Конспект урока "Разведение костра, типы костров"
методическая разработка по обж (6 класс) по теме

Марина Александровна Богородская

Данный методический материал для проведения урока составлены  по технологии "Развитие критического мышления", такие формы работы очень интересны для учеников и дают отличный результат качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostry_-_urok.doc169 КБ
Office presentation icon kostryt.ppt2.35 МБ
Microsoft Office document icon pamyatka_po_pb.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon sinkveyn.doc25 КБ
Microsoft Office document icon tekst_dlya_detey.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  ОБЖ в 6 «В» классе.

Учитель: Богородская Марина Александровна

Технология: «Развитие критического мышления»

Тема урока:  «Разведение костра с помощью спичек. Место для костра.  Типы    костров».

Цели урока:

-научиться выбирать и готовить место для костра, ознакомить учащихся с видами растопки, устройством костровища, ,  правилами  и способами разжигания костра, различными типами костров и обязательными правилами противопожарной безопасности;

-развитие критического мышления учащихся;

- воспитание бережного отношения к лесу.

Ход урока

1.Организационный момент

Представляем стихотворение "Костёр" русского поэта Саши Чёрного из замечательного цикла стихов "Детский Остров":
Эй, ребятишки,
Валите в кучу
Хворост колючий,
Щепки и шишки,
А на верхушку
Листья и стружку…
Спички живей!
Огонь, как змей,
С ветки на ветку
Кружит по клетке,
Бежит и играет,
Трещит и пылает…
Шип! крякс!

Давайте руки –
И будем прыгать вкруг огня.
Нет лучше штуки –
Зажечь огонь средь бела дня.
Огонь горит,
И дым глаза ужасно ест,
Костер трещит,
Пока ему не надоест…
Осторожней, детвора,
Дальше, дальше от костра –
Можно загореться.
Превосходная игра…
Эй, пожарные, пора,
Будет вам вертеться!
Лейте воду на огонь.
Сыпьте землю и песок,
Но ногой углей не тронь –
Загорится башмачок.
Зашипели щепки, шишки…
Лейте, лейте, ребятишки!
Раз, раз, еще раз…
Вот костер наш и погас.

I.Вызов

        Без чего нельзя решить проблему обогрева и сушки одежды, приготовления пищи и освещения во время автономного существования в природных условиях, например когда вы заблудились в лесу или ваше транспортное средство потерпело крушение в безлюдной местности? (ответы учащихся.)

        Ну конечно же, без костра. Но костер костру рознь. Один из видов костра хорош для сушки одежды, другой – для приготовления пищи. Чем же они различаются? Какие виды  и типы костров бывают?

  1. Постановка вопроса .

Большинству людей кажется, что разжигание костра не представляет собой особого труда. Но даже в хорошую погоду не каждый сможет сделать это быстро, а уж разжечь костер в дождь превратится в проблему для многих. Не все знают, что существует разные виды костров. Как выбрать тот, который тебе будет наиболее полезен в данной ситуации?

–Итак, что же вы знаете о костре? С чем ассоциируется у вас это слово?

  1. Индивидуальная работа (1-2 минуты) – каждый ученик записывает в тетрадь все, что знает о костре.
  2. Обмен информацией в группах (парах) знаниями или информацией о кострах.
  3.  Оглашение каждой группой фактов, все факты (сведения), записываются учителем в кластер (cluster- пучок, куст), одновременно устанавливая причинно-следственные связи. При составлении схемы происходит обсуждение мнений других групп, и ставятся пометки. Если есть сомнения: значок ?, если сомнений нет, то значок +

И, конечно, всегда есть вопросы, которые требуют дополнительного уточнения. Вот на это и следует обратить  пристальное внимание в последующем изучении данного материала.

II.Стадия осмысления

  1. Учащиеся работают с текстом (по листу), используя метод инсет  (insert- пометки на полях).

Разведение костра

Принцип разведения костра сам по себе не сложен. Сначала зажигается растопка - какой-то материал, способный на небольшое время дать достаточно крупное пламя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветки толщиной со спичку. Затем подкладывают сучья побольше, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разгорятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, постепенно кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.

