Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС
материал по физике по теме
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является
ориентация на результат образования. Образовательные результаты,
выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с
условиями, в которых осуществляется образовательный процесс.
В свете внедрения ФГОС предполагается широкое внедрение новых технологий, прежде всего информационно-коммуникационных. Отсюда вырисовывается новая цель современного образования: сформировать новую образовательную систему, которая должна стать главным инструментом социо-культурной модернизации общества. Это не только технологическая модернизация, но модернизация в умах, привитие новых стереотипов поведения.
- Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования.
- Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
- Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
- Дистанционность.
- Мобильность.
- Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
- Интерактивность.
- Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Содержание образования должно охватить систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету, систему универсальных учебных действий, т. е. мы должны сделать знания действенным инструментом в руках каждого ученика.
Возникает вопрос, как достичь поставленных целей.
Ответ на этот вопрос дается в стандартах. «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой». Информационно-образовательная среда (ИОС) – это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Из этого определения видно, что ИОС выступает одновременно и как условие, и как средство формирования новой системы образования.
Нельзя ставить знак равенства между ИОС и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Конечно, без ИКТ-технологий невозможно развитие, но понятие ИОС – гораздо шире. Это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуальной и социально развитой личности.
ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих систем:
- информационных образовательных ресурсов;
- компьютерных средств обучения;
- современных средств коммуникации.
- педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС
Иванова Елена Евгеньевна ГБОУ СОШ №399
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является
ориентация на результат образования. Образовательные результаты,
выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс.
В свете внедрения ФГОС предполагается широкое внедрение новых технологий, прежде всего информационно-коммуникационных, как части единой информационно-образовательной среды. Отсюда вырисовывается новая цель современного образования: сформировать новую образовательную систему, которая должна стать главным инструментом социо-культурной модернизации общества. Это не только технологическая модернизация, но модернизация в умах, привитие новых стереотипов поведения.
- Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования.
- Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
- Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
- Дистанционность.
- Мобильность.
- Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
- Интерактивность.
- Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Все это является актуальным в реализации качественного физического образования в школе, как основы научных знаний о природе, процессах происходящих в ней, и технического естественнонаучного мышления. Использование разнообразных информационно-коммуникционных технологий, виртуальных лабораторий и программ в процессе обучения физике эффективно способствует переходу от репродуктивного заучивания физических формул и законов к исследовательской активной позиции учащегося в учебном процессе, к творческому познанию природы, следовательно, получению прочных глубоких знаний по физике и формированию технического изобретательского мышления у школьников.
Важность физического образования в школе связана с тем, что в последнее время учащиеся сталкиваются с необходимостью выбора экзамена по физике при поступлении на многие технические специальности в вузы, следовательно, им необходима углублённая подготовка по предмету, получение в школе не только прочных знаний по предмету, но и навыков технического творчества и владений современными информационными технологиями.
Физика - базис естественнонаучного образования, который является основой технического мышления. С этой позиции содержание современного курса физики, закладывает основы законов, по которым живёт природа, а следовательно, должно быть направлено на формирование базовых представлений о природе, на которые опираются все остальные науки и которым подчиняется сама жизнь.
Большая часть современных учебных программ, учебников и методик по физике до сих
пор делают упор на усвоение учащимися готовой теоретической информации по предмету. Чаще всего учениками используются репродуктивные, а не креативные способы деятельности по усвоению учебного материала. Обычно, школьник ищет единственный ответ на поставленный вопрос, а не учится многообразию познания, в результате у учащихся не формируется чёткая картина об изучаемом явлении, возникают проблемы восприятия той или иной информации, возникают вопросы, физический смысл которых они до конца не понимают или понимают с трудом.
Выход из данной ситуации, даёт использование ИКТ в процессе освоения курса физики.
Целенаправленное использование информационных технологий, как показала практика, повышает эффективность обучения по предмету, развивает интерес к исследовательской работе, облегчает процесс восприятия некоторых сложных физических явлений и законов.
