23.03.2001 года № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» актуализируется проблема внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс. Ориентация на активные формы обучения, переход от репродуктивных к продуктивным формам существенно повышает напряжённость ученического труда. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение новых педагогических технологий с точки зрения здоровье сбережения. В рамках эксперимента апробируются новые УМК, педагогические технологии, методы и приёмы преподавания способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся. Для оценки их эффективности наряду с мониторингом уровня знаний по предметам проводится мониторинг здоровья на основе «Методических рекомендаций по оценке состояния здоровья, учебной и не учебной нагрузки, организация учебного процесса.

Проблемы здоровье сбережения стали модными и актуальными. Основным документом, регламентирующим организацию здоровье сберегающего образовательного процесса, является приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 года №-1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений», в котором были сформулированы цели и задачи центра, намечены направления его деятельности.

    Общие идеи функционирования центра нуждаются в конкретизации с учётом региональной специфики, специфики образовательного учреждения:

      Во-первых, условиями школьного образования. Так, до настоящего времени не существует специалистов-педагогов, владеющих в должном объёме необходимыми медицинскими, психологическими и другими знаниями по предмету ОБЖ;

       Во-вторых, психофизиологическими особенностями детей. Так, школьники 11-13 лет не способны усвоить теоретические сведения по физиологии и психологии. В этом же возрасте происходит формирование мотивационной сферы. Именно поэтому в программе выделены мотивационные блоки для целенаправленного формирования мотивации безопасного поведения и ведения здорового образа жизни. Это обусловлено тем, что данный курс в целом направлен на формирование практических навыков.

     В учебной программе предмета ОБЖ 2006 года (Москва «Просвещение») с 5 по 11 класс, подобран и систематизирован обширный материал о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни как индивидуальной системе ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде.

Данная программа предназначена для формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Она обеспечивает приобретение основополагающих знаний и умений. Таких, как распознавание и оценка, опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определение способов защиты от них, а также ликвидация их негативных последствий и умение оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей соответствующего возраста объёме.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям окружающей среды обитания.

В числе учителей-предметников педагог-организатор ОБЖ занимает в вопросах формирования ЗОЖ особое место. Именно он даёт учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.

Практика показывает, что там, где существует система занятий в школе по курсу ОБЖ, со 2 класса которые ведут подготовленные специалисты, решение проблем ЗОЖ получает существенный импульс.

Работа по формированию здоровье сберегающих систем в школе ставит задачу по обеспечению медико-психологического сопровождения инновационной деятельности, поскольку, адаптация к новым условиям и нагрузкам требует от организма учащихся повышенных затрат, что затруднит благоприятные взаимоотношения ученика со средой. Для воплощения концепции здоровье сбережения в жизнь в образовательном учреждении необходим системный подход. В систему поддержания и укрепления уровня здоровья участников образовательного процесса вошли следующие факторы:

  1. систематизирующий фактор- функциональное состояние участников образовательного процесса;
  2. подсистема отслеживания результатов – мониторинг уровня здоровья и успеваемости, а также качества знаний;
  3. подсистема управления- администрация образовательного учреждения.

  В данной системе мониторинг необходим как для  принятия управленческих решений, так и для осуществления обратной связи. Особое значение в этой системе отводится образовательной области «Физическая культура». Почему именно ей? Данная область рассматривает два образовательных предмета Физическая культура и ОБЖ. Теоретическая часть предмета «Физическая культура», согласно стандартам Министерства образования, не предоставлена ни в одном из школьных учебников. Содержание предмета ОБЖ разрознено, бессистемно, предоставлено во многих учебниках, но не имеет целеполагания.

    В основе курса лежит учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованная Министерством Образования РФ, дополненная и расширенная. Цели программы:

  1.  формирование мотиваций безопасного поведения и ведения здорового образа жизни;
  2.  выработка практических навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.
  3. Задачи программы:
  4. изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в доступном для детей соответствующего возрасту объёма;
  5. сформировать привлекательность здорового образа жизни и безопасного поведения;
  6. выработка практических навыков здорового образа жизни и
  7. безопасного поведения;
  8. привить понятие ответственности за своё здоровье.

