Рабочая программа ОБЖ 7 класс
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс) по теме
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_prog._7_klass.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрловский филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________Г.Е. Кузнецова Зав. филиалом _______________ С.В. Черенкова Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № ___от ______20___г. ________/_______________/ | «Утверждаю» Приказ № _______ от «___»_____________20____г. Директор школы _______________А.М. Григин |
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
7 класс
на 2012 – 2013 учебный год
Учитель: Васильева Л.В.
с. Юрловка
Пояснительная записка
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А.Т.Смирнова и учебника по основам безопасности жизнедеятельности, учитывая все требования стандарта образования по ОБЖ в основной школе, и предназначена для учащихся 7 класса.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
*воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
* развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы ЗОЖ; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
*освоение знаний: об опасных и ЧС, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственно системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС; о ЗОЖ; об оказании ПМП при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
*овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и ЧС по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Нормативная продолжительность изучения этого содержания определена в соответствии с федеральным базисным планом основного общего образования.
Рабочая программа по ОБЖ 7 класса рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 ч. в год).
Содержание и учебно-тематический план
№ п/п | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Кол-во часов |
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 10 |
1 | Безопасность дорожного движения | История образования ГАИ-ГИБДД. Инспектор ГИБДД. ПДД – законы улиц и дорог. Светофор . Типы светофоров. Светофорное регулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Виды перекрёстков. Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета. Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписания, предписывающие знаки, и знаки дополнительной информации | Знать и понимать: правила дорожного движения, правила безопасного движения на дорогах; виды перекрёстков; -группы дорожных знаков; -ПДД для велосипедистов Уметь: соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда. | 8 |
2 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | Различные природные явления и причины их возникновения. Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера. | Знать и понимать: опасные и ЧС природного характера, общие понятия и определения; организацию защиты населения от ЧС природного характера в РФ, рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС. Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, обеспечивая личную безопасность, перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время ЧС | 2 |
II | Чрезвычайные ситуации природного характера | 19 |
3 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Защита населения от последствий землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др. Правила безопасного поведения после землетрясения. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня. Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин. | Знать и понимать: определения ЧС геологического, характера; причины возникновения ЧС геологического характера, последствия, меры защиты и правила поведения в ЧС геологического характера. Уметь: грамотно действовать при возникновении ЧС геологического характера. | 6 |
4 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча. | Знать и понимать: определения ЧС метеорологического характера; причины возникновения ЧС, последствия, меры защиты и правила поведения в ЧС метеорологического характера. Уметь: грамотно действовать при возникновении ЧС метеорологического характера | 3 |
5 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него. | Знать и понимать: определения ЧС гидрологического, биологического характера; причины возникновения ЧС, последствия, меры защиты и правила поведения в ЧС гидрологического характера. Уметь: грамотно действовать при возникновении ЧС гидрологического характера | 7 |
6 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения | Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. | Знать и понимать: определения ЧС биологического характера; причины возникновения ЧС, последствия, меры защиты и правила поведения в ЧС биологического характера. Уметь: грамотно действовать при возникновении ЧС биологического характера. | 3 |
III | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 |
7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей. Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми. Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.). | Знать и понимать: составляющие здорового образа жизни и его значение для гармоничного развития человека; значение правового воспитания для социального развития подростка. Уметь: доступно объяснять значение ЗОЖ для обеспечения личной безопасности и здоровья; использовать полученные знания для выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам. | 3 |
8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) | Общие понятия и определения первой медицинской помощи, и доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь». Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего. | Знать и понимать: общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, общий порядок действий при оказании ПМП; оказание ПМП при кровотечениях, правила транспортировки пострадавшего. Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях | 2 |
Всего часов | 34 |
Литература и средства обучения
- Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей ред. А.Т. Смирнова. М.: «Просвещение», 2007.
- Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования.
- А.Т. Смирнов.,Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.
- А.Т. Смирнов. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ. Книга для учителя. М.: «Просвещение», 2001
- Ю.Б. Орлов. Правила дорожного движения. М.: Просвещение, 1988
- В.В. Шумилова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Волгоград, 2007
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (в соответствии с целями и задачами урока) | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата проведения | Дата проведения по факту (на основании записи в кл. журнале) |
1. | История образования ГАИ – ГИБДД. Инспектор ГИБДД. | 1 | опрос |
2. | ПДД - законы улиц и дорог. | 1 | опрос |
3. | Светофор. Типы и виды. Светофорное регулирование. | 1 | самостоятельная работа |
4. | Сигналы регулировщика. | 1 | опрос |
5. | Различные природные явления и причины их возникновения. | 1 |
6. | Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | терминологический диктант |
7. | Землетрясения. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | 1 | опрос |
8. | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | опрос |
9. | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | опрос |
10. | Вулканы, извержения вулканов. Расположение вулканов на Земле. | 1 | опрос |
11. | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | опрос |
12. | Оползни, их последствия, защита населения. | 1 | тестирование |
13. | Ураганы и бури. Причины их возникновения, возможные последствия | 1 | опрос |
14. | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | опрос |
15. | Смерчи. | 1 | письменный опрос |
16. | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | опрос |
17. | Защита населения от последствий наводнений. | 1 | опрос |
18. | Рекомендации населению по воздействиям при угрозе и во время наводнения. | 1 | опрос |
19. | Сели и их последствия | 1 | опрос |
20. | Защита населения от последствий селевых потоков. | 1 | опрос |
21. | Цунами и их характеристика. | 1 | опрос |
22 | Защита населения от цунами. | 1 | тестирование |
23. | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 1 | опрос |
24. | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | 1 | опрос |
25. | Эпидемии. Эпизоотии и эпифитотии. | 1 | терминологический диктант |
26. | Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. | 1 | опрос |
27. | Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми . | 1 | опрос |
28. | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со сверстниками ; сверстниками противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. | 1 | опрос |
29 | Общие правила оказания первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. | 1 | опрос |
30. | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. | 1 | тестирование |
31. | Виды перекрёстков. | 1 | опрос |
32. | Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета. | 1 | опрос |
33. | Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации. | 1 | работа по карточкам |
34. | Велосипед. Советы велосипедистам. | 1 | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...