рабочая программа по ОБЖ 10,11 класс
рабочая программа по обж (10,11 класс) по теме

рабочая программа по ОБЖ 10,11 класс. 34 часа в год. 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_1011.docx56.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Усть-Пинежская средняя общеобразовательная школа»

МО «Холмогорский муниципальный район»

Архангельской области

«Утверждаю».

Директор школы

_______________ /Е.Б. Везирова/

«_____» ________________ 2011 г.

        

«Согласовано».

Заместитель директора по УВР

________________ /И.Н. Орехова/

«_____» _______________ 2011 г.

Рабочая программа

по ОБЖ в 10, 11 классах

учителя первой квалификационной категории

Шлапака Владимира Петровича

п. Усть-Пинега

2012 г.


                       

Оглавление:

1.  Пояснительная записка.                                                        1

2.  Содержание учебной программы для 10 и 11 классов.                                3

3.  Требования к уровню подготовки выпускников.                                7

4.  Перечень учебно-методического обеспечения                                        7

5.  Тематическое и поурочное планирование для 10 и  11 классов.                        8

6.  Критерии оценивания                                                        12

  1. Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе комплексной программы ОБЖ под общей редакцией А.Т.Смирнова, составленной на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопас ности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также

определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможнос тей и потребностей.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 клас сах направлено на достижение следующих целей:

•  усвоение и закрепление учащимися знаний:

—  об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно генного и социального характера,

—  о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятель ности личности, общества и государства,

—  об угрозе национальной безопасности России междуна родного терроризма и наркобизнеса,

—  о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,

—  об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,

—  об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе терро ристического акта,

—  о мерах профилактики наркомании,

—  о роли здорового образа жизни для обеспечения демогра фической безопасности страны,

—  о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,

—  об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

•    усвоение учащимися содержания:

—  основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и проти водействия терроризму,

—  нормативно-правовых актов Российской Федерации, опре деляющих порядок подготовки граждан к военной службе в со временных условиях и меры противодействия терроризму;

•    усвоение учащимися знаний:

—  о предназначении, основных функциях и задачах Воору женных Сил Российской Федерации,

—  о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,

—  о руководстве и управлении Вооруженными Силами Рос сийской Федерации,

—  об участии Вооруженных Сил России в контртеррористи ческих операциях,

—  о государственных и военных символах Российской Феде рации;

•    формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуще ствить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общест ва и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе соз нательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;

•  развитие у учащихся:

—  личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуа циях природного, техногенного и социального характера, в том чис ле при угрозе террористического акта,

—  потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,

—  потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,

—  физических и морально-психологических качеств, необхо димых для выполнения гражданином обязанностей в профессио нальной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохожде нии военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области бе зопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:

•  умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедея тельности;

•  умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техно генного и социального характера);

•  умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;

•  умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизне деятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

•  умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и са мообучения;

•  умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в усло виях чрезвычайных ситуаций;

•  умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различ ного типа;

•  умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федера ции в обеспечении национальной безопасности России, в том чис ле и по вооруженной защите Российской Федерации;

•  умение формировать ключевые компетенции в осуществле нии осознанного выбора своей будущей профессиональной дея тельности, связанной с защитой жизненно важных интересов лич ности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.

В 10 классе предусмотрено проведение учебных сборов (40 ч), в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют зна ния и умения по основам военной подготовки (строевая, огневая и тактическая подготовка), а также знакомятся с бытом военно служащих.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11 клас се завершается итоговой аттестацией.

2. Содержание программы

Особенностью данной программы является то, что она разработана в комплексе с элективным курсом по ОБЖ, вместе с которым она охватывает все темы, изучаемые в курсе ОБЖ. Для изучения на элективном курсе вынесены разделы и темы, относящиеся к основам военного дела.

Модуль  I.  Основы  безопасности  личности,  общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Автономное пребывание человека в природной среде Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и  вынужденная автономия.  Причины,  приводящие человека к

автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

1.2. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направле ния движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бива ка и организация бивачных работ. Разведение костра, приго товление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

 Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль

человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до рогах.

1.4. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на при чины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

1.5. Правила личной безопасности при пожаре

Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение

мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного пове дения при пожаре в жилом или общественном здании.

1. 6. Обеспечение личной безопасности на водоемах в раз личное время года

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.

