предметный урок "СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА И КОМПАС. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ"
план-конспект занятия (5 класс) по теме
знакомство с видами компасов, их основным устройством, научить пользоваться компасом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istoriya_poyavleniya_kompasov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметный урок.
По количеству уч-ся …….…групповая
По месту учебы.....…………. СДЮТЭ
Классический урок………... 45 минут
Вид контроля.......………….. тематический
Проверка знаний.………….. устная, фиксированная
Опрос................……………... фронтальный, индивидуальный
Методы обучения.…………. наглядные, практические, информационно-словесные
Приемы……………..………. логический, технический
Тема урока: «Стороны горизонта и компас. Способы ориентирования.».
Цель: научить определять свое местонахождение по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам.
Задачи:
Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом
Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память;
Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.
Дидактический материал: таблица «Детали компаса», учебные топокарты, карточки с заданиями
Оборудование: железный предмет, туристский компас, горный компас, курвиметр, шагомер, высотоизмеритель, бинокль.
Совет: если нет образцов для показа (курвиметр, шагомер и др.) можно использовать иллюстрации.
План проведения урока.
Этапы урока | Работа учителя и уч-ся | Содержание урока | Время в сек. мин. |
1. Подготовительный этап | Учитель |
Мистер Запад подал рапорт, Мистер Север сеял клевер, Мистер Восток пошел на каток, Мистер Юг обедал - и вдруг Обжегся совсем холодным супом. Как вы, наверное, догадались тема нашего сегодняшнего урока – стороны горизонта и компас. А также способы ориентирования. Цель нашего занятия - научиться определять свое местонахождение по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам. | 2 мин. |
2. Основной этап | Работа учителя и учащихся Работа учащихся |
Задание: посмотрите вокруг, сделав полный оборот вокруг себя, и подумайте, какую форму имеет пространство, которое вы видите? В задании есть ключевое слово-подсказка. (ответы учащихся) Ещё древние наши предки заметили, что где бы ни находился человек на Земле (или даже под землей), в любую данную минуту он всегда имеет пространство вокруг себя – окружность. Видимую линию такого пространства – люди назвали линией горизонта. В какую бы точку земного пространства вы ни переместились – круг горизонта всегда перед вами, а вы всегда в нём. Люди это поняли давно и заметили на этом круге несколько примечательных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна будто стоит над горизонтом на одном месте. Затем люди обнаружили странное свойство некоторых предметов – в подвешенном состоянии поворачиваться одним своим концом всегда в направлении этой загадочной звезды. Люди заметили, что Солнце и Луна восходят над горизонтом всегда с одной стороны от Полярной звезды, а заходят всегда с другой. Вот так постепенно на круге горизонта наметились 4 точки – север, восток, юг и запад.
О свойстве намагниченного железного штыря (иглы)знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса. Вы наверняка хоть раз видели компас. Это приборчик, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли – невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север. Задание карточка № 1(см. Приложения) Научное определение компаса и его назначения: Компас – это угломерный прибор, предназначенный для ориентирования по сторонам горизонта и для приближённого измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве). Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы. Компас Адрианова состоит из пяти частей: Корпус компаса. Визирное кольцо Магнитная стрелка Лимб (циферблат) Зажим Как вы понимаете, корпус компаса служит для того, чтобы соединять и закреплять другие части. Снизу в самом центре корпуса в него вделана короткая стальная игла, на которую насаживается стрелка. Визирное кольцо с вделанным в него стеклом имеет по верхнему краю два выступа – глазок и мушку. Эти выступы при поворотах визирного кольца показывают на шкале компаса (на лимбе) отсчёт в градусах. Самая главная часть компаса – магнитная стрелка. Она вырезается из тонкой стальной пластинки. Лимб компаса представляет собой белое кольцо с делениями. На лимбе есть один длинный штрих (черточка) – это нульштрих лимба, т.е. начало отсчёта делений на лимбе. Ещё имеются три светящиеся в темноте точки и буквы над ними; точка В – восток, точка Ю – юг, точка З – запад. Последняя часть компаса – зажим служит для приведения компаса в рабочее состояние и наоборот. Последние годы почти все туристы используют жидкостной компас, с которым работать намного легче и удобнее. Стрелка такого компаса помещается в герметичной
2.1. Главная особенность 2.2. Размещение компаса на руке 2.3. Пять правил обращения с компасом 2.4. Ошибки при работе с компасом 2.5. Отработка навыков «Найди стороны горизонта». | 5 мин. 11 мин. 2 мин. 5 мин. |
3. Заключительный | 1. Подведение итогов | 2 мин. |
«Найди стороны горизонта»
Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально и совместить северный конец стрелки с нулем лимба.
Это задание ребята повторяют многократно.
Далее усложняем задачу:
Поставить северную стрелку не на север и задать вопросы:
- Ориентирован ли компас?
- Где у него север, юг, запад, восток?
«Гимнастика сторон горизонта»
С помощью компаса определяется направление на север, и все поворачиваются лицом туда. Затем называется любая другая сторона горизонта. Задача каждого участника – как можно быстрее повернуться в названную сторону. Когда все встанут правильно, называется новое направление и т.д.
«Флюгер»
Играющие делятся на 4 равные по числу участников команды и строятся в шеренги лицом к центру. В центре стоит ведущий.
Каждая команда получает название: «Восток», «Север», «Юг», «Запад».
По словам ведущего: «Дует северный ветер» - каждый играющий должен повернуться спиной к северу (к названной команде). Затем следует сигнал: «Подул западный ветер» и т.д. Команды следуют быстро одна за другой. За каждую ошибку участникам начисляются штрафные очки. Побеждает команда набравшая наименьшее количество штрафных очков.
«Что изменилось?»
Участникам игры предлагается в течение одной минуты внимательно посмотреть на 2-3 ребят, стоящих перед ними. Ребята уходят и возвращаются, изменив что-нибудь в своём костюме. Играющие в течение 30-60 секунд разглядывают своих товарищей, которые заранее привели в беспорядок что-нибудь в своей одежде.
Играющим предлагается устно или письменно ответить, какие изменения или непорядок в одежде своих товарищей они заметили.
«Какой компас работает?»
На картинке нарисовано 6 компасов. Но пять из них сломаны. Выбери один компас, который работает (указывает правильное направление частей света).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"
Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Инт...
головоломка №4 6 класс Способы ориентирования
головоломка №4 6 класс способы ориентирования...
Способы ориентирования 6 класс
Презентацию можно использовать при изучении темы "Ориентирование" для формирования у обучающихся основных понятий....
Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка
Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка...
Адаптированное задание по географии 5 класс. Тема "Способы ориентирования"
Адаптированный текст и задание для работы со слабослышащими учащимися 5 класса на уроках географии в коррекционной школе....
Методическая разработка: «Формирование рискоустойчивых способов ориентирования и реагирования, при обучении детей с отклонениями в развитии, во время выполнения ручных картонажно- переплётных работ».
Формирование рискоустойчивых способов ориентирования и реагирования, при обучении детей...
Способы ориентирования
Конспект урока "Способы ориентирования"...