Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов
видеоурок по биологии (8 класс) по теме

 

Открытый урок 

ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ    КЛАСС: 8     

ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»

(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности учитель)

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока:УРОК –ЛАБОРАТОРИЯ

Цель:Формирование понятия о  крови  ее составе, функциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок "Кровь=ЖИЗНЬ"940.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  

ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ    КЛАСС: 8     

ТЕМА: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ» 

(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности учитель)

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: УРОК –ЛАБОРАТОРИЯ

Цель: Формирование понятия о  крови  ее составе, функциях.

Задачи: 

  1.  Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
  2. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.
  3. Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью. 

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: “Состав крови”; кровь в пробирке,  дидактический материал;  микроскопы, микропрепораты, пластилин, картон для уроков труда.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость  крови.

Учащиеся должны:

знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в  лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.

Методы обучения : 

Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.  

Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.

Презентация, фильм.

Структура урока:

Урок разработан самостоятельно, с учетом рекомендаций  авторов данных технологий.

Этапы  урока:

Цель 1  организационного этапа была настроить  учащихся на плодотворную работу на уроке .

2 этап – это  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Повторить материал о внутренней среде обитания, ее компонентах, о постоянстве внутренней среды.

3 этап – посвящен  СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Его цель пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.

4 этап – физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз.

5 этап – ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Знакомство с составом крови , функциями клеток крови и с их сущностью.

6 этап – ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ . Лабораторная работа «Микроскопическое исследование эритроцитов крови человека и лягушки». Медицинский консилиум «Общий анализ крови».

7 этап – ИТОГ УРОКА. Определить качество полученных знаний с помощью  электронного  учебника и творческого задания в виде СИНКВЕЙНА.

______________________________________________________________________

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.  Приветствие ребят и гостей.

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, ребята!

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний  учащихся.

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить   о зарождении жизни на Земле. Вспомните ,  что  первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

/Ученик:  жидкая внутренняя среда./

Учитель:

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно  ответить на данный вопрос я предлагаю вам  открыть  конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а  один из учеников сделает это на доске.

Учитель.

Ученик на доске правильно выполнил задание, сравните свои результаты.

Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

Ученик :

(Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)

Учитель:

А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

Ученик:

(Тканевой жидкости около 26% от массы тела.  Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)

Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной?   /Дети – ДА!!!/

Учитель:

Как  по другому мы называем постоянство внутренней среды?

/Дети:  Гомеостаз!!!/

Учитель:

Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?

/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель:   Молодцы!!!

Ребята ,а вы знаете, что  с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня  наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

 / Фильм /  «КРОВЬ – что это?»

 На протяжении  всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами  попробуете  сформулировать тему нашего урока!

С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.

И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс  - это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом  я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории  и приступим к работе!

Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?

/Далее следует краткое сообщение ученика. / 

Ученик :  

(Кровь –  это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

  1. Дыхательную  Питательную Выделительную Терморегуляторную
  2. Гуморальную  Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная)
  1. Открытие и усвоение новых знаний.

Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

Итак наша лаборатория преступает к работе.

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.

/ можно показать банку с красной жидкостью/

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

/ показать пробирку с отстоявшейся кровью/

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

Так как мы работаем  в лаборатории ,  все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.

 Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .

СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

  КРОВЬ

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  ПЛАЗМА

                ЭРИТРОЦИТЫ

                ТРОМБОЦИТЫ

    ЛЕЙКОЦИТЫ

                        

Учитель: 

Теперь  подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные  листы.

Клетки крови и их функции.

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3

и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

 ЭРИТРОЦИТЫ

С греческого

«Эритрос» - красный

«Цитос» - клетка

Красные кровяные клетки

Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина, который присоединяет к себе кислород.

Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином

Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!!

У муж. – 4,5-5 млн, у жен.4-4,5млн.

Всего  в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает  жизнедеятельность органов и тканей!!!

Форм аэритроцита - Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки

Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге

От 30 до 130 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь- темно-красная.

Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В  БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!!

ЛЕЙКОЦИТЫ

Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро

Виды:

ГРАНУЛОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/

От 5 до 10 тыс.

Обладают

Амебоидныме движением

Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах

От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет

Места ранений и воспалений

 Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ

В словарик:

ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются -  ФАГОЦИТАМИ

Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета ,  Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия

АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения

АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены

 ТРОМБОЦИТЫ

Кровяные пластинки

150-400 тыс.