1. 7. Обеспечение личной безопасности в различных быто вых ситуациях

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жили ща. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

/. 8. Обеспечение личной безопасности в криминогенных си туациях

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.9. Правила личной безопасности при угрозе террористи ческого акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1. 10. Уголовная ответственность за участие в террорис тической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение тер рористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная от ветственность за захват заложников, за заведомо ложное сообще ние об акте терроризма, за организацию незаконного вооружен ного формирования или участие в нем.

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2.1.  Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз ни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.

2.2.  Рекомендации населению по обеспечению личной безо пасности в условиях чрезвычайной ситуации природного харак тера

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биоло гического происхождения.

2.3.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера, при чины их возникновения и возможные последствия

2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безо пасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опас ном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

3.3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Междуна родный терроризм как социальное явление.

3.5. Наркотизм и национальная безопасность России

 Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федера ции по обеспечению безопасности личности, общества и го сударства

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера», «О безопасности», «О по жарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противо действии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и лик видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Единая государственная система предупреждения и ликвида ции чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и ос новные задачи.

Тема 5. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

5.1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом Правовая основа противодействия терроризму в современных

условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные догово ры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодей ствии терроризму» (от б марта 2006 г., № 35-ФЗ), Указ Президен та РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).

5.5. Государственная политика противодействия наркотизму

Концепция государственной политики по контролю за наркоти ками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказа ния за незаконные действия, связанные с наркотическими и психо тропными веществами.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие

6.1. Здоровый образ жизни

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня рабо тоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособ ность человека

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо собности.

6.3. Значение двигательной активности и физической куль туры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долго летия.

6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилак тика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркома ния — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

6.5. Правила личной гигиены

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за ко жей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Тема 7. Нравственность и здоровье

7.1. Нравственность и здоровье

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо вос питывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

7.2. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы пере дачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

7.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

7.4. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и по рядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Тема 8. Основы медицинских знаний и профилактика ин фекционных заболеваний

8.1. Сохранение и укрепление здоровья важнейшая часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физичес кое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходи мость сохранения и укрепления здоровья — социальная потреб ность общества.

8.2.  Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, ме ханизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний.  Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

9.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной не достаточности и инсульте

Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Об щие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его воз никновения, признаки возникновения. Первая медицинская по мощь при инсульте.

9.2. Первая медицинская помощь при ранениях

Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

9.3.  Основные правила оказания первой медицинской помощи Наиболее целесообразная последовательность оказания пер вой медицинской помощи.

9.4. Правила остановки артериального кровотечения Признаки артериального кровотечения, методы временной ос тановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, пра вила наложения жгута.

9.5. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.

9.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двига тельного аппарата

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двига тельного аппарата. Основные правила оказания первой ме дицинской помощи при травмах опорно-двигательного ап парата.

9.7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой трав ме, травме груди, травме живота

Черепно-мозговая травма, основные причины ее возникнове ния и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.

Травма груди, причины ее возникновения, возможные послед ствия. Первая медицинская помощь при травме груди.

Травма живота, причины ее возникновения, возможные по следствия. Первая медицинская помощь при травме живота.

9.8. Первая медицинская помощь при травме в области таза, при повреждении позвоночника, спины

Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза.

Травмы позвоночника и спины, основные виды травм позво ночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины.

9.9. Первая медицинская помощь при остановке сердца Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанима ции. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание про ведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства

Тема 10. Гражданская оборона — составная часть оборо носпособности страны

10.1.  Гражданская оборона — составная часть обороно способности страны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возника ющих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

10.2.   Основные виды оружия и их поражающие факторы Ядерное оружие,  поражающие факторы ядерного взрыва.

Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современ ных средств поражения.

10.3.  Оповещение и информирование населения о чрезвы чайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой ин формации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных си туациях.

10.4.  Инженерная защита населения от чрезвычайных си туаций военного и мирного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное пред назначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

10.5.  Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за щиты и профилактики.

10.6.  Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

10.7.  Организация гражданской обороны в общеобразова тельном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Тема 16. Воинская обязанность

16.1.   Основные понятия о воинской обязанности Определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на во енную службу, прохождение военной службы по призыву, пребы вание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

16.2.  Организация воинского учета

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

16.3.   Первоначальная постановка граждан на воинский учет Время первоначальной постановки граждан на воинский учет.

Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воин ский учет. Предназначение профессионально-психологического от бора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

16.4.  Обязанности граждан по воинскому учету Основные обязанности граждан по воинскому учету до призы ва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

16.5.  Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к во енной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Пери оды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

16.6.  Требования к индивидуальным качествам специалис тов по сходным воинским должностям

Общие требования к качествам военнослужащих, исполняю щих обязанности на должностях связи и наблюдения. Водитель ские и технические должности, прочие воинские должности.

