Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов
видеоурок по биологии (8 класс) по теме
Открытый урок
ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8
ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»
(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности учитель)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Вид урока:УРОК –ЛАБОРАТОРИЯ
Цель:Формирование понятия о крови ее составе, функциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 940.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8
ТЕМА: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»
(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности учитель)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Вид урока: УРОК –ЛАБОРАТОРИЯ
Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.
Задачи:
- Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
- Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.
- Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: “Состав крови”; кровь в пробирке, дидактический материал; микроскопы, микропрепораты, пластилин, картон для уроков труда.
Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.
Учащиеся должны:
знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.
уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.
Методы обучения :
Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.
Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.
Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.
Презентация, фильм.
Структура урока:
Урок разработан самостоятельно, с учетом рекомендаций авторов данных технологий.
Этапы урока:
Цель 1 организационного этапа была настроить учащихся на плодотворную работу на уроке .
2 этап – это АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Повторить материал о внутренней среде обитания, ее компонентах, о постоянстве внутренней среды.
3 этап – посвящен СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Его цель пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.
4 этап – физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз.
5 этап – ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Знакомство с составом крови , функциями клеток крови и с их сущностью.
6 этап – ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ . Лабораторная работа «Микроскопическое исследование эритроцитов крови человека и лягушки». Медицинский консилиум «Общий анализ крови».
7 этап – ИТОГ УРОКА. Определить качество полученных знаний с помощью электронного учебника и творческого задания в виде СИНКВЕЙНА.
______________________________________________________________________
ХОД УРОКА
- Организационный этап. Приветствие ребят и гостей.
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, ребята!
- Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний учащихся.
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
/Ученик: жидкая внутренняя среда./
Учитель:
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске.
Учитель.
Ученик на доске правильно выполнил задание, сравните свои результаты.
Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик :
(Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)
Учитель:
А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик:
(Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)
Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети – ДА!!!/
Учитель:
Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?
/Дети: Гомеостаз!!!/
Учитель:
Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?
/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./
- Создание проблемной ситуации.
Учитель: Молодцы!!!
Ребята ,а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
/ Фильм / «КРОВЬ – что это?»
На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока!
С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.
И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!
Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?
/Далее следует краткое сообщение ученика. /
Ученик :
(Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:
- Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную
- Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная)
- Открытие и усвоение новых знаний.
Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?
Итак наша лаборатория преступает к работе.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.
/ можно показать банку с красной жидкостью/
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
/ показать пробирку с отстоявшейся кровью/
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ПЛАЗМА
ЭРИТРОЦИТЫ
ТРОМБОЦИТЫ
ЛЕЙКОЦИТЫ
Учитель:
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы.
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови | Кол-во в 1 мм3 и форма | Место образования | Срок жизни клетки | Место разрушения | Функции |
ЭРИТРОЦИТЫ С греческого «Эритрос» - красный «Цитос» - клетка Красные кровяные клетки Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина, который присоединяет к себе кислород. Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!! | У муж. – 4,5-5 млн, у жен.4-4,5млн. Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!! Форм аэритроцита - Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки | Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге | От 30 до 130 дней | Селезенка и печень | Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь- темно-красная. Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!! |
ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро Виды: ГРАНУЛОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/ | От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением | Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах | От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет | Места ранений и воспалений | Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ В словарик: ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются - ФАГОЦИТАМИ Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены |
ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки | 150-400 тыс. Не содержат ядро | Красный костный мозг. | 5-7 суток, | Места ранений, селезенка | Свертывание крови при ранении. При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови. В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : «СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..» Нажать фотопарат/иллюстрации Нити фибрина и тромб// В СЛОВАРИК: ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ |
- Физкультминутка
Учитель:
А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.
- Первичное закрепление полученных знаний.
Учитель:
Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки».
Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки
Ход работы:
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
- Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
- Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ | ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ | НАЛИЧИЕ ЯДРА |
человека | Мелкие Двояковогнутый диск | нет |
- Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
- Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
- Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ | ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ | НАЛИЧИЕ ЯДРА |
лягушки | Крупные , овальной формы | есть |
- У вас на столах лежит пластилин и картон для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки
Учитель:
Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Учитель:
Сейчас мы поработаем в группах, 1ряд – 1 группа.
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
/Пока дети работают : на интерактивной доске включить эл. учебник и убрать текст для теста – закрепления/
Учитель: слово 1 группе :
Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/
Слово 2 группе:
Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/
Слово 3 группе:
Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/ -
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
- Итог урока.
Учитель:
- Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
- Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.
- Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?
/Ученики: ДА!!!/
Так что же такое кровь?
Ученик: /Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!/
Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ
I. название синквейна
II. 2 прилагательных
III. 3 глагола
IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему
V. Строка - эмоция, выражающая личное отношение к теме.
/Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей эритроцитов/
Учитель:
Ребята в каждой вашей красивой фразе синквейна есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:
КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах.
Отметки.
Домашнее задание:
Все новые понятия в биологическом словарике выучить, параграф 17 , п.т. 62- всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии оценку «4» и «5»
Ученику - отличнику подготовить сообщении «Что такое иммунитет?»
Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.
______________________________________________________________________
Урок подготовлен: Учителем биологии высшей категории
Юмашевой Олесей Александровной
Московская область, Рузский район, МОУ «Нововолковская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта
: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта 2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...
Конспект открытого урока по волейболу для учащихся 11»в» класса (дев.)
Задачи урока: 1.Совершенствование техники верхней передачи мяча. ...

Открытый урок по гимнастике для учащихся 4 класса по теме: "Освоение акробатических упражнений"
Урок разработан для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Разработка открытого урока по математике для учащихся 6 класса по теме: "Раскрытие скобок"
Открытый урок по математике для учащихся 6 класса. Тема "Раскрытие скобок". Тип урока: урок рефлексии. Вид урока: урок путешествие....
Открытый урок по баскетболу для учащихся 10-го класса.
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи, броска в кольцо с двух шагов....

Конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-х классов на тему: "Развитие координационных способностей на уроках баскетбола".
Цель урока:Развитие координационных способностей на уроках баскетбола.Задачи урока:Образовательная:Совершенствовать технику ведения мяча в движении.Закрепить передачу мяча одной рукой от плеча на мест...

Открытый урок по баскетболу для учащихся 7 классов .
Мультимедийная разработка открытого урока по физической культуре, Баскетбол, овладение техникой броска мяча....