Здоровьесбережение на уроках в начальной школе
статья по обж на тему
Основы безопасности жизнедеятельности как сегмент формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения .Эта тема отражается в моей статье : Здоровьесбережение на уроках в начальных классах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_na_urokah_obzh_v_nachalnoy_shkole.odt | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ОКТЯБРЬСКАЯ СОШ»Белгородского района Белгородской области
Статья (ОБЖ,1-4 кл)
«Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе»
Учитель начальных классов Босова Валентина Николаевна
“Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья”
Шопенгауэр А.
При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что в этот период движения приобретают важную роль в жизни детей. Двигательная активность отражается на физическом и психическом формировании ребенка. Формируется скелет ребенка: начинают быстро расти ноги, изменяется форма позвоночного столба, а вместе с тем и расположение ребер. Детский позвоночник и межпозвоночные хрящи отличаются большой эластичностью, поэтому в этом возрасте очень важно обращать внимание на позу ребенка за партой, не разрешать носить ему тяжести. При нарушении этих правил могут возникнуть боковые искривления позвоночника – сколиозы. При поддержании определенной позы основное напряжение ложится на скелетные мышцы. В связи со статическим напряжением этих мышц уменьшается кроваток и приток питательных веществ, за счет чего в крови накапливаются продукты обмена, отсюда быстрая утомляемость ребенка при статической работе. Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение, как фактор, способствующий физическому развитию и воспитанию личности в целом.
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей слабо формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегает множество опасностей.
Подтверждением этому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыграть учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ. Ведь главные цели и задачи курса это:
Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных ситуациях;
Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни;
Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
Работая в школе более 27 лет заметила , что детей с ослабленным зрением становится с каждым годом все больше и больше.
Решив помочь своим ученикам , собираю из различных источников материал по уходу за глазами.
Вот некоторые из них , которые я использую на оздоровительных минутках в классе.
- «Циферблат». (золотого цвета). Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета ( ученые считают , что именно этот цвет способствует восстановлению зрения ). Выполняйте круговые движения глазными яблоками , оставляя при этом голову неподвижно.
- «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь , потом просто закройте глаза на 20-30 секунд.
- «Вверх – вниз.» Голову держите прямо , смотрите перед собой . Медленно поднимите взгляд на потолок , задержите на пару секунд и так же медленно опустите его на пол , задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной. Повторите несколько раз.
- «Влево – вправо». Исходное положение то же. Посмотрите влево , затем переведите взгляд вправо. Голова неподвижна , работайте только глазами. Во время выполнения упражнения следите за состоянием мышц глазных яблок , не перенапрягайте их. Повторите 8 -10 раз.
- «Бесконечность». Голову держите прямо , смотрите перед собой. Мысленно представьте себе горизонтальную восьмерку ( знак бесконечности) максимального размера и плавно опишите ее глазами. Повторите упражнение несколько раз в одну сторону , затем в другую. После этого часто – часто поморгайте.
- «С широко закрытыми глазами». Закройте глаза и попробуйте описать ими воображаемый круг , затем горизонтальную восьмерку , потом крестик.
- Посмотрите в окно вдаль 1 мин.
- « Массаж.» На наших ушах находится огромное количество точек , через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так , стимулируя мочку , вы опосредованно влияете на зрение.
А такие правила есть у каждого моего ученика дома.
- Гимнастика для глаз :
- зажмурьте глаза , а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- делайте круговые движения глазами : налево – вверх -направо – вниз – направо – вверх – налево - вниз. Повторите 10 раз
- вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца , медленно приближая его к носу , а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
- Игра «Полезно – вредно».( рассмотрите картинки и скажите , что для глаз полезно , что вредно .
- читать лежа
- смотреть на яркий свет
- смотреть близко телевизор
- оберегать глаз от ударов
- промывать по утрам глаза
- тереть глаза грязными руками
- читать при хорошем освещении.
- Правила бережного отношения к зрению.