16.7.  Подготовка граждан по военно-учетным специально стям

Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по во енно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражда нину, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности, при призыве на военную службу.

16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной  подготовки граждан к

военной службе

16.9.  Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет

Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе. Порядок медицин ского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессиональ ного образования.

16.10.  Профессиональный психологический отбор и его предназначение

Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

16.11.   Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от воз раста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.

Раздел VI. Основы военной службы

 

3.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельнос ти выпускники должны знать:

•  основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила лич ной безопасности при угрозе террористического акта;

•  организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;

•  основные принципы здорового образа жизни;

•  правила оказания первой медицинской помощи;

•  основы обороны государства и военной службы;

•  боевые традиции Вооруженных Сил России, государствен ные и военные символы Российской Федерации.

Выпускники должны уметь:

•  предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать ре шение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

•  грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычай ной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

•  оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

•  выполнять основные действия, связанные с будущим про хождением воинской службы (строевые приемы, воинское привет ствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т. д.);

• пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористическо го акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владе нию навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

        

4. Перечень учебно-методической литературы

Программа «Основы безопасности Жизнедеятельности» комплексная программа 5-11 классы. Под общей редакцией А.Т.Смирнова. Москва. «Просвещение» 2011.

Учебник «Основы безопасности Жизнедеятельности» 10кл. Смирнов А.Т, Мишин Б.И, Васнев В.А.  Москва. «Просвещение» 2010.

Учебник «Основы безопасности Жизнедеятельности» 11кл. Смирнов А.Т, Мишин Б.И, Васнев В.А.  Москва. «Просвещение» 2010

5. Тематическое и поурочное планирование  

10 класс

№ разде ла, темы, урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество часов

Дата проведения

Р-1

Основы комплексной безопасности

15

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повсе дневной жизни

6

1.1

Автономное пребывание человека в природ ной среде

1

1.2

Практическая подготовка к автономному су ществованию в природной среде

1

1.3

Обеспечение личной безопасности на дорогах

1

1.4

Обеспечение личной безопасности в крими ногенных ситуациях

1

1.5

Правила личной  безопасности  при  угрозе террористического акта

1

1.6

Уголовная ответственность за участие в тер рористической деятельности

1

Тема 2

Личная безопасность в условиях чрезвычай ных ситуаций

4

2.1

Чрезвычайные ситуации природного характе ра, причины их возникновения и возможные последствия

1

2.2

Рекомендации  населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычай ных ситуаций природного характера

1

2.3

Чрезвычайные ситуации техногенного харак тера, причины их возникновения и возмож ные последствия

1

2.4

Рекомендации  населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычай ных ситуаций техногенного характера

1

Тема 3

Современный комплекс проблем безопаснос ти социального характера

5

3.1

Военные угрозы национальной безопасности России

1

3.2

Характер современных войн и вооруженных конфликтов

1

3.3

Международный терроризм — угроза нацио нальной безопасности России

1

3.4

Виды  террористических  актов,   их  цели  и способы осуществления

1

3.5

Наркотизм  и  национальная  безопасность России

1

Р-И

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

Тема 4

Нормативно-правовая база Российской Фе дерации по обеспечению безопасности лич ности, общества и государства

2

4.1

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению бе зопасности

1

4.2

Единая государственная система предупреж дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

P-III

Основы здорового образа жизни

6

Тема 5

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

5.1

Сохранение и укрепление здоровья — важ ная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой дея тельности

1

5.2

Основные  инфекционные  заболевания,  их классификация и профилактика

1

Тема 6

Здоровый образ жизни и его составляющие

5

6.1

Здоровый образ жизни

1

6.2

Биологические ритмы и их влияние на рабо тоспособность человека

1

6.3

Значение двигательной активности и физи ческой культуры для здоровья человека

1

6.4

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

2

P-V

Основы обороны государства

9

Тема 7

Гражданская  оборона  —  составная  часть обороноспособности страны

9

7.1

Гражданская оборона —  составная  часть обороноспособности страны

1

7.2

Основные виды оружия,  их поражающие факторы и способы защиты от них.