Базовое содержание предмета разложено по модулям, что даёт возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, безопасности жизнедеятельности.

   Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, лекций, семинаров, практических занятий, тестирования. На занятиях даётся право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением.

 Результатом правильно спланированного и организованного учебно-воспитательного процесса, планомерной и системной работы, практического применения различных методов станет улучшение не только здоровья учащихся, но и их успеваемость.

Наблюдая, беседуя, диагностируя школьников, я обнаружила, что одним из факторов дезорганизации учебной деятельности – является повышенная учебная нагрузка. Так из 93 опрошенных детей на вопрос: «Устаешь ли ты после занятий в школе?» - 80 человек ответили положительно.

Изучая литературу по этому вопросу, я выяснила, что проблема нормирования учебной нагрузки в школе начала исследоваться еще в советский период.

Физиологический подход к исследуемой проблеме разработал Гальперин. По его мнению, умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей; следовательно, нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Под влиянием интенсивной или длительной  учебной работы у детей возникает и развивается утомление.

Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. Признаками переутомления является: раздражительность, возбуждение, плаксивость, головные боли, вялость, сонливость. В охране здоровья ребенка важно не исключение  переутомления, а его профилактика.

2.3. Анализ полученных результатов

     Занимаясь серьезно этой проблемой, я поставила перед собой цель –

помочь детям избежать переутомления. Для реализации цели мной были

 поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень утомляемости детей школьного возраста.

2. Создать программу мероприятий, направленных на психологическую разгрузку и снятие психического напряжения.

3. Проверить эффективность созданной мной коррекционно-профилактической работы программы, направленной на снижение утомляемости.

Изучая различные методики по исследованию утомляемости, я пришла к выводу, что наиболее эффективен метод корректурной пробы – который позволяет с помощью таблиц Анфимова получить максимум информации о состоянии центральной нервной системы ребенка без применения каких-либо технических средств, позволяет выявить степень напряжения регуляторных систем у учащихся при воздействии учебных и трудовых нагрузок, по показателям суточной адаптивности. Показатель суточной адаптивности отчетливо отражает сопротивляемость организма учащихся утомлению в зависимости от возраста, организации учебной и трудовой деятельности в режиме дня, недели, всего года, без относительного расхождения абсолютных индивидуальных и средних значений качественного показателя умственной работоспособности.

Таким образом, исследовав уровень утомляемости учащихся 8 и 9  классов я получила следующий результат:

Нарушение подвижности основных основных  нервных процессов

Напряжение ЦНС

Показатели после коррекции

(оба класса)

I фаза

(1-й урок)

II фаза

(6-й урок)

I фаза

(1-й урок)

II фаза

(6-й урок)

II фаза

(нар.подв.

Осн.нерв. проц.)

II фаза

(напряжение ЦНС)

8 класс

69%

26%

36%

52%


74%


24%

9 класс

88%

62%

12%

27%

         Проанализировав и сопоставив полученный результат, я увидела, что учащиеся 8 класса подвержены утомлению в большей степени.

           Для коррекции ситуации я подобрала ряд упражнений, способствующих снятию напряжения и повышающих работоспособность учащихся, провела обучающий семинар для учителей предметников, работающих в этом классе по применению здоровьесберегающих технологий, а так же провела тренинговое занятие «Мое здоровье» для учеников.

            Поободранный мною комплекс упражнений состоит из нетрадиционных методов оздоровления ребенка, который можно использовать на уроках в качестве физкультурных пауз. Целенаправленная коррекционно-профилактическая работа проводилась в течение двух месяцев. Работа осуществлялась с помощью игровых методов, элементов психогимнастики.

 С целью оценки  эффективности коррекционно-профилактической работы я провела повторное исследование. (Использование таблиц Анфимова, приложение 3).