- умываться по утрам
- смотреть телевизор не более 1 – 1.5 часов в день
- сидеть не ближе 3 м от телевизора
- играть на компьютере можно не более 15 минут
- не читать лежа
- не читать в транспорте
- при чтении и письме свет должен освещать страницу слева
- расстояние от глаз до текста рекомендуется 30 – 32 см
- употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов ( морковь , лук , петрушку , помидоры , сладкий красный перец.)
- делать гимнастику для глаз
- укреплять глаза , глядя на восходящее ( заходящее) солнце.
- Если вы носите очки.
- берегите свои « вторые глаза»
- храните их в футляре
- не кладите стеклами вниз
- регулярно мойте теплой водой с мылом
- снимайте во время занятий спортом
Взрослым посоветую после работы с компьютером использовать следующие средства
- Положить на кожу под глазами кусочки льда или полотенце , смоченное холодной водой
- Смочить веки соком свежего огурца
- Приложить к глазам компресс из ромашки или обычного чая
- Попеременно накладывать горячие ватные тампоны , смоченные настоем шалфея ( 1ч.л на полстакана кипятка)
- Примочки из окопника лекарственного ( чайная ложка на стакан крутого кипятка , настоять 20 минут , процедить , накладывать прохладные ватные тампоны)
- Травяной настой из очанки лекарственной и календулы ( не спиртовой) .Можно закапывать настой из пипетки , можно делать примочки.
Остроту зрения можно повысить , потребляя плоды черники в любом виде. На зиму их лучше запасти смешанными с сахаром ( 1200 г на 1 кг ягод ) хранить в стеклянных банках в холодильнике. Съедать по 40 – 50 г дважды в день.
Проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В своей работе я применяю следующие технологии:
Личностно – ориентированные
Игровые
Технологии проблемного обучения
Развивающие технологии
Все эти технологии можно отнести к ЗСТ.
Использование ЗСТ даёт нам:
1. Повысить результаты обучения и воспитания.
2. Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
3. Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.
4. Обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.
5. Формирование навыков ЗОЖ.
6. Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:
1) Строгое соблюдение режима урока.
2) Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).
3) Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление).
Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.
На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене.
У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом здоровье зависит от самих учащихся.
Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
1. В начале урока выполняются следующие упражнения.
a) « Растирание ушных раковин и пальцев рук»
Цель: активизирует все системы организма.
Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
b) « Ленивые восьмёрки»
Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом - другой, затем – сразу обеими руками.
2. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения.
a) « Дыхательная гимнастика»
Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем.
Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
b) « Поза дерева»
Цель: снимает статическое напряжение позвоночника.
Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут. Это упражнение можно выполнять ст
3. В конце работы на уроке.
Цель: обрести спокойствие и уверенность.
a) Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).
b) Остановить бег мыслей в голове
c) Сказать добрые слова друг другу.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и « этюды для души»
Оздоровительная минутка « Сотвори солнце в себе» направлено на снятие напряжения.
-В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце
Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки в стороны перед собой).
Задача оздоровительных пауз – дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления здоровья.
Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Уроки ОБЖ включают не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной активной деятельности.
Использование валеологического компонента и ЗСТ на уроках ОБЖ привело к положительным результатам:
Резко снизился уровень утомляемости;
Сократилось количество простудных заболеваний
Наблюдается стабилизация развития миопии
ПовысилАсь работоспособность на уроках
Список использованной литературы:
1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1968г
2. Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
4. Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г
5. Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.
6. Афанасенко В.В.,Черкесов Ю.Т. Валеология ,2001 г., стр.61,Сопряженное взаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей и оздоровление человека на мотивационной основе.
7. Фроленко Т.В. Начальная школа , 2000г.,№7,стр.,48,Валеологическая организация учебной деятельности на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок для начальной школы.
Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....
Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"
Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"...
Соблюдение принципов здоровьесбережения на уроках в начальной школе
Методические рекомендиции для педагогов " Соблюдение принципов здоровьесбережения на уроках в начальной школе". январь 2019 год...
Здоровьесбережение: мобильные телефоны в начальной школе.
Смартфоны доказывают свою полезность в обучении, но психологические исследования подчеркивают риск их присутствия в классе.Практически ни одна современная обстановка не является слишком священно...