3

7.3

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

1

7.4

Инженерная защита населения от чрезвычай ных ситуаций военного и мирного времени

1

7.5

Средства индивидуальной защиты

1

7.6

Организация   проведения   аварийно-спаса тельных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации

1

7.7

Организация гражданской обороны в обще образовательном учреждении

1

Итоговое занятие

1

Всего часов

34

11 класс

№ разде ла, темы, урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество часов

Дата проведения

P-III

Основы здорового образа жизни

5

Тема 3

Нравственность и здоровье

5

3.1

Правила личной гигиены и здоровье.

1

2.09

3.2

Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов.

1

7.09

3.3

Инфекции,   передаваемые   половым   путем. Меры их профилактики.

1

21.09

3.4

Понятие о ВИЧ-инфекции  и СПИДе.  Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

1

28.09

3.5

Семья в современном обществе. Законода тельство и семья.

1

14.09

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

9

Тема 4

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

9

4.1

Первая   медицинская   помощь   при   острой сердечной недостаточности и инсульте

1

3.10

4.2

Первая медицинская помощь при ранениях

1

10.10

4.3

Основные правила оказания первой медицин ской помощи

1

17.10

4.4

Правила остановки артериального кровоте чения

1

24.10

4.5

Способы  иммобилизации  и  переноски  пос традавшего

1

31.10

4.6

Первая  медицинская  помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

1

14.11

4.7

Первая  медицинская  помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме жи вота

1

21.11

4.8

Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждениях позвоночни ка, спины

1

28.11

4.9

Первая медицинская помощь при остановке сердца

1

5.12

Р-11

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

2

Тема 2

Организационные основы борьбы с терро ризмом и наркобизнесом в Российской Фе дерации

2

2.1

Нормативно-правовая база борьбы с терро ризмом

1

12.12

2.5

Государственная  политика противодействия наркотизму

1

19.12

Р- V

Основы обороны государства

17

Тема 5

Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства

3

5.1

Функции  и  основные задачи современных Вооруженных Сил России

1

26.12

5.2

Применение Вооруженных Сил  Российской Федерации и борьбе с терроризмом

1

16.01

5.3

Международная  (миротворческая) деятель ность Вооруженных Сил  Российской Феде рации

1

23.01

Тема 6

Символы воинской чести

3

6.1

Боевое Знамя воинской части — символ во инской чести, достоинства и славы

1

30.01

6.2

Ордена  —   почетные  награды  за  воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

6.02

6.3

Военная форма одежды

1

13.02

Тема 7

Воинская обязанность

11

7.1

Основные понятия о воинской обязанности

1

20.02

7.2

Организация воинского учета

1

27.02

7.3

Первоначальная постановка граждан на во инский учет

1

5.03

7.4

Обязанности граждан по воинскому учету

1

12.03

7.5

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

19.03

7.6

Требования   к   индивидуальным   качествам специалистов по сходным  воинским долж ностям

1

2.04

7.7

Подготовка граждан по военно-учетным спе циальностям

1

9.04

7.8

Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

16.04

7.9

Организация  медицинского освидетельство вания граждан при постановке их на воинский учет

1

23.04

7.10

Профессиональный психологический отбор и его предназначение

1

30.04

7.11

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

7.05

Итоговое занятие

1

14.05

Всего часов

34

                

6. Критерии оценивания

 Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня усвоения спасателями необходимых для данной профессии знаний, а также возможностью их эффективного использования на практике. Эта оценка складывается из текущих оценок, полученных на теоретических занятиях, и оценок, выставленных на зачетах и экзаменах.

В основу оценки теоретических знаний спасателей положена традиционная пятибалльная система.


Оценка "5 баллов" ("отлично") - обучаемый полностью усвоил весь материал учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий, соблюдает требования техники безопасности.


Оценка "4 балла" ("хорошо") - твердо усвоен основной материал, ответы удовлетворяют требованиям, установленным для оценки "отлично", но при этом спасатель допускает одну негрубую ошибку, делает несущественные пропуски при изложении фактического материала, полученные знания свободно применяет на практике.

 

Оценка "3 балла" ("удовлетворительно") - обучаемый знает и понимает основной материал учебной программы, основные темы, но в усвоении материала имеются пробелы. Излагает его упрощенно, с небольшими ошибками и затруднениями. Выполняет производственные задания с недочетами, иногда с браком.


Оценка "2 балла" ("неудовлетворительно") - ставится тогда, когда обучаемый слабо понимает большую часть программного материала, допускает грубые ошибки, излагает материал бессистемно. Обучаемый не овладел основными элементами предмета, имеющиеся знания не может применить на практике. Допускает грубые ошибки, брак.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...