На растопку обычно идет бумага, реже - береста. Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево. Опытные туристы часто обходятся без бумаги или бересты. В качестве растопки они употребляют либо очень тонкую лучину (почти стружку), которую берут из середины сухого полена, расколотого вдоль, либо то, что туристы называют паутинкой, - мелкие сухие веточки ели. Их почти всегда можно найти на крупной ели, если заглянуть под свисающие ветви у ствола.

Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топлива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась заваленной ими. Действительно, в такой укладке есть смысл: веточки или лучинки, лежащие в наклонном положении, легче разгораются. Растопку следует поджигать снизу - тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только ее верхняя часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо.

Виды костров

В справочниках и руководствах принято делить костры на дымовые, жаровые и пламенные. Дымовые костры используются для сигнализации и для отпугивания комаров, слепней, гнуса; жаровые - для приготовления пищи, просушки вещей, для согревания людей, если они ночуют без палатки у костра; пламенные - для освещения бивака и приготовления пищи.

Существует несколько основных видов таких костров (рис.24).

Рис. 24. Виды костров: 1 - "колодец"; 2 - "шалашик" ("конус"); 
3 - "звездный"; 4 - "таежный"; 5 - "таежный-2"; 6 - "таежный-3";
 7 - "три бревна".

"Колодец". Два полена кладут на угли параллельно, на некотором расстоянии друг от друга; поперек них - еще два и т. д. Такая конструкция по внешнему виду, действительно, напоминает колодезный сруб. Она обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья обычно равномерно горят по всей длине.

"Шалашик", или "конус". Поленья укладывают на угли наклонно к центру. При этом они частично опираются друг на друга. При такой конструкции костра дрова выгорают в основном в своей верхней части, но зато, благодаря близкому соседству их горящих частей, пламя получается мощным, жарким и концентрированным. Этот костер бывает выгоден, если нужно вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь в одном ведре, кастрюле, чайнике. Если же надо повесить на огонь не одну посудину, а несколько и, кроме того, желательно, чтобы все было готово одновременно, тогда "шалашик" не подходит. Тут лучше воспользоваться каким-нибудь другим видом костра, хотя бы тем же "колодцем".

"Звездный". Поленья укладывают на груду углей с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их продвигают ближе к центру.

"Таежный". Этот костер обязательно упоминается в туристских справочниках и руководствах. Однако, если взять разные справочники, окажется, что в них под этим названием описываются совсем разные конструкции, костров. Вот главные из них:
1. Костер складывают из длинных поленьев в два ряда, по два-три полена в каждом ряду. Оба ряда пересекаются под некоторым углом. При этом верхний ряд кладут так, чтобы он пересекался с нижним над грудой углей. Место горения приходится на пересечение обоих рядов.
2. Около углей кладут толстое полено; остальные кладут на него одним концом. Груда углей оказывается под ними.
3. Три-четыре полена укладывают на угли вплотную или почти вплотную друг к другу. Горение идет по всей длине поленьев, преимущественно в местах их соприкосновения.

Как видим, во всех трех случаях укладка дров в костер совершенно различная. Однако кое-что общее между ними есть. Всегда используется принцип взаимного разогревания горящих поверхностей, разделенных лишь узкими щелями. За счет этого жар усиливается, и между бревнами возникает достаточно сильная вертикальная тяга, хотя они и лежат очень близко друг к другу.

Говоря о типах костров, выше везде указывалось, что эти костры складываются из поленьев. Но, конечно, точно такие же костры можно сложить и из нерасколотых стволов различной толщины.

Выбор и заготовка дров

В предыдущих разделах про дрова было сказано только одно: они должны быть сухими. Поговорим теперь о них более подробно. Лучшие дрова - из хвойных деревьев. У бывалых путешественников принято отдавать предпочтение сосне и кедру, так как они мало искрят. Однако это имеет существенное значение только в том случае, если предстоит ночевка не в палатке, а рядом с огнем, так что юные туристы могут считать, что ель ничуть не хуже сосны и кедра. Хорошо горят также сухая лиственница и пихта. Последняя, правда, часто "стреляет" угольками. Из лиственных пород лучше других - береза, но даже она считается хуже хвойных деревьев. Это нередко удивляет тех, кто имел раньше дело с печным отоплением: при покупке дров всегда отдают предпочтение березовым. Дело в том, что покупные дрова предварительно просушивают. Да к тому же их и после покупки обычно не сразу пускают в дело, а складывают в поленницу, где они еще подсыхают. В этих условиях береза, действительно, экономичнее сосны и ели. Иначе обстоит дело в лесу, где дрова идут в огонь немедленно. Сухостойная береза почти всегда гнилая, тем более упавшая, которая обычно вообще превращается в труху. Ни гнилье, ни труха на костер, понятно, не годятся. А вот хвойные породы значительно меньше подвержены гниению - этому препятствует смола.

