Мастер-класс на тему: «Строевая подготовка»
методическая разработка по обж по теме
Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый приём или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой определённой последовательности. причём преподаватель должен сам правильно и чётко показать изучаемый приём. Методика обучения примеялась в Кадетской школе № 82 города Набережные Челны при обучении офицеров-воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_valeeva_i.a..docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детский морской центр № 9»
МАСТЕР КЛАСС
На тему
«Строевая подготовка»
Целевая группа слушателей: преподаватели ОВС, физкультуры
Ф.И.О.: Валеев Ильхам Ахтямович
Категория: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории
Место работы: МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9»
Набережные Челны, 2012 год
Пояснительная запискаВоспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, силовых структур, средств массовой информации.
Вопросы патриотического воспитания и гражданского становления детей и молодёжи нашли свое отражение в одном из основополагающих документов – Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в которой объединены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования.
В этой связи значительно возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходит духовно-нравственное становление и патриотическое воспитание детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, психику и физическое развитие кадет с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения. Должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы, в том числе и военной, выполнению священного долга по укреплению и вооруженной защите нашей Родины.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 422 от 11 июля 2005 года, ставит основной целью совершенствование системы патриотического воспитания граждан, формирование у них высокого патриотического сознания, верности Отечеству и готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Основой программы «Строевая подготовка» послужили: «Типовое поло- жение» о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 30 апреля 2008 года № 338; Положение о Кадетской школе № 82; Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (введён в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 года, № 111).
Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих патриотического воспитания и строится на следующих принципах:
- воспитания в процессе общественной деятельности, связи жизни с трудом;
- использования исторического опыта защиты Отечества;
- соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям учащегося;
- воспитания личности в коллективе через коллектив;
- уважения к личности учащегося в соответствии в соответствии с разумной требовательностью и индивидуального подхода к ней;
- единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий;
- соответствия воспитания условиям военной службы.
В военно-патриотическом воспитании учащихся используются методы убеждения, личный пример, а также упражнения и поощрения. Личный пример военного руководителя в сочетании с высокой методической подготовкой, постоянная требовательность к обучаемым в точном выполнении строевых приёмов – вот путь успешной строевой подготовки.
Цель и задачи программы:
Строевая подготовка является одним из важнейших предметов обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выучку, умение быстро и четко выполнять строевые приёмы, прививает аккуратность, ловкость и выносливость.
Строевая подготовка совершенствуется на занятиях по тактической подготовке, огневой, физической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях, повседневной жизни, а также при проведении строевых смотров (смотров строя и песни).
Цель программы: овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в применении положений Строевого устава.
Образовательные задачи:
- знать основные положения Строевого устава;
- уметь грамотно и профессионально проводить занятия по строевой подготовке, вырабатывать у обучаемых умение выполнять как одиночные строевые приёмы, так и действовать в составе подразделения (класса).
Воспитательные задачи.
- Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
- Воспитание аккуратности и дисциплинированности.
- Воспитание гордости за свой коллектив, свой город, за свою Родину.
Развивающие задачи.
- Развитие специальной статической выносливости, волевых качеств,
стрессовой устойчивости.
- Развитие координации.
- Развитие мышечной памяти.
- Развитие тактического мышления.
Содержание мастер-класса
Введение. Цели из задачи изучения предмета «Строевая подготовка». Строевая подготовка один из важнейших предметов военного обучения и воспитания. Строи и управление ими. Элементы строя. Предварительная команда. Исполнительная команда. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Вход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи взвода. Развернутый строй. Смыкание и размыкание. Походный строй. Выполнение воинского приветствия взводом в строю на месте и в движении. Строевой смотр роты. Строевой смотр в пешем порядке. Положение Государственного флага Российской Федерации и боевого знамени в строю. Порядок выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени. Проведение строевого смотра в составе взвода.
Методические рекомендации по реализации программы
Основными принципами используемыми в реализации настоящей программы являются:
- принцип гуманизации – соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных законом РФ и РТ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и др. нормативными документами.
- принцип сознательности и активности, осознано. Осмысленно выполняют поставленные задачи, активно изучают новые строевые приёмы.
- принцип наглядности – фактора адекватного разучивания двигательных действий. Применение наглядных пособий в сочетании с имитационными упражнениями.
- принцип сотрудничества - посторенние взаимоотношений на основе компетентности, авторитетности.
Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый приём или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой последовательности:
- назвать приём (действие) и подать команду, по которой он выполняется;
- показать образцовое выполнение приёма (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;
- научить обучаемых технике выполнения приёма (действия), сначала по разделениям, затем в целом;
- тренировать учащихся в выполнении приёма (действия), добиваясь ловкости, быстроты и чёткости действия.
Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу или на специально оборудованной площадке. Накануне занятий военному руководителю следует подготовить заместителя командира взвода, в качестве помощника.