Показатели утомляемости учащихся после коррекционно-профилактической работы. 6 урок I фаза 74% Нарушение подвижности основных нервных процессов, напряжение ЦНС II фаза 24% Резкое напряжение ЦНС Переутомление 2% Недопустимая ситуация

Данные показали, что у 60% детей удалось снизить утомление до оптимального уровня.

Сравнение результатов диагностики на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. 6 урок I фаза 36% 74% II фаза 52% 24% Переутомление 12% 2%  

По результатам проведенного эксперимента должен быть сделан вывод о том, в какой степени внимание испытуемого устойчиво (с учетом возрастной нормы). Если внимание неустойчиво, по возможности указать причины этого явления.

        Проведенное мною исследование и анализ результатов позволили сделать следующие выводы:

во-первых, подобранные нами упражнения показали  позитивную динамику  в  устойчивости внимания и повышение способности к восприятию учебного материала;

       во-вторых, выполненное экспериментальное исследование позволяет  говорить о выраженной общей практической направленности и рекомендовать для использования  в общеобразовательных учреждениях как средство, направленное на здоровьесбережение в целом.

Подобранные упражнения могут быть использованы в массовой практике классных руководителей, учителей-предметников при работе с детьми школьного возраста. Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета.      Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, в основном для активного отдыха. Обычно это три-пять физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2–3 минуты) или урока труда (5–7 минут). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.    

 Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, когда значительная часть учащихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна-две физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках. С помощью физических упражнений решаются следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;

б) активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональная «встряска», возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав физкультминуток обязательно нужно включать упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также и в условиях покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку.

Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому сначала следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель.

 Для повышения интереса детей при внедрении физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд. Обязателен положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее наоборот.

Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными учителями в одном классе в течение дня, организатору (куратору) их проведения в школе – обычно учителю физкультуры – необходимо составить примерную программу для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков. Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками (начиная с 6–7-го класса). Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью» под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить на уроках физкультуры (приложение 1).

ВЫВОДЫ.

       В последние годы система общего образования претерпела значительное изменение. Появились различные виды общеобразовательных учреждений, в связи с чем возникла необходимость анализа состояния здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Научными исследованиями последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит от образовательного учреждения, в котором обучается ребёнок.

Сегодня уходит в небытие единообразие школы. Появляется изрядное количество разных типов и видов образовательных учреждений, разных образовательных программ, технологий и методик. И выбирая для них пути движения, каждая школа должна осознать важность одной из основных задач – нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья как важнейшего условия благополучной жизни человека.

  1.  Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, организация методической работы в школе, направленная на рост специально – предметной компетентности, необходимость повышения психолого-педагогической компетентности и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Не взирая на высокие требования, предъявляемыми государством к педагогу, и низкий статус учителя в обществе, слабость дидактико-технического оснащения и современные требованиями к качеству образования, внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.

Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

  1. выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
  2. правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
  3. применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
  4. создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
  5. соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Нет неживой природы. Земля, вода, камни также как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

        Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

        Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы .  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

        Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

      Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей,- это необычайно благородная и – благодарная роль. Результатом и наградой будет осознание, что ты внёс свой вклад в то, чтобы здоровье детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

       В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать:

            «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Литература

  1. Татарникова Л.Г.  Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные  технологии СПб. 2010.
  1. Диагностика здоровья – психологический практикум /под редакцией Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2003
  2. Фомина Л.П. Формирование готовности ученика к здоровьесбережению в адаптивно-развивающей школе // сб. науч. тр. МИНПИ, Вып. 5; Серия: Фундаментальное образование – СПб: МИНПИ, 2009. – С. 165-168    
  3. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  4. Тукачёва С.И.  Физкультминутки. Волгоград:
  5. Учитель. 2005.
  6. «Здоровье» учебно-методическое пособие для учителей 1-11 класс, М., 2003.
  7. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  8. Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005
  9. «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  11. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003.
  12. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.
  13. Брехман И.И. Введение в валеологию / И.И. Брехман - М.: Колос, 1992. - 214 с.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  15. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века / Б.С. Гершунский - М.: АПО, 1998. - 543 с.
  16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986. - 214 с.
  17. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  18. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
  19. Кузнецова Л.М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся / Л.М. Кузнецова- М.: Вита - Пресс, 1996. - 96 с.
  20. Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков // Педагогика. - 1998. - № 6. - С.58 - 66.
  21. Научно - методические основы формирования физического и психического здоровья детей: Материалы всерос. конф. - Екатеринбург, 2000.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК 