Разведение костра под дождем

Начнем с самого простого - со спичек. Чтобы развести костер под дождем, надо иметь сухие спички. В группе обязательно должны быть спички в непромокаемой упаковке. Это помимо тех расхожих спичек, которые лежат в кармане у кострового или у дежурных. Существует много способов герметизации спичек. Но, прежде всего, надо решить, какую проводить герметизацию - полную или неполную.

Для неполной герметизации коробку спичек кладут в полиэтиленовый пакет и несколько раз оборачивают его вокруг коробки. Для полной герметизации в том же самом полиэтиленовом пакете заваривают горловину с помощью утюга или паяльника. Неполная герметизация вполне достаточна для защиты спичек от дождя. Но если спички каким-то образом попадут в воду, то она не поможет. Полная герметизация гарантирует сохранность спичек во всех случаях, но она существует, естественно, только до первого случая применения спичек. Чтобы воспользоваться заваренными в полиэтиленовый пакет спичками, нужно его разорвать. Таким образом, полная герметизация надежнее, а неполная - удобнее в обращении.

Держат эти спички не где-нибудь в рюкзаке, а всегда при себе. Если турист идет в штормовке, они лежат в нагрудном кармане; снимая штормовку, он тут же перекладывает спички в брюки или в карман рубашки.

  1. Сведения заносятся в таблицу:

«V» - знал (а)

«+» - новое

«-» - сомневаюсь

«?» - вопросы

        Используя ключевые слова и фразы, заполните таблицу.

III. Стадия рефлексии

1.Беседа с классом по вопросам:

- Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо?

- Что из прочитанного оказалось новой информацией?

_ Что вызвало у вас сомнение или с чем вы были не согласны?

Давайте озвучим вопросы, которые возникли при чтении и постараемся на них ответить.

2.Возвращение к кластеру, дополнение новой информацией.

3.Практическая работа (5 мин):

Задание 1. Сложить костры следующих типов: «шалаш», «колодец», «звездный»,  «таежный».

Раздаточный материал:

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

5.Синквейн (рефлексия)

Повторение правила построения стихотворения:

Например:

Костер

Жаркий, огненный

Греет, дымит, освещает

Нужно уметь разжигать костер

Огонь

Правила чтения синквейна:

Выступающий выходит перед классом, представляется, садится на стул, читает синквейн, после чего все должны ему похлопать.

Домашнее задание индивидуально по вопросам, которые вызывают сомнение.

Текст «Костры»

  1. Место для костра
  1. Готовится в стороне от деревьев, кустов (не ближе 4-6 метров)
  2. Очищается от лесного мусора: травы, сухих листьев, шишек
  3. Лучше даже снять верхний слой дерна
  4. Обложить это место камнями
  5. Опасно разводить костер близко от сухой травы и в сухом хвойном лесу, на торфяной почве
  6. А если снег? Расчисти место до земли. Глубокий снег плотно утопчи, сделай настил из сырых бревен и веток.
  1. Разжигание костра
  1. Начинается с заготовки растопки: бересту, сухие щепочки, гнилушки из дупла, сухой мох, сухая трава, стружки, лучины,  смолистые куски коры хвойных деревьев и так называемые «зажигательные палочки» из смолистых пней хвойных деревьев.
  2. Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают
  3. После этого в костер добавляют сухие сучья, сухой валежник лучше хвойных деревьев или хвойный сухостой.
  1. Типы костров
  1. Костры бывают дымовые, жаровые и пламенные.  Дымовой, чтобы отогнать комаров и мошкару и для подачи сигнала о своем местонахождении. Пламенный - осветить место привала, подогреть пищу, вскипятить воду. Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей.
  2. «Шалаш». Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.
  3. «Колодец» хорош в сырую погоду.
  4. «Звездный» требует постоянного присмотра, иначе погаснет, пожаробезопасен.
  5. «Таежный»  не требует частого подкладывания дров.
  6. «Нодья»  складывается из трех больших бревен длиной 2 – 2,5 метров. Два бревна нужно положить вплотную, сверху на них укладывается растопка, после того как растопка хорошо разгорится положить третье бревно. Такой костер может гореть несколько часов.