Проблема наглядности, и отсутствия демонстрационного оборудования стоявшая, так
остро последние годы, с помощью внедрения виртуальных лабораторий решается в одночасье.
На уроках мной испльзуются компьютерныепроектные среды как: Живая Физика, Открытая Физика, цифровая Лаборатория «Архимед» и др., которые предоставляют возможность интерактивного моделирования движения в гравитационном, электростатическом магнитном или любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов и пр. Данные программы позволяют учащемуся изучать школьный курс физики с позиции исследователя, усваивать основные физические законы и делать более наглядными абстрактные идеи и теоретические построения (такие как, например, напряжённость электростатического или магнитного полей). При этом нет необходимости использовать сложное в налаживании, громоздкое, дорогостоящее, а иногда даже опасное оборудование.
Программы дают учителю возможность проиллюстрировать в динамике свои объяснения,
предоставить учащимся «живую» схему задачи. Учащиеся могут самостоятельно проводить разнообразные исследования важнейших физических явлений и процессов, вести экспериментальную проверку гипотез, изучая физику не «по книге», а на собственном опыте. Встроенные средства визуализации (мультипликация, графики, таблицы, диаграммы, векторы сил и траектории движения тел) позволяют увидеть и проанализировать то, что в традиционном курсе физики существует лишь в виде абстрактных понятий и формул.
Использование ИКТ на уроках вызывает живой интерес и восторг у школьников. Позво-
ляет самостоятельно на практике получать и исследовать различные физические зависимости, есть возможность реализовать свои знания, задаться вопросом: «а что будет если я....». Вопросом, который заставляет задуматься, и самому найти ответ на поставленный вопрос.
Цифровая лаборатории, помимо моделирования опыта, позволяет реализовывать реальный эксперимент на уроке и во внеурочное время с помощью разнообразных датчиков, которые исполняют основную функцию эксперимента: упрощают процедуру измерения физических величин в ходе эксперимента, выводят полученные зависимости на экран монитора, производя, вычисления с высокой точностью.
Использование подобных программных продуктов позволяет не только продемонстриро-
вать весь демонстрационно-экспериментальный материал по физике, но и вовлечь учащихся в научную исследовательскую работу по разнообразным направлениям. Так, например, использование звуковых датчиков при выполнении исследовательской работы на тему: «Влияние шума на здоровье школьников» позволило выявить наиболее, загрязненные шумовым воздействием улицы города. В настоящее время в нашей идёт работа над таким проектом, который позволит не только при изучении школьного курса физики использовать и применять современные информационно-коммуникативные технологии, а поспособствует выстраиванию преемственности формирования исследовательских навыков, технического мышления у детей по вертикали всей системы школьного образования с помощью ИКТ.
Установив тесное взаимодействие всех ступеней с помощью специального оборудования и специфических программных сред, соответствующих по условиям работы возрасту ребёнка, возникнет возможность эффективного формирования изобретательских навыков, технического мышления и прочных знаний по физике за счёт экспериментирования в, изучения живой природы в начальной школе, моделирования процессов, происходящих в природе в основном звене, и наконец, проведения естественнонаучных экспериментальных исследований в старшей школе.
Несомненно, виртуальные лаборатории и программы не могут заменить живого, натурного эксперимента, но бесспорно эффективно способствуют переходу от репродуктивного заучивания физических формул и законов к исследовательской активной позиции учащегося в учебном процессе, к творческому познанию природы, а, следовательно, получению прочных глубоких знаний по физике и формированию технического изобретательского мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики
Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....
«Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ как компонент образовательной среды школы»
Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому о...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся....
Публикация в сборнике 2 Международной ярмарки образовательных технологий по теме "Использование возможностей модульной технологии на уроках физики"
Данный материал раскрывает опыт работы учителя с использованием модульной технологии....
Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС
Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые ...
Специфика информационно-образовательной среды в условиях ФГОС
Специфика информационно-образовательной среды в реализации предметной области «Искусство» в условиях ФГОС...