 (разработан в Научном центре здоровья детей РАМН)

ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

 1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный. 2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

 ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 

1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний. 2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный. 3. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 2. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.

ФМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСАНКИ

 1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 2. Ходьба обычная, следя за осанкой. 3. Ходьба на носках, руки за головой. 4. Ходьба на пятках, руки на поясе. 5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое другой ногой. 2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1–2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3–4 – исходное положение – выдох. 3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1–2, на 3–4 медленно вернуться в и. п. 4. И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад. 5. И. п. – ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной. 6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука). 7. И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад. 8. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох, возвращение в и. п. – выдох. 9. И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе. 10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности). Приведем еще несколько примеров упражнений, которые помогают избежать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Причиной головных болей часто являются переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и должно выработать привычку делать упражнения для глаз регулярно. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки. После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

УПРАЖНЕНИЕ НА КОРТОЧКАХ

облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ,

 предложенные И.А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости. 1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10–15 секунд – и стало жарко. Повторить три раза. 2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд. 3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх–вниз, вперед–назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15–20 секунд). 4. «Ворона». Произносить «ка-аа-аа-аар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. 5. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10–15 секунд.) 6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)

Приложение 2

Тренинг «Мое здоровье».

Сегодня мы проводим очередной тренинг из сферы здоровья. Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью. Задача сегодняшнего тренинга – ознакомление с образом жизни других участников группы и выработка реальных «рецептов здоровья». Этот тренинг мы начнём с теста «Моё здоровье». Предлагаемый тест включает в себя 10 утверждений. При анализе этих утверждений целесообразнее всего использовать принцип «как правило», т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да»; если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет». Наверное, вы уже поняли, что лучше быть откровенным перед самим собой. Информация, которая будет получена вами по итогам тестирования, полезна, прежде всего, для вас. Она позволит каждому поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить своё здоровье в полном порядке на долгие годы.

Приложение 3

тест «Моё здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

6. Последнее время несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Ключ к тесту. 

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их. Определение результата и его интерпретация:

 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3 - 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм.

Приложение 4

Рис. 1. Таблица для проведения буквенного теста оценки внимания
(таблица Анфимова)

      Приложение 5

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: в течение 10-15 минут (время зависит от количества бланков, но не менее 7 минут и не более 20 минут)  буква К на каждой строке    ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ,   а   И   -    ЗАЧЕРКИВАЕТСЯ.     По сигналу “минута” ставится   вертикальная   черта   на  том  месте,  где  вас остановил сигнал.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ:      подсчет проводится по каждой минуте по формуле:    

                        C   --    W                                 где:

              А1 =   ---------------                 А - показатель правильности

                         С   +  О              О - кол-во ошибочно пропущенных букв

                                         С - общее кол-во зачеркнутых и  

                                                    подчеркнутых букв                                                                                                                         W - число ошибочно подчеркнутых или

                                                                 зачеркнутых букв,

                 Е = S*A        где , Е - показатель производительности                                                                          S - скорость просмотра

                                                     (кол-во строк * на кол-во знаков в строке ).

                                                

График     устойчивости   внимания.

Е

    t`(А)

фенотип

Культура и образование

генотип

политика

экономика

СМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической куль-туры в основной школе.

Итоговая работа на курсах повышения квалификации: МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБУЧЕНИИ....

Выступление на педсовете "Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации"

В выступлении "Модель реабилитационного пространства  как компонент образовательной среды  школы для детей с трудностями  в обучении и социализации" приводятся примеры организ...