«V» - знал (а)

«+» - новое

«-» - сомневаюсь

«?» - вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.


Предварительный просмотр:

Правила составления Синквейна

  1. 1 существительное
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. 4 слова – твое отношение к теме
  5. 1 слово- синоним к 1-му слову

Например:

Вода

Прозрачная чистая

Поит убивает льется

Вода источник жизни Земли

Жидкость 

Правила составления Синквейна

  1. 1 существительное
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. 4 слова – твое отношение к теме
  5. 1 слово- синоним к 1-му слову

Например:

Вода

Прозрачная чистая

Поит убивает льется

Вода источник жизни Земли

Жидкость

Правила составления Синквейна

  1. 1 существительное
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. 4 слова – твое отношение к теме
  5. 1 слово- синоним к 1-му слову

Например:

Вода

Прозрачная чистая

Поит убивает льется

Вода источник жизни Земли

Жидкость

«V» - знал(а)

«+» - новое

«-» - сомневаюсь

«?» - вызывает вопросы



Предварительный просмотр:

Текст «Костры»

  1. Место для костра
  1. Готовится в стороне от деревьев, кустов (не ближе 4-6 метров)
  2. Очищается от лесного мусора: травы, сухих листьев, шишек
  3. Лучше даже снять верхний слой дерна
  4. Обложить это место камнями
  5. Опасно разводить костер близко от сухой травы и в сухом хвойном лесу, на торфяной почве
  6. А если снег? Расчисти место до земли. Глубокий снег плотно утопчи, сделай настил из сырых бревен и веток.
  1. Разжигание костра
  1. Начинается с заготовки растопки: бересту, сухие щепочки, гнилушки из дупла, сухой мох, сухая трава, стружки, лучины,  смолистые куски коры хвойных деревьев и так называемые «зажигательные палочки» из смолистых пней хвойных деревьев.
  2. Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают
  3. После этого в костер добавляют сухие сучья, сухой валежник лучше хвойных деревьев или хвойный сухостой.
  1. Типы костров
  1. Костры бывают дымовые, жаровые и пламенные.  Дымовой, чтобы отогнать комаров и мошкару и для подачи сигнала о своем местонахождении. Пламенный - осветить место привала, подогреть пищу, вскипятить воду. Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей.
  2. «Шалаш». Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.
  3. «Колодец» хорош в сырую погоду.
  4. «Звездный» требует постоянного присмотра, иначе погаснет, пожаробезопасен.
  5. «Таежный»  не требует частого подкладывания дров.
  6. «Нодья»  складывается из трех больших бревен длиной 2 – 2,5 метров. Два бревна нужно положить вплотную, сверху на них укладывается растопка, после того как растопка хорошо разгорится положить третье бревно. Такой костер может гореть несколько часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....

План-конспект урока по теме: "Типы развития насекомых."

План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Типы развития насекомых"....

конспект урока по теме "Типы придаточных в СПП. Подготовка к ЕГЭ"

На уроке закрепления и систематизации знаний по данной теме используются различные нестандартные приемы (блиц-опрос, логическая игра и др), кроме того, привлекается тестовый материал...

конспект урока по теме "Типы придаточных в СПП. Подготовка к ЕГЭ"

На уроке закрепления и систематизации знаний по данной теме используются различные нестандартные приемы (блиц-опрос, логическая игра и др), кроме того, привлекается тестовый материал...

Презентация к уроку ОБЖ по теме - Костры. Виды костров и их разведение

Презентация к уроку ОБЖ по теме - Костры. Виды костров и их разведение...

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"...

конспект урока ОБЖ 6 класс "Костры"

Урок построен на изучении материала в 6 классе , и воспроизведение образцов костров на примере макетов из пластилина и спичек. Учащиеся используют макеты для приобретения навыков разведения костров в ...