Не содержат ядро

Красный костный мозг.

5-7 суток,

Места ранений, селезенка

Свертывание крови при ранении.

При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая  химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.

В учебнике на стр. 87 зачитайте  со слов : «СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..»

Нажать фотопарат/иллюстрации

Нити фибрина и тромб//

В СЛОВАРИК:

ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ

  1. Физкультминутка

Учитель:

А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Учитель: 

Ну а сейчас  ученые – исследователи мы можем  перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и  изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки».

Возьмите инструктивные карточки .  Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

Инструктивная карточка:

Цель работы:   выявить особенности строения  эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
  4. Запишите данные   в таблицу  , учитывая   размеры эритроцита, форму  и наличие в нем ядра

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА , РАЗМЕРЫ                       / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ  ЯДРА

человека

Мелкие

Двояковогнутый диск

нет

  1. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  2. Рассмотрите   эритроциты, крови лягушки.
  3. Запишите данные в таблицу,  о эритроците, учитывая его размеры, форму  и наличие в нем  ядра

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА , РАЗМЕРЫ                                    / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ  ЯДРА

 лягушки

 Крупные  , овальной формы

 есть

  1. У вас на столах лежит пластилин и картон для  моделей, используя полученные знания, смоделируйте  эритроциты крови человека, лягушки.

Используя модели и  данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод:  Эритроциты человека и лягушки  отличаются формой , размером.   Эритроциты крови  лягушки содержат ядро и имеют овальную форму,  а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая,  такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки  

Учитель:    

Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего   места, а мы продолжаем наше исследование.

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в  пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель. 

При наличии воспаления в организме:

 СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

в крови снижается  количество гемоглобина и количество эритроцитов .

Учитель:

Сейчас мы поработаем в группах, 1ряд – 1 группа.

 У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов  Нововолковской   амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.

Проведем медицинский консилиум

 Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на  экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

/Пока дети работают : на интерактивной доске включить эл. учебник и убрать текст для теста – закрепления/

Учитель:  слово  1 группе :

Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/

Слово 2 группе:

Ученик:/В данном анализе  СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза,  а   количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/

Слово 3 группе:

Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что  в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что  пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/ -  

Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

  1. Итог урока.

Учитель:

  1. Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
  2.  Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.
  3. Подведем итог :  вначале работы нашей лаборатории перед нами    стоял вопрос : «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?

/Ученики:  ДА!!!/

Так что же такое кровь?

Ученик: /Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!/

Учитель: А значим мы  сможем  сформулировать и  тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ

 I.  название синквейна        

II. 2 прилагательных

III. 3 глагола

IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему

V.  Строка - эмоция, выражающая личное отношение к теме.

/Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей  эритроцитов/

Учитель:

Ребята в каждой вашей красивой фразе синквейна есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:

 КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока!          Запишем ее в лабораторных листах.

 Отметки.

Домашнее задание:  

 Все новые понятия    в биологическом   словарике выучить, параграф 17 ,  п.т.  62- всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии  оценку «4» и «5»

 Ученику - отличнику подготовить  сообщении  «Что такое иммунитет?»

Учитель:   Урок закончен, всем большое спасибо.

______________________________________________________________________

        Урок подготовлен: Учителем биологии высшей категории  

Юмашевой Олесей Александровной

Московская область, Рузский район, МОУ «Нововолковская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

Конспект открытого урока по волейболу для учащихся 11»в» класса (дев.)

Задачи урока:     1.Совершенствование техники верхней передачи мяча.     ...

Открытый урок по гимнастике для учащихся 4 класса по теме: "Освоение акробатических упражнений"

Урок разработан для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Разработка открытого урока по математике для учащихся 6 класса по теме: "Раскрытие скобок"

Открытый урок по математике для учащихся 6 класса. Тема "Раскрытие скобок". Тип урока: урок рефлексии. Вид урока: урок путешествие....

Открытый урок по баскетболу для учащихся 10-го класса.

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи, броска в кольцо с двух шагов....

Конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-х классов на тему: "Развитие координационных способностей на уроках баскетбола".

Цель урока:Развитие координационных способностей на уроках баскетбола.Задачи урока:Образовательная:Совершенствовать технику ведения мяча в движении.Закрепить передачу мяча одной рукой от плеча на мест...

Открытый урок по баскетболу для учащихся 7 классов .

Мультимедийная разработка открытого урока по физической культуре, Баскетбол, овладение техникой броска мяча....