Занятия рекомендуется проводить в такой последовательности: построить взвод, проверить наличие обучаемых и их внешний вид, при необходимости сделать замечания и предложить устранить недостатки. Взвод строится в двухшереножный развернутый строй, где каждый обучаемый должен знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После этого следует проверить выполнение некоторых строевых приёмов, изученных ранее.
В основной части урока руководитель занятия показывает технику выполнения изучаемого строевого приема (действия) в целом и по элементам, затем по его команде показанный приём (действие) выполняют обучаемые. Тренировку можно проводить попарно: в каждой паре обучаемые подают команды друг другу. Руководитель занятий следит за действиями обучаемых и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов. Каждое занятие должно заканчиваться кратким разбором действий и выполнения приёмов обучаемыми.
Совершенствование навыков обучаемых в выполнении одиночных строевых приёмов осуществляется как на специальных занятиях, так и на занятиях по физической, тактической и огневой подготовке, по уставам Вооруженных Сил, а также при всех построениях, передвижениях, проведении оборонно-массовых мероприятий.
Учебно-тематический план
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Цель: Создать систему дифференцированного воспитания и обучения строевой выучке, желанию как можно лучше овладеть строевыми приёмами для дальнейшей передачи знаний и опыта своим воспитанникам.
Категория слушателей:__учителя ОВС, воспитатели кадетских школ
Срок обучения: 21 час.
Форма обучения: лекции и практические занятия
Режим занятий: 2 часа в день
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др. | Практ., лаб., семинарские занятия | ||||
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации | ||||||
1. 2. 3. 4 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 7. 7. 7.1 7.2 8. 8.1 9. 9.1 | Введение. Цели из задачи изучения предмета «Строевая подготовка» Строевая подготовка один из важнейших предметов военного обучения и воспитания Строи и управление ими Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю Строевые приемы и движение без оружия Строевая стойка Повороты на месте Движение Повороты в движении Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении Вход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи взвода. Развернутый строй Походный строй. Выполнение воинского приветствия взводом в строю на месте и в движении Строевой смотр роты Общие положения Строевой смотр в пешем порядке Положение Государственного флага Российской Федерации и боевого знамени в строю. Общие положения Порядок выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени | 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | ||
Итоговый контроль | Проведение строевого смотра в составе взвода | 2 | 2 | экзамен | ||
итого | 21 | 3 | 18 |
Критерии оценки
Оценка за выполнение приёмов должна выставлена только за практические действия. При этом каждый приём должен выполняться в строгом соответствии с требованиями Строевого устава.
Индивидуальная оценка строевой подготовки обучаемых слагается из оценок, полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов и определяется:
- «отлично», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично», а 50% - на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг должны иметь оценку «отлично»;
- «хорошо», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и «хорошо», а 50% - на «удовлетворительно»; при этом внешний вид. Строевая стойка и строевой шаг должны иметь оценку не ниже «хорошо»;
- «удовлетворительно», если по одному из строевых приёмов получена оценка «неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида, строевой стойки и строевого шага;
- «неудовлетворительно» - при наличии двух и более неудовлетворительных оценок, а также при неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или строевой стойке, или строевому шагу.
Планируемые результаты
По строевой подготовке обучаемые знают:
- элементы строя;
- текст воинской Присяги;
- обязанности командира и военнослужащего перед построением и в строю;
- порядок подачи команд;
- порядок выполнения воинского приветствия без оружия;
- порядок проведения утреннего осмотра;
- порядок выполнения воинского приветствия;
- порядок проведения строевого смотра;
- порядок выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени.
Обучаемые умеют:
- точно выполнять строевые приёмы (действия) по разделениям;
- точно выполнять строевые приёмы (действия) в целом;
- четко подавать команды;
- двигаться строевым шагом;
- двигаться в полшага;
- выполнять строевую стойку и повороты на месте:
- выполнять повороты в движении.
Материально-техническое обеспечение
Учебный класс с наглядными пособиями.
Строевой плац.
Список литературы
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 2009. – М.: Эксмо, 2009;
- Зиновьев А.С. Учебное пособие по изучению и практическому применению общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. – Ростов н/д: Феникс, 2008.
- Аверин А.И. «Начальная военная подготовка» ДОСААФ СССР, 1997 г.
Наглядные пособия:
- комплект «Строевая подготовка»;
- комплект «Вооруженные Силы на страже Родины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для учащихся 3-4 классов по теме "Строевая подготовка"
В презентации содержатся необходимые знания в области строевой подготовки для учащихся младшего школьного возраста....
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».
Материал подготовлен к семинару «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...
Презентация на тему " Строевая подготовка"
Презентация на тему строевая подготовка для 3-4 классов....
Методическая разработка по теме строевая подготовка
В данной собственной методической разработке, представлен порядок проведения занятия по строевой подготовке, а так же об основных ее понятиях....
Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"
Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения...
«Основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом».
Цели урока:- образовательная: закрепить знания учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО, ЗАПРАВИТЬСЯ...